Технология способа диалектического обучения

Статья «Диалектический принцип в системе обучения».

в системе обучения

Достижение оптимального результата в общем развитии детей, в том числе самых сильных и самых слабых.

Осуществление этого принципа органически связано с выявлением и рациональным использованием индивидуальных особенностей и склонностей каждого ученика, что требует постоянного наблюдения за детьми, внимания к каждому ребенку, выявления и анализа его сильных и слабых сторон.

Полученные о детях знания ложатся в основу продумывания и подробной проработки каждого вопроса, установления адресата этих вопросов, т.е. продумывание урока, каждого его этапа должно быть ориентировано на детей разного уровня, включать всех учеников в активную познавательную деятельность.

Анализ уроков математики показывает, что наиболее актуальным является включение в учебную деятельность детей с низкимуровнем развития, неуверенных в своих возможностях. И это естественно, ведь обучение на высоком уровне трудности, обучение, строящееся на самостоятельном добывании знаний, создает благоприятные условия для активных, уверенных в своих возможностях детей, которые затрудняют включение в него слабых, а, главное, неуверенных в себе, робких детей.

Специально продуманные вопросы и микрозадания, с которыми такие дети могут справиться самостоятельно или с незначительной помощью, создание постоянно повторяющейся ситуации успеха для таких учеников поможет им обрести уверенность в себе и без страха включаться в общую работу класса.

Вместе с тем следует решительно избегать положения, когда такие ученики выполняют задания по образцу, предложенному учителем или другими учениками, т.е. действуют на чисто репродуктивном уровне. Принцип обучения на высоком уровне трудности действует и по отношению к этим учащимся, только уровень трудности для них другой.

Большую роль в организации самостоятельной деятельности учащихся с различным уровнем развития может сыграть использование учителем индивидуальной дозированной помощи. Охарактеризуем конкретные виды такой помощи и их применение.

Стимулирующая помощь. Необходимость в ней возникает, если ученик не включается в работу или выполнил ее неверно. В первом случае помощь заключается в дополнительном стимулировании деятельности, которое может выражаться в зависимости от особенностей ребенка, в ободрении, дополнительном разъяснении задания, помощи в организации деятельности и т.д. Во втором случае – это указание на наличие ошибки и необходимость проверки выполненной работы. В этом случае учитель, учитывая особенности ребенка, может сделать область поиска ошибки более узкой или широкой. (Например, ученик допустил вычислительную ошибку в одном из нескольких данных для решения выражений. Можно указать просто на наличие ошибки в задании, может быть указан столбик, в котором есть ошибка или строка, в которой она присутствует, но может быть указано и конкретное выражение, решение которого нужно проверить. Для разных детей учитель выбирает разные области поиска ошибки).

Направляющая помощь оказывается в том случае, если стимулирующая оказалась неэффективной. Она заключается в том, что учитель указывает ребенку путь, который может привести к выполнению работы или исправлению допущенной ошибки, т.е. помогает ему актуализировать те знания, которые необходимы для достижения успеха. (Например, ошибка заключается в том, что при сложении чисел с переходом через разряд, ученик «потерял» единицу следующего разряда. Направляющая помощь может выразиться в предложении выполнить подробную запись или выписать из таблицы сложения те равенства, которые помогут найти значение данной суммы, и т.д.)

Читайте также:  Съемка способом линейных засечек выполняется когда

Обучающая помощь оказывается тогда, когда ни стимулирующая, ни направляющая помощь не приводит к положительному результату. В этом случае учитель раскрывает перед учеником путь выполнения задания, организуя беседу, в которой в общем виде намечает последовательность необходимых действий, а ученик осуществляет их на конкретном материале задания. (Продолжим рассмотрение приведенного при рассмотрении направляющей помощи примера на уровне оказания обучающей помощи. Учитель: Чтобы найти ошибку, нужно записать выполнение сложения подробно. Что для этого нужно сделать со слагаемыми? Если ученик знает, что слагаемые нужно представить в виде суммы разрядных слагаемых, учитель одобряет ответ и предлагает сделать такую запись. Если нет, проводится по уяснению этого момента. Сколько получается слагаемых? (Ученик называет их число и читает каждое слагаемое). Как удобно объединить эти слагаемые? (Ученик называет или записывает группы объединяемых слагаемых, выясняется, почему им выбран такой вариант). Если выбран рациональный вариант и ученик может объяснить его выбор, учитель его одобряет, если нет, можно рассмотреть разные случаи объединения слагаемых и выбрать рациональный. Беседа должна подвести ученика к осознанному выбору рационального способа объединения слагаемых и – единиц с единицами, десятки с десятками и т.д.).

