Тема урока способы передачи чужой речи

Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок с использованием различных методов и приемов нацелен на закрепление темы, постановку знаков препинания при чужой речи

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_teme_sposoby_predachi_chuzhoy_rechi_8_klass.doc 116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сахалинское государственное казенное специальное

учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа

для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

Кузнецова Елена Валерьевна,

учитель русского языка и

Тема урока «Способы передачи чужой речи». 8 класс

  • обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
  • систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
  • проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
  • конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
  • вырабатывать умение анализировать цитаты о языке;
  • формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
  • развивать интерес к изучению языка;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.

Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, тестовые задания.

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».

На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.

  • Теоретическая часть (коллективная работа).
  • Проблемно-творческая часть (работа в парах).
  • Тестовая часть (индивидуальная работа).
  • Рефлексия.

1. Теоретическая часть заседания .

– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф).
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?

Объяснение учителя
(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия «косвенная речь»).

2. Проблемно-творческая часть заседания

(Учитель вызывает двух обучающихся и раздаёт карточки с заданиями)

– Выполните задание, указанное на вашей карточке.

Задание 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

  • «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
  • Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
  • Командир приказал: «Огонь!»
  • «Который час ?» – спросил я.
  • Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
  • Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
  • Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
  • Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
  • Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
  • Командир приказал, чтобы открыли огонь.
  • Я спросил, который час.
  • Врач спросил, какая у меня была температура.
  • Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
  • Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

(К доске выходит вторая пара обучающихся ).

Задание 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.

1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.

2) Он добавил, что волки хитрее охотников.

3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.

4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.

5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.

6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.

(Третья пара учащихся)

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?

  • Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  • Меня спросили, где я раньше работал?
  • Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
  • Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  • Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  • В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
  • Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?

Задание 4. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Задание 5. Диалог

(У доски работают двое обучающихся)

Задание 6. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

3. Подведение итогов урока

– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?

4. Тестовая часть.

(Классу раздаются листки с матрицей)

Матрица. Способы выражения чужой речи .

I. Прямая речь – это

1. Составьте схемы предложений с прямой речью

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы

II. Косвенная речь – это

1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.

III. Диалог – это

1. Как оформить диалог при записи?

2. Запишите диалог.

Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:

  • Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
  • Слова, вводящие прямую речь, называются …
  • Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
  • Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
  • Слова, обращенные к собеседнику – это…
  • Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
  • Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
  • Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
  • Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
  • Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.

5. Рефлексия. «Заверши тезис»

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Самым интересным для меня было …
  • Самым трудным для меня стало….
  • Мне нужно ещё повторить…
  • Этот урок помог мне…

6. Домашнее задание

Подобрать по 2 примера к каждому способу передачи чужой речи.

7. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.

Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.

Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при соз.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.

Тест по теме «Способы передачи чужой речи»

Тест по теме «Способы передачи чужой речи» для оучающихся 7-9 классов.

Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»

Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.

Открытый урок по теме «Способы разделения смесей»

Открытый урок по теме «Способы разделения смесей&quot.

Источник

Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку

Тема: Чужая речь и способы ее передачи. Знаки препинания при цитировании. Оформление эпиграфа.

Учитель: Санникова Н.Н.

Цель: закрепление понятия чужой речи и способов ее передачи, повторение правила постановки знаков препинания при передачи чужой речи, закрепление умения перестраивать прямую речь в косвенную, закрепление навыков правописания при цитатах и оформлении эпиграфа.

1. Словарная работа. На карточках даны слова. Объясняется их написание и значение.

МИСТИКА (греч.)- вера в сверхъестественное, божественное.

СИМВОЛ (греч.)- предмет, действие, служащее условным обозначением какого-либо понятия, идеи, явления.

2. Объяснительный диктант.

Дворянско-интеллигентская среда, увлечение философскими идеями, дисгармоничный и ирреальный мир, миссия поэта, несбыточные мечты, поэт-символист, субъективное отражение, мир преображенной мечты, Серебряный век, Наслаждаться лирикой, подлинный талант, мистический образ, напряженный драматизм.

3. Повторение способов передачи чужой речи и правила постановки знаков препинания при прямой речи. Учащимся дается таблица- помощник.

прямая речь(дословная передача)

косвенная(передается от лица автора)

Знаки препинания при прямой речи:

— Работа со схемой. Из чего состоит прямая речь, как выделяется?

— Повторение правила постановки знаков препинания при прямой речи, если слова автора стоят внутри прямой речи.

