Тестирование как способ оценки уровня обученности

Тест как инструмент оценивания качества знаний.
статья по теме

Создание системы оценки качества знаний – одна из основных задач в сфере образования. Один из способов оценки качества – тестирование учебных достижений школьников. Система тестирования – универсальный инструмент определения уровня обученности. Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого.

Скачать:

Вложение Размер
testy_teoriya.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Тест как инструмент оценивания качества знаний

Создание системы оценки качества знаний – одна из основных задач в сфере образования. Один из способов оценки качества – тестирование учебных достижений школьников. Система тестирования – универсальный инструмент определения уровня обученности. Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Индивидуальные результаты тестирования можно сравнить с результатами других школьников этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т.д.

Помимо уровня знаний с помощью теста можно оценить структуру знаний, т.е. установить наличие последовательности в усвоенных обучающимися знаниях, отсутствие пробелов.

Тесты можно разделить на две категории – адаптивные и традиционные тесты.

Виды тестовых заданий:

  1. Задания с выбором ответов (закрытые задания).
  2. Задания на установление соответствия.
  3. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
  4. Задания с открытым ответом.

Тестирование в педагогике выполняет три основные вазаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

Преимущества и недостатки

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры поведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

Тестирование – более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестации учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.

Тесты это более объемный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный – 3-5. это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний – только из четырех.

Тестирование – это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзамеационных нервных напряжений.

По материалам Википедии – свободной энциклопедии.

Развитие познавательных способностей обучающихся

через использование компьютерного тестирования

на уроках английского языка.

Существуют различные средства повышения эффективности образовательного процесса. В век развития компьютерных технологий нельзя не использовать данные возможности на уроках в средней школе. Компьютерные технологии открывают широкие возможности для творчества учителя. Тестирование является одним из видов самостоятельной работы учащихся, которая в свою очередь является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Работая самостоятельно, обучающийся получает возможность работать в доступном ему темпе, постепенно переходя от одного уровня развития знаний к другому. Задания теста содержат вопросы, ответы на которые требуют всестороннего использования приобретенных знаний. Существуют также упражнения, способные подготовить к решению новой, более сложной задачи. При этом обучающийся сам может корректировать систему своего обучения, проверив, насколько прочно усвоен им изучаемый материал. Учитель, конечно же, обязан сначала научить учащегося работать с тестом, научить составлять примерный план действий, который приведет к правильному результату наиболее рациональными приемами, дать необходимые рекомендации или некоторые советы. Важно предупредить ребят, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний. Ну, а затем роль учителя сводится до минимума.

Следует напомнить о необходимости проведения анализа результатов, который позволяет не только прогнозировать ошибки при получении обучающимися знаний в соответствии с учебной программой в дальнейшем, но и выработать чувство ответственности за результаты своего труда. Это хороший способ основательно подготовиться к ГИА и ЕГЭ.

Как свидетельствует Википедия – свободная электронная энциклопедия — тесты можно разделить на две категории – адаптивные и традиционные. Существуют следующие виды тестовых заданий:

  1. Задания с выбором ответов (закрытые задания).
  2. Задания на установление соответствия.
  3. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
  4. Задания с открытым ответом.

При составлении тестов нужно следить за однозначностью ответов. Если верный ответ один, другие ответы должны быть только неверными. Нельзя допускать все ответы «верные» или «неверные». В заданиях с несколькими верными ответами количество верных ответов не должно превышать половины от их общего количества в задании. В заданиях на установление соответствия формулировка должна содержать фразу: «Установите соответствие …». При этом одна позиция в левой колонке должна соответствовать не более чем одной позиции в правой колонке и наоборот. При этом допускается неравное число позиций в колонках. Исходя из опыта работы хочется добавить еще несколько советов, которые следует учесть при составлении тестов. Правильные утверждения не должны быть полностью скопированы с достоверного источника. Обучающийся должен осмысливать определения, а не заучивать их механически. Вопросы по теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали весь раздел. Чтобы «заставить» обучающегося проанализировать каждый вариант ответа и выявить в них ошибку, все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно. По возможности приводите несколько правильных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет правильный ответ.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование с применением компьютерных технологий имеет свои преимущества и недостатки. Существенным недостатком является тот факт, что удобство его применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения компьютерного класса, от имеющейся компьютерной техники. Постоянно приходится согласовывать расписание работы компьютерного класса и школьный график контрольных работ. Нельзя не учитывать и такой факт, как информационная безопасность, связанная с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных..

