Урок «Температура. Способы ее измерения»
Жомартова Эльмира Жакашевна Портфолио учителя КСП Физика 8 класс
Средняя школа гимназия №14 Уровень 2
Город Талдыкорган 01.09.2015года
Проверила зам дир.УВР __________________
«Мы должны принять как один из наиболее общих законов теплоты, что
«все тела», свободно сообщающиеся друг с другом и не подверженные
неравным внешним воздействиям, приобретают одинаковую температуру,
что показывает термометр».
Образовательные: Научить различать р азличные виды термометров. Температурные шкалы.
Познакомить со с пособ ами измерения термометром .
Показать значение термометра в жизни человека .
Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.
Развивать внимание и любознательность.
Развивать представление о применении человеком термометра в быту и технике.
Применение модулей Программы
Обучение критическому мышлению
Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников Управление и лидерство в обучении
Возможные активные формы работы с учащимися
Возможные стратегии, использующиеся на уроке
Возможное оценивание на уроке
III. Тема, цели урока
Температура. Способы ее измерения. Различные виды термометров. Температурные шкалы.
1. Что характеризует температура ?
2. Выяснить: когда и кто впервые пришел к мысли о возможности измерения степени нагретости тел.
3. Проследить насколько быстро наука получила прибор, пригодный для точного измерения температуры.
Научить различать р азличные виды термометров. Температурные шкалы.
Познакомить со с пособ ами измерения термометром .
Показать значение термометра в жизни человека .
IV. Работа над темой урока
Температура. Способы ее измерения. Различные виды термометров. Температурные шкалы.
— Прибор для измерения температуры создан давно и его назвали термометром
Существует много температурных шкал
Хронология создания термометра
В 1597 г. Галилео Галилей придумал первый прибор для наблюдений за изменением температуры (термоскоп)
В 1657 г. термоскоп Галилея был усовершенствован флорентийскими учёными.
Постоянные точки термометра были установлены в 18 веке.
В 1714 г. голландский учёный Д. Фаренгейт изготовил ртутный термометр.
В 1730 г. французский физик Р. Реомюр предложил спиртовый термометр.
В 1848 г. английский физик Вильям Томсон (лорд Кельвин) доказал возможность создания абсолютной шкалы температур.
Это термодинамическая величина, определяющая степень нагретости тела. Тела, имеющие более высокую температуру, являются более нагретыми. Согласно второму закону термодинамики, самопроизвольный переход тепла возможен только от тел с более высокой к телам с более низкой температурой. В состоянии теплового равновесия температура выравнивается во всех частях сколь угодно сложной системы.
Мерой изменения температуры тела может служить изменение какого-либо свойства, зависящего от неё, например объёма, электросопротивления и др. Чаще всего для измерения температуры используют изменение объёма. На этом основано устройство термометров. Первый термометр был изобретен Галилеем около 1600 года. В качестве термометрического вещества, т. е. тела , расширяющегося при нагревании, в нем использовалась вода. Для определения температуры тела термометр приводят в соприкосновение с телом; по достижении теплового равновесия термометр показывает температуру тела.
Для изменения температуры можно воспользоваться биметаллической пластинкой. Такая пластинка состоит из двух металлов, например полоски из железа и приклепанной к ней полоски из цинка. Железо и цинк расширяются неодинаково. Так, 1 м железной проволоки при нагревании на 100 градусов удлиняется на 1мм, а 1 м цинковой проволоки – на 3мм. Поэтому, если нагревать биметаллическую пластинку, она начнет изгибаться в сторону железа.
Разные тела при нагревании расширяются по-разному, поэтому шкала термометра зависит от термометрического вещества. Для практических целей термометры градируют по точкам плавления или кипения или каким- либо другим, лишь бы процесс происходил при постоянной температуре. Наибольшее распространение имеет стоградусная шкала (или шкала Цельсия, по имени шведского физика, предложившего ее). По этой шкале лед плавится при 0 градусов, а вода кипит при 100 градусах, и расстояние между ними делится на сто частей, каждая из которых считается градусом. В Англии и США иногда пользуются шкалой Фаренгейта, в которой температура плавления льда составляет 32 градуса, а кипения воды 212 градусов; во Франции- шкалой Реомюра: 0 градусов и 80 соответственно.
