Методическая разработка урока по теме «Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав»
методическая разработка по праву (11 класс)
Место урока в системе уроков курса
11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».
Тип урока: урок освоения нового знания.
Основные понятия и термины:
гражданско-правовая ответственность, деликт (гражданское правонарушение), убытки (реальный ущерб, упущенная выгода), презумпция виновности.
Наглядность: карточки с заданиями, дополнительные материалы по теме (кейс); учебная мультимедийная презентация.
Формы и методы обучения: компетентностная модель урока обеспечивается использованием развивающих технологий. Изучение учебного материала урока осуществляется на основе модели трех стадий «вызов – осмысление – рефлексия» с использованием методических приемов технологии развития критического мышления и базовых технологий ОС «Школа 2100» продуктивного чтения и проблемного диалога. Учебно-познавательная деятельность учащихся организуется в индивидуальной, групповой, коллективной организационных формах (технология диалогового взаимодействия) для самостоятельного выполнения учебных задач (технология организации самостоятельной деятельности школьников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель МБОУ «Школа № 56» Войтко М.В.
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «ПРАВО» В 11 КЛАССЕ
Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав
содержательная : расширить и систематизировать знания учащихся по теме «Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав»;
деятельностная: способствовать развитию метапредметных компетенций учащихся (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
воспитательная: способствовать формированию правовой культуры школьников в области гражданского права.
Планируемые образовательные результаты:
- Учащиеся расширят свое представление о гражданско-правовой ответственности как особом виде юридической ответственности; рассмотрят виды, основания наступления и формы выражения гражданско-правовой ответственности, также способы защиты гражданских прав (обращение в суд, самозащита, привлечение к гражданско-правой ответственности).
- Учащиеся получат возможность развивать свои метапредметные компетенции:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, логический и сравнительный анализ правовой информации, содержащейся в различных учебных текстах, ее адекватная интерпретация;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую, построение и аргументирование собственных качественных и оценочных суждений;
- умение планировать свою деятельность и выстраивать продуктивное взаимодействие в группах.
- Учащиеся усвоят модели правомерного поведения в области защиты гражданских прав.
Место урока в системе уроков курса
11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».
Тип урока: урок освоения нового знания.
Основные понятия и термины:
гражданско-правовая ответственность, деликт (гражданское правонарушение), убытки (реальный ущерб, упущенная выгода), презумпция виновности.
Наглядность: карточки с заданиями, дополнительные материалы по теме (кейс); учебная мультимедийная презентация.
Формы и методы обучения: компетентностная модель урока обеспечивается использованием развивающих технологий. Изучение учебного материала урока осуществляется на основе модели трех стадий «вызов – осмысление – рефлексия» с использованием методических приемов технологии развития критического мышления и базовых технологий ОС «Школа 2100» продуктивного чтения и проблемного диалога. Учебно-познавательная деятельность учащихся организуется в индивидуальной, групповой, коллективной организационных формах (технология диалогового взаимодействия) для самостоятельного выполнения учебных задач (технология организации самостоятельной деятельности школьников).
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч. 1 – М., Русское слово, 2009.
Дополнительная учебная литература и методические пособия:
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. Методическое пособие: для учителя 10-11 кл. Серия «Основы правовых знаний». – М.: Вита-Пресс, 2000.
- Клименко А.В. Обществознание: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., Дрофа, 2010.
- Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания/авт.-сост.: С.А. Зинина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова. – М.: Планета, 2012.
- Сапогов В.М. Поурочные методические разработки к учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». 11 класс. Профильный уровень. – М.: Русское слово, 2009.
Материалы к уроку: выдержки из ГК РФ, правовые учебно-теоретические тексты, тексты правовых задач; памятки по решению познавательных задач, построению качественных и оценочных высказываний, организации работы в группах (см. приложение).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Источник
Урок «Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве»
Цель урока: дать представления учащимся о формах защиты гражданских прав.
Задачи урока: раскрыть понятия формы и способ защиты гражданских прав; выделить признаки гражданско-правовой ответственности; рассмотреть виды судов гражданской юрисдикции; отрабатывать полученные знания применимо к юридическим ситуациям; воспитывать гражданские качества у учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Pover Point (Приложение 1), тесты (Приложение 2), документы (Приложение 3, приложение 4).