Но все это можно предотвратить. Ведь наряду с недостатками, есть очень существенные преимущества. Используя в течение ряда лет программированный контроль для оперативной оценки знаний учащихся по английскому языку, убедилась в том, что использование тестовых заданий очень эффективный способ проверки знаний обучающихся, стимулирующий подготовку обучающихся к каждому уроку и повышающий мотивацию к изучению английского языка. Повысилась объективность оценки знаний, т.к. устранена возможность подсказок и списывания. С изменением роли учителя, связанной с контролем знаний и проставлением оценок, улучшилась психологическая атмосфера в группах обучающихся. И, что также очень важно, учитель или администратор, используя статистические данные, может оперативно получить объективную картину успеваемости, полностью освободившись от проверки контрольных работ. Учитель может наглядно проследить, какие вопросы обучающиеся усвоили хорошо, а какие плохо, и, таким образом, своевременно скорректировать учебный процесс и устранить имеющиеся пробелы в знаниях обучающихся.

В результате применения заданий по тестированию ушли в прошлое скучные традиционные уроки. Их заменили уроки с использованием новых компьютерных технологий. Теперь мы становимся свидетелями уроков с яркими красочными презентациями, информационно-обучающими программами, тестированием.

Источник

Методические аспекты тестирования как одной из форм контроля при обучении

Введение

Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то необходимо тщательно продумывать методы и формы контроля и систематически осуществлять его. Без оценки процесс усвоения невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Однако важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке. Именно поэтому методы непрерывного и интенсивного контроля знаний являются существенными компонентами современной информационной технологии в образовании и тестирование — важнейший из них.

В последние годы тесты знаний и способностей получили широкое распространение в различных областях общественно — экономической жизни в качестве инструмента диагностики уровня подготовленности выпускников школ, абитуриентов, студентов, специалистов. Появилось даже такое понятие как «тестовая культура», которое следует рассматривать не только как элемент педагогической культуры, но и культуры общества в целом. Поэтому очень важно сегодня привить навыки культуры тестирования учащимся, сделать этот процесс обыденным, не вызывающим страха, а лишь стимулирующим их дальнейшее самосовершенствование.

Метод тестов, имеющий более чем вековую историю, признан в системе образования многих стран мира, включая Россию, как надежный, объективный и экономичный. Эта популярность обусловлена относительной простотой самой процедуры и используемых при этом средств (портативностью), минимальными затратами времени (экспресс-метод), возможностью быстрого получения результатов, испытания, удобством количественного (математического) анализа и оценки, наличием нормативной шкалы значений, с помощью которой устанавливается существование и степень отклонения от стандарта, возможностью широких массовых обследований.

Однако необходимо отметить, что тест должен создаваться лишь в том случае, если он может зафиксировать поведение ученика более корректно, чем это позволяли делать другие методы, если проверка успеваемости действительно необходима и если создание тестов может быть приведено в соответствие с дидактическими задачами.

Основные понятия

Остановимся на определении понятия «тест», так как в настоящее время он применяется в широком диапазоне.

Возрастающая трудность. Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному.

Тестовые задания – это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности обучающегося. Эти задания должны быть краткими. Прочитав задание, слушатель должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда обучающийся сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.

Использование тестов дает возможность:

  • осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения,
  • вносить обоснованные изменения в процессе преподавания,
  • достоверно оценивать и управлять качеством обучения.

Существуют различные определения понятия «тест» — от практически любого вида контрольного задания до набора заданий «множественный выбор». Качество любого измерительного средства, в том числе и теста, определяется показателями его надежности и валидности.

