Технология совершения покупок способы защиты прав потребителей конспект кратко

Технология совершения покупок способы защиты прав потребителей конспект кратко

Потребитель имеет право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на их безопасность, на информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Кто такой потребитель?

Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Признаки потребителя как участника отношений в области защиты прав потребителей:

  • это физическое лицо — гражданин
  • контрагентом потребителя является продавец (изготовитель, исполнитель, импортер, владелец агрегаторов информации о товарах (услугах))
  • наличие намерения приобрести (заказать) товар, работу или услугу, осуществление данного намерения или использование товара (работы, услуги)
  • цель заказа (приобретения, использования) товаров (работ, услуг) — исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Какие права есть у потребителя?

Право на качество

Право на качество обеспечивает потребителю извлечение из товара (работы, услуги) заявленных потребительских свойств. Любой товар или услуга должны соответствовать заявленным характеристикам. Если же приобретенные товар, работа, услуга не имеют четкого описания, то они должны быть пригодны для тех целей, для которых обычно используются.

Наличие неоговоренных недостатков в товаре является основанием для того, чтобы вернуть товар и предъявить в установленные сроки к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) следующие требования: возместить убытки, причиненные вследствие покупки товара ненадлежащего качества, компенсировать моральный вред, а также выплатить неустойку.

Аналогичные права предоставляются потребителю в случае оказания некачественной услуги, нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг) или в случае выполнения работ с недостатками.

Право потребителя на качество товара включает:

  • ремонт и техническое обслуживание товара в течение срока его службы
  • замена товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества
  • соразмерное уменьшение стоимости товара в случае обнаружения в товаре недостатков, о которых продавец не сообщил
  • безвозмездное устранение недостатков товара
  • отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы.

Право потребителя на качество работы включает:

  • безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги), безвозмездное изготовление другой вещи или повторное выполнение работы
  • уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги) при обнаружении в ней недостатков

Право на безопасность

Безопасность товара (работы, услуги) предполагает его безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) не причинял вред в течение срока службы или срока годности, а при их отсутствии — в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Безопасность обеспечивается системой обязательных требований, закрепленных в нормативно-правовых актах.

Потребителю гарантируется возмещение в полном объеме вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков или необеспечения безопасности товара (работы, услуги), а также в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Убытки возмещаются сверх неустойки (пеней), установленной законом или договором. Кроме того, уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), также возмещаются в полном объеме.

Право на информацию

Потребителю гарантировано право требовать предоставления необходимой и достоверной информации, в частности:

  • о товаре (работе, услуге), в том числе об основных потребительских свойствах, об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям технических регламентов, о цене и условиях приобретения
  • о гарантийном сроке (если он установлен), сроке службы или сроке годности товара (работы), о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара (работы, услуги)
  • об изготовителе, исполнителе, продавце, включая наименование, адрес, идентификаторы в виде номера ОГРН, ОГРНИП, информацию о лицензии и режиме работы
  • о сроках для предъявления требований в отношении недостатков товара
Читайте также:  Лекция растворы способы выражения состава растворов

При заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) информация об их условиях должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме.

Предоставляемая потребителю информация о товарах (работах, услугах) должна обеспечивать возможность их правильного выбора.

Если недостоверная или неполная информация привела к причинению вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя или к неправильному выбору, то потребитель вправе требовать расторжения договора и возмещения вреда и понесенных убытков.

Право на защиту

Если потребителю не удалось добиться соблюдения прав в добровольном порядке, соответствующее требование подлежит рассмотрению в суде по выбору потребителя:

  • по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • по месту жительства или пребывания потребителя;
  • по месту заключения или исполнения договора.

В случае удовлетворения судом требований потребителя, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца штраф в размере 50% присужденной суммы.

Право обращаться в Роспотребнадзор как специальный уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей, который вправе, в частности:

  • проводить внеплановые проверки изготовителей, продавцов, исполнителей и иных организаций
  • принимать меры по предотвращению нарушений
  • привлекать виновных лиц к административной ответственности
  • участвовать в судебной защите прав конкретных потребителей
  • подавать иски о защите неопределённого круга лиц
  • давать разъяснения законодательства в области защиты прав потребителей

Право объединяться в ассоциации и союзы, которые наделены, в частности, следующими правами:

  • проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них
  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей
  • участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей»

Источник

Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителя

Конспект урока по технологии 8 класс

Учитель Дегтярев Н.М.

