- Отличие теста от экспериментально-психологической методики
- Отличие теста от экспериментально-психологической методики
- Введение
- ВОПРОС 3. Отличие теста от экспериментально-психологической методики
- Практическая часть
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения
- Отличие тестов от других форм контроля
- ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Отличие теста от экспериментально-психологической методики
Часть текста скрыта. После покупки Вы получаете полную версию
Отличие теста от экспериментально-психологической методики
Введение
Одним из основных методов в работе психолога является психодиагностика
Целью работы будет использование психолого-педагогической диагностики, а именно, тестирования.
ВОПРОС 3. Отличие теста от экспериментально-психологической методики
Слово «тест» в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации [4, С. 451].
Практическая часть
В соответствии с заданием контрольной работы было проведено исследование диагностики межличностных отношений.
В исследовании принимало участие 2 человека.
1. Ирина Г., 29 лет, высшее образование, работает в одной из рекламных фирм г. Новосибирска.
2. Владимир П., 35 лет, высшее образование, работает в туристической фирме г. Новосибирска.
Испытуемым была предложена методика Т. Лири.
Перед проведением исследования каждому испытуемому была прочитана инструкция. Исследование проводилось в индивидуальном порядке.
После того, как испытуемые отметили в листах номера признаков, были произведены подсчеты и обработка данных.
В приложении 1 даны листы ответов испытуемых.
Ключ к опроснику
утверждений Сумма баллов
по каждому типу Тип межличностных отношений
I. Властный – лидирующий
II. Независимый – доминирующий
III. Прямолинейный – агрессивный
IV. Недоверчивый – скептический
V. Покорный – застенчивый
VI. Зависимый – послушный
VII. Сотрудничающий – конвенциальный
VIII. Ответственный – великодушный
Дополнительно рассчитаем «фактор доминантности» (V) и «фактор доброжелательности» (G) для Ирины Г.
Интегральные факторы доминантности (-7,3) и доброжелательности (5,4) определяют Ирину Г. как человека неагрессивного и более склонного к подчинению, чем к лидерству.
Таким образом, можно сказать, что у Ирины повышенный уровень зависимости от других людей, она очень застенчива и ответственна.
В приложении 2 дана круговая психодиаграмма Ирины Г.
Ключ к опроснику
утверждений Сумма баллов
по каждому типу Тип межличностных отношений
I. Властный – лидирующий
II. Независимый – доминирующий
III. Прямолинейный – агрессивный
IV. Недоверчивый – скептический
V. Покорный – застенчивый
VI. Зависимый – послушный
VII. Сотрудничающий – конвенциальный
VIII. Ответственный – великодушный
Дополнительно рассчитаем «фактор доминантности» (V) и «фактор доброжелательности» (G) для Владимира П.
В приложении 3 дана круговая психодиаграмма Владимира П.
Заключение
В заключении можно сказать, что психодиагностика, в частности, предполагает:
Список использованной литературы
Приложения
Лист ответов Ирины Г.
Лист ответов Владимира П.
Рисунок 1. Психограмма показателей выраженности
типа межличностных отношений Ирины Г.
Рисунок 2. Психограмма показателей выраженности
Источник
Отличие тестов от других форм контроля
1. Содержание теста подвергается четкому планированию. На стадии разработки теста происходит отбор содержания, которое будет подвергаться проверке, планируется форма заданий, их количество и расположение.
2. Форма заданий. В тестах форма заданий стандартизирована — по форме предъявления и по форме записи ответов.
3. Наличие статистических характеристик у тестовых заданий. Заранее известно, какова трудность предлагаемого задания, будет ли оно одинаково выполняться слабыми и сильными испытуемыми или нет (дифференцирующая способность) и др.
4. Наличие специальных шкал, которые соотнесены со стандартизированными нормами для подведения результатов тестирования.
5. Наличие оценок точности измерения (ошибки измерения). С помощью статистических методов мы можем оценить ошибку измерения, а по результатам оценки принять или не принять результаты тестирования.
Отличительные особенности теста определяют преимущества теста перед традиционными формами контроля учебных достижений: объективность, надежность, точность, экономичность измерений.
1.3. Тест, предъявляемый испытуемому, состоит из инструкции и тестовых заданий. В инструкции даются указания, из скольких частей состоит тест, какое количество времени дается на его выполнение, какой стратегии должен придерживаться испытуемый (например, если не знаете ответ на задание, приступайте к выполнению следующего), что надо сделать, чтобы записать правильный ответ. Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания.
Далее, после инструкции располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания в тесте (субтесте), в соответствии с теорией тестирования, должны располагаться по нарастанию трудности, то есть в начало теста включаются легкие задания, потом более сложные.
