Тестирование как способ контроля профессионального обучения привести пример
Тестирование в настоящее время становится органической частью современного образовательного процесса, важнейшим средством установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения, устранение субъективизма и авторитаризма в оценке уровня учебных достижений учащихся, средством объективизации экспертизы качества образовательного процесса и его индивидуализации.
Если тесты используются как инструмент измерения (речь сейчас идет о тестах достижений, которые направлены на оценку достигнутого уровня знаний, умений и навыков), то необходимо производить стандартизацию теста и рассчитывать различные характеристики теста и тестовых заданий. Процедура эта достаточно затратная по ресурсам, и ее нужно повторить, как минимум, дважды (апробация теста и непосредственно сама стандартизация).
Однако существует и другой способ использовать тесты в электронных курсах, а именно в качестве учебной активности. Это тесты для самопроверки, основное назначение которых — дать учащемуся обратную связь (немедленную или отложенную). Для того чтобы обеспечить обучающий эффект, обратная связь в таких тестах должна быть развернутой: почему ответ учащегося верен или неверен. И, конечно же, никаких цифр и процентов правильных ответов: зачем учащегося вводить в заблуждение в виде «ложного оценивания»?
Для того чтобы лучше почувствовать разницу между двумя видами тестов (а точнее, между двумя подходами к использованию тестов), приведу следующую таблицу.
Тест как инструмент измерения
(тесты достижений)
Тест как учебная активность
(тесты для самопроверки)
Обратная связь учащемуся
По форме (чаще всего): один правильный вариант из многих
Разнообразная форма, главное, обеспечить развернутую обратную связь
Обучающий эффект не желателен
Ярко выраженный обучающий эффект
Измерение «до» и «после», измерение сдвига от обучения для внешних отчетов.
Итоговая оценка, аттестация
Измерение сдвига от обучения в «глазах учащегося»
Указать на сделанную учащимся ошибку
О бобщенная классификация тестов по разным основаниям деления.
1. По процедуре создания: стандартизованные и нестандартизованные.
Стандартизируется процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности на всех этапах тестирования.
Направлен на определение не только ЗУНов, но и компетенции, а потому не является полностью закрытым (предполагает не только выбор правильных вариантов ответа), а включает в себя творческое задание (в тестах по медицине – ситуационная задача, в текстах по русскому языку – анализ текста и т.д.). Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и итогового контроля.
Нестандартизированные тесты в образовании практически не используют из-за их узкой специализированной направленности.
2. По средствам предъявления:
— бланковые – «бумага и карандаш»:
А) с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и испытуемый фиксирует только результат;
Б) с использованием бланков, в которых испытуемый фиксирует правильные ответы. Бланки предъявляются отдельно от заданий
- предметные — в которых необходимо манипулировать материальными объектами. Результативность этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;
- аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления;
- практические – тесты сходные с лабораторными работами, но имеющие тестовое оснащение и соответствующие инструкции;
- компьютерные – с использованием персональных компьютеров.
3. По направленности, т.е. по тому, что предполагается изучать при помощи теста:
- тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;
- личностные тесты, изучающие особенности личности;
- тесты достижений.
4. По характеру действий:
- вербальные – связанные с необходимостью произведения умственных действий (словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установления закономерностей и т.д.);
- невербальные (практические), связанные с практическим манипулированием предметами (карточками, деталями и т.д.), такие тесты в чистом виде не встречается в образовательной практике.
5. По ведущей ориентации:
- тесты скорости – содержащие простые задачи, время решения которых ограничено;
- тесты результативности, включающие трудные задачи, время решения которых не ограничено, либо лимитировано мягко. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи;
- смешанные тесты – которые объединяют в себе черты вышеперечисленных. Представлены задачи различного уровня сложности, время испытаний ограниченное, но достаточное для решения большинства заданий. Оценкой служат как скорость выполнения, так и правильность решения.
6. По степени однородности задач (по структуре):
- гомогенные – имеющие одну шкалу и позволяющие оценить одно свойство или качество личности. Включает задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием.
- гетерогенные (многоразмерные), имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить несколько разнообразных характеристик личности и включают задания разные по характеру и содержанию. Такие тесты могут быть использованы при рубежном тестировании.
Кроме того, выделяют
тесты обученности, с помощью которых эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Преимущество их в том, что одновременно можно занять продуктивной работой всю группу обучающихся и за несколько минут получить срез их обученности.
тесты – действия, которые понимаются как процедура, ориентирующая испытуемого на выполнение какого-нибудь практического действия (практические испытания). Такие тесты распространены как проверка реальных профессиональных умений (напечатать на машинке или на компьютере текст, откорректировать газетную статью, измерить давление пациенту и т.д.. Тесты-действия позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций. Например, могут помочь оценить когнитивный стиль, эстетический вкус, юмор и т.д.
ситуационные тесты, имитирующие методы учебной деятельности. Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. Простейшая форма – метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение (например, студенту педвуза – что делать, если ученик не готов к уроку или нагрубил учителю?). Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации. Более сложная форма – анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации (например, обучающимся экономистам предлагается смоделировать развитие производства при росте цен на сырье). Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации – лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.
Конечно, не все необходимые характеристики усвоения материала можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это означает, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого обучающегося в нормативной выборке.
Существуют некоторые основные положения, которых необходимо придерживаться при подготовке материалов для тестового контроля:
- Н ельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
- Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
- Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
- Тестовые вопросы не должны повторять формулировки учебника или лекционного материала.
- Ответы на одни тестовые задания не должны быть подсказками для ответов на другие.
