- Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения» методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 2. Коллекция интерактивных заданий «Определите, чем выражено подлежащее»
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока «Подлежащее и способы его выражения» 8 класс
Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе по теме «Подлежащее и способы его выражения»
«Урок с использованием ИКТ»
Тип урока : урок изучения нового материала.
Педагогические технологии: технология встречных усилий ученика и учителя, ИКТ.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа в парах, индивидуальная работа, групповая работа.
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, тренажер, карточки.
1) образовательная: систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;
2) развивающая: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;
3) воспитательная: воспитывать самостоятельность учащихся; формировать у учащихся устойчивые познавательные интересы к русскому языку через технологию встречных усилий ученика и учителя и информационно-коммуникационные технологии.
- Начало урока — разминка, разогрев.
Подлежащее и сказуемое
не составляют словосочетания,
они являются основой предложения и
связаны между собой двусторонней связью.
Е.И.Литневская [3]. (слайд 2).
Эмоциональная и интеллектуальная «разминка». Приёмы – «погружение».
Словарный диктант. Выделить орфограммы, определить вид связи.
Дружные ровесники и сверстники (согл.), талантливый кандидат
(согл.), участвовать в олимпиаде (упр.), президент в президиуме (упр.), интересная профессия (согл.), девочка упала (предлож.).
ІІ. Контрольно-подготовительный: опрос по предыдущим темам.
Приёмы – «повтор с расширением», «лови ошибку».
-Всё ли здесь в порядке? В диктанте встретились только словосочетания? Что лишнее? Почему? Что же перед нами? А что такое предложение?
Чем предложение отличается от словосочетания? Обратите внимание на эпиграф. (Имеет грамматическую основу).
А что входит в грамматическую основу? (подлежащее и сказуемое).
- «Вызов». Постановка учебной цели.
Вызов, обеспечивающий интерес к поставленной цели.
Цель: создание ситуации преодоления.
Приемы: знаю — не знаю.
-Запишем тему урока (слайд 3). Сформулируйте цели нашего урока (слайд 4).
На дан текст. Прочитаем его.
Когда мы читаем произведения того или иного поэта, писателя, мы нередко удивляемся богатству, красочности, выразительности его языка. Все эти прекрасные качества зависят в основном от двух причин: от того, какими словами пользуется этот художник, и от того, как именно он ими пользуется, как сочетает их в ткани своей поэмы или романа. [2; 116] (слайд 5).
— Выделите главную мысль высказывания Л. Успенского. (Я знаю, что главная мысль сосредоточена в последнем предложении.)
— Какая из двух причин выразительности языка, о которых говорит писатель, имеет непосредственные отношения к синтаксису? (Я знаю, к синтаксису имеет отношение следующая мысль: выразительность языка зависит от того, как используются слова, как сочетаются в связном тексте).
— Найдите грамматические основы, свой ответ начитайте словами: «Я знаю…» (один ученик у доски комментирует).
— В каком наклонении и времени ведётся изложение? Какими средствами выражены эти значения? (Имеет значение изъявительного наклонения настоящего времени, что характерно для текстов – рассуждений, к типу которых относится приведённый отрывок. Я знаю, что эти грамматические значения выражены глаголами-сказуемыми).
— Со словами из текста составить словосочетания (слайд 6).
— Зачитать свои словосочетания. Ввести эти словосочетания в предложения. Какими членами предложения стали главные и зависимые слова полученных словосочетаний? Найдите подлежащее (если есть) в ваших предложениях.
— Что же такое подлежащее? ( Несколько человек повторить).
Подлежащее — главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?» (слайд 7).
— Ваши примеры предложений с подлежащими.
— Чем может быть выражено подлежащее в предложении? Обратимся к таблице (слайд 8). Проанализируем её, используя начало: «Я знаю…».
Имя существительное в И.п.
Снег идет. Солнце сияло.
Местоимение в И.п.
Кто-то постучал. Я люблю осень.
Прилагательное в роли существительного в И.п.
Бородатый оглянулся. Домашние искренне радовались гостям.
Причастие в роли существительного в И.п.
Танцующие были неподражаемы. Сидящий поднял голову.
Неопределенная форма глагола.
Любить – значит прощать. Учиться – дело нужное.
Твои завтра мне надоели.
По лесу разносилось «ау».
Десять не делится на три без остатка. Четверо пробежали мимо меня.
Семь пятниц на неделе у ленивого.
У него золотые руки.
Брат с сестрой вернулись порознь.
Прошло три года. У меня много работы.
Несколько человек отошли в сторону. Куча вещей скопилась в углу.
Я отложил подальше приключенческий роман, который мешал мне сосредоточиться на подготовке к контрольной работе.
Обратимся к ЭОР. Найдем таблицу «Способы выражения подлежащего». Что вас удивило в новом материале или заставило остановиться?
IV. Сотворчество: сведение воедино усилий всех участников.
1. Устно назвать основы. На каком основании это слово подлежащее? (слайд 9).
Все вокруг блестело сильным блеском. Часовые контрольного пункта козырнули генералу. Рассказывать мальчикам было нечего. Пятеро заходят выше пояса в воду.
Что-то у Володи произошло с администрацией. Танцующие кружились под звуки вальса.
2. Индивидуальная и дифференцированная работа учащихся по карточкам и на тренажерах в парах.
По карточкам — Первое задание – назвать в предложении подлежащее, чем оно выражено. Второе задание — составить со словом или словосочетанием предложение, где это слово — подлежащее.
На компьютере на тренажерах – (Пример: Найти подлежащее, определить, чем выражено).
3. Работа по учебнику.
Выполнить упражнение 100 письменно. По 3 предложения по рядам. Четыре слабых ученика работают с 1 предложением у доски.
4. Разгадать кроссворд на тему «подлежащее» (слайд 10).
- Член предложения, в роли которого выступает выделенное слово: Вдалеке раздалось «ура».
5.Падеж, который является показателем подлежащего.
- То, чем выражено подлежащее в предложении: Столовая была закрыта на ремонт.
3.То, чем выражено подлежащее в предложении: Отец с сыном долго беседовали за чаем.
4. Часть речи, выступающая в роли подлежащего в предложении: Они будут творить историю.
6. Часть речи в роли подлежащего в предложении: Трижды три — девять.
5. Тест (на листочках).
1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
После обеда никто не стал засиживаться в палатке.
1) личное местоимение
2) имя существительное
3) отрицательное местоимение
4) неопределённое местоимение
2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты.
1) имя существительное
2) сочетание количественного числительного и существительного
3) количественное числительное
4) сочетание собирательного числительного и существительного
3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами
1) личное местоимение
2) притяжательное местоимение
3) имя существительное
4) словосочетание
4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Один из часовых услышал в лесу шорох.
1) числительное
2) словосочетание со значением совместности
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности
5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое.
1) местоимение
2) собирательное числительное
3) имя существительное
4) количественное числительное
6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Катеринка с матерью приехали к нам ещё во время войны.
1) Словосочетание со значение совместности
2) местоимение причастие
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности
7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов.
1) неопределённое местоимение
2) сочетание отрицательного местоимения и существительного
3) сочетание неопределённого местоимения и существительного
4) отрицательное местоимение
8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Все шумели, галдели, возмущались.
1) личное местоимение
2) имя существительное
3) неопределённое местоимение
4) определительное местоимение
9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.
1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО.
2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой.
3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках.
4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.
10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.
1) НАМ зимой в школе эту книжку читали.
2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки.
3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката.
4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.
Проверьте тест (слайд 11).
6. Творческая работа. Сочинение — миниатюра «Поздняя осень» с заданием. Подчеркнуть подлежащее в каждом предложении, выделить, чем выражено (слайд 12).
- Рефлексивный: осмысление результатов, оценивание.
Приёмы: Общие итоги; 3 уровня домашнего задания.
1. Так что же такое подлежащее?
Чем может быть выражено в предложении?
2. Синквейн на тему «Подлежащее» (слайд 13).
называет, отвечает, согласуется
главный член в предложении
Домашнее задание (слайд 14): параграф 11.
1 уровень: упражнение 101.
2 уровень: упражнение 101 и составить план-ответ к параграфу 11.
3 уровень: из любого произведения выписать отрывок 10-12 предложений, выделить подлежащее и надписать, чем выражено.
