Тестирование как эффективная форма контроля знаний
учебно-методический материал (9 класс)
Важнейшим критерием деятельности педагога является качество знаний его учеников. Основное средство в образовательном процессе, позволяющее выявить степень усвоения знаний школьниками, — контроль знаний учащихся в разных формах. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдения за уровнем усвоения школьниками программного материала. Систематический учёт знаний помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также позволяет корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Наряду с традиционными формами контроля (устным опросом и письменными работами) на сегодняшний день широко применяется тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_kak_effektivnaya_forma_kontrolya_znaniy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Тестирование как эффективная форма контроля знаний».
Важнейшим критерием деятельности педагога является качество знаний его учеников. Основное средство в образовательном процессе, позволяющее выявить степень усвоения знаний школьниками, — контроль знаний учащихся в разных формах. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдения за уровнем усвоения школьниками программного материала. Систематический учёт знаний помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также позволяет корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Наряду с традиционными формами контроля (устным опросом и письменными работами) на сегодняшний день широко применяется тестирование.
Тестовые технологии нашли признание в системе образования многих стран мира и последние несколько лет все шире применяются у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось проведение ЕГЭ и ОГЭ К настоящему времени установилось позитивное однозначное отношение к этой форме контроля, а потому нужны дальнейшие поиски структуры тестов, форм их предъявления и оценки результатов их выполнения.
У тестирования много плюсов: это технологичность, экономия учебного времени, беспристрастность оценки. Несомненный плюс заключается еще и в том, что, имея несколько исходных тестов, их можно легко перекомпоновать, составить контрольный вариант, по аналогии сконструировать новый. Тестирование имеет и ряд недостатков: исключение из процедуры контроля устного речевого компонента; не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством; присутствует элемент случайности.
Тестирование — один из видов проверки знаний и умений учащихся, который направлен на выявление степени усвоения изученного материала. Оно содержит обобщенный материал по основным изученным темам, требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах. Отличие тестирования от других видов контроля — полная самостоятельность учащихся.
Необходимое условие для проведения тестирования — наличие у каждого ученика листа с заданиями. Учитель дает краткую и четкую инструкцию, обращая внимание детей:
• на количество заданий;
• на необходимость распределения времени выполнения данных заданий;
• на время выполнения всей работы;
• на особенности выполнения заданий всех типов.
Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостаток.
Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов.
Педагогический тест — это краткое стандартизованное испытание, предназначенное для измерения обученности учащегося, и состоящее из системы тестовых заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов на основе использования статистических методов.
Тестирование в педагогике выполняет три взаимосвязанные основные функции:
1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Виды тестовых заданий:
1. Задания с выбором ответов (закрытые задания).
а) Задания с выбором одного правильного ответа.
б) Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации)
в) Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями)
г) Задания с выбором нескольких правильных ответов.
2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа)
а) Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил)
б) Задания на установление правильной последовательности.
Важнейшими показателями качества тестовых заданий являются следующие критерии.
1. Адекватность целям проверки. При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие, ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащийся при работе с заданием знает и выделяет существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию адекватности целям проверки.
2. Определенность. После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если на вопрос задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.
3. Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
4. Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ-эталон.
5. Равно трудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равно трудность определяется стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Тестирование имеет ряд преимуществ:
- они не столь объемны, как традиционные, в каждый пункт теста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость задания повышается;
- обеспечение стандартизации;
- обеспечение индивидуальности, самостоятельность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю;
- обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам;
- тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя;
- тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, что позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при выборе билета;
- не создаёт тяжёлого чувства тревожности, как перед традиционной контрольной работой или экзаменом.
Тестирование имеет и ряд недостатков:
- исключение из процедуры контроля устного речевого компонента;
- снижение потребности выбора главного в прочитанном;
- тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством;
- в тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа);
- необходимость принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий.
Поэтому, конечно, нельзя использовать тесты как единственную форму контроля и проверки уровня усвоения знаний и контроля качества умений и навыков. Но наряду с известными формами, тесты – прогрессивная и интересная форма контроля.
Специфика применения тестовых заданий на уроках русского языка и литературы.
Тесты не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений школьников, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, связанных с приемами лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий, знание правил орфографии и пунктуации и умения их применять и т.д. Особое место занимают тесты, диагностирующие готовность учащихся к “переносу” знаний и умений по грамматике, орфографии и пунктуации в нестандартные ситуации. Большой объем работы за короткое время: используя условные обозначения, разобрать слово по составу, установить грамматические и лексические признаки той или иной части речи; выбрать из данных ответов правильный ответ на заданный вопрос.
Большинство тестов должно быть ориентировано на содержание глав конкретных учебных пособий. Там учащийся сможет найти ответы на них, но для этого потребуется не просто заглянуть в соответствующий раздел пособия, а еще раз поработать с ним.
При разработке системы вопросов и заданий и подборе тестов из учебных пособий учащимся необходимо учитывать, что в классе занимаются дети с разным уровнем знаний, способностей. Тесты обязательно должны быть дифференцированными
Литература – это особый предмет. Очень не хочется, чтобы наши дети перестали читать, ценить необыкновенно красивый и богатый язык. Поэтому самое главное – это не отбить у учеников интерес к чтению, к книге.
