- Решение текстовых задач арифметическим способом. презентация к уроку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Решение текстовых задач арифметическим способом
- Зачет по математике 5 класс » Решение текстовых задач»
- Конспект урока «Решение текстовые задачи с помощью арифметических действий над натуральными числами» (5 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Решение текстовых задач арифметическим способом.
презентация к уроку (5 класс) на тему
Презентация к уроку решение текстовых задач арифметическим способом . 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_tekstovyh_zadach_arifmeticheskim_sposobom_morozova_e.v.ppt | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Красный Кут Морозова Елена Владимировна
“ Учиться нелегко, но интересно». Я. Каменский .
Задача №1: В книге 40 страниц. Девочка прочитала в 3 раза больше, чем осталось прочитать. Сколько страниц осталось прочитать? Решение: 1 часть — осталось прочитать 3 части — девочка прочитала 1+3=4 части на 40 страниц 40:4=10 — осталось прочитать Ответ: 10
Задача №2: У хозяйки было 20 кур и цыплят. Кур меньше, чем цыплят в 4 раза. Сколько было кур, цыплят? Решение: 1 ч — куры 4 ч — цыплята Всего — 5 ч 20:5=4 (куры) 4х4=16 (цыплята ) Ответ: 4 и 16
Задачи для совместного решения
Задача №3: Старинная китайская задача (письменно): В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов. Решение: — Представьте, что наверх клетки, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Сколько ног в этот момент будет стоять на земле? Ответ: 23 и 12 35х2=70 Остальные не посчитаны – это передние лапы кроликов. Сколько их? 94-70=24 Сколько же кроликов? 24:2=12 А фазанов? 35-2=23 Но в условии задачи даны 94 ноги, где же остальные?
Задача №4: Старинная русская задача : Помещик, узнав, что корова стоит вчетверо дороже собаки и вчетверо дешевле лошади, захватил на ярмарку 200 рублей. На все эти деньги купил собаку, 2 коровы и лошадь. Сколько стоит собака, корова и лошадь? Решение: Повторив условие задачи, сделаем краткую запись: Цена собаки Мне нравится
Источник
Решение текстовых задач арифметическим способом
Разделы: Математика
Обучение решению текстовых задач играет важную роль в формировании математических знаний. Текстовые задачи дают большой простор для развития мышления учащихся. Обучение решению задач – это не только обучение технике получения правильных ответов в некоторых типичных ситуациях, сколько обучение творческому подходу к поиску решения, накопление опыта мыслительной деятельности и демонстрация учащимися возможностей математики в решении разнообразных задач. Однако при решении текстовых задач в 5-6 классах чаще всего используется уравнение. Но мышление пятиклассников еще не готово к формальным процедурам, выполняемым при решении уравнений. Арифметический способ решения задач имеют ряд преимуществ по сравнению с алгебраическим потому, что результат каждого шага по действиям нагляднее и конкретнее, не выходит за рамки опыта пятиклассников. Школьники лучше и быстрее решают задачи по действиям, чем с помощью уравнений. Детское мышление конкретно, и развивать его надо на конкретных предметах и величинах, затем постепенно переходить к оперированию абстрактными образами.
Работа над задачей предусматривает внимательное прочтение текста условия, вникания в смысл каждого слова. Приведу примеры задач, которые легко и просто можно решить арифметическим способом.
Задача 1. Для приготовления варенья на две части малины берут три части сахара. Сколько килограммов сахара нужно взять на 2 кг 600 г малины?
При решении задачи на “части” надо приучить наглядно представлять условие задачи, т.е. лучше опираться на рисунок.
- 2600:2=1300 (г) — приходится на одну часть варенья;
- 1300*3= 3900 (г) — сахара нужно взять.
Задача 2. На первой полке стояло в 3 раза больше книг, чем на второй. На двух полках вместе стояло 120 книг. Сколько книг стояло на каждой полке?
1) 1+3=4 (части) — приходится на все книги;
2) 120:4=30 (книг) — приходится на одну часть ( книги на второй полке);
3) 30*3=90 (книг)- стояло на первой полке.
Задача 3. В клетке сидят фазаны и кролики. Всего в ней 27 голов и 74 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов в клетке.
Представим, что на крышку клетки, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Тогда все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до нее. Тогда:
- 27*2=54 (ноги) — будут стоять на полу;
- 74-54=20 (ног) — будут наверху;
- 20:2=10 (кроликов);
- 27-10=17 (фазанов).