Тема урока: «Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителя»

Тип урока: Комбинированный

Вид учебного труда: Работа с информацией

Цели: изучение технологии совершения покупок, учитывающую: правила покупки, информацию о товарах, способы определения качества товара. Познакомить с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кодов, информацией, которая в них заложена. Воспитывать грамотного покупателя.

1. Ознакомить учащихся с правилами покупки.

2. Ознакомить с источниками информации о товарах.

3. Сформировать представление о маркировке товаров, штриховом кодировании, торговых символах, их назначении.

4. . Учить разбираться в этой информации.

— облачные технологии ( QR – коды)

Дидактическое обеспечение: раздаточный материал: сертификаты, шаблоны этикеток, упаковок с нанесённым штрих- кодом, визуальные, QR – коды ), презентация, ПК, мультимедийный проектор, таблица «Коды стран»; Учебник, с. 19-28.

Организационная структура урока

Формы, методы, методические приемы

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место

Постановка учебной задачи

Знания, которые Вы получите на уроке, необходимы каждому человеку, совершающему покупки. Умение получать информацию о товаре из маркировок поможет свести к минимуму ваши ошибки при приобретении многих вещей и продуктов. Сегодня мы будем учиться быть грамотными потребителями.

В ходе беседы определяют тему урока

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

Беседа по вопросам

Повторение пройденного материала

беседа, работа с учебником

Что такое потребительская корзина?

Читайте также:  Действенные способы изменить себя

На какие категории можно распределить все вещи?

— Из каких источников можно получить информацию о товаре?

— Что такое потребительский портрет товара?

— Что такое сертификат товара?

-Расскажите о правилах покупки товара

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге

Рассуждают, слушают, и понимают партнера, правильно выражают свои мысли, делают умозаключения и выводы в словесной форме, извлекают нужную информацию из учебника

Беседа по вопросам

Усвоение новых знаний

Рассказ «Как определить качество товара». Что такое сертификат, какая информация содержится в паспорте, инструкции, этикетке?

Понятие «грамотный покупатель» включает умения защищать свои права. Закон «О защите прав потребителя»

Слушают выступления одноклассников, наблюдают, обсуждают отвечают на вопросы, рассматривают, слайды, этикетки, упаковки, штрих-коды, заполняют таблицу.

Умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, рассуждать, сравнивать, осуществлять поиск информации из различных источников.

Беседа по вопросам

Закрепление знаний и способов действий

Практическая работа в парах

Выполнение практической работы

1. Определите страну — изготовителя товара по штриховому коду.

2. Прочитайте с помощью QR – кода информацию о товаре.

3. Разрабатывают этикетку на предполагаемый товар, производимый в домашних условиях.

Подготавливают свои рабочие места, выполняют предлагаемое задание. Расшифровывают штрих-коды.

Умеют работать с учебником, извлекают необходимую информацию, осуществляют самоконтроль

Рефлексия учебной деятельности

— Что нового вы узнали на уроке?

— Нужны ли эти знания вам в жизни?

— Из каких источников можно получить информацию о товаре?

-Что такое маркировка товаров?

-Какие символы встречаются на упаковках товара?

-Что такое этикетка товара?

Дайте оценку урока

Обсуждают качество выполненных работ. Отвечают на вопросы.

Умеют подводить итоги урока, оценивают свою деятельность

Беседа по вопросам

1. Вы решили купить новый сотовый телефон. Перечислите последовательность ваших действий.

Формируют навыки самоорганизации

Рассказ «Как определить качество товара»

Сертификат качества — это документ, удостоверяющий качество продукции (или услуги) и ее соответствие требованиям международных и национальных стандартов или другой нормативно-технической документации. Получение сертификата качества на ряд товаров – необходимое для выполнения требование закона.

Обязательная сертификация необходима для тех видов товаров, использование которых сопряжено с риском для окружающей среды и здоровья людей. Чтобы такие продукты и изделия продавались на законных основаниях, необходимо получить сертификат качества.

Обеспечение безопасности услуг и товаров – задача государственного уровня, поэтому выдача сертификатов качества регулируется федеральным законом № 184. В качестве подтверждения осуществления контроля над выпускаемой продукцией выдаётся сертификат качества. Проверкой товаров на предмет их соответствия стандартам и нормам занимается специальный орган сертификации.
Сертифицируются многие товары. Но на один требуется гигиенический сертификат, а на другой – сертификат соответствия.

Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться.

К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.

Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

Для начала давайте выясним, в каком случае каждый из нас является потребителем. Кто такой потребитель?

Ученики предлагают варианты ответов.

Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Продавец — это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующий потребителю товары по договору купли-продажи.

В нашей стране основным правовым актом по защите прав потребителя является Закон РФ «О защите прав потребителей» Этот закон довольно строг. Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?

Читайте также:  Пероральным способом это как

А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:

— безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;

— замены на товар аналогичной модели, марки;

— замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;

— соразмерного уменьшения цены;

— расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.

Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)

В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.

Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.

Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли — продажи.

В Российской Федерации потребитель защищён специальным законом. Этот закон признан одним из самых совершенных в мире. Он может защитить наши кошельки, здоровье и покой, побуждает добросовестно работать продавцов и производителей. Но как бы ни был хорош Закон, если им не пользоваться, то он перестаёт работать. Поэтому каждый человек должен владеть потребительской культурой, т.е. знать свои законные права как потребителя и уметь ими пользоваться. С юридической точки зрения, потребителем является гражданин, который уже купил (заказал) или собирается заказать или приобрести товары (работы и услуги) исключительно для своих личных (бытовых, семейных, домашних нужд), которые не связаны с извлечением прибыли (Статья 1 Закона РФ «О защите прав потребителя»). Почему в Законе говориться о потребителе как об отдельном лице, гражданине, и ничего не сказано об организации?
Интересы организации защищает юрист, а потребитель вынужден защищать себя сам.

Откуда можно получить информацию о товарах?

В торговой сети нашей страны существует около полумиллиона наименований товара.

Как же приобрести ту вещь, которая нужна семье, которая устроит вас по всем параметрам? Например, вы решили купить холодильник. Откуда можно почерпнуть информацию о его технических и эксплуатационных качествах: объёме его камер, потребляемой энергии, температуре в морозильной камере?

Такая информация содержится в технической документации к изделию: инструкции, паспорте, вкладышах.

Покупая товары в упаковке, вы обращаете внимание, что на них нарисованы различные символы: рюмочки, зонты, кружочки.

Знаете ли вы о том, какую информацию они несут? (ответы уч-ся)

По маркировке можно определить изготовителя продукции, условия и сроки её хранения.

Этикетку все видели, все знают, что она информирует о предмете.

Этикетка – словно маленький представитель вещи.

А знаете ли вы, какая информация содержится на этикетке?

Да, по этикетке вы узнаёте название продукции, символ компании производителя, состав, инструкции для пользователя.

Вкладыш — детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной и опасной продукции.

Торговые знаки на этикетках могут быть разнообразными. Есть знаки, удостоверяющие экологическую безопасность и знаки, подтверждающие стандарт качества . Но особенно большое внимание мы уделяем знакам, информирующим о правилах ухода за вещами .

Изобретение штрих – кода. Мы видим на товаре ряд цифр, а над ними – чёрные полосы разной ширины.

Что за загадочные штрихи?

Изобретение QR — кода . QR-код или Quick Response («быстрый отклик»), по сути, является такой же базой данных, только вместо уже знакомых полосок используются квадратики. Специальное приложение позволяет зашифровать в двумерные черно-белые «шашечки» информацию разного рода: номер телефона или электронной почты, просто текст для ознакомления, координаты, например, достопримечательности или навигации.

1.Учебник «Технология. 8 класс» /Авторы В. Д. Симоненко и др. – М.: Вентана-Граф, 2016

2. Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2016

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы