Тестирование как способ контроля знаний

Тестирование как эффективная форма контроля знаний
учебно-методический материал (9 класс)

Важнейшим критерием деятельности педагога является качество знаний его учеников. Основное средство в образовательном процессе, позволяющее выявить степень усвоения знаний школьниками, — контроль знаний учащихся в разных формах. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдения за уровнем усвоения школьниками программного материала. Систематический учёт знаний помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также позволяет корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Наряду с традиционными формами контроля (устным опросом и письменными работами) на сегодняшний день широко применяется тестирование.

Скачать:

Вложение Размер
test_kak_effektivnaya_forma_kontrolya_znaniy.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Тестирование как эффективная форма контроля знаний».

Важнейшим критерием деятельности педагога является качество знаний его учеников. Основное средство в образовательном процессе, позволяющее выявить степень усвоения знаний школьниками, — контроль знаний учащихся в разных формах. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдения за уровнем усвоения школьниками программного материала. Систематический учёт знаний помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также позволяет корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Наряду с традиционными формами контроля (устным опросом и письменными работами) на сегодняшний день широко применяется тестирование.

Тестовые технологии нашли признание в системе образования многих стран мира и последние несколько лет все шире применяются у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось проведение ЕГЭ и ОГЭ К настоящему времени установилось позитивное однозначное отношение к этой форме контроля, а потому нужны дальнейшие поиски структуры тестов, форм их предъявления и оценки результатов их выполнения.

У тестирования много плюсов: это технологичность, экономия учебного времени, беспристрастность оценки. Несомненный плюс заключается еще и в том, что, имея несколько исходных тестов, их можно легко перекомпоновать, составить контрольный вариант, по аналогии сконструировать новый. Тестирование имеет и ряд недостатков: исключение из процедуры контроля устного речевого компонента; не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством; присутствует элемент случайности.

Тестирование — один из видов проверки знаний и умений учащихся, который направлен на выявление степени усвоения изученного материала. Оно содержит обобщенный материал по основным изученным темам, требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах. Отличие тестирования от других видов контроля — полная самостоятельность учащихся.

Необходимое условие для проведения тестирования — наличие у каждого ученика листа с заданиями. Учитель дает краткую и четкую инструкцию, обращая внимание детей:

• на количество заданий;

• на необходимость распределения времени выполнения данных заданий;

• на время выполнения всей работы;

• на особенности выполнения заданий всех типов.

Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостаток.

Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов.

Педагогический тест — это краткое стандартизованное испытание, предназначенное для измерения обученности учащегося, и состоящее из системы тестовых заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов на основе использования статистических методов.

Тестирование в педагогике выполняет три взаимосвязанные основные функции:

1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Виды тестовых заданий:

1. Задания с выбором ответов (закрытые задания).

а) Задания с выбором одного правильного ответа.

б) Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации)

в) Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями)

г) Задания с выбором нескольких правильных ответов.

2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа)

а) Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил)

б) Задания на установление правильной последовательности.

Важнейшими показателями качества тестовых заданий являются следующие критерии.

1. Адекватность целям проверки. При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие, ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащийся при работе с заданием знает и выделяет существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию адекватности целям проверки.

2. Определенность. После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если на вопрос задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.

3. Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

4. Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ-эталон.

5. Равно трудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равно трудность определяется стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Тестирование имеет ряд преимуществ:

  • они не столь объемны, как традиционные, в каждый пункт теста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость задания повышается;
  • обеспечение стандартизации;
  • обеспечение индивидуальности, самостоятельность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю;
  • обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам;
  • тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя;
  • тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, что позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при выборе билета;
  • не создаёт тяжёлого чувства тревожности, как перед традиционной контрольной работой или экзаменом.

Тестирование имеет и ряд недостатков:

  • исключение из процедуры контроля устного речевого компонента;
  • снижение потребности выбора главного в прочитанном;
  • тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством;
  • в тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа);
  • необходимость принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий.

Поэтому, конечно, нельзя использовать тесты как единственную форму контроля и проверки уровня усвоения знаний и контроля качества умений и навыков. Но наряду с известными формами, тесты – прогрессивная и интересная форма контроля.