1. Разумовская М.М., Львова С.И. — М.: Дрофа 2009 год.
2. Успенский Л.В. Слово о словах — М.:Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 542 с.
Перечень используемых на занятии ЭОР
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
- Набор информационных инструментов
2. Коллекция интерактивных заданий «Определите, чем выражено подлежащее»
«Способы выражения подлежащего»
4. Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 8 классе «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте индивидуальных способностей об.
Презентация к уроку русского языка «Словообразование. Основные способы образования новых слов», 5 класс, программа С.И.Львовой
Презентация к уроку русского языка по теме «Словобразование. Основные способы образования новых слов», 5 класс, первый урок в разделе «Словообразование». Программа по русскому языку С.И.Львовой.
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе.
Урок русского языка в 8 классе «На урок – с Тютчевым». Подлежащие и способы его выражения.
повторить о подлежащем всё известное; углубить знания учащихся по данной теме; разобрать все способы его выражения воспитывать любовь к поэзии Тютчева.
Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП.
Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)
Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – о.
Источник
Конспект урока «Подлежащее и способы его выражения» 8 класс
ТЕМА: «ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖНИЯ»
учитель русского языка и литературы
Хазиева А.А. 2019 год
УМК: Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: усвоение нового материала
1) образовательная: систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;
2) развивающая: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;
3) воспитательная: воспитывать самостоятельность учащихся; формировать у учащихся устойчивые познавательные интересы к русскому языку через технологию встречных усилий ученика и учителя и информационно-коммуникационные технологии.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Методы обучения: частично-поисковый, консультативный.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «пре_красном» и отрицания «безобразного».
Регулятивные: соотносят результат своей дея_тельности с целью и оценивают его.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Приветствую уч-ся, проверяю организацию рабочих мест, фиксирую отсутствующих.
Для того чтобы сформулировать цель урока отвечют на вопросы.
— Что такое подлежащее?
(Главный член предложения, который обозначает предмет речи, т.е. называет то, о чем говорится в предложении. ).
— На какие вопросы отвечает подлежащее?
( Общий вопрос о чем (о ком) говорится в предложении . Иногда общего вопроса для выделения подлежащего недостаточно.
Тогда он уточняется вопросами (кто? что?)
— Что мы будем делать на уроке?
(Находить главные члены предложения, подлежащее, определять, чем оно выражено)
— Так какова цель нашего урока?
(Определить способы выражения подлежащего)
— Для чего нам это нужно?
(Чтобы правильно выделить грамматическую основу предложения; быть
Разве в этом кто-то виноват, что с
деревьев листья улетели! (Н.Рубцов)
— Какое это предложение по строению?Сложное)
— Из скольких простых предложений оно состоит? (Из двух)
— Выделите основы предложений (Кто-то виноват и листья улетели)
— Составьте схему предложения. [ ] , что ( )!
— Чем выражены подлежащие в предложениях?(Неопр. мест. и сущ.)
— Как выдим, подлежащее может быть выражено разными частями речи.
— Итак, как звучит тема нашего урока? (подлежащее и способы его выражения) Запись темы и обращение к теоритическому материалу на стр 157-164 учебника. Запись определений в тетрадь. Приведение собственных примеров.
Включение изученного в систему знаний
Выполнение упр 184.,186 письменно. Учащиеся читают и объсняют задания к упражнению. 2 ученика работают у доски.
Физкультминутка. Проводит спортивный сектор класса.
. » Мозговой штурм» (работа в парах)
Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметельный месяц.
В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов.
Февраль – предчувствие весны, последний месяц зимы, кривые и широкие дороги.
Учащиеся выполняют упражнение по заданию(определить грам.основы предложений и найти способ выражения подлежащего. При проверке оценивают себя.
Записывают текст под диктовку, выполняют задание, работают в группах.
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (осуществление итогового и пошагового контроля по результату)
Диференцированное домашнее задание
1. Читать правила на стр.157-164 учебника.
5- упр 186 +упр. 187.
Рефлексия. Выставление оценок.
— Исследование какой темы вели на уроке?
— Какие понятия разобрали?
— Удалось решить поставленную задачу?
— Какие получили результаты?
— Что нужно сделать ещё?
— Где можно применить новые знания?
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Источник