Тестирование как способ контроля профессионального обучения привести пример

Тестирование как способ контроля профессионального обучения привести пример

Тестирование в настоящее время становится органической частью современного образовательного процесса, важнейшим средством установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения, устранение субъективизма и авторитаризма в оценке уровня учебных достижений учащихся, средством объективизации экспертизы качества образовательного процесса и его индивидуализации.

Если тесты используются как инструмент измерения (речь сейчас идет о тестах достижений, которые направлены на оценку достигнутого уровня знаний, умений и навыков), то необходимо производить стандартизацию теста и рассчитывать различные характеристики теста и тестовых заданий. Процедура эта достаточно затратная по ресурсам, и ее нужно повторить, как минимум, дважды (апробация теста и непосредственно сама стандартизация).

Однако существует и другой способ использовать тесты в электронных курсах, а именно в качестве учебной активности. Это тесты для самопроверки, основное назначение которых — дать учащемуся обратную связь (немедленную или отложенную). Для того чтобы обеспечить обучающий эффект, обратная связь в таких тестах должна быть развернутой: почему ответ учащегося верен или неверен. И, конечно же, никаких цифр и процентов правильных ответов: зачем учащегося вводить в заблуждение в виде «ложного оценивания»?

Для того чтобы лучше почувствовать разницу между двумя видами тестов (а точнее, между двумя подходами к использованию тестов), приведу следующую таблицу.

Тест как инструмент измерения
(тесты достижений)

Тест как учебная активность
(тесты для самопроверки)

Обратная связь учащемуся

По форме (чаще всего): один правильный вариант из многих

Разнообразная форма, главное, обеспечить развернутую обратную связь

Обучающий эффект не желателен

Ярко выраженный обучающий эффект

Измерение «до» и «после», измерение сдвига от обучения для внешних отчетов.

Итоговая оценка, аттестация

Измерение сдвига от обучения в «глазах учащегося»

Указать на сделанную учащимся ошибку

О бобщенная классификация тестов по разным основаниям деления.

1. По процедуре создания: стандартизованные и нестандартизованные.

Стандартизируется процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности на всех этапах тестирования.

Направлен на определение не только ЗУНов, но и компетенции, а потому не является полностью закрытым (предполагает не только выбор правильных вариантов ответа), а включает в себя творческое задание (в тестах по медицине – ситуационная задача, в текстах по русскому языку – анализ текста и т.д.). Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и итогового контроля.

Нестандартизированные тесты в образовании практически не используют из-за их узкой специализированной направленности.

2. По средствам предъявления:

— бланковые – «бумага и карандаш»:

А) с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и испытуемый фиксирует только результат;

Б) с использованием бланков, в которых испытуемый фиксирует правильные ответы. Бланки предъявляются отдельно от заданий

  • предметные — в которых необходимо манипулировать материальными объектами. Результативность этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;
  • аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления;
  • практические – тесты сходные с лабораторными работами, но имеющие тестовое оснащение и соответствующие инструкции;
  • компьютерные – с использованием персональных компьютеров.
Читайте также:  Удаление аденоидов у детей способ удаления

3. По направленности, т.е. по тому, что предполагается изучать при помощи теста:

  • тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;
  • личностные тесты, изучающие особенности личности;
  • тесты достижений.

4. По характеру действий:

  • вербальные – связанные с необходимостью произведения умственных действий (словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установления закономерностей и т.д.);
  • невербальные (практические), связанные с практическим манипулированием предметами (карточками, деталями и т.д.), такие тесты в чистом виде не встречается в образовательной практике.

5. По ведущей ориентации:

  • тесты скорости – содержащие простые задачи, время решения которых ограничено;
  • тесты результативности, включающие трудные задачи, время решения которых не ограничено, либо лимитировано мягко. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи;
  • смешанные тесты – которые объединяют в себе черты вышеперечисленных. Представлены задачи различного уровня сложности, время испытаний ограниченное, но достаточное для решения большинства заданий. Оценкой служат как скорость выполнения, так и правильность решения.

6. По степени однородности задач (по структуре):

  • гомогенные – имеющие одну шкалу и позволяющие оценить одно свойство или качество личности. Включает задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием.
  • гетерогенные (многоразмерные), имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить несколько разнообразных характеристик личности и включают задания разные по характеру и содержанию. Такие тесты могут быть использованы при рубежном тестировании.

Кроме того, выделяют

тесты обученности, с помощью которых эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Преимущество их в том, что одновременно можно занять продуктивной работой всю группу обучающихся и за несколько минут получить срез их обученности.

тесты – действия, которые понимаются как процедура, ориентирующая испытуемого на выполнение какого-нибудь практического действия (практические испытания). Такие тесты распространены как проверка реальных профессиональных умений (напечатать на машинке или на компьютере текст, откорректировать газетную статью, измерить давление пациенту и т.д.. Тесты-действия позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций. Например, могут помочь оценить когнитивный стиль, эстетический вкус, юмор и т.д.

ситуационные тесты, имитирующие методы учебной деятельности. Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. Простейшая форма метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение (например, студенту педвуза – что делать, если ученик не готов к уроку или нагрубил учителю?). Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации. Более сложная форма анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации (например, обучающимся экономистам предлагается смоделировать развитие производства при росте цен на сырье). Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации – лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Конечно, не все необходимые характеристики усвоения материала можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это означает, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого обучающегося в нормативной выборке.

Читайте также:  Не является признаком согласного звука способ образования

Существуют некоторые основные положения, которых необходимо придерживаться при подготовке материалов для тестового контроля:

  1. Н ельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
  2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
  3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
  4. Тестовые вопросы не должны повторять формулировки учебника или лекционного материала.
  5. Ответы на одни тестовые задания не должны быть подсказками для ответов на другие.
  6. Вопросы не должны содержать «ловушки».