Специфика применения тестовых заданий на уроках русского языка и литературы.

Тесты не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений школьников, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, связанных с приемами лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий, знание правил орфографии и пунктуации и умения их применять и т.д. Особое место занимают тесты, диагностирующие готовность учащихся к “переносу” знаний и умений по грамматике, орфографии и пунктуации в нестандартные ситуации. Большой объем работы за короткое время: используя условные обозначения, разобрать слово по составу, установить грамматические и лексические признаки той или иной части речи; выбрать из данных ответов правильный ответ на заданный вопрос.

Большинство тестов должно быть ориентировано на содержание глав конкретных учебных пособий. Там учащийся сможет найти ответы на них, но для этого потребуется не просто заглянуть в соответствующий раздел пособия, а еще раз поработать с ним.

При разработке системы вопросов и заданий и подборе тестов из учебных пособий учащимся необходимо учитывать, что в классе занимаются дети с разным уровнем знаний, способностей. Тесты обязательно должны быть дифференцированными

Литература – это особый предмет. Очень не хочется, чтобы наши дети перестали читать, ценить необыкновенно красивый и богатый язык. Поэтому самое главное – это не отбить у учеников интерес к чтению, к книге.

Чтобы планомерно осуществлять контроль знаний с помощью тестирования, необходима четкая организация. Чтобы тестирование было более эффективным, необходимо придерживаться несколько обязательных правил.

1. День тестирования сообщается в начале изучения темы.

2. Точная дата проведения теста будет активизировать изучение учащимися предмета.

3. Должна быть четко оговорена продолжительность заполнения теста.

4. Учащийся должен знать, какая максимальная или минимальная оценка его ожидает за тестирование, т.е. его нужно “экономически” заинтересовать.

Остановив выбор на тестировании, нужно стремиться к тому, чтобы различными тестами контролировались:

  • степень освоения текстов произведений, умение воспроизвести изученное;
  • практическое владение базовой литературоведческой информацией;
  • знание основных понятий стихотворения и умение применить их при оценке тестов;
  • владение основными сведениями по истории развития литературы;
  • способность видеть и оценивать литературные явления в контексте иных общественных явлений и процессов;
  • понимание произведения, его проблематики, конфликта, расстановки действующих лиц и умение применить знания в конкретной ситуации;
  • навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия литературного материала;
  • умение по незначительным нюансам формы и содержания текстов отделить правильное от не вполне точного.

Чтобы не потерялся интерес к тестам, необходимо применять разнообразные формы тестирования. На уроках русского языка и литературы кроме традиционных тестовых заданий можно использовать клоуз-тесты: нужно вставить в отрывок из текста пропущенные слова (особенно интересно это при изучении поэзии) и ченч-тесты (найти слово, которым подменено авторское, и восстановить оригинальный текст).

Полезно дать задания ученикам составить тест по произведениям (на знание текста, литературоведческих основ произведения) или по биографии писателя. А потом вместе с ними корректировать получившиеся варианты. Детям очень нравится меняться составленными тестами и потом оценивать друг друга. Такая работа развивает познавательную активность, творческие способности, даёт возможность применить полученные знания в новой ситуации, развивает методологическую грамотность.

Не менее полезно и составление тестовых заданий по различным разделам курса русского языка. Выполняя их, дети продолжают учиться, им открываются тайны тестов, перестаёт пугать ОГЭ и ЕГЭ.

Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. На современном этапе развития педагогики наиболее приемлемой формой контроля является тест, который включает в себя и итоговый, и текущий контроль. Практика показала, что тест является первым шагом обновления системы контроля, позволяющим добиваться высоких результатов при дифференцированном обучении, при изучении материала на более высоком уровне глубины и сложности.

Источник

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Дата публикации: 05.05.2015 2015-05-05

Статья просмотрена: 24536 раз

Библиографическое описание:

Чурина, К. В. Тестирование как форма контроля результатов обучения / К. В. Чурина, Е. К. Зимина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1214-1217. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18283/ (дата обращения: 19.11.2021).

Для любой образовательной системы, в том числе и для учреждения высшего профессионального образования, оценка знаний учащихся является одной из основных и сложных задач.