Задача 4. В нашем классе 30 учащихся. На экскурсию в музей ходили 23 человека, а в кино – 21, а 5 человек не ходили ни на экскурсию, ни в кино. Сколько человек ходили и на экскурсию, и в кино?
Для анализа условия и выбора плана решения можно использовать “круги Эйлера”.
- 30-5=25 (человек) – ходили или в кино, или на экскурсию,
- 25-23=2 (человек) – ходили только в кино;
- 21-2=19 ( человек) – ходили и в кино, и на экскурсию.
Задача 5. Три утенка и четыре гусенка весят 2 кг 500 г, а четыре утенка и три гусенка весят 2кг 400г. Сколько весит один гусенок?
- 2500+2400=2900 (г) – весят семь утят и семь гусят;
- 4900:7=700 (г) – вес одного утенка и одного гусенка;
- 700*3=2100 (г) – вес 3 утят и 3 гусят;
- 2500-2100=400 (г) – вес гусенка.
Задача 6. Для детского сада купили 20 пирамид: больших и маленьких – по 7 и по 5 колец. У всех пирамид 128 колец. Сколько было больших пирамид?
Представим, что со всех больших пирамид мы сняли по два кольца. Тогда:
1) 20*5=100 (колец) – осталось;
2) 128-100-28 (колец) – мы сняли;
3) 28:2=14 (больших пирамид).
Задача 7. Арбуз массой 20кг содержал 99% воды. Когда он немного усох, содержание воды в нем уменьшилось до 98%. Определите массу арбуза.
Для удобства решение будет сопровождаться иллюстрацией прямоугольников.
99% вода | 1% сухое вещество |
98% вода | 2% сухое вещество |
При этом желательно рисовать прямоугольники “сухого вещества” равными, потому что масса “сухого вещества” в арбузе остается неизменной.
1) 20:100=0,2 (кг) – масса “сухого вещества”;
2) 0,2:2=0,1 (кг) – приходится на 1% усохшего арбуза;
3) 0,1*100=10 (кг) – масса арбуза.
Задача 8. Гости спросили: сколько лет исполнилось каждой из трех сестер? Вера ответила, что ей и Наде вместе 28 лет, Наде и Любе вместе 23 года, а всем троим 38 лет. Сколько лет каждой из сестер?
- 38-28=10 (лет) – Любе;
- 23-10=13 (лет) – Наде;
- 28-13=15 (лет) – Вере.
Арифметический способ решения текстовых задач учит ребенка действовать осознанно, логически правильно, потому что при решении таким способом усиливается внимание к вопросу “почему” и имеется большой развивающий потенциал. Это способствует развитию учащихся, формированию у них интереса к решению задач и к самой науке математике.
Чтобы сделать обучение посильным, увлекательным и поучительным, надо очень внимательно отнестись к выбору текстовых задач, рассматривать различные способы их решения, выбирая оптимальные из них, развивать логическое мышление, что в дальнейшем необходимо при решении геометрических задач.
Научиться решать задачи школьники смогут, лишь решая их. “Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а, если хотите научиться решать задачи, то решайте их”,- пишет Д.Пойа в книге “ Математическое открытие”.
Источник
Зачет по математике 5 класс » Решение текстовых задач»
Зачет по теме решение текстовых задач по математике
5 класс ( 1 четверть)
1. На одной полке было 47 книг, что на 14 меньше, чем на второй, а на третьей — на 17 книг больше, чем на первой. Сколько всего книг было на трех полках?
2. Один альбом для рисования стоит 267 руб., а второй — на 38 руб. меньше. Сколько стоят оба альбома?
3. Саша собрал 26 грибов, Вася — на 15 грибов больше, чем Саша, а Степа — на 18 грибов больше, чем Саша и Вася вместе. Сколько всего грибов собрали мальчики?
4. Три бригады ремонтировали дорогу. Первая бригада отремонтировала 23 км., вторая- на 7 км меньше, чем первая. Вместе первая и вторая бригады отремонтировали на 12 км больше, чем третья. Сколько километров дороги отремонтировали три бригады вместе?
5. За три дня собрали 324 ц сахарной свеклы. В первый день было собрано 108 ц, что на 13 ц больше, чем во второй. Сколько свеклы было собрано в третий день?
6. На птицефабрике было 237 кур, индюков — на 29 больше, чем кур, а уток- на 98 меньше, чем кур и индюков вместе. Сколько всего кур, индюков и уток было на птицефабрике?
7. В автопарке имеется 156 машин. Из них 87 легковых и грузовых машин, а остальные — микроавтобусы, причем микроавтобусов на 7 меньше, чем грузовиков. Сколько легковых автомобилей в парке?
Зачет по теме решение текстовых задач по математике
5 класс ( 1 четверть)
1. На первом участке растет 52 дерева, что на 12 деревьев меньше, чем на втором, а на третьем — на 19 деревьев больше, чем на первом. Сколько всего деревьев растет на трех участках?
2. У Сережи 35 открыток, что на 12 открыток меньше, чем у Алены, а у Маши — на 24 открытки больше, чем у Сережи и Алены вместе. Сколько всего открыток у троих детей?
3. В первый день бригада собрала 212 кг овощей, а во второй — на 13 кг меньше. Сколько килограммов овощей собрала бригада за два дня?
4. В первый день туристы прошли 24 км, во второй — на 8 км меньше, чем в первый. За первый и второй дни туристы прошли на 25 км больше, чем за третий. Сколько километров прошли туристы за три дня?
5. В трех цехах завода работает 425 человек. Во втором цехе работает 147 человек, что на 12 больше, чем в первом. Сколько человек работает в третьем цехе?
6. На складе было 345 пальто, курток — на 86 больше, чем пальто, а костюмов — на 102 меньше, чем пальто и курток вместе. Сколько всего на складе было пальто, курток и костюмов?
7. На трех полках стоит 104 книги. Из них 68 книг — на второй и третьей полках, а остальные — на первой, причем на первой полке стоит на 9 книг больше, чем на третьей. Сколько книг стоит на второй полке?
Источник
Конспект урока «Решение текстовые задачи с помощью арифметических действий над натуральными числами» (5 класс)
Школа : КГУ «Пеньковская средняя школа»
Ф .И.О учителя : Колоколова Елена Петровна
Цели обучения (ссылка на программу)
решать текстовые задачи с помощью арифметических действий над натуральными числами
решает текстовые задачи с помощью арифметических действий над натуральными числами
урок систематизации знаний и умений
Знание, понимание, применение
Составляет модель по условию задачи;
Находит способ решения задачи;
Осуществляет решение текстовых задач с помощью арифметических действий над натуральными числами.
Умеет устно комментировать ход решения задач
Есеп-задача- a task
Натурал – натуральный – natural
Сан – число — number
П риобщение к ценностям
Общество всеобщего труда
Предыдущие знания по теме
устанавливать порядок действий и находить значения числовых выражений со скобками и без скобок, содержащих более четырёх действий;
использовать свойства сложения и умножения для нахождения значений числовых выражений.
Запланированные этапы урока
Запланированные упражнения урока
1.Актуализация знаний. Постановка целей.
Составление вопросов к задаче.
Задача. Мастер за месяц изготовил 240 деталей, а ученик — в 3 раза меньше деталей.
Какие вопросы можно составить к данной задаче?
А) Сколько деталей изготовил ученик за месяц? (240 : 3 = 80деталей);
Б) Сколько деталей изготовили мастер и ученик вместе? (240 + 80 = 320деталей);
В) Сколько месяцев потребовалось бы ученику на изготовление всех этих деталей? (320: 80 = 4 месяца или на изготовление нормы мастера потребуется времени в три раза больше, т.е. 1 + 3 = 4 месяца);
Г) На сколько деталей изготовил мастер больше?
Д) Во сколько раз меньше изготовил ученик, чем мастер?
За правильно сформулированный вопрос-1 балл.
Задача. Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу с одинаковой скоростью.
Через какое время они встретятся, если расстояние между ними — 72 км, а скорость — 12 км/ч?
Составляет модель по условию задачи
Записывает краткую запись / чертят схему по условию задачи
Находит способ решения задачи
Составляет числовое выражения по условию задачи/определяет действия
Обмен задачами в группах.
Осуществляет решение задачи с помощью арифметических действий над натуральными числами
Находит скорость сближения велосипедистов
Определяет через какое время велосипедисты встретятся
Записывает ответ на вопрос задачи.
1.Какова скорость сближения велосипедистов?
12 + 12 = 24 (км/ч).
2. Через какое время велосипедисты встретятся?
72 : 24 = 3 (ч).
Ответ: велосипедисты встретятся через 3 часа.