Тест всегда сопровождается подробной инструкцией для организаторов и наблюдателей тестирования. Данная инструкция должна обеспечить равные условия для всех, кто выполняет тест. Поэтому в этой инструкции четко оговариваются условия тестирования (требования, предъявляемые к помещению, где будет проходить тестирование, количество испытуемых в группе, время тестирования), форма заполнения тестовых бланков (данные испытуемого: имя, возраст, пол, школа и др.; как заносить правильные ответы и т. д.).
2. Надёжность и валидность теста
Основными показателями качества теста являются надежность и валидность теста. А так как тест является инструментом педагогического измерения, то эти показатели имеют численное значение и определяются с помощью различных методов как в классической теории тестов, так и в современной теории тестов.
Надежность — это характеристика теста, отражающая точность педагогического измерения, а также устойчивость результатов тестирования к воздействию посторонних (случайных) факторов.
Для оценки надежности нормативно-ориентированного теста используются две группы методов.
1. Двукратное тестирование:
– метод параллельных форм.
2. Однократное тестирование (метод расщепления теста).
Оценка надежности чаще всего строится на подсчете корреляции двух наборов результатов выполнения одного и того же теста или двух его параллельных форм. Чем выше корреляция, тем надежнее тест.
Данный метод оценки надежности предполагает двукратное проведение одного и того же теста в одной группе испытуемых. Повторное тестирование проводится примерно через 2-3 недели, чтобы учащиеся не слишком сильно забыли проверяемый материал и недалеко продвинулись в изучении нового, то есть уровень их учебных достижений остался примерно прежним.
Ретестовый метод основан на подсчете корреляции индивидуальных баллов испытуемых по результатам выполнения первого и второго тестирования.
Коэффициент надежности (коэффициент корреляции Пирсона):
-Хорошим коэффициент надежности теста считается, когда показатель колеблется в пределах 0,8
Метод параллельных форм.
Метод параллельных форм предполагает двукратное тестирование одной и той же группы испытуемых тестами, которые идентичны по содержанию, структуре, включают задания тождественные по трудности, дифференцирующей способности и др., то есть параллельными формами теста.
xi – индивидуальный балл i-ого студента при ответе на тест X
yi – индивидуальный балл i-ого студента при ответе на тест Y
N – число студентов
Главная трудность применения этого метода в том, что прежде чем использовать параллельную форму теста, разработчику надо создать новый тест, тождественный первому, и доказать идентичность, а это очень трудоемкая процедура. Поэтому этот метод, с практической точки зрения, малоэффективен.
Однократное тестирование (метод расщепления теста).
Этот метод удобен в практическом применении, так как ограничивается однократным тестированием. Метод расщепления теста основан на допущении параллельности двух половин теста и предполагает деление результатов тестирования на две части: данные по нечетным заданиям теста (Х) и по четным (У). Корреляция двух половин тестов возрастает по мере роста однородности (гомогенности) теста. Поэтому метод расщепления теста называют методом оценки внутренней согласованности и используют для определения гомогенности теста.
Коэффициент надежности вычисляется по формуле:
, где результат первого тестирования – это результаты по нечетным заданиям, а второго – по четным заданиям.
Так как подсчет надежности (К) ведется по расщепленному тесту, который в два раза короче, то оценка надежности исходного корректируется по формуле Спирмена-Брауна
В практике педагогических измерений часто используется способ оценки надежности с применением формулы Кьюдера-Ричардсона. Она может применяться только в том случае, когда выполнение задания оценивается дихотомически (1 балл — правильно; 0 баллов — неправильно).
Рассмотренные выше методы определения надежности подходят только для оценки нормативно-ориентированных тестов. По мнению многих тестологов, эти методы нежелательно использовать для вычисления надежности критериально-ориентированного теста, так как дисперсия тестовых баллов в критериально-ориентированном тесте небольшая (здесь не нужна большая дифференциация баллов испытуемых), а соответственно и корреляционная оценка надежности будет низкой.
Поэтому предлагается другая методика оценки надежности. Надежность теста, ориентированного на область содержания, может быть измерена как постоянство результатов тестирования для испытуемых, которым предлагается два набора тестовых заданий, которые соответствуют одному и тому же содержанию.
Практически это выглядит следующим образом. Группа испытуемых выполняет два идентичных теста или два теста объединяются в один, при этом вопросы перемежаются: (1 вариант – 1 вопрос, 2 вариант – 1 вопрос, 1 вариант – 2 вопрос, 2 вариант – 2 вопрос и т. д.). По итогам тестирования испытуемые делятся на две группы: получившие зачет и не получившие зачет по двум тестам (по частям расщепленного теста). Далее проводится сравнение результатов тестирования по двум вариантам или, во втором случае, по вариантам расщепленного теста. По результатам теста составляется таблица сопряжения.