Если задания теста подобраны по нарастанию трудности и достаточно полно отображают планируемую содержательную структуру изучаемого и контролируемого материала, то возможно ранжировать школьников по уровням подготовленности: чем меньше пробелов в ответах ученика на тестовые задания, тем лучше структура его знаний; чем выше его тестовый балл, тем выше качество его подготовленности.

Важно, что тестовые технологии коренным образом изменяют роль учителя: от передачи знаний и проведения контроля он должен переходить к сотрудничеству с учащимися в педагогическом процессе и совместному прохождению итогового контроля. В этом случае учитель выступает консультантом и помощником в подготовке к аттестации, соучастником в прохождении внешнего тестирования. Учитель из контролера превращается в помощника, а ученик из пассивного потребителя информации превращается в самообучающегося субъекта, так как для учителя и ученика появляются одинаковые цели – успешно пройти итоговую аттестацию (в том числе единый государственный экзамен). Традиционная формула обучения учитель – учебник – ученик заменяется на новую: ученик – учитель – учебник – тестовый контроль – самоподготовка, в центр внимания учителя ставится личность ученика. Именно технологии сотрудничества в обучении и контроле позволяют обеспечить совершенствование всего учебного процесса.

В заключение приведу несколько рекомендаций.

Источник

Методическая разработка «Тест — как форма контроля на уроках производственного обучения»

«Тест — как форма контроля на

уроках производственного обучения»

1.Цели и задачи работы

2.Основные требования при разработке тестов

3.Разработка и внедрение тестов на уроках производственного обучения

В настоящее время интенсивно обновляются содержание и технологии обучения, формы организации учебного процесса в учебных заведениях НПО И СПО.

Контроль знаний и умений обучающихся – один из важнейших элементов учебного процесса. Эффективность учебно – воспитательного процесса и качество подготовки специалиста во многом зависит от правильной организации контроля знаний, умений и навыков обучающихся.Благодаря контролю между мастером и обучающимся устанавливается обратная связь, которая позволяет объективно оценивать динамику усвоения учебного материала, уровень владения обучающимися системой знаний, умений и навыков.

Одним из основных путей объективизации контроля является создание и внедрение тестов (заданий тестового типа).

Цель работы: определение и проверка в практической деятельности тестовых форм контроля.

Читайте также:  Информационные технологии это система взаимосвязанных способов обработки информации

Для успешной реализации цели поставлены задачи:

— изучить состояние проблемы,

— разработать тестовые задания и внедрить тестовый контроль на уроках производственного обучения,

— получить результативность работы.

Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает больше возможности для развития личности обучающегося, формирование его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. Правильно организованный контроль знаний и умений служит как для проверки, так и целям обучения. Контроль способствует формированию умений и навыков, рационально организовать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Тестовый контроль – это применение тестов достижения для оценки уровня усвоения знаний, умений обучающихся.

Метод тестового контроля позволяет оперативно получать информацию о готовности обучающихся к восприятию нового материала , о специальных знаниях, которые они получили ранее.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах времени проверить всех обучающихся.Основной недостаток этого контроля – ограниченность применения с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность обучающихся, поэтому она применима в процессе текущего контроля.

В процессе теоретического обучения тестирование используется в двух вариантах:

— как самостоятельный метод контроля.

В производственном обучении тестирование является самостоятельным методом контроля. В процессе профессионального обучения тестирование может проводиться на всех этапах учебногопроцесса.Педагоги профессионального обучения как правило работают с тестами, которые готовят самостоятельно.

Принципы отбора содержания тестов таковы:

— соответствие содержания теста уровню современного сознания,

— возрастающая трудность учебного материала,

— комплексность и сбалансированность содержания теста.

К заданиям в тестовой форме предъявляются требования:

3 правильность формы,

4 корректность содержания,

5 логическая форма высказывания,

6 одинаковость правил оценки ,

7 наличие определенного места для ответов,

8 правильность расположения элементов задания,

9 одинаковость инструкции для всех испытуемых,

10 адекватность инструкции форме и содержанию задания.

При составлении тестовых заданий необходимо соблюдать основные правила:

— правильные ответы среди всех ответов должны располагаться в случайном порядке,

— вопросы не должны иметь ловушек,

— ответы по возможности должны быть краткими,

— вопросы не повторяют формулировку из учебника,

— отражают вопросы теста только существенный материал.

Тесты подразделяют на виды:

1. тест напоминание или тест на различие,

2. тест с пробелами или тест – подстановка,

3. тест расположения по порядку,

4 .тест дифференциации,

5. тесты конструктивные.

Тест напоминание и тест дифференциации — использование для контроля знаний на 1уровне, на 2 уровне – используют остальные.

Тесты 1-го уровня усвоения .Для проверки качества знаний должны использоваться тесты выборочные (ответы предлагаются на выбор).Тесты этого уровня: — на опознание, на различие, на классификацию. Необходимым и достаточным условием для них является то, что вся информация представлена в самом тесте.

Пример: Ответьте на вопрос.Можно ли из котлетной массы приготовить зразы мясные?

Ответы: 1.Нет.2.Да. Эталон: 2 Р=1

Тесты 2- го уровня усвоения – содержат лишь цель, а обучающимся в памяти необходимо воспроизвести подходящую деятельность.

Тесты 2 –го уровня усвоения включают следующие задания:

— на подстановку, конструктивные, на сравнение, типовые задачи.

Задание на сравнение:

Определить из говядины мелкокусковые полуфабрикаты.

Обрезки вырезки, толстый и тонкий край, верхняя и внутренняя часть задней ноги

Источник

Оцените статью
Разные способы