Технология способ диалектического обучения

Новые технологии. Способ диалектического обучения в школе
материал по английскому языку по теме

Способ диалектического обучения был разработан красноярскими учеными Анатолием Иосифовичем Гончаруком и Валентиной Лазаревной Зориной, в основе которого лежит индивидуальный труд, простая кооперация и сложная кооперация с выходом на полное развитие индивидуальности каждого учащегося. СДО позволяет осуществлять переход:

· от ставки на память и сообщенные знания к ставке на мышление и выводные данные;

· от слова через понятие к категории;

· от двумерной деятельности к трехмерному труду;

· от непосредственного обучения (автократия) к опосредованному обучению (демократия);

· от простого воспроизводства к расширенному воспроизводству знаний;

· от внешнего принуждения к самопринуждению;

· от необъективной оценки знаний, выводимой учителем, к материализованной самооценке учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
dialekticheskiy_sposob_obucheniya.rar 525.1 КБ

Предварительный просмотр:

Новые технологии. Способ диалектического обучения в школе.

Подготовила: Жученко А.А., учитель английского языка МКОУ СОШ №17, с.Сунжа, Минераловодского района

Социологические исследования учащихся старших классов, проводимые в разных странах, показывают,что российские школьники зачастую демонстрируют прочные знания фактологического характера. Зато бывают беспомощны в ситуациях, когда требуется проанализировать те или иные данные. Наши учащиеся, оказывается, теряются, когда задания носят не лобовой характер и требуют не просто применения выученных правил, а предполагают мыслительные усилия – умение сравнивать, делать умозаключение, свести в единое целое различные данные.

Способ диалектического обучения(словесно-логический способ обучения) использует третий тип необходимости – естественное принуждение, высшей формой которого является самопринуждение, яркая состязательность,различные формы материализации оценки знаний включают в активную работу каждого ученика. Этот метод разработан сотрудниками Красноярского ИПК А.И. Гончаруком, В.Л. Зориной. (Патент №126 от 29.03.1996г.Экспертного Совета Международного педагогического изобретательства).

Мир как единство противоположностей

При самом первом, поверхностном знакомстве со способом диалектического обучения (СДО) может возникнуть предположение, что эта методика годится только для «отобранных», академически одаренных детей. В действительности дела обстоят как раз наоборот: именно те ребята, которых при обычном обучении зачисляют в разряд отстающих, на уроках «диалектического обучения» раскрываются и оказываются наиболее успешными. Как, за счет каких педагогических средств такое становится возможным? Вначале проясним смысл теоретических оснований СДО.
Способ диалектического обучения был разработан красноярскими учеными Анатолием Гончаруком, Валентиной Зориной и Михаилом Ботовым. Сущность способа авторы определили так: «разрешение противоречий, вытекающих из единства противоположностей». Принцип «единства противоположностей» – ключевая идея философии Гегеля. Он утверждал, что всякая вещь в мире существует как единство противоположностей. Вначале противоположности находятся в состоянии, так сказать, «мирного сосуществования», а потом в процессе развития вещи противоположности приходят в состояние противоречия, которое разрешается появлением новой вещи (нового качества).
Итак, по Гегелю, всем вещам в мире свойственна «раздвоенность», с момента появления вещь содержит и что-то иное, противоположное себе. С течением времени это противоречие разрешается путем качественных изменений. Этот процесс выражен в общеизвестном постулате: «противоречия – источник развития». Отсюда вывод: чтобы по-настоящему глубоко познать что-либо, надо увидеть эту вещь в «единстве ее противоположностей». Проблема в том, что большинство людей не замечают противоречий. Мы привыкаем видеть вещи в статичном состоянии, которое не предполагает перемен. И значит, первая задача заключается в том, чтобы научить детей видеть противоречия. А вторая – научить эти противоречия разрешать. По мнению авторов СДО, это и есть путь воспитания культуры мышления.

Предметы «без границ»

Как же научить детей видеть противоречия? Прежде чем говорить об этом, надо ответить на вопрос более общего плана: что мы изучаем, например, на уроках биологии: вещи, явления, природные процессы или мышление о них? Сторонники диалектического способа обучения отвечают: и то и другое. С точки зрения приверженцев СДО, вещь от понятия отделять нельзя, поскольку мир целостен. Между различными вещами, понятиями, процессами существует множество взаимосвязей, взаимовлияний, одно перетекает в другое. Отсюда следует вывод: постичь какую-либо вещь можно только в контексте затрагивающих ее связей и преобразований. А задача педагога – с самого начала задать максимально широкий контекст осмысления той или иной вещи. Этот контекст задается с помощью универсальных диалектических законов развития, а также посредством знаний, полученных различными науками. Диалектика в сочетании с научными знаниями позволяет увидеть любую вещь как часть некой динамично развивающейся системы, например системы живой природы или социальной системы. При этом важно понимать, что выделение подобных систем достаточно условно. К примеру, живую природу изучает биология, но во-первых, не только биология, а во-вторых, чем глубже мы хотим понять что-либо в живой природе, тем больше знаний нам придется привлечь, в том числе и из других наук, которые, казалось бы, никакого отношения к изучаемому феномену не имеют.