Численный показатель коэффициента надежности критериально-ориентированного теста вычисляется с помощью ?-коэффициента корреляции.
Вычисляется также ?-коэффициент как показатель критериально-ориентированного теста по формуле:
где P = A + D — доля испытуемых, получивших «зачет» и «незачет» и в первой, и во второй форме теста; Pc — вероятность случайного принятия согласованного решения.
Pc вычисляется по формуле:
Pc = (c + d)(d + b) + (a + b)(c + a)
Каппа-коэффициент может принимать значения от -1 до 1. Если создается тест для аттестации по итогам определенной ступени обучения, то рекомендуется вычислять ? — и ?-коэффициенты. Их величины должны быть больше 0,8 (0,85) и приблизительно равны между собой, что свидетельствует о хорошей надежности теста.
Валидность (от англ. Validity — значимость, обоснованность, пригодность) — это характеристика способности теста служить поставленной цели измерения, то есть способность теста измерять то, для чего он предназначен.
Выделяют несколько видов валидности, которые отражают различные аспекты этого критерия качества теста (А. Анастази; А.Н. Майоров): содержательную, критериальную и конструктную (концептуальную) валидность [2].
1. Содержательная валидность (content validity) — соответствие теста как измерительного инструмента той области содержания, знания и умения, которую проверяют данным тестом. В зависимости от выбранного подхода при создании теста предъявляются различные требования к содержательной валидности. Для критериально-ориентированных тестов одно из требований содержательной валидности — полнота отображения, а в некоторых случаях – детализация проверяемой области содержания. При нормативно-ориентированном подходе тест можно охарактеризовать как валидный по содержанию, если он будет хорошо дифференцировать испытуемых и отражать самые важные характеристики этого теста.
Валидность по содержанию закладывается в тест уже на этапе работы со спецификацией теста и отбора его содержания. Для педагогических тестов содержательная валидность очень важна и оценивается экспертным путем.
2. Критериальная валидность — это характеристика теста, отражающая обоснованность, значимость его результатов, по сравнению с некоторой внешней переменной (степень соответствия между результатами тестирования и внешним критерием).
Критериальную валидность определяют как корреляцию результатов тестирования с некоторым внешним критерием. В качестве внешнего критерия могут браться результаты испытуемых по другому тесту, отметки, выставленные по методике традиционного оценивания. Критериальная валидность, в зависимости от выбранного критерия, может быть текущей (внешний критерий — текущие оценки) или прогностической (критерий — некоторый будущий результат).
Для оценки критериальной валидности необходимо составить таблицу с результатами тестирования и список тех же студентов с экспертной оценкой преподавателя (-ей). В качестве критерия берем оценки преподавателей при традиционной проверке знаний без использования тестов.
sx 2 – дисперсия индивидуальных баллов,
N – число студентов.
Критериальная валидность измеряется от –1 до 1, валидность более 0,3 считается удовлетворительной.
Источник
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Метод тестирования. В связи со спецификой предмета педагогической психологии одни из названных выше методов используются в ней в большей степени, другие – в меньшей. Однако все большее распространение в педагогической психологии получает метод тестирования.
Тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – в психологии – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Тест – основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз.
От других способов обследования тестирование отличается:
– возможностью автоматизации. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее – в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов коего психолог делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты – это стандартные наборы заданий и материала, с коим работает испытуемый; стандартна и процедура предъявления заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободы для психолога – право задать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом и пр. Процедура оценки результатов тоже стандартна.
Такая стандартизация позволяет сопоставлять результаты различных испытуемых.
Процесс тестирования можно разделить на три этапа: 1)выбор теста – определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста;
2) его проведение – определяется инструкцией к тесту;
3) интерпретация результатов – определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования.
Чисто педагогическим аспектом тестирования является использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты умений, таких как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности – выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.
Обычно тестирование как метод психолого-педагогического исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявления уровня обученности, контролем качества усвоения учебного материала.
А.К. Ерофеев, анализируя основные требования к тестированию, выделяет следующие основные группы знаний, которыми должен обладать тестолог:
– основные принципы нормативно-ориентированного тестирования;
– типы тестов и сферы их применения;
– основы психометрии (т. е. в каких единицах измеряются в системе психологические качества);
– критерии качества теста(методы определения ва-лидности и надежности теста);
– этические нормы психологического тестирования. Все сказанное выше означает, что использование тестирования в педагогической психологии требует специальной подготовки, высокой квалификации и ответственности.
Источник