Технология размещения, укладки и хранения товаров
Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. Здесь их укладывают на стеллажи или в штабеля.
Для предотвращения порчи и обеспечения полной сохранности товаров на складе должны быть созданы соответствующие условия их хранения. При этом важное значение имеют разработка рациональной схемы размещения товаров и выбор оптимальных способов их укладки, создание необходимых режимов хранения товаров, организация повседневного наблюдения и ухода за ними.
При разработке таких схем необходимо учитывать объем и порядок поступления товаров на склад, условия их реализации, правильное товарное соседство и возможность повседневного наблюдения за их сохранностью.
Товары, которые длительное время хранятся на складе, относительно редко поступают на склад, размещают дальше от входов и выходов и, наоборот, товары с высокой оборачиваемостью, крупногабаритные, с большим объемом поступления и отпуска размещают ближе к выходу и зоне комплектования заказов.
На хранение товары укладывают различными способами, выбор которых зависит от формы товара и тары, массы каждого тарного места, физических свойств товаров и других факторов.
Различают следующие способы хранения товаров:
- штабельное;
- стеллажное;
- навалом;
- в подвешенном виде.
Штабельное хранение применяют для различных продовольственных и непродовольственных товаров, затаренных в мешки, кипы, кули, ящики, бочки, а также товаров на поддонах и в малогабаритных контейнерах.
При укладке товаров в штабеля необходимо следить за тем, чтобы в складском помещении обеспечивалась нормальная циркуляция воздуха и выполнялись санитарные требования. С этой целью штабеля должны размещаться не ближе чем 0,5 м от внешней стены и 1,5 м от отопительных приборов.
Между штабелями должны быть проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых определяется габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов. Товары, доставленные в места хранения не на поддонах, укладывают в штабеля на подтоварники, что обеспечивает нормальную циркуляцию воздуха.
Широкое распространение получил стеллажный способ укладки товаров на хранение. При этом способе распакованные товары, а также товары во внешней таре различными способами (рядами, десятками и т.д.) размещают на полках стеллажей.
Оно обеспечивает широкое применение подъемно-транспортных механизмов.
Стеллажное хранение товаров позволяет более рационально использовать емкость склада, так как при помощи вилочных погрузчиков или кранов-штабелеров товары можно укладывать на полках, расположенных на максимальной высоте.
При укладке товаров на хранение необходимо придерживаться следующих основных требований:
- однородные товары должны быть уложены в стеллажи по обе стороны одного прохода;
- при укладке товаров вручную их следует размещать в ячейках стеллажей по вертикали, с тем чтобы они находились в одной или в нескольких рядом расположенных секциях;
- на верхних ярусах стеллажей должны размещаться товары длительного хранения, а также товары, отпускаемые со склада крупными партиями;
- тарные места должны укладываться маркировкой наружу.
Для хранения верхней одежды в подвешенном виде используют вешала. Картофель, овощи, соль и другие насыпные грузы хранятся навалом.
За товарами, хранящимися на складах, должны быть обеспечены постоянное наблюдение и уход.
Изделия из шерсти, меха необходимо предохранять от повреждения молью, отсыревшие товары следует просушивать и проветривать.
На складе должен быть налажен постоянный контроль за поддержанием оптимальной температуры и влажности воздуха.
С целью поддержания на складе необходимого санитарно-гигиенического режима следует регулярно производить тщательную уборку помещения, а также его дезодорацию, дератизацию, дезинсекцию и дезинфекцию.
Следует различать допустимые товарные потери (естественную убыль) и недопустимые.
Естественную убыль составляют товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товаров (усушка, утруска, утечка, распыл и т.д.). На возмещение этих потерь установлены нормы естественной убыли.
Нормы естественной убыли применяются к товарам, отпущенным со склада за период между двумя инвентаризациями с учетом срока хранения.
Действующие нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров окажется недостача против учетных остатков. При этом естественная убыль товаров списывается с материально ответственных лиц по фактическим размерам, но не выше установленных норм.
К недопустимым относят потери, возникшие в результате порчи, боя, лома товаров или неудовлетворительных условий их хранения.
На складах, где рационально осуществляются операции по приемке, хранению и отпуску товаров, их потери сведены до минимума.
Источник
Тема 4.9. Подготовка к продаже, размещение, выкладка текстильных товаров. Обслуживание покупателей (потребителей).
Тема 4. Подготовка товаров к продаже, размещение, выкладка продовольственных и непродовольственных групп товаров. Обслуживание покупателей (потребителей).
Тема 4.9. Подготовка к продаже, размещение, выкладка текстильных товаров. Обслуживание покупателей (потребителей).
1. Подготовка к продаже, размещение, выкладка тканей на рабочем месте.
2. Консультирование покупателей (потребителей) о видах, свойствах, качестве товаров.
2.1 Хлопчатобумажные и льняные ткани.