В зависимости от области исследований различают следующие типы тестов:

  • Тесты успеваемости (по предметам).
  • Комбинированные тесты успеваемости и профессиональной пригодности.
  • Тесты, определяющие уровень готовности к обучению.
  • Тесты интеллекта и профессиональной пригодности.
  • Тесты на внимание и умение концентрироваться.
  • Социальные тесты.

Метод тестов, имеющий более чем вековую историю, признанный в системе образования многих стран мира, находит все большее применение в России.

Историческая справка

Тестом (от английского слова test — проба, испытание, опыт) называют небольшие стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится психологическое исследование.

Самыми ранними примерами диагностики личной успеваемости при получении должности в литературе упоминаются китайские экзамены в системе общественных служб, проходившие более чем за 1000 лет до Рождества Христова.

В Европе лишь после 1700 г. сложилась ситуация, когда желая ослабить дворянство, и поднимающаяся буржуазия и государство были заинтересованы в том, чтобы государственные должности, число которых возросло в следствии все увеличивающейся бюрократизации и милитаризации, увеличивалось с помощью экзаменов. В большинстве европейских государств в период между 1790 и 1870 гг. были введены экзамены для приема на государственную службу.

«Сортировка» претендентов проходила формально. Часто достаточно было знать, успешно или нет, окончены те или иные учебные курсы. Иногда использовалась весьма приблизительная классификация, включающая от четырех до шести ступеней. Эти функции взяли на себя отметки, которые выставлялись в табель. Оценка, являвшаяся достаточным критерием при проведении весьма приблизительной аттестации, стала доминирующим средством определения успеваемости, несмотря на то, что она содержала слишком мало информации для совершенствования учебного процесса.

Этот инструментарий был создан в течение последних 100 лет. Его можно встретить в трудах целого ряда исследователей. Они считают, что предшественником теста школьной успеваемости были появившиеся приблизительно в 1864 г. «scale books» (шкалированные книги) англичанина Джорджа Фишера. В 1894 г. американец Дж. М. Райс применял свои таблицы по проверке знаний орфографии для изучения эффективности диагностических приемов. В 1908 г. ученик Торндайка Стоун опубликовал первый тест по арифметике. После того как «Союз американских школьных советов» в 1914 году отстоял объективные методы оценки, США захлестнул бум тестов школьной успеваемости.

Первые научные труды по теории тестов появились в начале XX века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук. Зарубежные психологи называют эту науку психометрикой, а педагоги — педагогическим измерением. В. Аванесов называет эту науку «тестологией».

Некритическое отношение к тестированию в России привело к широкому распространению этого метода в 20-30-х годах. При поступлении ребенка в школу с помощью тестов устанавливали уровень интеллектуального развития и в зависимости от этого определяли его в класс «А» (для самых одаренных), в класс «Б» (для «средних») или в класс «В» (для самых «слабых», «бесталанных»). Но после постановления ЦК ВКП (б) » О педагогических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 г.) этой дискриминации детей был положен конец. Однако в нашу школу эта практика вернулась, правда с небольшим изменением: психолог отслеживает интеллектуальный уровень детей не только при поступлении в школу, а и в течение всех лет обучения в начальной школе, в результате чего данные становятся более объективными.

В 1960 г. немецкой школе было предложено всего 74 индивидуальных и групповых теста, однако в большинстве своем они не удовлетворяли методическим критериям.

В 1970 г. вся немецкоязычная территория обладала 122 тестами и анкетами, определяющими школьную успеваемость, подготовленность детей к занятиям в школе, умственное развитие, пригодность к профессиональному обучению, способность сконцентрироваться.

Педагогическое направление в разработке тестов появилось в начале нынешнего столетия, но лишь в последние десятилетия тесты для диагностики обученности приобрели большую популярность в высшей и средней школах многих развитых стран и заняли место одного из основных методов объективного контроля в учебном процессе.