Основные понятия: гражданское право, гражданско-правовая ответственность, формы и способы защиты, договор, сделка, наследование.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. (Приложение 1. Слайды № 2 – 4)
2. Что такое наследование?
Какие формы наследования вам известны?
3. Гражданин Н., владевший квартирой в г. Москве, банковским счетом, автомобилем «Волга», после смерти не оставил завещание.
Кто из наследников имеет право на получение наследства?
Примером, какой формы наследования является данная ситуация?
4. Дайте определение термина «наследник».
Какие субъекты называются недостойными наследниками?
5. Каковы понятия и признаки завещания?
6. Гр-н Сидоров проживал с отцом, Н.К.Сидоровым, трехкомнатной квартире, принадлежавшей отцу на праве собственности.
После смерти отца Сидоров остался жить в этой квартире, а через 6 месяцев обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Через 10 месяцев к нотариусу обратилась сестра гр-на Сидорова с тем же заявлением о принятии наследства.
Подлежит ли данное заявление удовлетворению?
Кто и на каких основаниях станет наследником?
III. Изучение темы урока. (Слайд № 5)
Давайте вспомним. Что называют гражданским правом? Что понимается под защитой гражданских прав?
План урока (Слайд № 6).
- Формы и способы защиты в гражданском праве.
- Гражданско-правовая ответственность.
- Состав гражданского правонарушения.
1. Формы и способы защиты в гражданском праве.
Право на защиту возникает вместе с каким-то конкретным правом субъекта. Например, если вы обладаете правом собственности на определенную вещь, у вас неотъемлемо существует право на защиту от посягательств на ваше имущество.
Существует две формы защиты гражданских прав:
Первая форма осуществляется с помощью уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав.
Органом, призванным заниматься разрешением споров юридического характера и наказывать тех, кто препятствует спокойствию и благополучию общества, с давних времен был суд.
В современной России сложилась система судов, ибо споры, разрешаемые ими, имеют свои особенности. Важным судебным органом страны является Конституционный Суд. Впервые такой суд был создан в Австрии в 1920 г. и получил большую популярность.
В составе Конституционного Суда РФ работают 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации путем тайного голосования. Обратиться в такой суд может каждый, кто считает, что какая то норма права противоречит Конституции РФ. В других случаях требуется разъяснить сущность того или иного конституционного положения. Все эти функции выполняет Конституционный Суд, который не разрешает споры людей. Он следит, чтобы правовые нормы соответствовали Конституции и не нарушали прав граждан. После вынесения решения о неконституционности того или иного юридического правила им нельзя руководствоваться.
Большую часть юридических конфликтов приходится разрешать системе судов общей юрисдикции, ее возглавляет Верховный Суд РФ. Ему подсудны самые сложные дела. Кроме того, он может пересматривать решения нижестоящих судов или давать разъяснения по вопросам судебной практики. На территории нашей страны действуют верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономных областей и округов, а также городские районные суды. К судам субъектов Федерации относятся мировые судьи. Они осуществляют правосудие по вопросам незначительной сложности: о преступлениях, за совершение которых наказание не должно превышать более двух лет лишения свободы; вопросы о расторжении брака, если нет споров о детях; о разделе совместно нажитого имущества между супругами, некоторые трудовые споры или вопросы административного характера.
Экономические споры между гражданами, различными организациями, занимающимися предпринимательской деятельностью, разрешают арбитражные суды. Их система состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Федерации.
Все гражданско-прававовые споры, могут рассматривать и не государственные суды – третейские суды (суды на доверии).
2. Гражданско-правовая ответственность. (Слайд № 8)
— Ответственность за нарушение гражданских прав и неисполнение гражданских обязанностей.
Тому, кто оказался участником правового инцидента, необходимо разобраться, какой характер носит возникший спор. Это нужно для того, чтобы определиться, в какой суд можно обратиться с просьбой о защите своих прав.
Если же сделать это затруднительно, необходимо прибегнуть к помощи юриста.
Порядок рассмотрения гражданских споров (например, по вопросам авторского права или нарушения прав потребителей), семейных или трудовых основывается на специальных правилах ведения гражданского судопроизводства.
Эти же правила разъясняют, как разрешаются административно-правовые вопросы (например, жалоба на действия должностного лица в связи с наложением административного взыскания) или дела особого производства (о признании гражданина умершим и др.). Такие юридические нормы содержатся в Гражданско-процессуальном кодексе.