Во всех «ракурсах»…

Как же задается подобный контекст на уроке? В средней школе это можно сделать в процессе моделирования. На основе жизненного опыта (представлений) и уже имеющихся знаний ребята моделируют на уроках различные вещи. К примеру, на уроках биологии это может быть построение модели ДНК, скелета человека или корня растения. При этом предполагается, что дети почти ничего не знают о самой вещи (конечно, определенное представление, например о скелете, у детей есть, однако это именно представления), но имеют некоторые знания о системе, в которую эта вещь «встраивается», например, о системе живой природы (если знаний о системе недостаточно, учителю необходимо «достроить» системное видение). Знания о системе позволяют понять функциональное назначение вещи, начать осмысление ее свойств и строения (структурных связей). Вот на этом этапе и обнаруживаются противоречия, например, между свойствами и функциональным назначением, между свойствами и внешней средой. На первых порах учитель помогает ребятам подойти к этим противоречиям с помощью наводящих вопросов и аналогий. И здесь часто бывает полезным привлечение знаний из смежных и «далеких» научных областей.
А разрешить противоречия помогают знание законов диалектики (законы единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицания), принципа диалектического единства прямой и обратной связи (то есть воздействия результатов процесса на его протекание), формальная логика (знание о соотношении видовых и родовых понятий) и знание некоторых универсальных принципов, действующих в определенных системах, например, принципа «минимум энергии – максимум информации».
Существует также специальный «алгоритм» разрешения противоречий. Кратко его можно сформулировать следующим образом. Надо сконцентрироваться на самом существенном в противоречии, выделить понятия (объекты, качества, обстоятельства), которые

определяют суть противоречия, и попытаться найти выход из него путем подбора качественно противоположного понятия. Конкретный пример подобной работы мы приведем в практической части нашей тематической публикации – в тексте, где рассказывается об уроке, выстроенном на основе СДО.
Здесь же отметим только, что результатом разрешения противоречий становится выведение новых понятий, которые проясняют «природу» вещи и ее роль в системных взаимодействиях.

Как стать свободным?

Педагогическое кредо учителей, строящих свои занятия на основе СДО: «Все дети от природы – гениальны». Как говорит один из наиболее ярких представителей СДО, учитель биологии Альбина Поляруш: «У нас нет понятий «одаренные дети», «сильные ученики», «слабые ученики». Все дети от природы наделены замечательной способностью мыслить и познавать мир. Ведь жажда познания – видовой признак человека. Это естественная, органическая способность, которая от рождения есть у каждого из нас».
Проблема в том, что многие учителя не развивают, а заглушают мыслительные способности детей, убивая в них веру в свои силы. К сожалению, нередко педагоги выступают в роли «регистраторов»: «У этого ребенка есть какие-то природные задатки – он пойдет в класс «умных», а у этого таких задатков нет…» Поэтому Альбина Анатольевна никогда не ходит к учителям, которые прежде работали с ее классом, с вопросами: кто как учился? на кого сделать упор? Более того, даже если на первых уроках проявляются какие-то различия в подготовке детей, педагог старается не обращать на это внимания: «Да, может быть, в ком-то уже заглушили способность мыслить, но она все равно осталась. И моя главная задача – вновь зажечь эту «тлеющую» искорку».

Самое главное – развеять у детей стереотипное представление об учителе. Надо с самой первой встречи сделать все, чтобы дети увидели: учитель – это самый лучший человек на свете, который хочет нас научить только хорошему! Надо показать, что учитель полностью доверяет детям: доверяет говорить все, что они хотят сказать, даже если это пока еще очень наивные, ошибочные высказывания, доверяет мыслить свободно.
«Ко мне приходят дети, которые прежде учились по обычным методикам, и поначалу я даю им очень простые задания, – говорит Альбина Анатольевна. – И хвалю за всякое мыслительное действие, даже за ошибочное суждение, за «небылицу» какую-то. Потому что прежде всего в человеке надо увидеть человека. Принижать-то и подавлять человеческое мы умеем».
Уже с самого первого занятия педагог предлагает детям самостоятельно ставить себе задачу и самим оценивать: «Сколько ты сегодня, Петя, хочешь баллов заработать? 10 баллов? Хорошо, работай на 10. Вот этот вид работы оценивается в один балл, вот этот вид работы – в два балла, вот этот вид работы – в три балла».
Здесь надо пояснить, что для сторонников способа диалектического обучения главная цель образования не в том, чтобы изучить химию, биологию, математику, историю и другие предметы. Главное – развить мышление ребят, но – на материале химии, биологии, математики… Отсюда особый подход к оцениванию: оценивается прежде всего умение

детей задавать вопросы, высказывать критические суждения и возражения, разрешать противоречия. За каждое подобное действие учитель начисляет определенное количество баллов, которые затем переводятся в оценки по определенной шкале.
Параллельно педагог «оснащает» ребят инструментами мышления, учит грамотно строить речевые высказывания. Например, объясняет, как строится вопрос-суждение – одно из стержневых средств способа диалектического обучения.
«И вот эта возможность свободного проявления и развития детской мысли очень быстро приносит свои плоды, – продолжает Альбина Поляруш. – Дети быстро научаются выдвигать гипотезы, задавать вопросы-суждения, обнаруживать и разрешать противоречия. Ведь все это дано человеку от природы, все эти знания и умения подспудно уже содержатся в ребенке. Требуется только некоторое содействие педагога, чтобы все это проявилось. И невозможно описать, как окрыляет ученика сам факт того, что он высказал умную и красивую мысль! Каким важным, каким интересным ребенок начинает чувствовать себя в этот момент. Как однажды сказал один из учеников: «Я даже сам не ожидал, что могу так красиво говорить». Пожалуй, из всех человеческих потребностей самую большую радость приносит удовлетворение потребности в познании».

Каким же учителем надо быть, чтобы успешно применять способ диалектического обучения?

«В первую очередь свободным, – отвечает Поляруш. – Если требования чиновников не служат интересам ребенка, от этих требований надо отказываться. Я не могу писать никаких планов урока, никаких программ. Нельзя писать программы на 5–10 лет вперед. Этого не надо делать, чтобы не повторяться, чтобы все время быть в поиске, быть в развитии. Если я провела урок и хорошо его провела, я все равно больше никогда им не пользуюсь».

Источник

Теория и технология способа диалектического обучения для развития у учащихся познавательных учебных действий

Теория и технология способа диалектического обучения для развития у учащихся познавательных учебных действий

Социологические исследования учащихся старших классов, проводимые в разных странах, показывают, что российские школьники зачастую демонстрируют прочные знания фактологического характера. Зато бывают беспомощны в ситуациях, когда требуется проанализировать те или иные данные.

Наши учащиеся, оказывается, теряются, когда задания носят не лобовой характер и требуют не просто применения выученных правил, а предполагают мыслительные усилия – умение сравнивать, делать умозаключение, свести в единое целое различные данные.

Слайд «Человек рождается для того, чтобы познать мир и занять в этом мире своё место согласно своей природной одарённости» Валентина Лазаревна .Зорина

Слайд Способ диалектического обучения – принципиально новый подход
к учебному процессу.

У истоков СДО стоял Гончарук Анатолий Иосифович, который всю жизнь посвятил внедрению СДО в практику.

Способ был запатентован в 1996 году. Американцы давали за этот способ 1 млн.

Сейчас в лаборатории СДО работают 6 человек под руководством Зориной Валентины Лазаревны, которая является автором теории СДО.

Слайд Проблемы, вызвавшие освоение и внедрение инновационной теории и технологии СДО в учебном процессе

Падение интереса к учебе

Неспособность к самостоятельной работе

Преобладание внешней мотивации к учебе

Слайд Способ диалектического обучения (словесно-логический способ обучения) использует естественное принуждение, высшей формой которого является самопринуждение, яркая состязательность, различные формы материализации оценки знаний включают в активную работу каждого ученика.

Слайд Главная задача СДО

Научить мыслить. Этот способ может избавить учащихся от перегрузок, изнурительных и скучных уроков.

Способ диалектического обучения позволяет на основе единой методологии осуществлять переход:
• от ставки на память и сообщенные знания (зубрежка) к ставке на мышление и выводные знания (развитие);
• от слова (язык) через понятие (науки) к категории (философии);
• от двухмерной деятельности (прямая связь) к трехмерному труду (обратная связь);
• от непосредственного обучения (автократия) к опосредствованному обучению (демократия);
• от простого (формального) воспроизводства к расширенному (реальному) воспроизводству знаний;
• от внешнего принуждения к самопринуждению;
• от необъективной оценки знаний, выводимой учителем, к «материализованной» (объективной) самооценке учащихся.

Слайд Актуальность использования способа диалектического обучения

Логика помогает правильно рассуждать. Сила ее в том, что она дает возможность получать новые знания без наблюдения или опыта, а лишь при помощи размышления и рассуждения.