Актуальность

Процесс введения образовательных стандартов вновь актуализировал проблему контроля учебных достижений. Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений и навыков, оптимальным средством проверки считают тест. Мотивами, побуждающими использовать тесты на уроках информатики послужили следующие факторы:

Во-первых, в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая проверка позволяет:

  • более рационально использовать время урока;
  • охватить больший объем содержания;
  • быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
  • сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
  • тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их;
  • контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития;
  • во многих случаях тесты позволяют преодолеть субъективизм выставления оценок;
  • тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками: сильным учащимся заниматься, опережая, а над слабыми усилить контроль;
  • правильно оформленный тест развивает добросовестность и аккуратность.
  • использование тестов на уроках повышает интерес к изучаемой дисциплине.

Во-вторых, каждый старшеклассник сталкивается с необходимостью сдачи нескольких выпускных экзаменов на основе ЕГЭ с использованием технологии централизованного тестирования. Требуется предварительная подготовка всех участников образовательного процесса, при этом, определенную часть работы желательно провести заранее, отрабатывая отдельные этапы в условиях не столь эмоционально напряженных.

В-третьих, импорт данных из одного приложения в другое – большой “плюс” в пользу тестирования. Эстетическое удовольствие при создании привлекательного программного продукта, как и при ответах на вопросы тест-программы с красивым интерфейсом – одна из составляющих успешного педагогического труда. Применение компьютерного тестирования становится актуальным.

В четвёртых, в настоящее время возрастает роль дистанционного обучения, где также все больше применяется форма контроля уровня обученности ученика или студента в виде теста. Некоторые образовательные учреждения выдают сертификаты на основе данных компьютерного тестирования. Сюда же можно отнести и получение Всероссийских сертификатов Общества «Знание» России и международных сертификатов Microsoft Office Specialist и «Европейские компьютерные права» (ECDL).
Основные принципы разработки тестов

При разработке тестов необходимо придерживаться определенных принципов:

  • пределение значимости проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний.
  • взаимосвязь содержания и формы.
  • содержательная правильность тестовых заданий. Каждое задание теста опирается, как правило, на факт, правило, теорему, норму, закон или на апробированный в практике метод.
  • репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста. Полнота и достаточность числа заданий. Число заданий традиционного теста обычно бывает не меньше тридцати.
  • соответствие содержания теста уровню современного состояния науки.
  • комплексность и сбалансированность содержания теста (итоговый тест не строится на содержании одной темы).
  • системность содержания (формулирование содержания тестовых заданий, отвечающего требованиям системности).
  • вариативность содержания (множество вариантов заданий одного и того же теста, которые примерно равны по трудности, имеют сходные показатели вариации тестовых баллов испытуемых).

Классификация

На практике наибольшее распространение получили пять форм тестовых заданий:

  • акрытые тестовые задания (с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных)
  • полузакрытые тестовые задания (ответ известен только обработчику),
  • открытые тестовые задания (ответ не задан),
  • задания на установление соответствия,
  • задания на установление правильной последовательности.

Каждый класс заданий включает несколько видов заданий:

  • Открытые тестовые задания:
    • По формообразованию;
    • На интерпретацию;
    • Ассоциативные задания.
    • Полузакрытые тестовые задания:
  • Со свободным ответом;
    • Ассоциативные задания;
    • Задания на дополнение;
    • Задания на подстановку;
    • Задания на построение.
    • Полузакрытые задания на изменение структуры.
    • Закрытые тестовые задания:
    • Задания на идентификацию;
    • Альтернативные задания;
  • Предусматривающие выбор ответа;
    • Выбор ответа на основе ассоциаций;
    • Выбор ответа на основе дополнения;
    • Выбор на основе подстановки;
    • Выбор на основе расширения;
    • На установление связи;
    • На перестановку;
    • На репрезентацию.

Если поставить вопрос о сравнительной ценности всех рассмотренных здесь форм тестовых заданий, то можно отметить следующее: в последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели создания и применения теста, от ориентации на ручную или машинную обработку результатов и даже от приверженности к той или иной теории тестов. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы – процесс не менее творческий, чем создание и применение тестов.

