- рабочая тетрадь клетка. Материалы для подготовки к занятию Лекция. Введение в физиологию клетки Материалы для подготовки Строение клетки
- рабочая тетрадь клетка. Материалы для подготовки к занятию Лекция. Введение в физиологию клетки Материалы для подготовки Строение клетки
- Модуль №3 Молекулярные основы межклеточного взаимодействия
- Занятие №5. Понятие о клетке-мишени и сигнальной молекуле. Способы передачи сигнальных молекул.
рабочая тетрадь клетка. Материалы для подготовки к занятию Лекция. Введение в физиологию клетки Материалы для подготовки Строение клетки
Название | Материалы для подготовки к занятию Лекция. Введение в физиологию клетки Материалы для подготовки Строение клетки |
Дата | 18.03.2019 |
Размер | 1.1 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | рабочая тетрадь клетка.docx |
Тип | Материалы для подготовки #70798 |
страница | 5 из 5 |
Подборка по базе: Задание для сам. подготовки по теме №3 (2).docx, Темы по биологии, для подготовки к медицинскому турниру Предунив, русский язык и культура речи учебные материалы02.doc, контрольно-и змерительные материалы_copy.pdf, Тестовые задания для подготовки к итоговой государственной аттес, Вопросы для подготовки к итоговому тестированию по дисциплине.do, Практические задания к семинарскому занятию10.docx, Инструкция по подключению к онлайн занятию.docx, ЧЕК-ЛИСТ подготовки к ЕГЭ.pdf, Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки.docx Работа № Роль нейромышечного синапса в возникновении утомления Виртуальный практикум «LupraFisim» В возникновении сокращения скелетных мышц задействованы три структуры: 1 двигательный нейрон; 2 нейромышечный синапс; 3 волокно скелетной мышцы. Из этих трех структур только моторный нейрон не подвержен явлению утомления, его практически не возможно утомить. В двух других структурах возможно возникновение утомления. Цель: продемонстрировать, что нейромышечный синапс утомляется быстрее, чем мышечное волокно. Принцип действия: на двигательный нейрон поперечно-полосатой мышцы воздействуют залпом электрических стимулов, одновременно получая миограмму, до тех пор, пока мышца не перестанет сокращаться (проявляется утомление). Затем раздражитель перемещают на саму мышцу и подвергают воздействию стимулов уже непосредственно ее. — с помощью соответствующих кнопок выберите вариант «НЕПРЯМОЙ СТИМУЛ» (воздействию стимула подвергается двигательный нерв, а непосредственно мышца); — щелкнув по кнопке «ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ ПАЧКОЙ СТИМУЛОВ», начните воздействовать на мышцу группой стимулов; — внимательно наблюдайте за изменениями, которые претерпевает миограмма; заметьте, что с течением времени амплитуда сокращений постепенно уменьшается; — после того, как можно констатировать, что мышца более не сокращается (проявляется утомление) при продолжающемся воздействии на нее залпов стимулов, измените способ воздействия, для чего, щелкнув по соответствующей кнопке, выберите вариант «ПРЯМОЙ СТИМУЛ» (то есть стимул, воздействующий непосредственно на мышцу); — анализируя полученную миограмму, следует констатировать, что, с началом воздействия раздражителем непосредственно на мышцу, она начинает сокращаться снова (призрак того, что утомления в самой мышце еще не возникло, а утомление, проявившееся прежде, возникло из-за утомления нейромышечного синапса), впрочем, с амплитудой несколько меньшей, которая постепенно уменьшается и уменьшается и далее, пока мышца не перестанет сокращаться (возникает собственное мышечное утомление). При непрямом воздействии на мышечное волокно происходят сокращения мышцы, причем с течением времени их амплитуда уменьшается вплоть до полного прекращения. При переключении на прямое стимулирование мышца вновь начинает сокращаться примерно так же, как и в первом случае. Раньше всего утомление наступает в зоне передачи сигнала от нерва к мышце – синаптической бляшке. Далее при переключении на непосредственное стимулирование мышцы происходит и ее утомление. Нервная ткань более склонна