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование.

В последние годы тестирование, как метод оценки знаний, приобретает всё большую популярность. Вместе с традиционными формами тестирования широкое применение получило компьютерное, что соответствует общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.

От других методов диагностики тесты отличаются тем, что:

1) Предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.

2) Позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов.

3) Сокращают временные затраты на проверку знаний.

4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки [4].

Таким образом, тестирование по своей объективности и скорости получения результата превосходит многие формы контроля.

Исходя из актуальности технологии тестирования и ее уникальности среди других методов оценки знаний, можно определить основные задачи тестирования:

— развитие интереса у студентов к дисциплинам, по которым предполагается тестирование;

— активизация самостоятельной работы студентов во время подготовки к тестированию;

— воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки;

— выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по тестируемым дисциплинам;

— помощь студентам в определении уровня достигнутых результатов обучения и планирование дальнейшей подготовки;

— помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра контрольно-измерительных материалов, корректировке методики обучения [3].

При подготовке тестов очень важным является выбор типа и вида тестового задания. Наиболее распространенными являются тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных) и тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.).

Составляя тест, необходимо учитывать: цели, в соответствии с которыми проводится тестирование; характер материала, усвоение которого необходимо выявить; возрастные особенности испытуемых.

Как и любая методика оценки знаний, технология тестирования содержит ряд обязательных требований к составлению тестовых материалов: наличие цели, краткость, технологичность, логическая форма высказывания, наличие определенного места для ответов, одинаковость правил оценки ответов, правильность расположения элементов задания, одинаковость инструкции для всех испытуемых, адекватность инструкции форме и содержанию задания [5].

Задание должно быть легко понимаемым, однозначным, по возможности кратким. Без эмпирической проверки задания не могут называться тестовыми. Традиционные вопросы, требующие многословных ответов, не рекомендуется включать в тест.

Чем глубже и полнее отражается в тестовых заданиях содержание учебной дисциплины, которое соответствует материалам прочитанных лекций или рекомендуемых учебников, тем увереннее можно судить о содержательной валидности (что и насколько хорошо тест измеряет), надежности и выборке тестовых заданий, которые и являются показателями качества теста. В тестовые задания необходимо включать основные, значимые положения, которые обучающийся должен знать в результате изучения дисциплины, поэтому, создавать тест, включающий все вопросы дисциплины, не всегда рационально [2, 97–98].

Содержание теста определяется с опорой на ряд педагогических принципов: соответствие содержания теста целям тестирования; определение значимости проверяемых знаний; взаимосвязь содержания и формы, содержательная правильность тестовых заданий; репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста; соответствие содержания теста уровню современного состояния науки; комплексность и сбалансированность содержания теста; системность и вариативность содержания.

Не менее важным является соотношение теоретических и практических заданий в тесте, а также шрифтовое и цветовое выделение вопроса и ответов [1, 56].

Для того чтобы проверить технологию тестирования на практике, были разработаны тестовые материалы для первоначального (входной тест), текущего и итогового измерения уровня знаний студентов 2 курса по дисциплине «История искусств».

Тестовые материалы для проверки первоначальных знаний у обучающихся позволяют выявить степень владения базовыми знаниями, необходимыми для начала обучения, и определить уровень владения новым материалом до начала его изучения в аудитории.

Целью текущего контроля знаний студентов является проверка и систематическая оценка знаний по небольшим единицам учебного материала, выявление пробелов в знаниях по изученным темам и разделам из дисциплины «История искусств». Обычно тестовые материалы текущего контроля содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, чтобы выявить первые же проблемы в усвоении учебного материала.

Основная цель итогового тестирования — обеспечение объективной оценки результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания курса дисциплины «История искусств» или на дифференциацию учащихся. Итоговое тестирование часто проводится внешними структурами и носит характер независимых проверок. Примером независимого итогового тестирования в России является ЕГЭ, тестирование при аттестации школ и т. д.

Проверка результатов выполнения тестовых заданий осуществляется по определенным критериям, приведенным в таблице 1.

Источник

Читайте также:  Через какое время можно есть волнушки засоленные горячим способом
Оцените статью
Разные способы