2.2 Шерстяные и шёлковые ткани.
3. Правила продажи тканей.
4. Правила ухода за текстильными товарами.
5. Основные поставщики и производители тканей.
6. Инструктаж по требованиям безопасности труда при продаже текстильных, швейных, трикотажных и обувных товаров.
1. Особенности подготовки: все операции по подготовке тканей к продаже можно разделить на общие и специальные. Общие: распаковка, сортировка, облагораживание. Специальные: устранение мелких дефектов, утюжка, накатка на планшетки или дощечки. Накатывают ткань на фанерные дощечки толщиной 1 см. Ткань должна быть накатана ровно и плотно. Накатку начинают с хазового конца (с изнаночной стороны несмываемой краской наносится клеймо предприятия-изготовителя).Хазовые концы ткани должны входить в общие меры и общую стоимость. В случае, если они имеют ненарушенную фабричную отделку, не ухудшают внешний вид ткани. В рулон вовнутрь вкладывают вкладыш-ценник и товарный ценник. На вкладыше-ценнике указывают: предприятие-изготовитель, № товарной накладной, дата поступления, наименование ткани, оптовая цена, ширина ткани, длина ткани в рулоне, розничная цена за 1 м.
Ткани размещают открыто на стендах, кронштейнах, островных горках, столах или прилавках для свободного доступа к ним покупателей и возможности самостоятельного выбора. Образцы тканей группируют:
а) По видам волокон (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные)
б) По назначению (платьевые, костюмные и др.)
в) По видам тканей (тонкое сукно, габардин)
г) По характеру отделки
д) По цвету, рисунку
е) По половозрастному признаку и др.
Каждый образец снабжают ценником. Образцы тканей на стендах , кронштейнах располагают так, чтобы создать наиболее выгодное цветовое сочетание, при этом используют взаимодействие цветов, рядом с тканями теплых цветов (красный, желтый) показывают ткани холодных цветов (голубые, зеленые, синие), серый цвет является нейтральным, поэтому на ряду с ним все цвета кажутся насыщенные, черный цвет делает более яркими все теплые тона.
Способы показа тканей: на вытянутой руке, набрасывание ткани на плечо покупателя, сбор ткани в складки, показ ткани покупателю у зеркала, развертывание ткани во всю ее ширину, драпировка ткани в виде платья, юбки, сорочки и др. Эффективным способом рекламы тканей является показ их на манекенах в виде отдельных изделий.
2. Ассортимент тканей включает:
4. шелковые ткани.
2.1Хлопчатобумажные ткани классифицируют на следующие группы:
а. по волокнистому составу:
— однородные и неоднородные;
б. по отделке:
— отбеленые, набивные, гладкокрашеные и пестротканые;
в. по назначению:
— бельевые (бязь, мадаполам, шифон и др.);
— платьевые и сорочечные (ситец, бязь, сатин и др.);
платьевые по сезонности носки делят на:
• демисезонные (шотландка, поплин, пике и др.);
• летние (батист, вуаль и др.);
• зимние (фланель, бумазея, байка и др.);
— костюмные и пальтовые (ткани джинсовая, костюмная, плащевая, трико, сукно, вельвет, замша, бархат и др.);
— подкладочные (коленкор, саржа, ткани карманная, бортовая, подкладочная и др.); мебельно-декоративные (гобелен, ткань мебельная, портьерная, занавесочная и др.);
— матрацные и наволочные (тик матрацный, тик наволочный);
— штучные изделия (покрывала, скатерти, полотенца, простыни махровые, наволочки, салфетки, одеяло, платки и др.).
Льняные ткани классифицируют на следующие группы:
а. по волокнистому составу:
— льняные и полульняные;
б. по отделке:
— суровые, вареные, кислованные, полубелые, белые, меланжевые, пестротканые, набивные;
в. по назначению:
— бельевые (холсты и полотна);
костюмно-платьевые (блузочные, сорочечные, платьевые, костюмные и др.);
— прокладочные (ткань бортовка);
— мебельно-декоративные (занавесочные, портьерные, мебельные и др.);
— матрацно-чехольные (тики с вертикальными полосками);
2.2Шерстяные тканиклассифицируют на следующие группы:
а. по волокнистому составу:
чистошерстяные и полушерстяные;
б. по отделке:
— отбеленые, гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые и др.;
в. по назначению:
— костюмные (бостон, трико костюмное, креп костюмный и др.);
__ — пальтовые (букле, драп и др.);
— штучные шерстяные изделия (пледы, одеяла, платки, шарфы, палантины, накидки и др.
Шелковые ткани классифицируют на следующие группы:
а. по волокнистому составу:
— из шелковых нитей и шелковых нитей с другими волокнами;
— из искусственных нитей и искусственных нитей с другими волокнами;
— из синтетических нитей и синтетических нитей с другими волокнами;
б. по отделке:
— отбеленые, гладкокрашеные, набивные, пестротканые, со специальными видами отделки и др.;
в. по назначению:
— бельевые, платьевые, сорочечные, костюмные, плащевые, подкладочные, мебельнодекоративные и штучные изделия.
