- Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей.
- Просмотр содержимого документа «Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей.»
- Конспект урока по технологии 8 класс.Тема: «Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей.»
- Просмотр содержимого документа «Конспект урока по технологии 8 класс.Тема: «Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей.»»
Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей.
Презентация к четвертому параграфу учебника «Технология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / В.Д.Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров – М.: Вентана — Граф, 2018. – 160с.»
Просмотр содержимого документа
«Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей.»
Технология совершения покупок.
Способы защиты прав потребителей
Технология совершения покупок
- При совершении покупок немаловажную роль играет информация о товарах и услугах.
- Информация о товарах — это совокупность сведений, которые позволяют судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употребления.
Источниками информации о товарах или услугах являются:
- Средства массовой информации (телевидение, электронные средства коммуникации, газеты и журналы);
- Выставки товаров или услуг;
- Наружная реклама (рекламные щиты и вывески и т.д.);
- Символы на этикетках, вкладышах, упаковках;
- Инструкции с описанием качества товаров и технологи их применения;
- Устное и письменное общение между людьми, включая телефон, телефакс и электронную почту.
Способы определения качества товара
- Документом, удостоверяющим качество товара, является сертификат (от лат. сertifico – «удостоверяю»). В настоящее время большинство товаров и услуг сертифицируются.
- Сертификация – это деятельность по обнаружению и подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Сертификация продукции (работ, услуг) имеет большое значение, поскольку выполняет важные социально-экономические задачи:
- Оказывает помощь потребителя в выборе продукции , служит для защиты их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя), контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества населения;
- Улучшает деятельность предприятий на товарном рынке внутри страны, а также способствует их участию в международном сотрудничестве и торговле;
- Содействует экспорту и повышению конкурентоспособности отечественной продукции.
- Сертификат необходим на все виды товаров. Свидетельство о том, что данный товар прошел проверку на соответствие требованиям безопасности, служит наличие сертификата соответствия.
- Сертификат выдается торговому предприятию на каждую партию товара. Предприятие обязано по первому требованию покупателя предоставить ему сертификат на данный товар или его заверенную копию.
- Информация о приобретаемых товарах содержится также в технической документации, прилагаемой к изделию (инструкция, паспорт, вкладыш), а также в торговых знаках, указанных на этикетке и маркировке.
- Маркировка – это комплекс обозначений, состоящий из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых на изделие, упаковку, ярлык или этикетку и позволяющих определить изготовителя продукции, условия и сроки ее хранения.
- Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав продукции, рекламные материалы и инструкции для пользователя.
- Вкладыш – это детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции; вкладыш запечатывается в упаковку лекарств, химических препаратов, игрушек и т.п.
- Товарные знаки могут быть самыми разнообразными:
- Удостоверяющими экологическую чистоту продукта;
- Подтверждающими соответствие товара стандарту качества;
- Информирующими о правилах ухода за одеждой.
- Уже давно мы встречаемся со штриховым кодом на товарах.
- Штрихкод выполняет несколько функций, но основные из них – контроль качества продукции и ее соответствие заданному образцу. Впервые торговый код появился в США в 1973 г., а с 1977 г. на европейском континенте утвердилась Европейская система кодирования – ЕАN. На территории РФ действует добровольная некоммерческая и неправительственная организация ЮНИСКАН/ЕАN Россия, объединяющая предприятия, использующие системы товарной нумерации и штрихового кодирования международной системы ЕАN.
Что обозначает штрихкод?
- Первые три цифры кода, в данном случае ЕАN России (460-469), обозначают где зарегистрировано данное предприятие. (Иногда не совпадает со страной производства товара, так как Россия может продать право производить определенный товар, например Белоруссии или другой стране, которая заинтересована в его производстве.)
- Следующие четыре цифры (выдаются только ЕАN) – уникальный номер предприятия.
- Последующие пять цифр обозначают вид товара, например молочные или колбасные изделия.
- И, наконец, последняя цифра – это контрольное число. Оно предназначено для того, чтобы показать, что штрихкод построен правильно. Это может вычислить считывающая машина (штрихкод – это машиночитаемый символ).