Задача. Узнав о дне рождения ослика Иа, Винни-Пух решил подарить ему несколько горшочков меда. Придя домой, он обнаружил, что у него есть 25 горшочков. Мед из 15 горшочков он тут же съел, а остальные захватил с собой. По дороге он съел мед еще из 3. Сколько горшочков с медом все-таки получил в подарок ослик Иа?
Составляет модель по условию задачи
записывает краткую запись / чертит схему по условию задачи
Находит способ решения задачи
составляет числовое выражение по условию задачи/определяют действия
Обмен задачами в группах.
Осуществляет решение задачи с помощью арифметических действий над натуральными числами;
выполняет действие вычитание/сложения
выполняет действие вычитание
Записывает ответ на вопрос задачи.
Взаимооценивание в группах «Две звезды и одно пожелание»
3.Стратегия «Найди пару»
Учащиеся решают задания, получив ответ, находит ученика, у которого такой же ответ, объединяются в пары.
Бабушка сделала 5 банок земляничного варенья по 4 кг в каждой банке. За зиму съели 18 кг варенья. Сколько килограммов варенья осталось?
На уборке пришкольного участка работало 6 бригад по 8 человек в каждой. После обеда ушли домой 14 человек. Сколько человек осталось?
На новогоднюю ёлку принесли 83 билета. Билеты продали 3 классам, по 20 билетов в каждый класс. Сколько билетов осталось продать?
В саду росло 9 кустов чёрной смородины, кустов белой смородины в 3 раза меньше, чем чёрной, а красной столько, сколько кустов чёрной и белой смородины вместе. Во сколько раз меньше в саду росло кустов белой смородины, чем красной?
У трёх пауков по 8 лапок, а у двух жуков по 6 лапок. На сколько меньше лапок у двух жуков , чем у трёх пауков?
В пяти деревянных домах по 6 окон, а в двух каменных домах по 9 окон. На сколько больше окон в деревянных домах, чем в каменных?
Крейсер проплыл 80 км со скоростью 40 км/ч. Сколько времени он затратил?
Грач пролетел 100 м со скоростью 10 м/сек. Сколько времени он был в пути?
За 3 сек сокол пролетел 78 м. Какова скорость сокола?
Орел летел со скоростью 30 м/сек 6 секунд. Сколько метров пролетел орел?
Расстояние в 450 км скорый поезд проехал за 5 часов. С какой скоростью ехал поезд?
18 кг фасоли разложили в 3 мешочка. Сколько килограммов фасоли в каждом мешочке?
14 кг грецкого ореха положили в пакеты, по 2 кг в каждый. Сколько пакетов понадобилось?
15 кг хурмы разложили в ящики по 3 кг в каждый. Сколько ящиков потребовалось?
Антон поймал 18 окуней, а щук в 3 раза меньше. Сколько всего рыб поймал мальчик?
В первый день распилили 27 брёвен, во второй – в 3 раза меньше. Сколько брёвен распилили за два дня?
Для гостиницы купили 21 холодильник, а пылесосов в 3 раза меньше. Сколько пылесосов было куплено?
В отделе стояло 30 двухкамерных холодильников, а трёхкамерных было в 3 раза меньше. Сколько трёхкамерных холодильников стояло в отделе?
Для ресторана приобрели 7 духовок, а тостеров – в 3 раза больше. Сколько тостеров приобрели для ресторана?
4.Работа в парах.
Учащиеся выбирают понравившиеся задачи, решают их в парах.
1.Пассажирский поезд состоит из 12 вагонов по 58 мест в каждом. Сколько осталось свободных мест, если в поезде едут 667 пассажиров?
Составляет модель по условию задачи
— записывает краткую запись / чертит схему по условию задачи
Находит способ решения задачи
составляет числовое выражение по условию задачи
Осуществляет решение текстовых задач с помощью арифметических действий над натуральными числами
находит количество мест в поезде
находит количество свободных мест
записывает ответ на вопрос задачи
2.В швейной мастерской было 12 кусков материи по 40 м и 8 кусков материи по 30 м. Сколько метров материи осталось после того, как израсходовали 340 м?
Составляет модель по условию задачи
записывает краткую запись / чертит схему по условию задачи
Находит способ решения задачи
составляет числовое выражение по условию задачи;
Осуществляет решение текстовых задач с помощью арифметических действий над натуральными числами
находит количество метров ткани в 12 кусках
находит количество метров ткани в 8 кусках
находит количество метров в двух кусках ткани
Определяет количество оставшихся метров
записывает ответ на вопрос задачи
3.В классе 24 ученика. Известно, что девочек в 2 раза меньше, чем мальчиков. Сколько девочек и сколько мальчиков в классе?
Составляет модель по условию задачи
записывает краткую запись / чертит схему по условию задачи
Находит способ решения задачи
составляет числовое выражение по условию задачи
Осуществляет решение текстовых задач с помощью арифметических действий над натуральными числами
находит количество частей всех учеников
находит количество девочек
находит количество мальчиков
записывает ответ на вопрос задачи.
1 + 2 = 3 (части) – приходится на всех учеников класса;
24 : 3 = 8 (уч.) – девочки;
24 — 8 = 16(уч.) –мальчики.
Ответ : 8 девочек, 16 мальчиков.
4.Семья, проживающая в Петропавловске и состоящая из трех человек, собирается поехать в Астану на ЭКСПО-2017 на своей машине. Расстояние от Петропавловска до Астаны 500 км. На 100 км расходуется 10 л бензина, цена которого 145 тенге за литр. Сколько придется заплатить за бензин? Если бы семья поехала на поезде, она заплатила бы 5000 тенге за билет на одного человека. На каком транспорте поездка дешевле и на сколько?
Составляет модель по условию задачи
записывает краткую запись / чертит схему по условию задачи
Находит способ решения задачи
составляет числовое выражение по условию задачи
Осуществляет решение текстовых задач с помощью арифметических действий над натуральными числами;
находит расход бензина на весь путь
находит стоимость поездки на машине
определяет стоимость поездки на поезде
находит разницу в стоимости
записывает ответ на вопрос задачи.
10*5=50 (л) расход бензина на весь путь
145*50= 7250 (тг) стоимость поездки на машине
5000*3= 15000(тг) стоимость поездки на поезде
Ответ: 7250 тг стоимость бензина, на 7750 тг поездка на машине дешевле, чем поездка на машине.
5.Число 50 увеличили в 3 раза, полученное число увеличили на 100. Во сколько раз увеличили число 50 за два раза?
Составляет модель по условию задачи
записывает краткую запись / чертит схему по условию задачи
Находит способ решения задачи
составляет числовое выражение по условию задачи
Осуществляет решение текстовых задач с помощью арифметических действий над натуральными числами
находит число, полученное после первого увеличения
находит число, полученное после второго увеличения
находит во сколько раз увеличили число 50 за два раза.
записывает ответ на вопрос задачи.
50*3=150-число, полученное после первого увеличения;
150+100=250-число, полученное после второго увеличения;
250:50=5 (раз)-во столько раз увеличили число 50 за два раза.
6.В двух пачках было 34 тетради. Когда из первой пачки убрали 5 тетрадей, а из второй — 9 тетрадей, то в обеих пачках стало тетрадей поровну. Сколько было тетрадей в каждой пачке первоначально?
Составляет модель по условию задачи
записывает краткую запись / чертит схему по условию задачи;
Находит способ решения задачи
составляет числовое выражение по условию задачи/определяет действия
Осуществляет решение текстовых задач с помощью арифметических действий над натуральными числами
находит сколько всего тетрадей убрали из двух пачек
находит сколько стало тетрадей в двух пачках
определяет сколько стало в каждой пачке тетрадей
находит сколько было тетрадей в 1 пачке первоначально
определяет сколько было тетрадей во 2 пачке первоначально
записывает ответ на вопрос задачи.
1)Сколько всего тетрадей убрали из двух пачек?
2)Сколько стало тетрадей в двух пачках?
3) Сколько стало в каждой пачке тетрадей?
Сколько было тетрадей в 1 пачке первоначально
Сколько было тетрадей во 2 пачке первоначально?
Ответ : 25 тетрадей, 29 тетрадей.
Карточки с заданиями, инсценирование
Карточки с задачами уровня А,В,С
5. Рефлексия «Мишень»
Учащиеся отмечают на мишени, на сколько по их мнению они достигли цели урока.
6. Домашнее задание
Придумайте задачи, для решения которых можно составить выражение: (81-39):13, 7*(11+9).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Сейчас обучается 287 человек из 69 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 599 человек из 75 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цели урока
решает текстовые задачи с помощью арифметических действий над натуральными числами
Тип урока
урок систематизации знаний и умений
Уровни мышления
Знание, понимание, применение
Критерии оценивания
Составляет модель по условию задачи;
Находит способ решения задачи;
Осуществляет решение текстовых задач с помощью арифметических действий над натуральными числами.
Номер материала: ДБ-1005512
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник