КСО — коллективный способ обучения В.К. Дьяченко
I. Работаю в школе 23 года. Учителем начальных классов. Полагаю, что ни одна другая профессия не имеет сегодня такого большого значения, как профессия учителя.
Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Каким должно быть наше образование? Проблемы… Нам известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться на основе сотрудничества пришло ко мне давно. Активное участие в методической работе школы, района, в проведении семинаров по нестандартным формам обучения позволили подойти мне к проблеме, как заставить учеников самостоятельно “добывать” знания, пробудить в них желание учить и обучаться.
Мне близка идея коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.
Дидактическая основа КСО — сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.
Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.
Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.
На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:
- обучающиеся реализуют разные цели, разными способами и средствами, за разное время;
- одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.
КСО идеально подходит для работы в классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика.
Преимущества КСО:
- в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;
- работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.
Общие правила организации парной работы:
- необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра, как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда не допустимы, как помогать, как просить о помощи.
Проработка этих шагов — в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы;
- разбор ошибок учащихся при совместной работе обязателен. При разборе анализируется ход взаимодействия;
- детей соединять в пары с учётом их личных склонностей, самому “слабому” ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или тихонь;
- при оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества);
- перед началом работы повторять правило из памятки «Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.
Золотые правила при организации парной работы:
- Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить при-чину отказа от работы.
- 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
- Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.
- Не наказывать лишением работы в паре.
Организационная структура учебного процесса и стадии её развития
Вид общения
Организационная форма обучения
Способ обучения
1. Общение в паре (два человека)
Индивидуально-парная (один учит другого)
Индивидуальный (парно-индивидуальный) способ обучения (ИСО) — до ХVI-ХVII вв.
2. Общение в парах сменного состава (диалогические сочетания)
Коллективная (каждый учит каждого)
Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную
Я пришла к выводу: учитель – ученик должны сотрудничать. Педагогу необходимо владеть азами психологии. Мои ученики – мои друзья, вот к чему надо стремиться. Существует предание: мудрец Диоген бродит средь бела дня с зажженным фонарем в руках и объясняет свое поведение словами: “Ищу человека”.
Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности. Кому же, как не учителю развивать дарования, способности детей, помогать растить и открывать таланты. Так мы “ищем” человека. Где можно развивать творческую деятельность учащихся? Конечно там, где применяем КСО.
Неэффективно применять в первом классе с первых уроков групповую работу и работу в парах сменного состава. Данную работу следует заменить коллективной, потом научить ребят работать в парах постоянного состава, а только потом в парах сменного состава. Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава. Учитель вначале сам формирует микрогруппы, с учетом межличностных отношений между учащимися. Педагог должен быть готов работать индивидуально весь год с учеником, не желающим обучаться в паре, группе.
II. На уроках русского языка я часто провожу взаимные диктанты со сменой партнёра.
Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество карточек с текстами диктантов по какой-то большой теме или нескольким темам. Объём текста небольшой: примерно в три-четыре раза меньше объёма текста, который диктуется для всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим будущим партнёром. Все ученики рассаживаются по парам. Один из них читает текст по предложениям, другой пишет. Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом. Потом ученик, который писал, берёт свою карточку и диктует своему партнёру. Затем они вместе проверяют свои диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из них письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы пишут в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».
В 3-4 классах разрешается ставить оценки друг другу, но, как показывает опыт сначала надо их подготовить, так как на этой почве могут возникнуть споры. Совместная работа пары заканчивается, её участники объединяются в другие пары. Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Диктант каждый прорабатывает дважды: сначала он его пишет с последующим разбором ошибок, а в следующий раз сам диктует этот же текст другому, проверяет, отмечает ошибки и требует от своего нового партнёра их анализ.
Окончив работу во второй паре, учащиеся обмениваются карточками и приступают к работе в третьей и т. д.
Ребята с большим удовольствием включаются в такую работу. При анализе ошибок они используют памятку: «Работа над ошибками». (Приложение 2) Но уже в 3-4 классах обращение к памятке становится всё меньше. Этому способствует и работа по вопросникам.
Работа по вопросникам.
Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала.
Впервые применять лучше эту работу во 2 классе. (Приложение 3).
Сразу возникает вопрос: как используется вопросник при работе в парах сменного состава? Обычно возникает необходимость повторить изученный материал, привести его в систему и добиться прочных знаний.
Он был размножен и роздан ученикам. На уроке ученики читают вопросы и находят ответ в учебнике, эта работа не занимает много времени, потому что страница указана после каждого вопроса. Каждый ответ на вопрос подтверждается своими примерами. Когда вместе с классом разобраны несколько вопросов, ученики объединяются в пары, где происходит диалог: каждый спрашивает партнёра по всем вопросам и добивается от него правильных ответов. После повторения теории ученики выполняют одно или два упражнения с последующей общеклассной проверкой. Всё это делается на одном уроке.
Таким образом, с помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.
Так же составляются карточки по математике, которая состоит из трёх частей:
- один или два вопроса по теории с указанием страницы, на которой ученик может найти ответ;
- текстовая задача;
- примеры для устного счёта и один или несколько – для письменного решения. (Приложение 4)
Литература:
В.К.Дьяченко «Новая дидактика» — М.: Народное образование – 2001 г.
Источник
Коллективный способ обучения
Дьяченко Виталий Кузьмич
21 июня 1923 г. — 15 января 2008 г.
Виталий Кузьмич Дьяченко – широко известный учёный, крупнейший специалист по дидактике, родоначальник теории коллективного способа обучения, автор педагогической технологии, позволяющей каждого школьника включить в учебно-познавательную деятельность, сделать его успешным.
Очерк о В.К. Дьяченко в книге «80 лет Красноярскому ИПК» (2015 г.)
Дьяченко Виталий родился 21 июня 1923 г. в Украине, в селе Жаботино Каменского района Черкасской области.
В конце 30-х годов его отца, активиста колхозного строительства, отправили учиться в Москву. В феврале 40-го года к нему приехал Виталий и стал учиться в школе № 276. В январе 1941 г. познакомился с 64-летним Александром Григорьевичем Ривиным и его методом. Их знакомство длилось полгода: выпускной вечер будущего педагога и учёного совпал с началом Великой Отечественной войны, он ушёл на фронт, в парашютно-десантные войска, оборонял Москву. Но вскоре был комиссован по болезни.
Скачать (в DOC ) очерк о В.К. Дьяченко
из книги «80 лет Красноярскому ИПК» (2015 г.)
Вернувшись с фронта, поступил учиться в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Потом перешёл в Киевский государственный педагогический институт им. A.M. Горького, который окончил с отличием в 1946 г. по специальности «педагогика и психология». В 1946-1949 годах – учёба в аспирантуре.
Ещё один очерк «Дидактика и жизнь В. К. Дьяченко» к 95-летию >>>
(авторы Габит Муканаевич Кусаинов и Екатерина Николаевна Васильева)
С 1949 г. преподавал в Киевском пединституте. В 1952 г. защитил диссертацию кандидата педагогических наук на тему «Учение о понятиях в курсе преподавания логики в школе». С 1955 г. работал в школах города Москвы (№№ 544, 12, 91, 16, 13, 343). С 1974 г. работал старшим преподавателем на кафедре педагогики и психологии в Центральном институте усовершенствования учителей РСФСР. В 1983-1987 годах возглавлял кафедру педагогики Красноярского государственного университета. А с 1987 г. перешёл в Красноярский институт усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации работников образования), где трудился до последнего дня. Общий педагогический стаж В.К. Дьяченко — более 60 лет.
В 1985 г. Виталию Кузьмичу присвоено учёное звание доцента, а в 1993 г. – учёное звание профессора. Награжден в 2003 г. медалью К.Д. Ушинского. С 1996 г. – действительный член Международной педагогической академии. В 1978 году награждён знаком «Отличник народного образования.