- Информация, заложенная в штрихкоде, передается по всей товарной цепочке: изготовитель – оптовик – розничный торговец – покупатель. Штриховой код помогает продавцу грамотно, квалифицированно и качественно обслужить покупателя. Право ставить код на свои изделия имеют только те предприятия, которые зарегистрированы в неправительственной организации ЮНИСКАН. В противном случае использование штрихкода является нарушением международных правил и влечет за собой судебные санкции.
- Штриховое кодирование успешно применяется за рубежом и в России во многих сферах производства и услуг:
- в библиотечном деле (штрихкод наносится на книги и читательские билеты);
- в фармацевтике (кодируются все лекарственные препараты);
- на конвейерах (кодируется продукция);
- в перевозках (штрихкод наносится на багаж);
- при хранении деловой документации, в том числе в архивах (штрихкод наносится на папку).
- На бытовом уровне разобраться с штрихкодом
поможет таблица с кодами страны — изготовителя
Как защищаются права потребителя
- В начале 90-х гг. ХХ века рынок товаров и услуг в России стал стремительно расширяться. Потребовался закон, который мог бы регулировать отношения между изготовителями и потребителями товаров, продавцами и покупателями, защищать права тех, кто покупает товары, пользуется разнообразными услугами. Так, в 1992 г. в России впервые был принят Закон «О защите прав потребителей».
- Любой человек, который покупает продукты питания, одежду, мебель, жилье, всевозможные услуги (образовательные, медицинские, юридические, транспортные), называется потребителем. У каждого потребителя определенные права: приобретать качественный товар или услугу, а также получать нужную и достоверную информацию о них. Эти права должны учитываться производителем, продавцом товара или услуги.
- Со временем защиту прав потребителей взяли на себя различные общественные организации, а также муниципальные органы по защите прав потребителей.
Источник
Конспект урока по технологии 8 класс.Тема: «Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей.»
Познакомить с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода, информацией, которая в них заложена. Учить разбираться в этой информации. Научить определять качества товара по штриховому коду.
Научить находить информацию о товаре. Работа с QR-кодами
Развивать умение работать со схемами, инструкционными картами, образцами (упаковками товаров).
3. Воспитывать грамотного покупателя.
Дидактическое обеспечение: презентации: «Маркировка товара», «Штриховой код»; образцы маркировок, этикеток, упаковок с нанесённым штрих кодом; таблица «Коды стран»; инструкционные карты «Штриховой код», «Способы определения качества товара по штриховому коду»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии 8 класс.Тема: «Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей.»»
Конспект урока по технологи 8 класс
Тема урока «Технология совершения покупок.
Способы защиты прав потребителей.»
Тип урока: комбинированный.
Вид учебного труда: работа с информацией.
Объект труда: «Определение СТРАНЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ товара по штриховому коду».
Время работы: 45 минут (1 урок).
Познакомить с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода, информацией, которая в них заложена. Учить разбираться в этой информации. Научить определять качества товара по штриховому коду.
Научить находить информацию о товаре. Работа с QR-кодами
Развивать умение работать со схемами, инструкционными картами, образцами (упаковками товаров).
3. Воспитывать грамотного покупателя.
Дидактическое обеспечение: презентации: «Маркировка товара», «Штриховой код»; образцы маркировок, этикеток, упаковок с нанесённым штрих кодом; таблица «Коды стран»; инструкционные карты «Штриховой код», «Способы определения качества товара по штриховому коду»
Оборудование: компьютер, экран.
Словарь: маркировка товаров, этикетка, штриховой код.
Подготовка рабочих мест.
Постановка темы и учебной цели.
Знания, которые Вы получите на уроке, необходимы каждому человеку, совершающему покупки. Умение получать информацию о товаре из маркировок поможет свести к минимуму ваши ошибки при приобретении многих вещей и продуктов. Сегодня мы будем учиться быть грамотными потребителями.
Опрос пройденного материала.
— Что такое информация о товарах?
— Из каких источников можно получить информацию о товаре?
— Какая должна быть информация?
— Что такое сертификат товара?
Какую информацию несут различные символы на упаковке товара? (Ответы учащихся.)
Покупая товары в упаковке, Вы, наверное, обращали внимание на то, что на них нарисованы различные символы; рюмочки, зонты, кружочки и т. д. Знаете ли Вы о том, какую информацию они несут? (Ответы учащихся.)
