- Основы светотеней презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Светотень как средство передачи объема предмета
- Свидетельство
- План-конспект «Рисование шара, передача объёма»
- Ход занятия:
Основы светотеней
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Знакомство с основами светотеней, с пространственными представлениями, линейным построением; рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема; понимание учащимися перспективных явлений, пространственных представлений; рисование группы предметов средствами светотени, развитие памяти, творческого мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
основы светотеней | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основы светотеней Выполнила учитель ИЗО И.В.Курбакова МБОУ «Школа №5» г. Нижний Новгород
Светотень Светотень – это соотношение света и тени на форме, градации светлого и темного.
Для чего нужна светотень Светотень помогает выявить форму и объем предметов. Светотень показывает степень освещенности поверхности предмета
Образование светотени Зависит от положения предмета по отношению к источнику света и его силы
Светотень составляют градации: Блик Свет Полутень Тень собственная Рефлекс Тень падающая
Свет Свет — освещенная поверхность предмета
Тень (собственная и падающая) Тень собственная -поверхность, куда лучи света не попадают, т.е. не освещенная поверхность предмета ;(1) Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой либо поверхности (поверхности стола, стены, на предметах) (5)
Полутень -поверхность предмета, освещенная косыми, скользящими лучами света;(2) Рефлекс – отражение в теневой части предмета света и цвета другой поверхности;(3) Блик – самое светлое пятно на поверхности предмета(4)
М.Врубель «Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан» 1905
Иван Шишкин «В лесу. Упавшее дерево.»
Ответь на вопросы: Чего достигает художник с помощью светотени? Какие градации ты знаешь? Что такое блик? От чего зависит светотень? От чего зависит форма падающей тени?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование креативной образовательной среды на основе ИКТ как основа саморазвития личности на уроках географии
В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании разл.
«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).
Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он, д.
конспект урока ИЗО в 5 классе Светотень в графике
конспект урока в 5 классе.
Презентация к уроку изобразительного искусства «Светотень в графике»зентаци
Фрагменты презентации можно использовать на других уроках по изобразительной грамотности.
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль «Основы светской этики» 4-5 класс. Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян.
Основные элементы в живописи – Форма, Тон, Светотень и Цвет
Мы видим все вокруг нас в 3D. Затем мы попробуем нарисовать 3D мир на 2-мерной поверхности. Для этого учащимся необходимо научиться создавать иллюзию глубины. Любая работа может быть разбита на 4 элем.
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия»
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия»Программа для общеобразовательных учрежд.
Источник
Светотень как средство передачи объема предмета
Свидетельство
– Сегодня мы выполним рисунок объемного геометрического тела – шара с боковым освещением с натуры. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света.
1. Начнем с самой простой для построения формы – шара. Шар при рисовании на плоскости представляет собой круг. С какой стороны на него ни посмотри, все равно круг, сверху – тоже круг. Вот и будем рисовать его в виде круга. Начнем с основных линий. Определим место, где этот шар будет находиться на листе.
2. Проведем осевую линию нужной высоты. Разделим, измеряя карандашом, осевую на две равные части – это будет центр и радиус круга.
3. Теперь, через центр, проведем перпендикулярную осевую линию. Самое главное и ответственное действие – измерьте с помощью карандаша радиус, и отложите его от центра на все осевые линии. Если у Вас хороший глазомер, то Вы можете плавной линией соединить отметки на осевых и получится круг.
4. Те, кто не доверяют своему глазомеру, могут через центр провести дополнительные осевые линии. И на них тоже отложить радиус.
5.Соедините полученные точки и круг готов.
6.Осталось стереть мягким ластиком вспомогательные линии, но если вы работали легкими, едва заметными линиями, то стирать ни чего не надо, так как любой ластик повреждает поверхность бумаги, и портит свежесть рисунка.
Чтобы круг превратился в шар, надо сделать его объемным. Объем создается с помощью наложения теней, т.е светотени.
7. Посмотрите внимательно на шар. Найдите на шаре самое светлое местечко, которое словно отражает свет? Нашли? Я тоже нашел и перенес его на наш круг. Познакомьтесь – это БЛИК. Блик – это самое светлое место на предмете, которое отражает свет. Так блик нашли. Обозначим его на рисунке.
– Разные поверхности предметов по-разному отражают свет: на гладких глянцевых поверхностях (керамика, стекло, металл, глянцевый пластик) блик яркий и четкий. На мягких, пористых, не полированных поверхностях (дерево, глина, бумага, апельсин, яйцо и т.п.) блик менее яркий и его границы не четкие, а плавно переходящие в следующую градацию света-тени.
8. Снова посмотрим на шар. Найдите вокруг блика светлое пятно. Познакомьтесь – это СВЕТ. Свет – самое светлое пятно на предмете после блика. Обозначим его область на рисунке. Двигаемся дальше.
9.Следующая зона разбивается на ПОЛУТЕНЬ и СОБСТВЕННУЮ ТЕНЬ.
Собственная тень – это самое темное место на предмете.