История становления и распространения дидактической теории и концепции Виталия Кузьмича специфична. Основные положения этой концепции были разработаны в 1950-е гг. С 40-х годов ХХ столетия ведет научно-исследовательскую и практическую работу по созданию дидактики как науки , с позиций естественно-научного подхода разработал понятийно-категориальный аппарат современной дидактики («обучение», «организационные формы обучения», «организационная структура учебного процесса», «общественно-исторический способ обучения»); создал теорию общественно-исторического (стадиального, формационного) развития процесса обучения.
Важнейшее положение дидактики В. К. Дьяченко: «Процесс обучения — материальный процесс!» Это такой процесс, в котором существуют объективные законы развития. Исторически обучение проходит через свои определённые стадии развития.
Сущность обучения, выявленная В. К. Дьяченко: «Обучение есть особым образом организованное общение (звуко-знаковое взаимодействие) людей, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности», — наиболее точно ухватывает специфику этого самостоятельного явления общественно-исторической практики, позволяет построить остальные понятия дидактики как производные.
Он впервые ввел понятие «общие формы организации обучения», которое стало общепризнанным и вошло во многие учебники по педагогике. Его первая книга, изданная в Красноярске в 1984 г., так и называется — «Общие формы организации процесса обучения».
Общих организационных форм обучения четыре: индивидуальная, групповая, парная (пары постоянного состава) и коллективная. Каждая общая оргформа проявляется через конкретные формы обучения. Например, индивидуальная может проявиться через самостоятельную работу ученика; парная форма встречается в виде диалога «учитель — ученик», «научный руководитель — аспирант»; групповая форма в виде объяснения нового материала на уроке, в виде доклада ученика, которого слушает весь класс, в виде лекции преподавателя.
Классификация базисных форм организации обучения, производная от его сущности, позволила В. К. Дьяченко проследить ход исторического развития обучения и предвидеть его будущее. Учёным замечено, что та или иная общественно-историческая формация (стадия) обучения определяется организационной структурой учебного процесса. В организационную структуру учебных занятий каждого следующего способа обучения включается новая оргформа в качестве ведущей.
Человеческая цивилизация пережила два общественно-исторических способа обучения: индивидуальный (ИСО) и сегодняшний групповой (ГСО). Очередную формацию Виталий Кузьмич назвал коллективным способом (КСО). Вероятно, по причине лексической многозначности этого термина учёному часто приписывают вместо такого понимания КСО совсем другое — работу в парах сменного состава. В ИСО использовались индивидуально-опосредованная и парная формы, в ГСО к ним добавилась в качестве ведущей групповая форма, в КСО будут все четыре формы при ведущей роли коллективной.
Сильная сторона Виталия Кузьмича — практика. Вместе с группой единомышленников создал уникальный инновационный опыт. Всю свою жизнь он преподавал в школе и в вузах. И где бы он ни работал, он действовал на основе своих взглядов: в красноярских школах № 21 (Авторской школе), № 42 и № 93, Устюжской средней школе Емельяновского района, в школах Тюменской области, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Ярославля, Кемерово, Новокузнецка, в школах Якутии, Казахстана, Киргизии и др.
Виталий Кузьмич является основателем нового педагогического движения не только в крае, но и в России, получившего признание и широкое распространение под названием «Коллективный способ обучения» – КСО.
Является автором почти двух десятков фундаментальных книг по современной дидактике.
Победных лозунгов, реляций,
Реформ и псевдоновизны,
Педагогических новаций
Настряпано на полстраны.
Опомнитесь, творцы эпохи.
Вы – в прошлом, несмотря на то,
Что вам перепадают крохи.
А будущее все ж за КСО!
Короткой аббревиатурой
Нам всем гордиться суждено.
В педагогической культуре
Дьяченко прорубил окно.
Да, КСО звучит, как выстрел,
Как вызов миру на дуэль.
Его идеи, опыт, мысли
Уже давно попали в цель.
Он был… Во времени прошедшем
О нём не будем говорить.
Он – там, в далеком бесконечном!
Он – там, где нам придется жить!
Моменты из жизни Виталия Кузьмича . Смотреть видеоролик >>>
Виталий Кузьмич рассказывает о начале своего научно-педагогического пути
23 февраля 1999 года. II Всероссийская научно-практическая конференция «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики».