- Исковое заявление. (Приложение 3)
- Признаки ответственности:
- имущественный характер,
- за одинаковые нарушения одинаковая ответственность,
- возмещение ущерба за гражданские правонарушения.
Закрепление. (Слайд № 9). Вставьте пропущенное слово.
“Правосудие по вопросам незначительной сложности: о преступлениях, за совершение которых наказание не должно превышать 2 лет лишения свобода; вопросы о расторжении брака, если нет спора о детях; некоторые трудовые споры, осуществляют … суды”.
3. Способы защиты в гражданском праве без обращения в суд.
Вторая форма охватывает действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным организациям.
Самооборона – способ защиты, при котором само лицо права которого были нарушены, защищает себя, не обращаясь к государственным органам.
Учитель отмечает, что при самозащите важно учитывать способ защиты.
Он не должен быть опасен для окружающих и не превышать пределов необходимой обороны.
Законом выработаны особые правила в отношении несовершеннолетних, оказавшихся волею судьбы в отношениях, регулируемых правовыми нормами. При задержании человека обязательно составляется протокол. В нем указывается дата, место, время, причины задержания. Следует предварительно внимательно ознакомиться с таким документом, прежде чем его подписывать. В случае, когда задержанный не согласен с отдельными записями, сделанными в этом документе, об этом следует обязательно написать. (Приложение 4)
Меры оперативного воздействия – условия прописанные в договоре при заключении сделки и применяемые субъектами самостоятельно без обращения в суд.
4. Состав гражданского правонарушения. (Слайд № 11)
Работа с текстом учебника. Параграф №8. С. 84-86
Назовите условия привлечения к ответственности в гражданском праве.
- Противоправность деяния.
- Наличие вреда и убытков.
- Причинная связь между деянием и убытками.
- Вина причинителя.
IV. Закрепление. (Слайд № 12)
«Любая защита должна быть соразмерна нападению по параметрам средств, интенсивности, своевременности».
Какое условие самообороны отражается в этом изречении?
«Любые убытки должны быть компенсированы причинителем в полном объеме».
Какой признак гражданско-правовой ответственности здесь отражен?
Источник
Тема урока способы защиты гражданских прав
Автор: Чуканова Ольга Сергеевна
Организация: МОУ «СОШ № 30»
Населенный пункт: Вологодская область, г. Вологда
Цель урока – открытие в совместной деятельности способов защиты гражданских прав на примере права собственности.
Задачи:
- Задача обучения: обеспечить в ходе урока усвоение знаний о способах защиты гражданских прав, особенностей и сроках их защиты, условий, определяющих выбор способа.
- Задача развития: обеспечить условия для формирования умений самостоятельного поиска правовой информации, использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях, умений строить логические рассуждения, навыков сотрудничества.
- Задача воспитания: с помощью учебного материала способствовать формированию правомерного поведения, активной гражданской позиции, инициативности, ответственности.
Приёмы и методы:
- Рассказ, беседа.
- Работа с нормативными правовыми актами (СПС «КонсультантПлюс»).
- Кейс-метод.
- Метод иллюстраций.
- Приёмы работы в парах и группах.
Средства: мультимедийный проектор, ноутбуки, СПС «КонсультантПлюс», карточки с заданиями.
Ход урока
Этап урока
Действия учителя
Действия учеников
1. Организационный момент
Начнём мы сегодня урок с ситуации, произошедшей недавно в школе.
2. Постановка проблемы. Этап целеполагания.
После просмотра вы должны ответить на вопросы: какие правовые отношения возникли в данной ситуации и что явилось основанием их возникновения.
- Определите вид правоотношения по отраслевой принадлежности.
- Назовите юридический факт, который стал основанием возникновения правоотношения между Алиной и Игорем.
- Какое вещное право появилось у Алины в момент передачи подарка?
- В чём заключаются особенности отношений собственности?
Совершенно верно. Сегодня мы и должны рассмотреть особенности защиты прав собственника.
Попробуйте сформулировать цель урока.
Какие задачи мы поставим перед собой для достижения цели урока?
Молодцы, правильно! Именно по такому плану мы сегодня будем действовать.
Отвечают на вопросы:
- Гражданские правоотношения.