Теперь несколько практических советов.
Возьмите полоски железа и цинка толщиной около 5 мм, длиной 15-20 см и шириной 1 см. Через каждые 1.5-2 см соедините их заклепками. Зажмите в тиски один конец биметаллической пластинки и подогрейте ее над газом. Пластинка согнется.
О том, что такое теплота, ученые начали задумываться очень давно. Еще древнегреческие философы размышляли над этим вопросом. Но ничего, кроме самых общих предположений они высказать не смогли. В средние века также не было высказано почти никаких разумных
идей. Учение о тепловых явлениях начинает развиваться только середины XVIII в. Толчком для начала развития этого учения явилось изобретение термометра. Много ученых трудилось над изобретением термометра. Первым из них был Галилео Галилей. В конце XVI в. Галилей заинтересовался тепловыми явлениями. Для измерения нагретости тела Галилей решил воспользоваться свойством воздуха расширяться при нагревании. Он взял тонкую стеклянную трубку, один конец которой заканчивался шаром, и опустил другой открытый конец в сосуд с
водой. При этом он добивался такого положения, чтобы вода частично заполнила трубку. Теперь, когда воздух в шаре нагревался или охлаждался, уровень воды в трубке опускался или поднимался, а по уровню воды можно было судить о «нагретости» тела.
Прибор Галилея был очень несовершенен. Во-первых, он не был
проградуирован, на трубке не были нанесены деления. Во-вторых,
уровень воды в трубке зависел не только от температуры воздуха в
стеклянном шаре, но и от атмосферного давления.
После Галилея многие ученые занимались изобретением приборов, с помощью которых можно было бы определить тепловое состояние тел. Постепенно устройство приборов совершенствовалось. В середине XVII в. Флорентийская академия опыта предложила прибор, показанный на рисунке. Прибор представлял собой стеклянную трубку, оканчивающуюся
внизу шариком. Верхний конец трубки был запаян. Шарик и часть трубки заполнялись спиртом, а вдоль трубки помещались бусинки, образуя шкалу для отсчета температуры. Показания этого прибора уже не зависели от величины атмосферного давления. Были и другие термометры. В частности, одним из первых конструкторов был итальянский врач Санторио, который применял свой прибор для измерения температуры у больных. Это было, вероятно, первое практичес-
кое применение термометра. Несмотря на успехи в конструировании термометров, эти приборы были еще весьма несовершенны: не было установлено общей температурной шкалы; у различных термометров она устанавливалась произвольно; разные термометры показывали при одних и тех же условиях неодинаковую температуру.
Впервые пригодные для практических целей термометры стал изготавливать мастер –стеклодув из Голландии Фаренгейт в начале XVIII в. К этому времени ученые уже знали, что некоторые
физические процессы протекают всегда при одной и той же степени нагретости.