Смотреть видеорассказ >>>
Читать стенограмму >>>
О встрече с А.Г. Ривиным >>>
Дьяченко В.К. с однокурсниками Киевского пединститута. 1945 г.
Мкртчян М.А. Начала новой дидактики // Инновации в образовании. 2012. № 7. С. 47-57.
Мкртчян М.А. Вклад В.К. Дьяченко в создание современной дидактики // Современная дидактика и качество образования: материалы научно-методической конференции, Красноярск, 15-16 января 2009 г.: в 2 ч. Ч. 1. Красноярск, 2009. С. 72-77.
Карпович Д.И. Виталию Кузьмичу — 80? // Вестник КСО. 2003. № 18. С. 1.
Травин Е. Детство всегда счастливо, или Семь поводов к разрушению «Карфагена» // Учительская газета. 2001. № 42. С. 9.
Минов В.А. Коменский и Дьяченко: культурные скрепы // Коллективный способ обучения. 2018. № 18. С. 65-69.
У Валерия Федоровича Паульмана есть фундаментальная работа «Мир на перекрестке четырех дорог: прогноз судьбы человечества» (2009 г.), в которой он сформулировал 5 основных принципов, необходимых для становления общества демократического социализма. После изучения работ В.К. Дьяченко он добавил (в своём очерке «А был ли в СССР социализм?») еще один принцип-условие, определив его так:
«Считаю, что обучение и воспитание учащихся на базе коллективной формы является еще одним, шестым по счету непременным условием становления демократического социализма».
Подробнее в PDF в DOCX
Будет размещена позже: Дьяченко В.К. Опыт организации повторения материала по арифметике в IV классе в четвертой четверти // Начальная школа. 1957. № 4.
Будет размещена позже : Дьяченко В.К. В поисках новой методики // Народное образование. 1957. № 9.
В этой статье критикуется опыт «парно-коллективных занятий», организованных на протяжении нескольких месяцев 1957-58 учебного года в двух вторых классах московской школы № 308, которым руководил мл. научный сотрудник Института методов обучения АПН В.К. Дьяченко.
Критика в чём-то справедливая, но в чём-то и нет. Статья, безусловно, полезна и нашим современникам — но не для отрицания работы учеников в парах, как предлагает критик, а для демонстрации того, ЧТО и КАК не следует делать при её организации.
А еще статья свидетельствует о необходимости особого предметно-методического обустройства парной работы в начальной школе. Которого в 50-е годы ещё не было.
Благоглупости Я. Мостового (в статье «Прожектёры», Учительская газета, 1960 год, 17 марта) вскрывает Голубев Е.Б. Манипулятивные приёмы ведения педагогической дискуссии (на примере публикаций о методе коллективного взаимообучения А.Г. Ривина) // Народное образование. 2021. № 1. С. 140-148.
Будет размещена позже : Мостовой Я. Прожектёры // Учительская газета. 1960. №33 (4623), 17 марта. С. 2.
Дьяченко В.К. Структуры общения между людьми в жизни и их значение для построения учебного процесса в школе // Прогнозирование развития школы и педагогической науки: тезисы докладов VII сессии Всесоюзного семинара по методологии педагогики и методике педагогических исследований. Часть 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, НИИ ОП, 1974. С. 107-111.
Редакция журнала «Вопросы философии» в № 4 за 1974 год (с. 64) представила краткий обзор рукописи книги Виталия Кузьмича Дьяченко («Структуры общения между людьми в жизни и их значение для построения учебного процесса в школе»):
фрагмент о книге Дьяченко
в контексте всего обзора
Дьяченко В.К. О некоторых путях, ведущих к единству организационных форм обучения и воспитания // Проблемы социального прогнозирования: сборник статей. Вып. 2 / Красноярский гос. пед. ин-т; отв. ред. А.М. Гендин. Красноярск: Изд-во КГПИ, 1976. С. 170-179.
Дьяченко В.К. Сущность обучения и прогнозирование организационной структуры учебного процесса школы будущего // Проблемы социального прогнозирования: сборник статей. Вып. 4 / Красноярский гос. пед. ин-т; отв. ред. А.М. Гендин. Красноярск: Изд-во КГПИ, 1978. С. 117-126.
Дьяченко В.К. Об одном из подходов к проблеме организационных форм обучения в школе // Новые исследования в педагогических науках / Академия пед. наук СССР; отв. ред. М.Н. Скаткин. Москва: Педагогика, 1979. № 2 (34). С. 32-36.
Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии. 1993. № 3. С. 14-23.
Не совсем правильная и корректная критика части идей В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, которые можно было конструктивно рассмотреть как вариант улучшения содержания обучения; при этом точно проблематизируется вопрос, обеспечивается ли реализации основного положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития в «теории развивающего обучения».
Почти то же самое:
Первая книга вышла в 1984 г.,
когда Виталию Кузьмичу был уже 61 год
Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения: актуальные проблемы теории и практики обучения. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1984. 185 с.
Скан
Распознано (формат PDF)
Распознано (формат DOCX)
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
Дьяченко В.К. Передовой педагогический опыт в современных условиях. Алма-Ата, 1991.
Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса: о переходе к коллективному способу обучения. Усть-Каменогорск, 1992. 182 с.
Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. Красноярск, 1994. 182 с.
Дьяченко В.К. Диалоги об обучении. О переходе на демократическую систему обучения по способностям. Красноярск, 1995. 216 с.
Дьяченко В.К. Диалоги о школе ХХI века. Алматы,1995.
Дьяченко В.К., Кусаинов Г.М. Основы современной дидактики. Алматы, 1996.
Дьяченко В.К. Современная дидактика: В 2 т. Новокузнецк, 1996.
Часть 1. 261 с.
Часть 2. 334 с. (Другая ссылка для скачивания двух частей)
Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. Красноярск, 1998. 436 с.
Дьяченко В.К. Реформирование школы и образовательные технологии: в 2 ч. Новокузнецк, 1999.
Часть 1. 167 с.
……..«Дикий вуз» (фрагмент книги, с. 27-39)
Часть 2. 209 с.
Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004. 352 с.
Дьяченко В.К. Наука об обучении и образование XXI века. Красноярск – Усть-Каменогорск – Алматы, 2004. 418 с.
Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. М.: Школьные технологии, 2005. 512 с.
Дьяченко В.К. Как создаются педагогические мифы? Красноярск – Усть-Каменогорск – Алматы, 2005. 102 с.
Дьяченко В.К. Дидактика: в 2 т. М.: Народное образование, 2006.
Том 1. 400 с.
Том 2. 384 с.
Дьяченко В.К. Изучение математики в системе коллективных учебных занятий. Очерки. (Изучение математики в условиях перехода от группового способа обучения к коллективному). Рукопись . 2001. Неизданное .
Дьяченко В.К. Новое прокладывает тропинку // Учительская газета. 1987. 19 мая.
В формате JPG:
Я всегда первым прокладывал «лыжню»…Интервью журналу «Коллективный способ обучения» (2007, № 9).
В разговоре затронуты фундаментальные вопросы дидактики и построения коллективного способа обучения: теория, практика и методология становления; предшественники, основатели, последователи. Центральное место отводится обсуждению проблем использования терминологического аппарата, преобразования и развития научного тезауруса.
Планы — больше жизни. Интервью В.К. Дьяченко «Учительской газете», 1999, № 22.
Предлагают плодить неучей, когда есть возможность растить умниц
Ступени: городская газета для педагогов, родителей, учащейся молодежи, г. Новокузнецк, Кемеровская область. 1998 г.
Письма Виталия Кузьмича Дьяченко, адресованные Вячеславу Александровичу Рязанову (учителю русского языка, завучу, директору школы Березовской средней школы Кемеровского района Кемеровской области)
1996-2005 годы
Встреча в концертной студии «Останкино» с Виталием Кузьмичом Дьяченко .
По Центральному телевидению передача была показана 4 декабря 1988 года.
часть 1 (30 мин 12 сек) >>>
часть 2 (30 мин 12 сек) >>>
часть 3 (3 мин 31 сек) >>>
В гостях у Виталия Кузьмича
За столом у Виталия Кузьмича его ученики Манук Ашотович Мкртчян и Марина Вениаминовна Архипова. Как всегда, разговор идёт о главном: о проблемах и перспективах становления школы будущего. 1999 год. Смотреть >>>
Публичные выступления Виталия Кузьмича (видео)
Коллективный способ обучения и его исторические и педагогические корни
Доклад сделан на летнем сборе КСОшников 21 июня 2002 года (в 79-й день рождения Виталия Кузьмича).
Смотреть >>>
Читать тезисы доклада >>>
О преобразовании дидактики в науку
Почему традиционные дидактические представления нельзя называть наукой? Каковы основы новой дидактики?
Доклад сделан на II Всероссийской научно-практической конференции «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» 23 февраля 1999 года.
Смотреть >>>
Читать текст доклада >>>
Коллективный способ обучения и реформирование школы
Доклад прозвучал на научно-практической конференции «Реальное состояние и ближайший ожидаемый рубеж в становлении коллективного способа обучения» 22.06.2000 в г. Красноярске.
Смотреть >>>
Читать стенограмму доклада >>>
Развивающее обучение и новая педагогическая технология
(март 1996 года, г. Новокузнецк, Кемеровская область)
Часть 1. Развивающее обучение и гипотеза Л.С. Выготского. Концепции развивающего обучения. Сущность обучения и его строение.
Часть 2. Организация учебного процесса. Структуры общения и формы организации обучения. Особенности коллективной формы обучения. Общие и конкретные формы организации процесса обучения. Две классификации общих форм организации обучения. Организационная структура учебного процесса. Исторические стадии развития процесса обучения.
Часть 3. Мировой кризис системы образования. Объективные возможности учителя в условиях классно-урочной системы обучения. Противоречия группового способа обучения. Дидактическая система Л.В. Занкова.
Часть 4. Сотрудничество учащихся в парах сменного состава «по горизонтали» и «по вертикали». «Красноярский» и «лангепасский» варианты технологии сотрудничества «по вертикали».
Подвижник. Фильм о Виталии Кузьмиче Дьяченко
Фильм о выдающемся педагоге, дидакте Виталии Кузьмиче Дьяченко, основателе современной дидактики, теоретике и практике коллективного способа обучения.
Автор фильма: профессор Валентин Рыбалко; видеосъемка: Тимофей Власов, Александр Смирнов; видеомонтаж: Тимофей Власов. Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2006 год.
Смотреть >>>
Слова благодарности и поздравления Виталию Кузьмичу Дьяченко
Говорят Вебер Галина Макаровна (первый зам. руководителя Главного управления образования Красноярского края), Карпович Дмитрий Иннокентьевич (директор школы № 141 г. Красноярска), Лагунова Людмила Ивановна (методист Тверского ИПК).
II Всероссийская научно-практическая конференция «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» (23 февраля 1999 года), приуроченная к 75-летию выдающегося дидакта.
Смотреть >>>
Ученики об Учителе
Мемориальное заседание на IV Всероссийской конференции «Современная дидактика и качество образования» 25 января 2012 года.
Выступают ученики выдающегося дидакта: Литвинская Ирина Геннадьевна, Бондаренко Людмила Васильевна, Куриленко Тамара Ивановна, Будищева Нина Николаевна, Карпович Дмитрий Иннокентьевич, Говорова Агафья Илларионовна.