- Договор дарения
- Право собственности
- Отношения собственности носят абсолютный характер: праву собственника противопоставляются обязанности неопределённого круга лиц; особый характер защиты.
Формулируют цель — охарактеризовать основные гражданско-правовые способы защиты прав собственника.
Предлагают варианты задач:
- Определить способы защиты права собственности.
- Изучить особенности каждого способа.
- Определить условия выбора способов.
3.Этап освоения новых знаний
В соответствии с Конституцией в РФ признаётся и защищается возможность иметь, владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом. Защита права собственности осуществляется в рамках гражданского, административного, уголовного, процессуального законодательства. Сегодня мы с вами рассматриваем данный вопрос именно с точки зрения гражданского права.
Гражданско-правовые способы защиты права собственности – совокупность способов, приёмов, средств, которые собственник или иной законный владелец могут применять для защиты своих прав на принадлежащее ему имущество.
Чтобы их изучить, будем работать с основным источником гражданского права – ГК РФ. Откройте в системе КонсультантПлюс ГК РФ часть1.
Итак, способы защиты права собственности подразделяются на две группы: общие и специальные.
Работа со схемой.
Общие закреплены в статье 12 ГК РФ. Ознакомьтесь с ней.
Перечислите, пожалуйста, общие способы. (появляются на слайде по мере ответа).
Является ли этот перечень исчерпывающим?
Теперь давайте разберём специальные способы защиты. Они регулируются главой 20 ГК РФ. Ответьте на вопрос, какие правомочия собственника могут быть нарушены?
Верно, поэтому выделяются следующие специальные способы:
- Виндикационный иск (появляется на схеме)
иск собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения
от лат. vim dicere — «объявляю о применении силы»)
это иск, представляющий собой внедоговорное требование владеющего вещью собственника к третьим лицам об устранении препятствий, связанных с осуществлением правомочий по пользованию и распоряжению имуществом
Назовите общие способы защиты, частными случаями которых являются негаторный и виндикационный иски.
Сейчас мы разберём действие способов защиты на примерах:
История Алины и Игоря имела продолжение.
Задание — укажите правомочие собственника (Алины), нарушенное в данной ситуации, и определите способ защиты.
Сейчас, ребята, работаем в парах. Задание:
Внимательно ознакомьтесь с содержанием 301 и 302 статей. Определите условия, от которых зависит истребование вещи из чужого незаконного владения).
Какого приобретателя мы можем считать добросовестным, а какого – недобросовестным?
Итак, верно, если приобретатель недобросовестный, имущество в любом случае возвращается собственнику.
(отражается на слайде).
Какие сделки мы отнесём к безвозмездным?
В каком случае имущество возвращается собственнику?
В каком случае имущество возвращается собственнику?
Правильно, ребята, закон предусматривает три условия, при которых имущество может вернуться собственнику.
Проанализируйте ситуацию Алины и Игоря с точки зрения права.
Верно, а при каких условиях Алина не имела бы возможности истребовать имущество у Насти?
Как вы думаете, ограничено ли требование Алины к Насте или требование Алины к Игорю каким-нибудь сроком?
Да, это срок называется исковой давностью. В данном случае он составляет три года (общий срок).
Ознакомьтесь со ст.200 ГК, определите, с какого момента в данной ситуации начинается течение срока исковой давности?
Нарушения прав собственности мы можем наблюдать на улице каждый день. Сейчас вы в группах рассмотрите фото-ситуации и выполните задания по карточкам.
1. Укажите, какое правомочие нарушено.
2. Перечислите общие и специальные способы защиты собственника.
3. Приведите примеры действия самозащиты.
4. Определите, при каких условиях самозащита будет считаться допустимой (ст. 14 ГК)
5. Ознакомьтесь со ст.208, определите особенности исковой давности по негаторному иску. Как вы думаете ,чем это вызвано?
- Опишите правонарушение
- Определите способ защиты гражданских прав
- Что в соответствии с гражданским законодательством включается в состав убытков (ст.15 ГК)
- Может ли собственник автомобиля взыскать с нарушителей упущенную выгоды (приведите пример).
- При каких условиях собственник вправе требовать возмещения доходов правонарушителя (приведите пример).
Итак, мы с вами рассмотрели основные гражданско-правовые способы защиты права собственности – признание и самозащиту права, виндикационный и негаторный иски, возмещение убытков.
Источник