Весь этот комплекс обозначений, состоящий из текста, графических, цветовых символов, нанесённые на упаковку, ярлык или этикетку называется маркировкой. (Запись в тетради).
Как читать маркировку товаров?
Символы, которые встречаются на упаковке товаров и самих товаров:
1. Экологические символы.
Нет, наверное, человека, который не заботился бы о своем здоровье. А как известно, наше здоровье во многом зависит от чистоты окружающей среды. Поэтому миллионы людей во всем мире стремятся приобретать экологически чистые продукты. Но как их узнать в массе товаров на наших прилавках?
Голубой ангел — экологически чистый продукт
Зелёная точка — производство продукта экологически чистое, а отходы подлежат вторичной обработке
Ресайклинг — предметы, поддающиеся переработке или получены из вторичного сырья
Кролик — продукт не был опробован на животных
2. Стандарты качества и безопасности.
Выбрать то, что нужно, вам поможет маркировка — специальные значки, которые ставят организации, отвечающие за безопасность. Знак должен стоять на самом приборе, а не на какой-то его части. В России есть и свой собственный знак безопасности. Если на товаре стоит «МЕ» или «СЕ», это означает, что данный прибор соответствует требованиям безопасности.
Опасность для жизни и здоровья потребителя:
— товар может вызвать раздражение;
— Внимание! Инфекционная опасность!
3. Правила пользования товаром.
На одежде встречается группа знаков – символов, которые подсказывают нам, как ухаживать за данной вещью.
Какие можно встретить символы на одежде? (Ответы учащихся — сушка, стирка, отбеливание, химчистка.)
Все эти символы содержатся на этикетке товаров: вещей, упаковок продовольственного товара).
Что такое этикетка товара?
Этикетка – маленький представитель вещи.
Этикетка — ярлычок с фабричным, торговым клеймом, надписью.
Знаете ли Вы, какая информация содержится на этикетке вещей? (Ответы учащихся.)
— символ кампании производителя;
— инструкции для пользователя.
4. Состав продукта.
Состав продукта указывается на этикетке. По закону вся информация о составе продукта должна быть на русском языке.
Какая информация содержится на этикетке продовольственного товара? (Ответы учащихся.)
Этикетка продовольственного товара: состав, масса (объем), калорийность, срок годности и хранения товара, дата выпуска товара, адрес изготовителя, индекс Е, штрих код.
Учащиеся изучают различные виды упаковок от разного вида товаров, этикетки, инструкции, паспорта с изделиями, определяют важную для покупателей информацию: срок годности, правила эксплуатации, меры предосторожности и т.д.
На многих изделиях — от жевательной резинки до телевизора – Вы всегда увидите ряд цифр, а над ними – черные полосы разной ширины.
Что это за загадочные штрихи?
Наше время называют веком электроники и информатики, то штрих — код-это поистине тоже изобретение века. Придумали штрих код американцы. Практическое использование началось в 60-х годах прошлого столетия.
Если бы штриховому коду надо было придумать девиз, он мог быть таким: «Скорость + надежность».
Штриховой код – это чёрные полоски с рядом цифр. Печатают штрих-код на упаковке при её изготовлении обычно чёрным, синим тёмно-зелёным или тёмно-коричневым цветом. (Запись в тетради.)
Штрих код представляет собой последовательность черных линий и белых промежутков четко определенных размеров, с помощью которых происходит кодирование цифровой и другой информации в удобной для машинного считывания форме. Каждая цифра или знак кодируется набором штрихов и промежутков по четко определенным правилам (стандарт штрих-кода). Существует два основных стандарта штрихового кодирования — линейные (одномерные или 1D) и двухмерные (2D) символики штрих-кодов.
Линейными (одномерными) называются штрих коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространнеными являются следующие линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные штрих коды позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов — обычно цифр) с помощью несложных штрих-кодов, читаемых недорогими сканерами.
Двумерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двумерный код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).
Как кодируется информация товара?
Код продукции состоит из ряда цифр и штрихов над ними. Цифры — это товарный номер. Обычно он состоит из 13 цифр. А товары имеющие небольшие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из 8 цифр. Первые три означают код той страны, где выпущен товар. Следующие четыре указывают на производителя продукции – его порядковый номер в каталоге страны. И последняя цифра – это конкретное число, подтверждающее правильность самого кода.