Любой вид помощи оказывается до того момента, пока ученик не начинает делать попытку самостоятельно продолжить работу.

Источник

Технология способа диалектического обучения

Монография «Способ диалектического обучения. Подготовка учителя к формированию у учащихся системных знаний» издана в ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» по решению редакционно-издательского совета Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Авторы: Глинкина Г.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, Зорина В.Л. – канд. пед. наук, доцент, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения». Монография является отражением результатов диссертационного исследования Г.В. Глинкиной по специальности 13.00.08 (теория и методика профессионального образования), успешно защищённого в Диссертационном совете К 212.069.02 при ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского». Рецензенты монографии: Н.В. Гафурова, доктор пед. наук, профессор (ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»), Л.В. Черепанова, доктор пед. наук, профессор (ФГБОУ ВПО «Забайкальский ГГПУ им. Н.Г. Чернышевского»), Е.С. Медведева, канд. филос. наук, доцент (ФГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»).

Монография включает предисловие, два тематических раздела (каждый представлен тремя параграфами), заключение, библиографический список и приложения. Предисловие содержит обоснование актуальности исследования проблемы подготовки учителя к формированию у учащихся системных знаний, объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотезу. Описаны методологическая и теоретическая основы исследования, его этапы, базы, перечислены места предъявления и обсуждения результатов исследования, теоретическая и практическая значимость исследования.

Первый раздел «Теоретическое обоснование подготовки учителя в процессе повышения квалификации к формированию у учащихся системных знаний на основе Способа диалектического обучения» начинается с преамбулы, раскрывающей особенности содержания каждого параграфа и их роль в исследовании. В первом параграфе «Формирование системных знаний как психолого-педагогическая проблема» проводится анализ исследований, посвященных философскому и педагогическому обоснованию системных знаний, обзор исторического развития проблемы системных знаний в педагогике, рассматриваются различные подходы к определению данного понятия.

Во втором параграфе «Способ диалектического обучения как основа подготовки учителя в процессе повышения квалификации к формированию у учащихся системных знаний» изложена сущность Способа диалектического обучения в контексте подготовки учителя в процессе повышения квалификации к формированию у учащихся системных знаний. Положение Способа диалектического обучения о диалектическом единстве образного и логического мышления, вытекающем из двумерной структуры головного мозга и диалектики ступеней познания (чувственное познание – логическое познание), позволило прийти к новому пониманию системных знаний и уточнить содержание данного понятия. Структура головного мозга, как всякая система, представляет собой единство противоположностей: если левое полушарие отвечает за развитие логического мышления, то правое – за развитие образного мышления. Средством, позволяющим развивать левое полушарие, является понятие (структурный элемент науки), а средством развития правого – образ (структурный элемент искусства), следовательно, понятие и образ составляют единство противоположностей – систему (находятся в диалектическом единстве). Диалектическая взаимосвязь понятия и словесного образа определила структурный аспект системных знаний, необходимость соединения учебного процесса с чувственным и логическим познанием – их генетический аспект, а выявление роли каждого структурного элемента (понятия и словесного образа) – функциональный аспект. Таким образом, системные знания определяются как знания, сформированные на основе органического соединения учебного процесса с чувственным и логическим познанием и представляющие собой единое целое (единство, т.е. взаимосвязь противоположностей), основными компонентами которого являются понятие, раскрывающее сущность предмета или явления окружающего мира, и словесный образ, являющийся средством связи чувства и мысли.

Читайте также:  Назовите все способы восприятия информации

Разработке педагогического обеспечения такой подготовки на основе Способа диалектического обучения посвящен третий параграф данного раздела «Педагогическое обеспечение подготовки учителя к формированию у учащихся системных знаний на основе Способа диалектического обучения в процессе повышения квалификации». Авторами предлагаются следующие компоненты педагогического обеспечения исследуемого процесса: учебная программа для системы повышения квалификации, педагогические условия и критерии эффективности их реализации.