Конечно же, новые знания не получаются из ничего, а выводятся из уже имеющихся. Для того, чтобы знание, полученное с помощью логических рассуждений, было истинным, то есть правильно отражающим действительность, необходимо (и достаточно) выполнение двух условий.

1. Исходное знание должно быть истинным.

2. Рассуждение должно быть правильным , то есть заключение (предположение, выражающее новое знание) должно логически следовать из предпосылок (предложений, выражающих исходное знание).

Если оба эти условия выполнены, то в истинности знаний, полученных рассуждением, можно не сомневаться.

Логика помогает систематизировать (классифицировать) и обобщать знания.

Элементарной частицей мысли является понятие .

Понятие – форма мышления, отражающая общие и существенные свойства и отношения вещей и явлений материального мира.

В логическом плане технологическим стержнем способа диалектического обучения является анализ понятий. В мыслительную деятельность учеников включаются следующие операции с понятиями:

Диалектический способ включает следующие основные логические операции

Определение логическая операция, посредством которой раскрывается содержание понятия, т.е. указываются существенные (родовые и видовые) признаки, мыслимые в данном понятии.

Деление — логическая операция, посредством которой объем делимого понятия распределяется на видовые понятия с точки зрения определенного основания деления.

Обобщение – логическая операция конструирования нового понятия с большим объемом, чем данное (т.е. переход от видового к родовому понятию).

Классификация – логическая операция последовательного деления объема понятия.

Ограничение — логическая операция конструирования нового понятия с меньшим объемом, чем данное (т.е. переход от родового к видовому понятию).

формулирование проблемных вопросов
— А – вопрос – понятие
— Б – вопрос – суждение

выражение отношений между понятиями;

нахождение путей разрешения противоречий

слайд Фрукт — Груша

Существенные признаки современного урока СДО

б) применение проблемных вопросов двух видов (вопрос-понятие, вопрос-суждение) и не допущение непроблемных вопросов, особенно вопросов с частицей „ли», для которых характерно нарушение целенаправленности;

в) ярко выраженная мыслительная состязательность между учащимися на основе выводных знаний с выходом на внутрипредметные и межпредметные связи (сборники понятий и образов и анкеты обратной связи как продукты свободного интеллектуального труда): процесс обучения становится подобным процессу научного открытия, при ликвидации призывов и упреков.

г) оправданная смена деятельности в течение урока каждого учащегося посредством членения оценки, которая, с точки зрения И.М.Сеченова, снимает утомляемость и обеспечивает полную самоотдачу;

д) поведение учащихся: нормальная дикция (развитие органов речи); выразительная мимика, жестикуляция (язык жестов) и прямая осанка (условие для самовыражения).

Слайд Вхождение в мир диалектики

1 этап – 1 класс от образа – к понятию (посредством загадки, игры)

Обучение ответам на проблемные вопросы

Слайд Вопрос – суждение Как доказать, что …… Чем объяснить, что ……..

2 этап 2-3 класс , обучение выявлению родо-видовых признаков понятий,

Сравнение, деление, обобщение понятий,

Знакомство с научной литературой (словари, энциклопедии)

Конструирование проблемных вопросов

Индивидуальный труд в группе

Слайд 3 этап 4 класс

Самостоятельный анализ текста посредством логических операций с понятиями и проблемные вопросы

Выявление и разрешение противоречий в изучаемом материале

Выстраивание причинно – следственных связей

Устанавливать причинно-следственные связи они учатся уже с 2-го класса, а в 3-4 классах они могут обобщить полученные знания через выявление философской категории «Общее-особенное-единичное» и др.

ОБЩЕЕ ОСОБЕННОЕ ЕДИНИЧНОЕ

части речи глагол бегут

природные зоны пустыня Сахара

действия арифметические действия деление

тексты текст-описание «Берёза»

слайд Материализованная оценка

Перед уроком учитель записывает баллы, которые ученик должен набрать на ту или иную оценку. Количество баллов определяется в зависимости от:

количества и «стоимости» заданий

Материализованная самооценка позволяет каждому учащемуся без посредничества учителя на любом этапе обучения определять объём своих знаний по сравнению со сверстниками. Единицей измерения знаний является мысль.

Главной задачей образовательного процесса является подготовка рабочей силы для современного производства, потребности которого определяются тремя критериями:

• люди должны быть грамотными;

• практичными (знать законы функционирования и развития природы и общества);

• и мыслящими, то есть умеющими анализировать, синтезировать понятия (формулировать суждения) и органически соединять формальную, диалектическую логику и теорию познания.

Источник

Читайте также:  Что такое способ группировки алгебра 7 класс
Оцените статью
Разные способы