Смотреть >>>
Материалы Дьяченковских чтений (статьи, доклады, видео, общая информация). Первые чтения состоялись 20-21 июня 2013 и были приурочены к 90-летию выдающегося дидакта
Бондаренко Л.В. Колоссальная сосредоточенность, открытость к миру, готовность к освоению нового
Однажды к Дьяченко обратился Михаил Петрович Щетинин, известный педагог-практик. Он просил разрешения использовать в своей авторской школе методики работы в парах сменного состава, описанные Виталием Кузьмичом в своих статьях. На что Дьяченко ответил…
Читать >>>
Смотреть выступление >>>
Мкртчян М.А. «Девятижды герой герой Советского Союза»
Виталий Кузьмич не только знал историю советской педагогической жизни, но и в определённом смысле был соавтором этой истории. Как-то он мне говорил, что он девятижды герой Советского Союза. «Девять раз меня по приказу руководства увольняли с работы, упрекая в разных немыслимых грехах. Потом восстанавливали, ссылаясь на мои неоценимые заслуги перед родиной в деле развития теории и практики советской педагогики. Вот я и думаю, что за эти заслуги могли бы и дать звание героя, но так как я был безработным, то в качестве большого подарка восстанавливали меня на работе».
Читать далее >>>
Яловец Т.В. Курс личности
– Виталий Кузьмич, а Вы в партии коммунистической были? – вдруг спрашиваю я ни с того, ни с сего.
– Был, и даже дважды – немного помолчав, ответил Дьяченко. – Первый раз меня исключили за… Читать далее >>>
Васильева Е.Н. Великий Дидакт
Юрий Евгеньевич Васильев, бывший в то время директором Красноярского института усовершенствования учителей, по роду своей деятельности часто бывал в Центральном ИУУ. Виталий Кузьмич Дьяченко увлек Юрия Евгеньевича своими преобразующими идеями. Читать далее >>>
Григорьева Э.Л. КСО — это звучит гордо!
Москва, июнь 1987 года, Всероссийский съезд учителей, где мне доверено было выступить от учителей г. Красноярска. «Используя различные приёмы и методы обучения, мы убедились, что результативна коллективная формы работы в парах сменного состава, осуществляемая в сотрудничестве с В.К. Дьяченко».
– Что? Дьяченко? Вычеркнуть его фамилию! – потребовал чиновник от Министерства просвещения. Читать далее >>>
Серёменко Н.П. Феномен Учителя
Первое впечатление: человек с юношеской энергией в сочетании с жизненной мудростью – это ли не признак гения? Это интуитивное впечатление подтверждалось всегда при последующих встречах, – он выглядел моложе, чем был на самом деле. Это правда: тот, кто много работает, ищет, думает, общается с молодыми, сам молодеет даже внешне, а уж внутренне – несомненно. Читать далее >>>
Куриленко Т.И., Мачикина Л.Н., Ланкина Э.Г.
Идейный вдохновитель и учитель школы № 21
Дьяченко, уча других, сам всю жизнь учился. Когда в нашу жизнь вошли компьютеры, он «загорелся» идеей освоить их. Сначала он учился сам, потом сел рядом с учителями на недельные курсы в школе. И всё равно у Виталия Кузьмича было много вопросов. Тогда свои услуги предложил ученик Павел Шелехов. И вот уже наш знаменитый академик получает компьютерное образование через ученика-учителя. Читать далее >>>
Карпович Д.И. Он всегда был открыт для диалога
Наши частые встречи с Виталием Кузьмичом всегда превращались в спор, в противостояние: я возражал по поводу его знаменитой «лесенки-вертикали», он меня критиковал за излишнее увлечение методологическими «штучками». Это был настоящий учёный. Он не держал дистанцию, не придерживался строгих правил так называемой субординации, не бравировал званиями. Читать далее >>>
Будищева Н.Н., Говорова А.И. Работа в парах представлялась мне вначале каким-то неуправляемым «колхозом»
Виталий Кузьмич с 6 часов вечера и до 12 ночи устроил мне «предзащиту». Открывал каждую страницу моей диссертации и задавал по три вопроса по каждой странице. На защите в диссертационном совете вопросы казались игрушечными…
Читать >>>
Смотреть выступление >>>
Бондаренко Л.В. Он прожил несколько жизней
Последние наши встречи – это помощь в освоении компьютера, беседы о педагогических мифах, разговоры о великодушии и самоотверженности многих и о мелочности и глупости немногих, это дискуссии о науке и о Боге… И о будущем.
Читать далее >>>
Источник