Требования к составлению теста

Предметная чистота

Суть каждого тестового задания должна отражать только данный предмет. Важно учитывать значимость материала, его научную достоверность, соответствие содержания теста уровню современного понимания науки.

Формальная чистота

Форма тестового задания должна соответствовать приведенной выше квалификации. Шрифт также должен соответствовать общепринятым нормам. В данном случае форма играет не пассивную, а активную роль. Она может запутать, но может помочь учащемуся при определении его знаний.

Надежность

Обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них.Содержательная корректность.Текст любого содержания может быть подвергнут обсуждению и оспорен коллегами по работе. Важно, чтобы это происходило в доброжелательной форме.

Краткость заданий

Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов. Время тестирования должно быть минимальным.

Не существует точных рекомендаций по затратам времени на тестирование. Но примерно можно придерживаться такой нормы: на одно задание должно быть затрачено не более двух минут. Точное время для ответов на подготовленный тест определяется экспериментально. Для этого в группе, состоящей минимум из трех человек (сильный, средний и слабый ученик), проводится апробация теста. Засекается время, необходимое для опроса каждого ученика, и затем подсчитываются средние затраты времени на одного учащегося. Это время и принимается расчетным.

Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве. Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний.Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному.

В идеале в тесте не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Хотя иногда я намеренно в начале теста ввожу несколько таких заданий, чтобы ободрить испытуемого, повысить его уверенность в себе и помочь реализовать свой потенциал, ощутив в ходе тестирования определенный боевой настрой.Также иногда включаю 1-2 задания высокого уровня сложности, чтобы у ученика не сформировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.

Вариативность содержания

Тест должен включать в себя следующие элементы:

  • имя теста (отражение сути темы, раздела, предмета);
  • номер варианта (чем больше, тем лучше, мин.-4);
  • указание уровня усвоения.
  • бланк ответов.

Инструкция для ученика обязательно должна присутствовать до формулировки задания.Для обработки результатов этого вида работы использую следующую шкалу:85% — 100% — “5” ,65% — 85% — “4” ,40% — 65% — “3” , 0% — 40% — “2”

Заключение

При тестировании учитель получает оценку уровня обученности учащихся и соответствующую диагностическую картину по каждой теме учебной программы, сопровождаемых набором оценок успешности выполнения ими отдельных групп заданий в соответствии с группами диагностических признаков, позволяющую провести анализ полученных данных, составив таблицу и построив диаграмму обобщенных результатов выполнения теста по всем оцениваемым заданиям (% справившихся).

Хочется заметить, что большинство обучащихся пока не готовы к тестовому виду контроля, он для них не традиционен, они не имеют навыков и умений выполнения тестовых заданий. Практика показывает, что учащиеся психологически не готовы, они переживают, нервничают, путают правильные и неправильные ответы, порой не способны даже дочитать текст до конца. Однако сегодня тесты являются одной из распространенных форм контроля знаний. На вступительных экзаменах в ВУЗ тоже очень часто применяется эта форма проверки знаний, поэтому при обучении в школе просто необходимо внедрять тесты, чтобы учащиеся достаточно свободно могли ими пользоваться, чтобы был преодолен тот «психологический» барьер, который, к сожалению, существует у многих учеников. Данный тип контроля, включающий достаточно большое количество заданий требует организации умственной деятельности учащихся, что оказывает положительное влияние на всю мыслительную деятельность, привыкая обучающийся начинает контролировать себя, «собираться» и как результат — отвечает более точно на поставленные вопросы. С каждым разом повышается уровень исполнения тестов.

Тесты имеют право на существования как одна из форм контроля, наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачетами и т.п. Разумное сочетание всех видов контроля позволяет учителю более качественно осуществлять учебный процесс.

Источник

Читайте также:  Оформите реквизит адресат флаговым способом министерство по налогам
Оцените статью
Разные способы