«П,-а,-п».(Если на месте разрыва не должно быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

«П,-а.-П».(Если на месте разрыва должна была стоять точка)

4. Задание на карточках . А) Поясните: при помощи каких слов введена прямая речь, какую функцию выполняют слова автора помимо того, что вводят прямую речь.(содержат указание, при каких обстоятельствах была произнесена прямая речь; к кому обращена; обозначает чувство говорящего, его внутреннее состояние; характеристика действующего лица, выражает отношение к нему автора)

1)«Делайте, что хотите,- отвечал им сухо Дубровский,- я уже здесь не хозяин».2) Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли».3) «Как вы долго не были!»- промолвила она. 4)Оглядев внимательно новичка с ног до головы, он буркнул: «Фамилия?» 5) «Так, так, вот оно что»,- закивал господин.

Б) Расставьте знаки препинания.

1)Что может говорит Полкан приятней быть, как с другом сердце к сердцу жить.2) Женщинам я говорил без церемонии Как ты постарела.

3)Мы решили продолжал заседатель с вашего позволения остаться здесь ночевать. 4) Знаем мы вас, как вы плохо играете сказал Ноздрев . 5) Это странно сказала во всех отношениях приятная дама Что бы такое могли значить эти мертвые души. 6) Да неужели продолжал я отец не догадался, что Бэла у вас в крепости . 7) Зачем вы повязаны платком спросил я Владимира . 8) Женщина или девушка на велосипеде это ужасно говорил Беликов . 9) Ничего вы не умрете, и не думайте заревел Крылов Сейчас я вас лечить буду. 10) А где же ваши вещи профессор вкрадчиво спрашивал Берлиоз Вы где остановились 11) А за окном шелестят тополя Нет на земле твоего короля. 12) Сологдин сощурился и скомандовал Пойди запри дверь Быстро

5. Диалог. Что это такое? Как выделяется? (Смотри карточку)

А) «Скажи-ка мне, красавица, что ты делала сегодня на кровле?»- «А смотрела, откуда ветер дует».- «Зачем тебе?»- «Откуда ветер дует, оттуда и счастье».- «Что же, разве ты песнью зазывала счастье?»- «Где поется, там и счастливится».

Б) — Хорошо море?- спросил Челкаш.

— Ничего! Только боязно в нем,- ответил Гаврила, ровно и сильно ударяя веслами по воде.

— Боязно? Экая дурь!- насмешливо проворчал Челкаш.

6. Предложения с косвенной речью. На доске схема образования предложений с косвенной речью и примеры.

[ слова автора], (что косвенная речь)

Это СПП с придаточным изъяснительным. Союзы ЧТО, ЧТОБЫ , частица ЛИ.

Учитель спросил: « Вам известны стихи Блока, посвященные им России?» (при вопросительном предложении используй частицу ЛИ)

Учитель спросил, известны ли нам стихи Блока, посвященные им России.

Учитель сказал: « Вам всем известны стихи Блока, посвященные им России». (При повествовательном предложении используй союз ЧТО)

Учитель сказал, что нам всем известны стихи Блока, посвященные им России.

Учитель попросил: «Назовите стихи Блока, посвященные им России».( При побуждении используй союз ЧТОБЫ)

Учитель попросил, чтобы мы назвали стихи Блока, посвященные им России.

7. Замените прямую речь на косвенную и наоборот.

А) «Повесьте здесь зеркало»,- посоветовал Павел. «Хочешь сегодня ночью работать со мной?»- спросил Челкаш. «Лесть и трусость- самые дурные пороки».- громко промолвила Ася.

Б) Николай Иванович приподнялся и торжественно объявил, что прибавляет от себя еще осьмуху пива. Дмитрий резким тоном ответил мне, что он не может идти вниз, потому что, как я вижу, у него гости.

— Когда и зачем мы используем эпиграф? Обязателен ли он?

Эпиграф(греч.- надпись) – цитата, изречение, пословица, помещаемые перед текстом литературного произведения, выражающие основную идею и тему произведения, его общую настроенность. (Словарь иностранных слов) Эпиграфы пишут без кавычек, а ссылку на источник, автора- без скобок и без точки. (Смотри карточку)

Я всю свою звонкую силу поэта

Тебе отдаю, атакующий класс.

Этой теме я сознательно и бесповоротно

9. Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание. Составить диалог на тему «Беседа с другом о каком-нибудь литературном произведении, фильме, спектакле».

Источник

Читайте также:  Способы представления чисел со знаком
Оцените статью
Разные способы