к утомлению. Занятие №7 Материалы для подготовки к занятию: Лекция. Молекулярные механизмы нейрогуморальной регуляции 1. Дать определение понятия регуляции функции. Регуляция – управление физиологическими функциями, деятельностью клеток, тканей, органов, систем, поведением организма, осуществление взаимодействия организма и окружающей среды 3. Дать определение гуморального механизма регуляции. Гуморальный механизм регуляции -это один из эволюционно ранних механизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, слюну) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями 4. Дать сравнительную характеристику нервного и гуморального механизмов регуляции
5. Перечислите основные группы факторов гуморальной регуляции Факторы гуморальной регуляции (группы веществ, участвующие в гуморальной регуляции) 1. Неорганические метаболиты и ионы. Например, катионы кальция, водорода, углекислый газ. 2. Гормоны желез внутренней секреции. Вырабатываются специализированными инкреторными железами. Это инсулин, тироксин и др. 3. .Местные или тканевые гормоны. Эти гормоны вырабатываются специальными клетками, называемыми паракринными, транспортируются тканевой жидкостью и действуют только на небольшом расстоянии от секретирующих клеток. К ним относятся такие вещества, как гистамин, серотонин, гормоны желудочно-кишечного тракта и другие. 4. Биологически активные вещества, обеспечивающие креаторные связи между клетками ткани. Это белковые макромолекулы, выделяемые ими. Они регулируют дифференцировку, рост и развитие всех клеток составляющих ткань и обеспечивают функциональное объединение клеток в ткань. Такими белками являются, например, кейлоны, которые тормозят синтез ДНК и деление клеток. 6. Перечислите способы доставки сигнальных молекул к клетке-мишени при гуморальном механизме регуляции. 2. Взаимодействие молекул клеточных мембран 3. Передача сигнальных молекул через межклеточное пространство 7. Понятие об аутокринном способе передачи сигнальных молекул. аутокринный способ — это способ передачи сигнала при котором продуцент гормона имеет рецепторы к этому же гормону (другими словами, клетка—продуцент гормона в то же время является его мишенью). Примеры: эндотелины, вырабатываемые клетками эндотелия и воздействующие на эти же эндотелиальные клетки; Т-лимфоциты, секретирующие интерлейкины, имеющие мишенями разные клетки, в том числе и Т-лимфоциты 8. Понятие о паракринном способе передачи сигнальных молекул. паракринный способ — это способ передачи сигнала при котором продуцент биологически активного вещества и клетка-мишень расположены рядом. Молекулы гормона достигают мишени путём диффузии в межклеточном веществе. Например, в париетальных клетках желёз желудка секрецию Н+ стимулируют гастрин и гистамин, а подавляют соматостатин и Пг, секретируемые рядом расположенными клетками. 9. Понятие о телекринном способе передачи сигнальных молекул. телекринный способ – это способ передачи сигнальных молекул непосредственно от наружной поверхности мембраны одной клетки на мембрану другой. Это происходит при условии непосредственного контакта (прикрепления, адгезионного сцепления) мембран двух клеток. Такое прикрепление происходит, например, при взаимодействии лейкоцитов и тромбоцитов с эндотелием кровеносных капилляров в месте, где имеется воспалительный процесс 10. Перечислите принципы регуляции функции. 1. Для нормальной регуляции функций организма необходимо взаимодействие нервной и гуморальной систем. 2. Нейрогуморальная регуляция объединяет все функции организма для достижения цели, при этом организм функционирует как единое целое. Обратная связь это процесс, приводящий к тому, что результат функционирования какой-либо системы влияет на параметры, от которых зависит функционирование этой системы. 12. Виды обратной связи:
Положительная обратная связь – это тип обратной связи, при котором изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое способствует дальнейшему отклонению выходного сигнала от первоначального значения.