Как расшифровать информацию о продукте?
Для этого есть специальные электронные считывающие устройства — сканеры, которые бывают самой разной формы, например, в виде карандаша или пистолета.
Где применяется штриховой код? (Ответы учащихся.)
Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара. Цифровой код: 4600433500175
1. Сложить цифры, стоящие на чётных местах.
2. Полученную сумму умножить на 3:
3. Сложить числа, стоящие на нечётных местах, без контрольной цифры:
4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:
5. Отбросить десятки: 5
6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:
Вывод: Если полученная после расчёта (в пункте 6) цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведён незаконно и не гарантирует качества.
ПРИМЕЧАНИЕ: Нередко на товаре можно увидеть надпись, например, «Сделано в Германии», а штрих код не соответствует этой стране. Причин может быть несколько. 1: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. 2: товар был изготовлен на дочернем предприятии. 3: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. 4: когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.
Практическая работа: Определите страну — изготовителя товара по штриховому коду. Создайте двухмерный код для товара.
Анализ и оценка выполненных работ.
— Что Вы будите учитывать при оценке работ?
— Поменяйтесь работами внутри группы и оцените их.
— Какие Вы поставили оценки? Какая общая оценка?
— Что получилось? Что не получилось?
— Учитель обобщает типичные ошибки учащихся.
Что такое маркировка товаров?
Какие символы встречаются на упаковках товара?
Что такое этикетка товара?
Какая информация содержится на этикетке вещей?
Какая информация содержится на этикетке продовольственного товара?
Подведение итога урока.
Чему научились Вы сегодня на уроке? Где можно применить полученные знания?
Найдите двухмерные коды на товарах.
Русскоязычный ресурс для создания кодов http://qrcoder.ru/
Англоязычный ресурс для создания кодов http://qrcode.kaywa.com/
Англоязычный ресурс для создания цветных кодов (например, для работы с разными командами) https://www.unitag.io/qrcode
Англоязычный ресурс для создания квестов http://www.classtools.net/QR/create.php
Англоязычный ресурс с ссылками и другой информацией по кодам http://cybraryman.com/qrcodes.html
Русскоязычный ресурс, где представлены программы для считывания кодов (раздел “Как считывать”) http://www.edutainme.ru/post/qr-kody-v-obrazovanii/
Онлайн-сервис http://zxing.org/w/decode.jspx предназначен для считывания кодов из изображений или по ссылке на компьютере.
Русскоязычная страница, посвященная QR-кодам http://www.edutainme.ru/post/qr-kody-v-obrazovanii/
Сервис Google, позволяющий делать ссылки на сайты короче (для упрощения QR-кода и, как следствие, ускорения его считываемости) https://goo.gl/
Линейные (одномерные) штрих-коды.
Простой и получивший широкое распространение способ идентификации представляет собой чередующий набор черных и белых линий, распознать которые способен самый простой считыватель штрих кодов.
Двумерные штрих-коды предназначены для кодирования больших объемов информации разработаны более сложные, двумерные символики.
Практически любая программа, ведущая учет материальных средств, может работать со штрих кодами. Большинство крупных торговых компаний требуют наличия соответствующей штриховой маркировки поставляемых ей товаров, да и во внутренней работе любой организации, связанной с хранением, транспортировкой, поставкой тех или иных грузов, материалов, использование штрих кодов существенно упрощает работу.
Принтер для печати этикеток может быть, как небольшим настольным устройством, способным обеспечить изготовление нескольких тысяч наклеек в смену, так и большим, рассчитанным на большие нагрузки, позволяя распечатать десятки и сотни тысяч разнообразных этикеток в смену на любом материале: бумаге, пленке, картоне и т.д.
По принципу печати принтеры разделяются на 2 вида: прямой печати и термотрансферные. Первые – наиболее простые, распечатка производится на термобумаге, которая является единственным необходимым расходным материалом. Главный недостаток – этикетки, напечатанные на обычном термопринтере, недолговечны, средний срок жизни составляет примерно 4-6 месяцев. Термотрансферный принтер позволяет печатать более стойкие и долговечные этикетки. Достигается это за счет того, что эта машинка использует специальную красящую ленту (риббон), при помощи которой и осуществляется распечатка штрих кодов.
Источник