- Вопросы не должны содержать «ловушки».
Если задания теста подобраны по нарастанию трудности и достаточно полно отображают планируемую содержательную структуру изучаемого и контролируемого материала, то возможно ранжировать школьников по уровням подготовленности: чем меньше пробелов в ответах ученика на тестовые задания, тем лучше структура его знаний; чем выше его тестовый балл, тем выше качество его подготовленности.
Важно, что тестовые технологии коренным образом изменяют роль учителя: от передачи знаний и проведения контроля он должен переходить к сотрудничеству с учащимися в педагогическом процессе и совместному прохождению итогового контроля. В этом случае учитель выступает консультантом и помощником в подготовке к аттестации, соучастником в прохождении внешнего тестирования. Учитель из контролера превращается в помощника, а ученик из пассивного потребителя информации превращается в самообучающегося субъекта, так как для учителя и ученика появляются одинаковые цели – успешно пройти итоговую аттестацию (в том числе единый государственный экзамен). Традиционная формула обучения учитель – учебник – ученик заменяется на новую: ученик – учитель – учебник – тестовый контроль – самоподготовка, в центр внимания учителя ставится личность ученика. Именно технологии сотрудничества в обучении и контроле позволяют обеспечить совершенствование всего учебного процесса.
В заключение приведу несколько рекомендаций.
Источник
Методическая разработка «Тест — как форма контроля на уроках производственного обучения»
«Тест — как форма контроля на
уроках производственного обучения»
1.Цели и задачи работы
2.Основные требования при разработке тестов
3.Разработка и внедрение тестов на уроках производственного обучения
В настоящее время интенсивно обновляются содержание и технологии обучения, формы организации учебного процесса в учебных заведениях НПО И СПО.
Контроль знаний и умений обучающихся – один из важнейших элементов учебного процесса. Эффективность учебно – воспитательного процесса и качество подготовки специалиста во многом зависит от правильной организации контроля знаний, умений и навыков обучающихся.Благодаря контролю между мастером и обучающимся устанавливается обратная связь, которая позволяет объективно оценивать динамику усвоения учебного материала, уровень владения обучающимися системой знаний, умений и навыков.
Одним из основных путей объективизации контроля является создание и внедрение тестов (заданий тестового типа).
Цель работы: определение и проверка в практической деятельности тестовых форм контроля.
Для успешной реализации цели поставлены задачи:
— изучить состояние проблемы,
— разработать тестовые задания и внедрить тестовый контроль на уроках производственного обучения,
— получить результативность работы.
Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает больше возможности для развития личности обучающегося, формирование его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. Правильно организованный контроль знаний и умений служит как для проверки, так и целям обучения. Контроль способствует формированию умений и навыков, рационально организовать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.
Тестовый контроль – это применение тестов достижения для оценки уровня усвоения знаний, умений обучающихся.
Метод тестового контроля позволяет оперативно получать информацию о готовности обучающихся к восприятию нового материала , о специальных знаниях, которые они получили ранее.
Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах времени проверить всех обучающихся.Основной недостаток этого контроля – ограниченность применения с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность обучающихся, поэтому она применима в процессе текущего контроля.
В процессе теоретического обучения тестирование используется в двух вариантах:
— как самостоятельный метод контроля.
В производственном обучении тестирование является самостоятельным методом контроля. В процессе профессионального обучения тестирование может проводиться на всех этапах учебногопроцесса.Педагоги профессионального обучения как правило работают с тестами, которые готовят самостоятельно.
Принципы отбора содержания тестов таковы:
— соответствие содержания теста уровню современного сознания,
— возрастающая трудность учебного материала,
— комплексность и сбалансированность содержания теста.
К заданиям в тестовой форме предъявляются требования:
3 правильность формы,
4 корректность содержания,
5 логическая форма высказывания,
6 одинаковость правил оценки ,
7 наличие определенного места для ответов,
8 правильность расположения элементов задания,
9 одинаковость инструкции для всех испытуемых,
10 адекватность инструкции форме и содержанию задания.
При составлении тестовых заданий необходимо соблюдать основные правила:
— правильные ответы среди всех ответов должны располагаться в случайном порядке,
— вопросы не должны иметь ловушек,
— ответы по возможности должны быть краткими,
— вопросы не повторяют формулировку из учебника,
— отражают вопросы теста только существенный материал.
Тесты подразделяют на виды:
1. тест напоминание или тест на различие,
2. тест с пробелами или тест – подстановка,
3. тест расположения по порядку,
4 .тест дифференциации,
5. тесты конструктивные.
Тест напоминание и тест дифференциации — использование для контроля знаний на 1уровне, на 2 уровне – используют остальные.
Тесты 1-го уровня усвоения .Для проверки качества знаний должны использоваться тесты выборочные (ответы предлагаются на выбор).Тесты этого уровня: — на опознание, на различие, на классификацию. Необходимым и достаточным условием для них является то, что вся информация представлена в самом тесте.
Пример: Ответьте на вопрос.Можно ли из котлетной массы приготовить зразы мясные?
Ответы: 1.Нет.2.Да. Эталон: 2 Р=1
Тесты 2- го уровня усвоения – содержат лишь цель, а обучающимся в памяти необходимо воспроизвести подходящую деятельность.
Тесты 2 –го уровня усвоения включают следующие задания:
— на подстановку, конструктивные, на сравнение, типовые задачи.
Задание на сравнение:
Определить из говядины мелкокусковые полуфабрикаты.
Обрезки вырезки, толстый и тонкий край, верхняя и внутренняя часть задней ноги
Источник