- Урок по теме «Кодирование информации»
- Реферат: Представление и кодирование информации
- 1. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека
- 2. Кодирование информации. Способы кодирования.
- Кодирование информации
- Кодирование изображений и звука
- Информация в кибернетике
- Информация и знания
- Свойства информации
- Единицы измерения количества информации
- 3. Стандартное резюме
- Основные понятия и определения операционной системы
- Основные понятия и определения MicrosoftWord
- Список использованной литературы
Урок по теме «Кодирование информации»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: изучение нового материала по теме “Кодирование информации” с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу “Информация вокруг нас”; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.
образовательная: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов; формировать умения и навыки работы с компьютерными программными средами;
развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;
воспитательная: воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.
технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;
программные средства: интерактивное приложение учебника Босовой, 5 класс.
раздаточный материал: опорный конспект урока, карточки с домашним заданием.
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
– Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока — “Кодирование информации”. Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие информационные процессы применяют в работе с информацией, а также изучим, как кодируется информация.
Наш урок пройдет сегодня очень в необычной форме. За каждый правильный ответ вы получаете “звездочку”. Таким образом, кто набирает больше всего “звездочек” по теоретическим вопросам, справится с практическим заданием получит более высокую оценку.
2. Актуализация знаний. Приложение 1 (слайды № 1-20)
1. Что такое информация? (Информация – это сведения об окружающем нас мире)
2. Перечислите виды информации. (Зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная)
3. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос? (Ухо – слуховую, глаз – зрительную, нос – обонятельную);
4. Какую информацию воспринимает ухо, глаз и язык? (Ухо – звук, глаза – цвет и размер, язык – сладкое и кислое);
5. Выбери визуальные и звуковые источники информации. (Визуальные источники информации – книга, телевидение, SMS – сообщение, письмо; звуковые источники информации – телевидение, мелодия, речь)
3. Объяснение нового материала с элементами повторения и закрепления.
1. Перечислите основные информационные процессы, т.е. что человек делает с информацией. (Хранение, передача, обработка).
Как называют объект, который передает информацию? (Источник)
Как называют объект, который принимает информацию? (Приемник)
Видеофрагмент – Передача информации.
Ребята с помощью чего записывают музыку на бумагу? (С помощью нот).
То есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку.
Запишем в тетрадь тему урока – “Кодирование информации”. Приложение 1 (слайды № 21-43)
Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой различной физической природы. Видеофрагмент – Информация и ее носитель.
Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.
Так услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Код – это система условных знаков для представления информации. Представление информации с помощью специального набора символов является кодирование.
Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. (Видеофрагмент)
Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации.
- Числовой способ – с помощью чисел.
- Символьный способ – информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст
- Графический способ – информация кодируется с помощью рисунков или значков.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте вспомним, когда используют кодирование информации.
- Кодирование музыки. (Нотная грамотность)
- На дорогах с помощью чего кодируют информацию? (С помощью дорожных знаков)
- Код используется для оценки знаний в школе. (Число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих).
- Штрих-код в магазине на этикетках товаров.
- Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
- В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква “А” имеет двоичный код 11000000, а цифра “254” – 11111110.
- Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной и флажковой азбуки.(Cообщения)
- Азбука Брайля, ее использовали слепые люди. (Cообщения)
4. Закрепление материала
Учитель демонстрирует способы перевода. Демонстрируются слайды с закодированными разными способами слова. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова.
Для того чтобы расшифровать или раскодировать информацию, необходимо применить ключ.
Расшифровка сообщения (работа в микрогруппах)
Приложение 1 (слайды № 44-53)
- С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова – “только смелым покоряются моря”;
- С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова – “надвигается шторм, счастливого плавания”;
- Если все буквы в алфавите пронумеровать от 1 до 33, и потом заменить каждую букву, ее порядковым номером в алфавите. (Например, А – 1, Б – 2 и т.д.)