А полутень – это плавный переход от света к собственной тени. То есть не такое светлое как свет, но и не такое темное, как собственная тень предмета. Обозначим полутень и собственную тень на рисунке.
10. Есть еще одно чудо светотени – это РЕФЛЕКС.
Рефлекс – это отражение плоскости или других объектов на предмете. Обычно он немного светлее собственной тени. Так как мой шарик лежит на плоскости в полном одиночестве, то на нем есть рефлекс только от плоскости, который я и обозначил на своем рисунке в виде тоненькой полоски на самой темной части моего шара.
Не тренированному глазу бывает очень трудно заметить рефлекс, но если посмотреть на предмет немного прищурившись, то рефлекс становится более заметным.
11. Теперь посмотрите на плоскость под предметом с теневой стороны, и Вы увидите тень от предмета. Скорее всего именно с этой тенью Вы давно знакомы, ее полное имя – ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ.
Ну вот вроде бы и все градации светотени. Надеюсь ни чего сложного. На самом деле все эти градации располагаются на любом предмете, меняя только свою форму и местоположение на предмете, в зависимости от формы предмета и от материала из которого он изготовлен.
А теперь попробуем все выполнить на практике. Выполнять мягким карандашом или мелками. Я выполню рисунок пастелью (мелками) – серыми оттенками.
12.Область БЛИКА покрываю белой пастелью – мелом. Если выполняете карандашом, то блик оставляют не покрытым – просто чистая белая бумага.
Светло-серым цветом покрываю область СВЕТА.
13.Беру оттенок немного темнее и покрываю область ПОЛУТЕНИ.
14. Темно-се делаю РЕФЛЕКС – отражение плоскости.
15.Теперь рисую ПАДАЮЩУЮ ТЕНЬ. В данном случае она под самым шаром будет темнее, темнее чем РЕФЛЕКС на шаре. Дальше от шара тень будет светлее. Такая четкая тень от шара получилась потому, что шар освещен сверху лампой. Если Вы рисуете днем, то тень будет менее четкая.
16. Не забываем про плоскости. Обычно горизонтальная плоскость на которой лежит объект светлее чем вертикальная, так как свет светит сверху и горизонтальная плоскость лучше освещена. Но бывает и наоборот, если свет направлен на вертикальную плоскость.
17.Рисунок завершен, осталось сгладить – обобщить немного переходы света и тени. Вот что получилось.
Закрепление.
А теперь повторим, какие градации светотени для придания рисунку объема мы узнали: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
И ничего сложного!
7. Итог урока.
• Выставка работ учащихся.
• Анализ рисунков, оценивание.
8. Рефлексия.
– Выполняя рисунки, вы могли сегодня убедиться в том, что правильная передача световых фаз позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета.
– Так что же позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета?
– В лучших ваших рисунках передано распределение освещенности на поверхности шара.
– Можно ли полученные знания, сегодняшнего урока применять в дальнейшем?
9. Заключительное слово учителя.
– Сегодня на уроке вы узнали еще об одной особенности изображения, о которой так просто и вместе с тем удивительно образно сказал поэт:
За часом час уходит прочь,
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой – значит, ночь.
А солнце – значит, день.
Николай Рубцов.
Источник
План-конспект «Рисование шара, передача объёма»
Лилия Кравец
План-конспект «Рисование шара, передача объёма»
План – конспект на тему: «Рисование шара, передача объёма»
Тип занятия: Урок изучения нового материала.
Вид занятия: изображение на плоскости
Цель занятия: дать представление о светотени, как средстве выявления объема шара и научить выполнять рисунок шара в светотеневой проработке углём.
(блик, свет, полутень, тень, рефлекс);
1. рассказать о влиянии направления источника освещения на изображения объема
2. познакомить с графическими терминами
3. учить выполнять тональную проработку шара в соответствии с законами построения светотени углём;
Развиватьу детей фантазию, эстетическое восприятие окружающей действительности, формирование художественного вкуса;
Воспитывать у детей аккуратность и прилежание при выполнении графических работ;
План занятия:
1. Организационный момент….1 мин.
2. Сообщение темы занятия…. … 1 мин.
3. Сообщение теоретических сведений … 1мин
4. Объяснение нового материала …. 2 мин.
5. Закрепление полученных знаний… 5 мин.
6. Практическая часть….… 15 мин.
7. Рефлексия …. 3мин.
8. Домашнее задание… 1 мин.
9. Уборка рабочего места… 1мин.
1. Аудитория — кабинет.
5. Бумага формата А-4
8. Влажные салфетки
1. Постановка из гипсового шара с боковым освещением,
3. таблицы с этапами выполнения светотени
4. игра мозаика «сделай шар объёмным»
5. образец педагогического рисунка.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Подготовка к занятию
Приветствие.Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются за мольберты, на которых скотчем закреплена бумага формата А-4 (горизонтально). На табуретках около каждого ученика приготовлен уголь, ластик, влажная салфетка.
2. Сообщение темы занятия
Педагог: «Ребята, вы уже умеете рисовать многие предметы, но не всегда на ваши рисунки выглядят выразительными и объемными. Как вы думаете, почему?»