Чтобы планомерно осуществлять контроль знаний с помощью тестирования, необходима четкая организация. Чтобы тестирование было более эффективным, необходимо придерживаться несколько обязательных правил.
1. День тестирования сообщается в начале изучения темы.
2. Точная дата проведения теста будет активизировать изучение учащимися предмета.
3. Должна быть четко оговорена продолжительность заполнения теста.
4. Учащийся должен знать, какая максимальная или минимальная оценка его ожидает за тестирование, т.е. его нужно “экономически” заинтересовать.
Остановив выбор на тестировании, нужно стремиться к тому, чтобы различными тестами контролировались:
- степень освоения текстов произведений, умение воспроизвести изученное;
- практическое владение базовой литературоведческой информацией;
- знание основных понятий стихотворения и умение применить их при оценке тестов;
- владение основными сведениями по истории развития литературы;
- способность видеть и оценивать литературные явления в контексте иных общественных явлений и процессов;
- понимание произведения, его проблематики, конфликта, расстановки действующих лиц и умение применить знания в конкретной ситуации;
- навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия литературного материала;
- умение по незначительным нюансам формы и содержания текстов отделить правильное от не вполне точного.
Чтобы не потерялся интерес к тестам, необходимо применять разнообразные формы тестирования. На уроках русского языка и литературы кроме традиционных тестовых заданий можно использовать клоуз-тесты: нужно вставить в отрывок из текста пропущенные слова (особенно интересно это при изучении поэзии) и ченч-тесты (найти слово, которым подменено авторское, и восстановить оригинальный текст).
Полезно дать задания ученикам составить тест по произведениям (на знание текста, литературоведческих основ произведения) или по биографии писателя. А потом вместе с ними корректировать получившиеся варианты. Детям очень нравится меняться составленными тестами и потом оценивать друг друга. Такая работа развивает познавательную активность, творческие способности, даёт возможность применить полученные знания в новой ситуации, развивает методологическую грамотность.
Не менее полезно и составление тестовых заданий по различным разделам курса русского языка. Выполняя их, дети продолжают учиться, им открываются тайны тестов, перестаёт пугать ОГЭ и ЕГЭ.
Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. На современном этапе развития педагогики наиболее приемлемой формой контроля является тест, который включает в себя и итоговый, и текущий контроль. Практика показала, что тест является первым шагом обновления системы контроля, позволяющим добиваться высоких результатов при дифференцированном обучении, при изучении материала на более высоком уровне глубины и сложности.
Источник
Тесты как метод проверки знаний.
Система оценки качества образования является одним из ключевых элементов системы образования, она помогает получить ответ на вопрос Чего мы достигли?
Традиционная система контроля и учета знаний – это «болевая» точка, где недостатки старых методов обучения ощущаются в наибольшей степени. В школе распространены следующие методы диагностики учебных достижений, как зачеты и экзамены, устный и письменный опрос, рефераты, контрольные работы. Все они имеют как достоинства, так и недостатки. Опрос прост и универсален, активизирует знание, развивает речь, но не дает нам возможность проверить знания всех. Экзамен позволяет нам определить уровень знаний учащихся в целом, но многие из учащихся испытывают неуверенность и чувство страха и потому порой не могут реализовать свои возможности. Традиционные методы контроля зачастую бывают субъективны, ведь у каждого экзаменатора свои требования: одни ценят оригинальность в суждении, другие – логичность ответа и т.д. Да и критерии оценивания у каждого учителя разные. Чтобы объективно оценить знания учащихся, их необходимо измерить. И наиболее корректным и лучшим методом измерения знаний обучаемых, на мой взгляд, является педагогический тест , который имеет много положительных сторон:
Во время прохождения тестирования ученик может использовать в знании не 2-3 темы, а гораздо больше;
Объективность – достигается она путем стандартизации процедуры тестирования и проверки работ;
Емкий инструмент контроля – ориентирован на определение уровня сформированности ключевых навыков, понятий, умений;
Все учащиеся находятся в равных условиях, что снижает нервное напряжение.
От других методов контроля тесты отличаются тем, что:
Предлагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
Сокращают временные затраты на проверку знаний.
Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки.
Но нужно подчеркнуть. Что использование одного лишь тестового контроля может привести к одностороннему развитию учащихся. Поэтому для того чтобы развивать их устную речь, умение давать развернутый ответ, составлять план ответа, приводить доказательства, необходимо сочетать разные формы контроля знаний учащихся.
Необходимость расширения интенсивных форм проверки подтверждается многолетними наблюдениями и опросами самих учащихся, которые позволяют сделать вывод о том, что основательность и регулярность их подготовки к занятиям находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимых контрольных мероприятий.
Тестовый контроль в процессе обучения помогает выявлять пробелы, способствует продуктивности работы учащихся, стимулирует их труд, но также присутствуют и методические ограничения, нет возможности выявить динамику учебной работы, диагностировать уровень усвоения знаний.
Тест благотворно влияет на развитие интуиции, логического мышления.
Не менее важным является соотношение теоретических и практических заданий в тесте, а также шрифтовое и цветовое выделение вопроса и ответа.
Только комбинация тестовой формы с традиционными формами контроля дадут объективный результат о знаниях, навыках, умениях, приобретенными учащимися в процессе обучения.
Источник