Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок с использованием различных методов и приемов нацелен на закрепление темы, постановку знаков препинания при чужой речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_sposoby_predachi_chuzhoy_rechi_8_klass.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа
для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
Кузнецова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и
Тема урока «Способы передачи чужой речи». 8 класс
- обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
- систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
- проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
- конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
- вырабатывать умение анализировать цитаты о языке;
- формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
- развивать интерес к изучению языка;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.
Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, тестовые задания.
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».
На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.
- Теоретическая часть (коллективная работа).
- Проблемно-творческая часть (работа в парах).
- Тестовая часть (индивидуальная работа).
- Рефлексия.
1. Теоретическая часть заседания .
– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф).
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).
– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?
Объяснение учителя
(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия «косвенная речь»).
2. Проблемно-творческая часть заседания
(Учитель вызывает двух обучающихся и раздаёт карточки с заданиями)
– Выполните задание, указанное на вашей карточке.
Задание 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
- «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
- Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
- Командир приказал: «Огонь!»
- «Который час ?» – спросил я.
- Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
- Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
- Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
- Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
- Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
- Командир приказал, чтобы открыли огонь.
- Я спросил, который час.
- Врач спросил, какая у меня была температура.
- Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
- Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.
(К доске выходит вторая пара обучающихся ).
Задание 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.
1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.
2) Он добавил, что волки хитрее охотников.
3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.
4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.
5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.
6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.
(Третья пара учащихся)
Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?
- Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
- Меня спросили, где я раньше работал?
- Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
- Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
- Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
- В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
- Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?
Задание 4. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.
Задание 5. Диалог
(У доски работают двое обучающихся)
Задание 6. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.
3. Подведение итогов урока
– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?
4. Тестовая часть.
(Классу раздаются листки с матрицей)
Матрица. Способы выражения чужой речи .
I. Прямая речь – это
1. Составьте схемы предложений с прямой речью
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы
II. Косвенная речь – это
1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.
III. Диалог – это
1. Как оформить диалог при записи?
2. Запишите диалог.
Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:
- Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
- Слова, вводящие прямую речь, называются …
- Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
- Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
- Слова, обращенные к собеседнику – это…
- Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
- Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
- Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
- Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
- Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.
5. Рефлексия. «Заверши тезис»
- Сегодня на уроке я узнал …
- Самым интересным для меня было …
- Самым трудным для меня стало….
- Мне нужно ещё повторить…
- Этот урок помог мне…
6. Домашнее задание
Подобрать по 2 примера к каждому способу передачи чужой речи.
7. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.
Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.
Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при соз.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.
Тест по теме «Способы передачи чужой речи»
Тест по теме «Способы передачи чужой речи» для оучающихся 7-9 классов.
Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»
Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.
Открытый урок по теме «Способы разделения смесей»
Открытый урок по теме «Способы разделения смесей".
Источник
Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи»
Разработка урока по русскому языку
Тема: Чужая речь и способы ее передачи. Знаки препинания при цитировании. Оформление эпиграфа.
Учитель: Санникова Н.Н.
Цель: закрепление понятия чужой речи и способов ее передачи, повторение правила постановки знаков препинания при передачи чужой речи, закрепление умения перестраивать прямую речь в косвенную, закрепление навыков правописания при цитатах и оформлении эпиграфа.
1. Словарная работа. На карточках даны слова. Объясняется их написание и значение.
МИСТИКА (греч.)- вера в сверхъестественное, божественное.
СИМВОЛ (греч.)- предмет, действие, служащее условным обозначением какого-либо понятия, идеи, явления.
2. Объяснительный диктант.
Дворянско-интеллигентская среда, увлечение философскими идеями, дисгармоничный и ирреальный мир, миссия поэта, несбыточные мечты, поэт-символист, субъективное отражение, мир преображенной мечты, Серебряный век, Наслаждаться лирикой, подлинный талант, мистический образ, напряженный драматизм.
3. Повторение способов передачи чужой речи и правила постановки знаков препинания при прямой речи. Учащимся дается таблица- помощник.
прямая речь(дословная передача)
косвенная(передается от лица автора)
Знаки препинания при прямой речи:
— Работа со схемой. Из чего состоит прямая речь, как выделяется?
— Повторение правила постановки знаков препинания при прямой речи, если слова автора стоят внутри прямой речи.
«П,-а,-п».(Если на месте разрыва не должно быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
«П,-а.-П».(Если на месте разрыва должна была стоять точка)
4. Задание на карточках . А) Поясните: при помощи каких слов введена прямая речь, какую функцию выполняют слова автора помимо того, что вводят прямую речь.(содержат указание, при каких обстоятельствах была произнесена прямая речь; к кому обращена; обозначает чувство говорящего, его внутреннее состояние; характеристика действующего лица, выражает отношение к нему автора)
1)«Делайте, что хотите,- отвечал им сухо Дубровский,- я уже здесь не хозяин».2) Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли».3) «Как вы долго не были!»- промолвила она. 4)Оглядев внимательно новичка с ног до головы, он буркнул: «Фамилия?» 5) «Так, так, вот оно что»,- закивал господин.
Б) Расставьте знаки препинания.
1)Что может говорит Полкан приятней быть, как с другом сердце к сердцу жить.2) Женщинам я говорил без церемонии Как ты постарела.
3)Мы решили продолжал заседатель с вашего позволения остаться здесь ночевать. 4) Знаем мы вас, как вы плохо играете сказал Ноздрев . 5) Это странно сказала во всех отношениях приятная дама Что бы такое могли значить эти мертвые души. 6) Да неужели продолжал я отец не догадался, что Бэла у вас в крепости . 7) Зачем вы повязаны платком спросил я Владимира . 8) Женщина или девушка на велосипеде это ужасно говорил Беликов . 9) Ничего вы не умрете, и не думайте заревел Крылов Сейчас я вас лечить буду. 10) А где же ваши вещи профессор вкрадчиво спрашивал Берлиоз Вы где остановились 11) А за окном шелестят тополя Нет на земле твоего короля. 12) Сологдин сощурился и скомандовал Пойди запри дверь Быстро
5. Диалог. Что это такое? Как выделяется? (Смотри карточку)
А) «Скажи-ка мне, красавица, что ты делала сегодня на кровле?»- «А смотрела, откуда ветер дует».- «Зачем тебе?»- «Откуда ветер дует, оттуда и счастье».- «Что же, разве ты песнью зазывала счастье?»- «Где поется, там и счастливится».
Б) — Хорошо море?- спросил Челкаш.
— Ничего! Только боязно в нем,- ответил Гаврила, ровно и сильно ударяя веслами по воде.
— Боязно? Экая дурь!- насмешливо проворчал Челкаш.
6. Предложения с косвенной речью. На доске схема образования предложений с косвенной речью и примеры.
[ слова автора], (что косвенная речь)
Это СПП с придаточным изъяснительным. Союзы ЧТО, ЧТОБЫ , частица ЛИ.
Учитель спросил: « Вам известны стихи Блока, посвященные им России?» (при вопросительном предложении используй частицу ЛИ)
Учитель спросил, известны ли нам стихи Блока, посвященные им России.
Учитель сказал: « Вам всем известны стихи Блока, посвященные им России». (При повествовательном предложении используй союз ЧТО)
Учитель сказал, что нам всем известны стихи Блока, посвященные им России.
Учитель попросил: «Назовите стихи Блока, посвященные им России».( При побуждении используй союз ЧТОБЫ)
Учитель попросил, чтобы мы назвали стихи Блока, посвященные им России.
7. Замените прямую речь на косвенную и наоборот.
А) «Повесьте здесь зеркало»,- посоветовал Павел. «Хочешь сегодня ночью работать со мной?»- спросил Челкаш. «Лесть и трусость- самые дурные пороки».- громко промолвила Ася.
Б) Николай Иванович приподнялся и торжественно объявил, что прибавляет от себя еще осьмуху пива. Дмитрий резким тоном ответил мне, что он не может идти вниз, потому что, как я вижу, у него гости.
— Когда и зачем мы используем эпиграф? Обязателен ли он?
Эпиграф(греч.- надпись) – цитата, изречение, пословица, помещаемые перед текстом литературного произведения, выражающие основную идею и тему произведения, его общую настроенность. (Словарь иностранных слов) Эпиграфы пишут без кавычек, а ссылку на источник, автора- без скобок и без точки. (Смотри карточку)
Я всю свою звонкую силу поэта
Тебе отдаю, атакующий класс.
Этой теме я сознательно и бесповоротно
9. Подведение итогов урока.
10. Домашнее задание. Составить диалог на тему «Беседа с другом о каком-нибудь литературном произведении, фильме, спектакле».
Источник