Педагог: «В изобразительном искусстве освещение предмета, тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы узнаем, как с помощью освещения, на шар ложатся тени, показывая его объём».
3. Сообщение теоретических сведений
Педагог: «Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.
Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство.
4. Объяснение нового материала
Педагог: «Итак ребята, для того чтобы передавать объем предметам на своих рисунках, художники используют такой прием, который называется светотень».
Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение света и тени, которое зависит от формы предмета.
Без светотени художник бы на смог передать объемную форму предмета на плоскости листа. Все изображаемые предметы смотрелись бы плоскими – будь то портрет человека или яблоко в натюрморте.
Но следует знать, что светотень распределяется по поверхности предмета по своим определенным закономерностям.
блик — отражение источника света;
свет — поверхность, освещённая источником света;
полутень — переходная область, возникающая между областью света и собственной тенью предмета.
тень — неосвещённый или слабо освещённый участок объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, имеющую тональную градацию близкую к полутени.
Следует также помнить, что все элементы светотени имеют различную тональность, т. е. градацию темного.
Задача художника – найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.
5. Закрепление материала
Давайте попробуем разобраться вместе. Поиграем в игру «Сделай шар объёмным». Приглашаются 2 ребенка.
Одному предлагается выставить свет, другому расставить детали разные по тону, в соответствии с порядком распределения света. Задание выполнено. Участники меняются. Теперь другой ребенок ставить свет, а тот, кто ставил свет, расставляет детали. Молодцы!
Сейчас прошу подойти ко мне, я напомню вам, как работать углём.
1. рисуем окружности на листе бумаги.
2. размечаем области блика, света, полутени, тени, рефлекса.
2. светотень наносим слоями.
6. Практическая часть
А сейчас послушайте задание. Я предлагаю вам нарисовать несколько объёмных шаров. После того как вы справитесь с распределением на них светотени, пофантазируйте и дорисуйте из них композицию.
Занимайте свои места. Можно приступать к выполнению задания.
Время на выполнения практического задания подошло к концу. Прошу всех пройти на выставку получившихся работ. Давайте вспомним названия графических терминов.
Педагог: Для того чтобы нарисовать объем предметов на плоскости листа какой прием используют художники? (светотень)
Педагог: Как называются элементы светотени? (блик, свет, полутень, тень, рефлекс)
Педагог: Какой самый светлый элемент? (блик)
Как называется область между светом предмета и его тенью? (полутень)
Педагог: Что такое рефлекс? (слабое светлое пятно в области тени, имеющее градацию светотени)
Коллективно с детьми подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на передачу светотени и композиционное решение.В ходе анализа детям задаются вопросы:
Удалось ли передать объём? Во что превратились шары? Как называется работа? Молодцы вы все хорошо справились.
9. Домашнее задание
Домашним заданием для вас будет выучить определения графических терминов. (Раздаю определения терминов.)
10. Уборка рабочего места
Конспект интегрированной образовательной деятельности в режимных моментах «День воздушного шара» с детьми младшей группы Задачи: • учить детей различать красный, жёлтый, синий цвета, формировать представление о предметах круглой формы; • развивать интерес.
Конструкт «Определение объёма сыпучих тел с помощью мерки» в подготовительной группе Конструкт образовательной деятельности. Тема: «Определение объёма сыпучих тел с помощью мерки». Цель: научить определять объём сыпучих тел.
Консультация для родителей «Мнемотехника — увеличение объёма памяти» Консультация для родителей Мнемотехника- способ увеличения объёма память Язык мозга — это образы, зрительные образы. Если обращаться к мозгу.
План-конспект занятия «Рисование по мокрому, набрызгами», для детей 5–6 лет План-конспект занятия «Рисование по мокрому». 1. Дата: 18.03.2019 2. Место: МАДОУ №13 3. Группа: 7 4. Воспитатель: Сулаева.
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста «Передача мячей в колоннах» Подготовка. Играющие делятся на несколько групп — команд, и каждая из них выстраивается в колонну по одному, одна параллельно другой. Игроки.
План-конспект занятия в первой младшей группе «Рисование пальчиками «Галстук для папы» План-конспект занятия по рисованию в первой младшей группе на тему: Рисование пальчиками «галстук для папы» Нетрадиционная техника рисования:.
Мастер-класс по изготовлению из надувного шара и ниток поделки «Символ Года 2019» Здравствуйте уважаемые коллеги, давно хотела поделится поделкой » Символом года 2019″ но не ожиданно я потеряла фото и очень расстроилась.
План занятия «Жостовская роспись… Рисование на круге» Жостовская роспись, рисование на круге. Цель: продолжать знакомить детей с работой жостовских мастеров. задачи: Учить детей состовлять узор.
План занятия «Жостовская роспись. Рисование на квадрате» Жостовская роспись, рисование на квадрате. Цель: закрепить у дошкольников знания особенностей жостовской росписи. задачи: Формировать у.
План занятия «Жостовская роспись. Рисование на прямоугольнике» Жостовская роспись, рисование на прямоугольнике. Цель: закреплять знания детей об искусстве жостовских мастеров. задачи: Совершенствовать.
Источник