Термометр Фаренгейта имел вид такой же, как современный простой термометр. В качестве расширяющегося тела Фаренгейт употреблял сначала спирт, а затем в 1714 г. ртуть. Он пользовался
различными шкалами. В последней его шкале основные температурные точки были следующие: 1. температура смеси воды, льда и поваренной соли – ноль градусов 2. температура смеси льда и воды
– 32 градуса. Температура человеческого тела по шкале Фаренгейта получилась равной 96 градусов. Эту температуру Фаренгейт считал третьей основной точкой. Температура кипения воды оказалась по его шкале 180 градусов. Термометры, сделанные Фаренгейтом, приобрели известность и
вошли в употребление. Шкала Фаренгейта применялась в некоторых странах вплоть до нашего времени. В США и Англии пользуются шкалой Фарангейта ( 0 F ), вода замерзает при температуре 32 0 F , а кипит при 212 0 F
Реомюр и Цельсий
После Фаренгейта были предложены многие другие шкалы и конструкции термометров. Из всех этих шкал до нашего времени дошли две. Первая шкала: 0 градусов – температура смеси воды и льда и 80 градусов – температура кипения воды была предложена французским ученым Реомюром в 1730 году и носит его имя. Вторая шкала не совсем правильно носит имя шведского астронома Цельсия. Цельсий в 1742 г. предложил стоградусную шкалу температур, при которой за 0
градусов принималась температура кипения воды, а за 100 градусов – температура плавления льда. Современная стоградусная шкала, носящая название шкалы Цельсия, была предложена несколько позже. Как известно, она вошла в употребление и применяется в настоящее время. Уже Цельсий знал, что температура кипения воды и температура плавления льда зависят от давления воздуха.
После изобретения прибора для тепловых измерений физики смогли приступить к изучению тепловых явлений.
… на самом деле шведский астроном и физик Цельсий предложил шкалу, в которой точка кипения воды была обозначена числом 0, а точка плавления льда – числом 100. Несколько позднее шкале Цельсия придал современный вид его соотечественник Штрёмер.
… Фаренгейт загорелся идеей самому сделать термометр, когда прочитал об открытии французского физика Амонтона, «что вода кипит при фиксированной степени теплоты».
… к концу 18 века число температурных шкал достигало двух десятков.
… одно время в физических лабораториях пользовались так называемым весовым термометром. Он состоял из полого платинового шара, заполненного ртутью, в котором было капиллярное отверстие. Об изменении температуры судили по количеству ртути, вытекавшей из отверстия.
… при понижении температуры Земного шара всего лишь на один градус выделилась бы энергия, примерно в миллиард раз превосходящая вырабатываемую ежегодно всеми электростанциями мира.
Предельная, самая низкая температура в природе равна -273,15 0 С. Она называется абсолютнымнулем температуры.
В системе СИ введена шкала Кельвина Т = ( t +273 ) К
Температуры таяния льда (0 0 С) и кипения воды (100 0 С) .
… Фаренгейт загорелся идеей самому сделать термометр, когда прочитал об открытии французского физика Амонтона, «что вода кипит при фиксированной степени теплоты».
… к концу 18 века число температурных шкал достигало двух десятков.
… одно время в физических лабораториях пользовались так называемым весовым термометром. Он состоял из полого платинового шара, заполненного ртутью, в котором было капиллярное отверстие. Об изменении температуры судили по количеству ртути, вытекавшей из отверстия.
… при понижении температуры Земного шара всего лишь на один градус выделилась бы энергия, примерно в миллиард раз превосходящая вырабатываемую ежегодно всеми электростанциями мира.
Абсолютная температура является величиной , прямо пропорциональной средней кинетической энергии теплового движения молекул.
Температура – это мера средней кинетической э нергии движения молекул газа. В этом заключается физический смысыл температуры.
Первый термометр был создан в XVI веке Галилеем
Наибольшее распространение получили температурные шкалы Фаренгейта и Цельсия, Кельвина.
Просит учащихся дать характеристику термометрам.
Таблицу с зашториванием в SMART Board
4. Устройство и принцип действия приборов
Работают в группах.
Дают характеристику термометров по плану:
V. Физкультурная минутка
Измеряют температура тела
Выполняют друг другу
VI. Обобщение изученного материала
-Как меняется давление газа при изменении его температуры (при
-Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?
-Что мы понимаем под температурой вещества?
-Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха. Какие температурные шкалы вам известны?
-Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?
Учащимся предлагается заполнить листы рефлексии.
сегодня я узнал…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…и я
Заполняют таблицу «Рефлексия», оценивая свою работу на уроке
Благодарит всех за работу, напоминает, о том, что нужно бережно относиться к своим глазам ( очень важное правильное питание ) и угощает всех морковью и черникой
Упражнение №1 . Решение задач 1-8 Домашнее задание: § 2, ответить на вопросы к параграфам ,экперемент №1
Источник
Конспект урока по теме:»Температура. Изменение температуры. Термометр»
План-конспект урока по теме « Температура. Измерение температуры. Термометры »
Тема: « Температура. Измерение температуры. Термометры »
Образовательная : формирование знаний о температуре, ее физической сущности, принципе измерения температуры и построении шкалы температур, усвоение правил измерения температуры;
Развивающая : развитие умений объяснять тепловое расширение тел;
Воспитательная : прививать культуру умственного труда, аккуратность, учить видеть практическую пользу знаний, продолжить формирование коммуникативных умений, воспитывать внимательность, наблюдательность.
Тип урока: изучение нового материала
1. Организационный момент (2 мин)
2. Актуализация опорных знаний (3мин)
3. Изучение нового материала(15 мин)
4. Физкультминутка(1 мин)
5. Закрепление знаний(15 мин)
6. Подведение итогов урока (4 мин)
I. Организационный момент (проверка присутствующих в классе, проверка выполнения домашнего задания, озвучивание темы и основных целей урока)
II. Актуализация опорных знаний
Ответьте на вопросы (фронтальный опрос):
1.Что называют термодинамической системой?
(Термодинамической системой называют совокупность очень большого числа частиц)
2. Что называют внутренней энергией термодинамической системы?
(Сумму кинетических энергий хаотического движения всех молекул (атомов) и потенциальных энергий их взаимодействия друг с другом называют внутренней энергией термодинамической системы.
3. Из каких энергий складывается внутренняя энергия тела?
(Из кинетической энергии только хаотического (теплового) движения её молекул (атомов) и потенциальной энергии взаимодействия молекул (атомов) этой системы только друг с другом)
4. Какие способы изменения внутренней энергии термодинамической системы вы знаете?
(Внутреннюю энергию термодинамической системы можно изменить двумя различными способами: 1. Совершить над телом механическую работу; 2. Передать телу определенное количество теплоты).
5. Какие виды теплообмена вы знаете?
(Теплопроводность, конвекция, излучение)
III. Изучение нового материала
Проведем опыт. Нальем в три сосуда воду разной температуры (рис. 70). Опустим правую руку в сосуд 1 с холодной водой, а левую — в сосуд 3
с горячей водой. Через 2—3 мин обе руки опустим в сосуд 2. По ощущениям правой руки вода в сосуде 2 — теплая, а по ощущениям левой — холодная. Это говорит о том, что наши ощущения субъективны.
Ещё в Древней Греции людипытались объяснить природу тёплого и холодногопосредством нашего чувственного восприятия. Однако наши ощущения не однозначны и зависят от состояния человека и окружающей среды. Так, например, в одной и той же комнате металлические предметы кажутся всегда болеехолодными, чем деревянные или пластмассовые.Физические процессы, протекающие в телах при их нагревании или охлаждении, принято называть тепловыми явлениями.
При изучении тепловых явлений вводится новая физическая величина – температура.
Тема нашего урока: Температура. Измерение температуры. Термометр.
Записали в тетрадь.
Каждое утро, собираясь на работу или в школу, мы спрашиваем: «Какая на улице температура?», понимая под этим, насколько теплый или холодный наружный воздух.
Что такое температура? Как ее измерить? Достаточно ли для этого наших ощущений тепла и холода?
• Температура — физическая величина, характеризующая степень нагретости термодинамической системы, находящейся в состоянии теплового (термодинамического) равновесия.
• Чем выше температура тела, тем большую энергию имеют его молекулы и атомы.
Чтобы объективно оценить степень нагретости тела, т. е. его температуру (обозначается буквой t), служит измерительный прибор термометр.
• Приборы, служащие для измерения температуры называются
• Их действие основано на тепловом расширении вещества
• Первый жидкостный термометр изобретён в 1631 году французским физиком Ж. Реем
• Сегодня известны термометры жидкостные и газовые, полупроводниковые и оптические
О том, как устроен термометр нам расскажет Хапов Даниил. Он подготовил доклад на тему: «История создания жидкостного термометра»
Устройство и действие самого простого термометра было основано на тепловом расширении вещества. Термометр представлял собой стеклянный баллончик, соединенный с тонкой трубкой (капилляром). Баллончик заполнялся ртутью или подкрашенным спиртом. Для изготовления шкалы определялись положения уровней жидкости в трубке при опускании баллончика в тающий снег или лед (рис. 71, а) и кипящую воду (рис. 71, б).
Положение уровня жидкости в трубке, когда баллончик был в тающем льде, принималось за нулевое, а температура тающего льда — за нуль градусов.
Второму положению уровня соответствовала температура кипящей воды, принятая за 100 градусов. Длина столбика между 0 и 100 градусами делилась на 100 равных частей (см. рис. 71, б). Одно деление означало один градус. Такая шкала впервые была предложена шведским ученым А. Цельсием в 1742 г. Поэтому она называется шкалой Цельсия, а единица шкалы — градусом Цельсия (°С).
Именно такая шкала у бытовых термометров (рис. 72, а, б). Особенности в строении имеет медицинский термометр (рис. 72, в). Так как им измеряют температуру тела человека, то цена деления его шкалы С = 0,1. Таким образом,
точность измерения медицинским термометром в 10 раз выше, чем точность измерения бытовым термометром, у которого цена деления С = 1
Шкала медицинского термометра имеет нижний и верхний пределы: 35 °С и 42 °С. Вы, очевидно, сами догадались, почему на шкале нет обозначений температуры ниже 35 °С и выше 42 °С. При таких температурах тела человек гибнет. Нормальной для здорового человека считается температура 36,6 °С.
На смену, привычным в 20 веке, спиртовым и ртутным термометрам пришли более современные и точные приборы.Электрические термометры.
Принцип работы электрических термометров основан на изменении сопротивления проводника при изменении температуры окружающей среды.
Электрические термометры более широкого диапазона основаны на термопарах (контакт между металлами с разной электроотрицательностью создаёт контактную разность потенциалов, зависящую от температуры).
Наиболее точными и стабильными во времени являются термометры на основе платиновой проволоки или платинового напыления на керамику.
В последнее время все чаще используются цифровые термометры (рис. 73). Они более удобны и безопасны, чем ртутные.
IV. Физкультминутка
В физике есть понятиекак тепловое равновесие. Пусть два тела, например горячая и холодная вода, имеют разную температуру. Если теперь два этих тела привести в соприкосновение, то опыт показывает, что одно тело при этом будетнагреваться, а другое – охлаждаться, пока не прекратятся всякие видимые изменения. Тогда говорят, что эти два тела находятся в тепловом равновесии и имеют одинаковую температуру.
V. Закрепление знаний
Для закрепления полученных знаний будем использовать карточки (приложение 1)
Ответьте на контрольные вопросы §12 и 13 и выполните задания
1. Какое явление используется в устройстве и действии термометра?
2. Что принято за 0 и 100 градусов по шкале Цельсия?
4. Чем объяснить такие значения нижнего и верхнего пределов измерения медицинского термометра?
5. Можно ли измерить бытовым термометром температуру одной капли воды? Почему?
6. В ноябре ночью была зафиксирована температура = -5 °С, а днем = +8 °С. На сколько градусов изменилась температура воздуха?
1. Температура определяет степень нагретости тела.
2. Для объективной оценки температуры служит термометр.
3. Термометр основан на тепловом расширении вещества.
4. Бытовые термометры имеют шкалу Цельсия.
Организация домашнего задания
§12,13,ответить на вопросы.
· Сегодня на уроке я узнал…
· Знания, которые я получил на уроке, пригодятся.
Источник