Описанию процессов создания педагогических условий, обеспечивающих подготовку учителя к формированию у учащихся системных знаний, посвящён второй раздел монографии «Педагогические условия подготовки учителя к формированию у учащихся системных знаний на основе Способа диалектического обучения в процессе повышения квалификации», состоящий из трёх параграфов, каждый из которых раскрывает сущность одного из условий. В первом параграфе «Осознание учителем взаимосвязи понятия и словесного образа в содержании преподаваемой дисциплины» раскрыта система работы на курсах повышения квалификации, которая основывается на понимании учителем диалектики ступеней познания, взаимосвязи науки и искусства в учебном процессе, единства образного и логического мышления, что в целом способствует пониманию учителем как глубинной сущности преподаваемой дисциплины, так и роли словесного образа в раскрытии сущности понятий. Во втором параграфе «Овладение учителем алгоритмом разработки современного дидактического инструментария познания (сборников понятий и сборников словесных образов)» раскрыты особенности организации занятий на курсах повышения квалификации, которые способствуют не только осмыслению структуры сборников понятий и сборников словесных образов, но и успешному овладению алгоритмом их разработки. Третий параграф второго раздела «Реализация учителем взаимосвязи понятия и словесного образа при проектировании учебных занятий на основе теории и технологии Способа диалектического обучения» посвящен третьему педагогическому условию подготовки учителя в процессе повышения квалификации к формированию у учащихся системных знаний, который в совокупности с первым и вторым условиями обеспечивает готовность учителя к формированию у учащихся системных знаний.

В заключении монографии оформлены выводы о достижении цели и решении задач исследования. Библиографический список включает 212 источников на русском и 10 на иностранных языках. Среди 11 приложений значительное место занимает разработанная авторская программа «Единство понятия и образа в учебном процессе» для курсов повышения квалификации учителей начальных классов и учителей-предметников, а также дидактические и диагностические материалы, использованные в ходе опытно-экспериментальной работы.

Читайте также:  Как классифицируют мясные блюда по способу тепловой обработки ответ

Монография может быть использована не только в системе повышения квалификации, но и на этапе профессионального педагогического образования.

Источник

Мастер-класс «Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО»

Цель мастер-класса: информирование о системе работы с биологическими понятиями, основанной на технологии СДО в рамках урочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Задачи:

  • обеспечить ознакомление участников мастер-класса с системой работы с биологическими понятиями на основе диалектического подхода к современному образовательному процессу в рамках урочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • организовать профессиональный диалог об особенностях диалектического подхода к современному образовательному процессу через организацию исследовательской деятельности в рамках урочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО.

Наша школа, как и многие другие, в настоящее время включена в инновационную деятельность, связанную с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, представляющих собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС. Поскольку инновационная деятельность – это, прежде всего, творческая деятельность, трудно переоценить её роль в образовательном процессе. В современной педагогике выделяют несколько уровней творчества педагога. Один из них – «это усовершенствования, т.е. чаще всего, модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания». [4]

Мною используется технология Способа диалектического обучения, в основе которого лежит работа с понятиями. Способ диалектического обучения, основанный на диалектике идей (преобразование сознания), диалектике отношений (преобразование общества), диалектике средств (орудий) труда (преобразование природы), [1] способствует переходу от сообщенных знаний к выводным и представляет собой принципиально новый подход к учебному процессу. Система изучаемых биологических понятий формирует, во-первых, навыки работы с понятиями, во-вторых направлена на развитие у учащихся навыков формальной и диалектической логики. В работе с понятиями можно выделить несколько уровней:

  • выделение понятия в тексте, занесение его в сборник понятий – соблюдая определенный алгоритм (установление родо-видовых понятий – требование ФГОС);
  • объединение понятий в суждения через составление проблемных вопросов (вопросов – суждения сформулированных по определенной схеме, далее В.С.), творческое чтение текста;
  • нахождение противоположных понятий, установление причинно-следственных связей (требование ФГОС), выдвижение гипотез, выявление противоречий, нахождение путей их решения, выведение понятия через дедукцию (требование ФГОС).

«Ключом» к отбору гипотез являются родовые либо видовые признаки изучаемого понятия. Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение школьника, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Таким образом, применение теории на практике и в новой ситуации, содержательная коммуникация на основе знаний, естественная мотивация, материализованная оценка знаний – эти и другие требования ФГОС ООО и ФГОС НОО возможно реализовать Способом диалектического обучения.

Эту технологию можно рассмотреть на примере ролевой игры «Урок биологии в 5 классе по теме «Лишайники»

Цель урока: выведение нового понятия «лишайники».

Задачи:

  • Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения симбиотических организмов.
  • Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
  • Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы по теме урока.

Источник

Оцените статью
Разные способы