Расшифруйте слово 9 1 4 1 5 12 1. (Загадка)
Расшифруйте ребус. (Передача)
Задание с флеш-ролика. (Делает вместе)
Динамическая пауза (9 вопросов)
Задания на компьютере:
С использованием программного средства: ПМК “Мир информатики”. 4 год обучения. Тема кодирование информации.
- Расшифровка сообщения:
- Элементарно Ватсон
- Впереди Земля
- Продается двухместная летающая тарелка
- Тридцать три утюга на подоконнике — знак что явка проваленаать ребус (Расшифровка ребуса: информация, столица, восемь).
5. Подведение итогов. Обобщение материала. Выставление оценок.
1) Что вы понимаете под кодированием информации?
2) С какой целью люди кодируют информацию?
3) Что можно назвать кодом?
4) Какие знаки используются для представления информации при:
а) записи мелодий;
б) записи арифметических выражений;
в) оформлении календаря погоды;
г) управлении движением транспорта?
§ 1.6, 1.7. Прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа.
Источник
Реферат: Представление и кодирование информации
Название: Представление и кодирование информации Раздел: Рефераты по информатике, программированию Тип: реферат Добавлен 01:41:48 15 ноября 2008 Похожие работы Просмотров: 1106 Комментариев: 20 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||
Личные сведения |
Цель | Ищу работу менеджера |
Опыт работы | 1999 — 2000 Кужмарская средняя школа Марий Эл |
Учитель физкультуры | |
Увлечения | Спорт, рыбалка, активный отдых |
Основные понятия и определения операционной системы
Корзина – специальный объект Windows, выполняющий функции контейнера.
Рабочий стол – это графическая среда, на которой отображаются объекты Windows и элементы управления Windows.
Окно – это контейнер, содержимое которого графически отображает содержимое папки.
Каталог – важный элемент иерархической структуры, необходимый для обеспечения удобного доступа к файлам, если файлов на носителе слишком много. Файлы объединяются в каталоги по любому общему признаку, заданному их создателем.
Файл – это именованная последовательность байтов произвольной длины. Создание файла состоит в присвоении ему имени и регистрации его в файловой системе. Т.е. файл является одной из функций операционной системы.
Буфер обмена – это невидимая для пользователя область памяти, которая создается системой Windows.
Рабочая область – отображает значки объектов, хранящихся в папке, причем способом отображения можно управлять. В окнах приложений в рабочей области размещаются окна документов и рабочие панели.
Значок – это графическое представление объекта. То, что мы делаем со значком, мы на самом деле делаем с объектом. Например, удаление значка приводит к удалению объекта; копирование значка приводит к копированию объекта и т.д.
Ярлык — это копия значка со стрелкой в левом нижнем углу. Ярлык является только указателем на объект, его удаление приводит к удалению указателя, но не объекта; копирование ярлыка приводит к копированию указателя, но не объекта.
Указатель – адрес физической памяти, который применяется в работе некоторых языков программирования. В указателях имеется специальная операция получения адреса конкретной переменной, что позволяет работать с памятью напрямую,
Диалоговое окно – вспомогательное окно, содержащее различные органы управления – элементы графического интерфейса пользователя: кнопки, переключатели, строки редактирования, списки и прочее. Эти окна используются в приложениях, как правило, для получения дополнительной информации от пользователя: установке параметров, выборе опций и режимов работы приложения, прочее.
Файловая структура – организация хранения файлов в иерархической структуре. В качестве вершины структуры служит имя носителя, на котором сохраняются файлы. Далее файлы группируются в каталоги (папки), внутри которых могут быть созданы вложенные каталоги (папки).
Панель инструментов – содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций. В работе удобнее, чем строка меню, но ограничена по количеству команд.
Адресная строка – путь доступа к текущей папке, что удобно для ориентации в файловой структуре. Адресная строка позволяет выполнить быстрый переход к другим разделам файловой структуры с помощью раскрывающейся кнопки на правом краю строки.
Проводник – служебная программа, относящаяся к категории диспетчеров файлов. Она предназначена для навигации по файловой структуре компьютера и ее обслуживания.
Строка заголовка – в ней записано название папки. За эту строку выполняется перетаскивание папки на рабочем столе с помощью мыши.
Строка меню – для окон папок строка меню имеет стандартный вид. При щелчке на каждом из пунктов этого меню открывается «ниспадающее» меню, пункты которого позволяют проводить операции с содержимым окна или с окном в целом.
Строка состояния – здесь выводится дополнительная, часто немаловажная информация. В строке состояния может иметься специальная запись о наличии скрытых или системных объектах, которые не отображаются при просмотре.
Атрибуты файла – это дополнительные параметры, определяющие свойства файлов. Основных атрибутов 4:
1) только для чтения;
Приложения – это дополнительные, более мощные, чем прикладные программы, программные средства, входящие в поставку Windows. В силу простоты их принято рассматривать в качестве учебных. Знание приемов работы с приложениями позволяет ускорить освоение специализированных программных средств.
Основные понятия и определения MicrosoftWord
Редактирование – это изменение объекта применяется в целом в составе документа. Путем редактирования возможно изменение горизонтальных и вертикальных размеров объекта, автоматическое перемасштабирование и т.д.
Макрос – состоит из последовательности внутренних команд СУБД и является одним из средств автоматизации работы с базой.
Форматирование — текста осуществляется средствами меню Формат или панели Форматирование, которое включает в себя основные приемы:
— выбор и изменение гарнитуры шрифта;
— управление размером, начертанием и цвета шрифта;
— управление методом выравнивания;
— управление параметрами абзаца;
— создание маркированных и нумерованных списков.
Рамки – элементы управления для создания фреймов – особых прямоугольных областей.
Тезаурус – это словарь смысловых синонимов, который в некоторых случаях также может находить антонимы слов и связанные (как правило, однокоренные) слова.
Рецензирование – элементы управления для проведения редактирования и комментирования документов без искажения исходного текста.
Таблицы — удобны для представления больших объемов данных, которая состоит из столбцов, строк и ячеек.
Шрифт — это многоязычные шрифтовые наборы символов (UNICODE), который заданны стандартами системы. При настройке шрифта выбирается его гарнитура, размер, вариант начертания, цвет символов, наличие подчеркивания, характер видоизменения.
Автотекст – это режим автоматического ввода фрагментов текста. Он представлен двумя функциями: автозавершением и собственно автотекстом.
Нумерованный список – это упорядоченный список объектов (под номерами), который широко применяется в служебных документах, и особенно в Web-документах.
Абзац – элементарный элемент оформления любого документа.
Шаблон – это заготовки будущих документов, в которых приняты специальные меры, исключающие возможность их повреждения.
Тема – это специальное средство автоматического оформления, предназначенного в первую очередь для электронных документов. Тема представляет собой совокупность следующих элементов оформления:
— стили оформления основного текста и заголовков;
— стиль оформления маркированных списков;
— стиль графических элементов оформления (линий).
Диаграмма – это удобно средство визуального представления данных и наряду с таблицами очень широко используется в научно-технической документации.
Стиль (оформления) – это именованная совокупность настроек параметров шрифта, абзаца, языка и некоторых элементов оформления абзацев (линий и рамок).
Ссылка – это выделенный фрагмент текста, при щелчке на который происходит переход к другой статье, содержимое которой дополняет или уточняет первую.
Формы – это средства для ввода данных. Смысл форм – предоставить пользователю средства для заполнения только тех полей, которые ему положено заполнять. В форме можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и прочие) для автоматизации ввода.
Элементы управления – набор готовых компонентов ActiveX для создания элементов управления Web-страниц и Web-форм. Они обеспечивают управление программными средствами и позволяют пользователю выполнять операции в операционной системе WindowsXP.
Режим отображения – это способ представления документов. MicrosoftWord поддерживает несколько режимов представления документов: обычный режим, режим web-документа, режим разметки и режим структуры.
Автозамена – средство автоматической замены символов при вводе.
Список использованной литературы
1. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. М., 2000.
2. Информатика. Практическое пособие для старшеклассников. Санкт-Петербург, 1997.
3. Фигурнов В.Э. IBMPC для пользователя. М., 1995.
Источник