Отрицательная обратная связь – это вид обратной связи, при котором изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое противодействует первоначальному изменению Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие о регуляции функции, ее значение для адаптации. 2. Понятие о механизме регуляции функции. Основные механизмы регуляции с краткой сравнительной характеристикой. 3. Понятие о гуморальном механизме регуляции, основные факторы гуморальной регуляции. 4. Понятие о гормональной регуляции. Понятие гормона, их биологическое значение. 5. Классификация и основные свойства гормонов. 6. Секреция, транспорт, инактивация гормонов. 7. Основные принципы регуляции функции. 8. Понятие обратной связи. Положительная и отрицательная обратная связь. Работа №1. Воздействие медикаментов и медиаторов на деятельность сердца. Виртуальный практикум «LupraFisim» Пронаблюдать возможность влияния гуморальных факторов на изолированное сердце лягушки. Оборудование: Р-ры KCl, CaCl2, адреналина. Объект исследования: Лягушка. Ход работы: Подсчитать частоту сокращений изолированного сердца лягушки до и после добавления растворов электролитов и адреналина. Результаты занести в таблицу:
Действие химических медиаторов на изолированное сердце несущественно влияет на изменение частоты ЧСС. Тема: Физиология клетки. Механизмы межклеточного взаимодействия Цель:
Алгоритм проведения зачетного занятия. 1. Тестирование, каждый студент получает задание из 50 тестов по всем модулям дисциплины. «Зачтено» если студент суммарно набрал не менее 70% правильных ответов. Источник рабочая тетрадь клетка. Материалы для подготовки к занятию Лекция. Введение в физиологию клетки Материалы для подготовки Строение клетки
|
Подборка по базе: Задание для сам. подготовки по теме №3 (2).docx, Темы по биологии, для подготовки к медицинскому турниру Предунив, русский язык и культура речи учебные материалы02.doc, контрольно-и змерительные материалы_copy.pdf, Тестовые задания для подготовки к итоговой государственной аттес, Вопросы для подготовки к итоговому тестированию по дисциплине.do, Практические задания к семинарскому занятию10.docx, Инструкция по подключению к онлайн занятию.docx, ЧЕК-ЛИСТ подготовки к ЕГЭ.pdf, Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки.docx Модуль №3 Молекулярные основы межклеточного взаимодействияЗанятие №5. Понятие о клетке-мишени и сигнальной молекуле. Способы передачи сигнальных молекул.Материалы для подготовки к занятию: Лекция. Молекулярные механизмы нейрогуморальной регуляции Материалы для подгтовки Клеточный рецептор 1. Понятие о регуляции функции, ее значение для адаптации. 2. Понятие о сигнальной молекуле, ее значение для деятельности многоклеточных организмов. Понятие о первичном посреднике. 3. Понятие о клетке-мишени, способы (механизмы) воздействия сигнальных молекул на клетки-мишени. 4. Понятие о клеточном рецепторе, его свойства, морфо-функциональная характеристика, основные классификации. Понятие о down-regulation и up-regulation. 5. Понятие о цитозольном и мембранно-внутриклеточном механизме воздействия сигнальных молекул на клетку-мишень. Характеристики каждого механизма. 6. Понятие о вторичных посредниках, основные системы вторичных посредников. Понятие о каскадном механизме усиления сигнала. 7. Способы доставки сигнальных молекул к клетке-мишени при гуморальном механизме регуляции.
Это клетки, которые специфически взаимодействуют с гормонами с помощью специальных белков-рецепторов.
Молекула (обычно белок или гликопротеид) на поверхности клетки, клеточных органелл или растворенная в цитоплазме.
По локализации: 2. Медленноотвечающие.
Сигнальная молекулы — это Молекулы, синтезирующиеся в сигнализирующей клетке для осуществления передачи сигнала другой клетке.
1. Аденилатциклазная (или гуанилатциклазная) системы. 2. Фосфоинозитидный механизм.
Первичный посредник – это химические соединения или физические факторы (квант света), способные активировать механизм передачи сигнала в клетке.
Вторичный посредник – это низкомолекулярные вещества, которые образуются или высвобождаются в результате ферментативной активности одного из компонентов цепи передачи сигнала и способствуют его дальнейшей передаче и амплификации.
1. Система аденилатциклаза -цАМФ 2. Система гуанилатциклаза-цГМФ 3. Система фосфолипаза С — инозитол-три-фосфат
1. Аутокринный. 3. Телекринный.
аутокринный способ — это способ передачи сигнала при котором продуцент гормона имеет рецепторы к этому же гормону (другими словами, клетка—продуцент гормона в то же время является его мишенью). Примеры: эндотелины, вырабатываемые клетками эндотелия и воздействующие на эти же эндотелиальные клетки; Т-лимфоциты, секретирующие интерлейкины, имеющие мишенями разные клетки, в том числе и Т-лимфоциты.
паракринный способ — это способ передачи сигнала при котором продуцент биологически активного вещества и клетка-мишень расположены рядом. Молекулы гормона достигают мишени путём диффузии в межклеточном веществе. Например, в париетальных клетках желёз желудка секрецию Н+ стимулируют гастрин и гистамин, а подавляют соматостатин и Пг, секретируемые рядом расположенными клетками.
телекринный способ – это способ передачи сигнальных молекул непосредственно от наружной поверхности мембраны одной клетки на мембрану другой. Это происходит при условии непосредственного контакта (прикрепления, адгезионного сцепления) мембран двух клеток. Такое прикрепление происходит, например, при взаимодействии лейкоцитов и тромбоцитов с эндотелием кровеносных капилляров в месте, где имеется воспалительный процесс Занятие №6. Морфофункциональная характеристика синаптического взаимодействия. Этапы синаптической передачи. Материалы для подготовки к занятию: Лекция. Нервный синапс Материалы для подготовки физиология синапса 1. Синапс — понятие, морфофункциональная характеристика. Классификация. 2. Основные свойства синапсов. Сравнительная характеристика химических и электрических синапсов. 3. Морфофункциональная организация химического синапса. Структура пре- и постсинаптической мембран. Понятие о медиаторах, синаптических рецепторах. Классификация медиаторов. 4. Основные этапы и особенности передачи возбуждения в химическом синапсе. Понятие о возбуждающем и тормозном постсинаптическом потенциале (ВПСП и ТПСП). Свойства ВПСП и ТПСП. 5. Особенности передачи информации в химическом синапсе. 6. Понятие о модуляции синаптической передачи. Современные представление о механизмах модуляции синаптической передачи. 7. Вещества модуляторы синаптической передачи. Понятие об агонистах и антагонистах. 1. Дать определение понятия синапс. Синапс — это место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой. -аксо-дендритические — с дендритами, в том числе -аксо-шипиковые — с дендритными шипиками, выростами на дендритах; -аксо-соматические — с телами нейронов; -аксо-аксональные — между аксонами; -дендро-дендритические — между дендритами; -кратковременные (длятся секунды и минуты) и -долговременные (длятся часы, месяцы, годы) 3. Перечислите особенности передачи информации в химическом синапсе. Между обеими частями имеется синаптическая щель — промежуток шириной 10—50 нм между постсинаптической и пресинаптической мембранами, края которой укреплены межклеточными контактами. Часть аксолеммы булавовидного расширения, прилежащая к синаптической щели, называется пресинаптической мембраной. Участок цитолеммы воспринимающей клетки, ограничивающий синаптическую щель с противоположной стороны, называется постсинаптической мембраной, в химических синапсах она рельефна и содержит многочисленные рецепторы. 4. Укажите основные элементы химического синапса. Перечислите этапы синаптической передачи в химическом синапсе. -синтез и секреция медиатора; -взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптической мембраны; -инактивирование медиатора Свойства ТПСП и ВПСП: 1. ВПСП деполяризуют постсинаптическую мембрану 2.ВПСП повышают возбудимость клетки, а при достижении критического уровня деполяризации приводят к возникновению ПД. 3. ТПСП гиперполяризуют постсинаптическую мембрану 4. ТПСП понижают возбудимость клетки и препятствуют генерации ПД
Медиатор — это биологически активное химическое вещество для передачи нервного импульса от одной клетки к другой. ГАМК — важнейший тормозной нейромедиатор центральной нервной системы человека и млекопитающих. Глицин — как нейромедиаторная аминокислота, проявляет двоякое действие. Глициновые рецепторы имеются во многих участках головного мозга и спинного мозга. Связываясь с рецепторами, глицин вызывает «тормозящее» воздействие на нейроны, уменьшают выделение из нейронов «возбуждающих» аминокислот, таких как глутамат, и повышают выделение ГАМК. Также глицин связывается со специфическими участками NMDA-рецепторов и, таким образом, способствует передаче сигнала от возбуждающих нейротрансмиттеров глутамата и аспартата. В спинном мозге глицин приводит к торможению мотонейронов, что позволяет использовать глицин в неврологической практике для устранения повышенного мышечного тонуса. Глутаминовая кислота (глутамат) — наиболее распространённый возбуждающий нейротрансмиттер в нервной системе позвоночных, в нейронах мозжечка и спинного мозга. Аспарагиновая кислота (аспартат) — возбуждающий нейромедиатор в нейронах коры головного мозга. Адреналин — относят к возбуждающим нейромедиаторам, но его роль для синаптической передачи остаётся неясной, так же как не ясна она для нейромедиаторов VIP, бомбезин, брадикинин, вазопрессин, карнозин, нейротензин, соматостатин, холецистокинин. Серотонин — играет роль нейромедиатора в ЦНС. Ацетилхолин — осуществляет нервно-мышечную передачу, а также основной нейромедиатор в парасимпатической нервной системе, единственное среди нейромедиаторов производное холина. АТФ (Аденозинтрифосфат) — роль как нейромедиатора не ясна. Вазоактивный интестинальный пептид (VIP) — роль как нейромедиатора не ясна. Кроме того, нейромедиаторная (или нейромодуляторная) роль показана для некоторых производных жирных кислот (эйкозаноидов и арахидоновой кислоты), некоторых пуринов и пиримидинов (например, аденина), а также АТФ Источник |