3.Продавец должен уметь определить вид тканей, знать их свойства, взаимозаменяемость, способы ухода. Рекомендуя ткань нужно учитывать внешность покупателя, возраст, вкус, комплекцию, цвет лица, волос, глаз направления моды. Черный цвет и темные тона скрывают полноту, а белые – наоборот. Теплые тона несколько полнят, а холодные зрительно делают фигуру стройнее. Высоким не следует предлагать ткань с вертикальными полосками, она подойдет невысокому человеку. Блестящие ткани полнят, матовые делают фигуру стройнее.
Трикотажное полотно, шерстяные, тяжелые и объемные хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани отмериваются способом накладывания жесткий стандартный метр на ткань, лежащую на прилавке (столе) в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани отмеривают в основном способом отбрасывания на прилавок (стол) «в откидку» при свободном прилегании ткани к метру без натяжения. Такие ткани отмеривают на лицевую сторону, чтобы виден был рисунок. Все виды тканей отмеривают путем наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменная металлическая мерная лента. Хлопчатобумажные и льняные ткани, которые не растягиваются, отмеривают способом «в накатку».
Отмеренную ткань выравнивают встряхиванием и против нужной отметки делают надрез. Затем убирают метр и ровно отрезают. При продаже шерстяных и других двойных тканей после надреза на сгибе отрезают сначала верхнее полотно, затем правую часть откидывают и режут нижнее полотно по линии отреза верхнего.
После отмеривания ткань складывают, предварительно встряхнув. При отпуске ткани продавец или контролер проверяет в присутствии покупателя качество материала. Упаковывают ткань различными способами. Шелковые и хлопчатобумажные ткани после отмеривания сворачивают в несколько сложений, скатывают в рулон и упаковывают «на угол». Ворсовые хлопчатобумажные ткани (фланель, байка) скатывают в рулон и одновременно упаковывают «в закатку». Шерстяные костюмные ткани складывают в три-четыре, а пальтовые в три перегиба и упаковывают «под шпагат».
При продаже ткани не допускается добавление к покупке отрезков ткани. В пределах установленных норм отпуска следует отпускать покупателю ткань любой меры, не допуская образования остатков, не пригодных для пошива полномерного изделия, и лоскута, особенно дорогостоящих тканей. В случае образования отрезка непригодного для пошива изделия, разрешается отказать в продаже ткани. На каждом лоскуте ткани до полной его продажи сохраняют фабричный ярлык и клеймо (хазовый конец).
Согласно Правил осуществления розничной торговли покупатели, обнаружившие недостатки в купленной ткани имеют право обменять их по месту покупки в течение 14 дней, не считая дня покупки, или получить деньги за возвращенный товар. Недоброкачественные товары обменивают на основании товарного или кассового чека и при наличии на изделии фабричного ярлыка. В случае отсутствия указанных документов товары обмениваются по усмотрению администрации магазина, решение которой может быть обжаловано в торговой организации. Возврат денег покупателям должен быть обязательно оформлен через бухгалтерию магазина по расходному ордеру. Шелковые, хлопчатобумажные ткани свертывают небольшими рулонами, стараясь не создавать острых складок. Шерстяные костюмные ткани упаковывают, складывая отрез перегибами в три-четыре приема.
Расчет необходимого количества ткани для пошива изделий:
Пример 1: Сколько необходимо ткани на комплект полутороспального белья, при ширине ткани 1,5 м. В состав комплекта входит: пододеяльник 1 шт., простыня 1 шт., наволочка 2 шт. Размер 220*150.
1) 2*220=440 см – на пододеяльник
2) 220 см – на простынь
3) 1,5 м – на наволочки 75*75
ИТОГО: 440+220+150=8 м 10 см.
Пример 2. Комплект духспального постельного белья, при ширине ткани 90 см. Размер 220*180.
1) 220*4=880 см – пододеяльник
2) 220*2=440 см – простынь
3) 90*4=360 см – наволочки 2 шт.
ИТОГО: 880+440+360=16 м 80 см.
Пример 3. Определить количество ткани необходимой для пошива комплекта штор, если: ширина ткани 150 см, ширина окна 2,7 м, высота от пола до потолка 2,5 м.
ИТОГО: Необходимо две длины + 10 см.
5. Основные поставщики ткани в Республике Беларусь
ОАО «Сукно» г.Минск
ОАО «Камволь» г.Минск
ОАО «Моготекс» Могилевский комбинат шелковых тканей
ОАО «Гродненский тонкосуконный комбинат»
ОАО «Витебский комбинат шелковых тканей»
ОАО «Оршанский льнокомбинат»
ОАО «Барановичский производственно-хлопчатый комбинат»
Источник