Технология lesson study как способ улучшения качества урока

ТОП–15 лучших статей 2018 года

Несколько лет назад lesson study было скорее диковинным иностранным словом. Сейчас же про технологию исследования уроков можно найти множество материалов: статьи, пособия, презентации, записи уроков и обсуждений. В Академии Директории мы предложили руководителям школ поразмышлять, какие методические проблемы этот подход решает, а какие нет.

Об исследовании урока

Часто под исследованием урока (lesson study) представляют что-то вроде анализа занятия по ФГОС. Например, когда на урок приходит завуч и как бы исследует урок, но на самом деле скорее ищет изъяны.

Исследование урока — это более широкий подход. Строится он так:

  • группа учителей (к слову, ее еще нужно собрать, что самое сложное) определяет некоторую проблему, связанную с преподаванием, которую важно решить на уроке;
  • педагоги выбирают один конкретный урок для планирования, совместно его разрабатывают, ставят цели и измеримые характеристики, что цели достигнуты;
  • в классе, где будет проходить занятие, выбирают трех типичных учеников из разных групп (успевающий, средний, отстающий), поэтому цели на урок ставятся на абстрактно для всего класса, а прописываются для каждого представителя одной из трех групп;
  • один из учителей проводит урок, другие наблюдают за теми самыми учениками, фиксируют их реакции, успехи;
  • затем группа учителей обсуждает, что удалось и что не очень, что повлияло на обучение школьников;
  • после подведения итогов эта же группа планирует второй урок, который решал бы все ту же проблему — и процесс повторяется;
  • как правило, группа проводит три занятия и переходит к следующему исследовательскому вопросу.

Это если описывать подход очень коротко. Мы предложили директорам, завучам, методистам, педагогам поразмышлять, какие проблемы этот подход решает и какие нет. Ниже несколько типичных ответов.

Какие проблемы школьных уроков может решить lesson study?

Проблемы, которые решает исследование урока:

  • Умение педагогов работать в команде.
  • Уважительное отношение коллег друг к другу (технология исключает «разбор полетов »).
  • Взаимообмен своими педагогическими находками.
  • Новое целеполагание — первичны цели обучения.
  • Формирование у педагогов умения диагностировать, прогнозировать результаты.
  • Минимизация «слепых зон» учителя.
  • Повышение самооценки у слабых учеников.
  • Увидеть именно пробелы учителя, которые не дают ему возможности повысить результат собственной деятельности, ведь так часто слышим от коллег, вот класс ничего с ними сделать не могу.

Одна из слушательниц курса так описала потенциальные результаты внедрения технологии:

  • учитель будет осознавать, что надо планировать не ход урока, а ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детей на уроке, причем с реализацией личностно — ориентированного дифференцированного обучения;
  • учитель будет ВИДЕТЬ каждого ученика на уроке, тем самым повышая его мотивацию, интерес к познанию, активность а, в конечном итоге, УСПЕШНОСТЬ в обучении;
  • учитель ВЫЙДЕТ из своего кабинета и научится плодотворно, целенаправленно работать во взаимодействии с другими учителями, тем самым совершенствуя свое профессиональное мастерство.

А какие проблемы останутся? Или даже возникнут?

На курсе были такие цитаты:

Готовность и мотивация самих учителей, как к сожалению часто слышно (даже сейчас немного экспериментируя) и видя ответы коллег, я и так занята своими уроками и проблемами, у меня ни на что не хватает времени, а тут еще вы со своими технологиями.

Не все и сразу примут данную технологию и будут готовы к внедрению данного подхода. Возможно сопротивление отдельных учителей, работающих в классе.

Подготовка к уроку и обсуждение требуют дополнительных временных ресурсов.

Задача администрации — заинтересовать педагогов в работе в таких группах.

А как в вашей школе?

Не бывает универсальных ответов, которые подходили бы всем школам сразу. Поэтому о плюсах и минусах исследования урока для своей школы лучше подумать отдельно.

Это можно сделать на дистанционном курсе Академии Директории « Исследование урока как способ повысить качестве преподавания в школе». Он начнется 19 марта 2018 года. Экспресс-курс длится всего 3 недели и позволяет примерить технологию lesson study к своей организации. Подробности и запись на курс по этой ссылке >>

Источник

Lesson Study как эффективный способ усовершенствования практики урока

Школа-лицей №16 города Павлодара

Lesson Study как эффективный способ усовершенствования практики урока

Модернизация казахстанской системы образования предполагает подготовку педагогов новой формации, способных обеспечить воспитание личности, готовой не только жить в новых, меняющихся условиях, но и активно воздействовать на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Обучение в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических работников, разработанных АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Кембриджским университетом, явилось для казахстанских педагогов отличной возможностью изменить видение, понимание собственной практики обучения и преподавания. В 2013 году в республике началась подготовка лидеров первого (продвинутого) уровня на базе Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Учителя, прошедшие курсы нового формата, позиционируются в качестве лидеров в преподавании и обучении, вносят преобразования в школьную практику на уровне класса, уровне группы учителей одной школы, уровне всей школы и профессионального сетевого сообщества школ.

Читайте также:  Борьба с тлями народными способами

Являясь выпускницей второго потока филиала ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» города Павлодара, как Лидер первого уровня понимаю: эффективное преобразование школы возможно при условии вовлеченности в этот процесс, если не всего, то хотя бы большинства коллектива. Рамки профессионального сообщества учителей школы позволяют, используя потенциал лидеров 2,3 уровней, обеспечить профессиональное обучение учителей новым подходам в преподавании и обучении через коучинги, менторинг, мастер-класс, нетворкинги и воркшопы посредством внедрения в практику подходов Исследование в действии, Lesson Study .

Профессиональное обучение учителя в значительной степени формируется в контексте его практической деятельности, когда устанавливается взаимосвязь между знанием и практикой, формируется устойчивое профессиональное мировоззрение. Учитель обретает опыт исследователя-практика. Одной из форм исследования учителя, направленного на изучение урока, является Lesson Study .

Lesson Study – педагогический подход, который характеризует особую форму исследования действий на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики [1]

Подход Lesson Study возник в Японии в конце Х I Х века. В 2007 году был презентован в США и Великобритании Макото Йошида на основании подтверждения американскими исследователями факта наличия глубоких знаний японских учителей как в области педагогики в целом, так и в области преподаваемого предмета, что обеспечивает высокий уровень образовательных достижений японских учащихся, в сравнении с аналогичными группами учащихся США, Великобритании. В настоящее время, помимо названных стран, Lesson Study используется в Сингапуре, Гонконге, Китае, Швеции и Канаде в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым школьным предметам . [2]

Сущность Lesson Study заключается в обеспечении коллаборативного подхода в обучении учителей и развитии их практики по определенной проблеме. Выбор проблемы исследования был обусловлен приоритетным направлением «Критическое мышление». Данное тематическое предпочтение неслучайно: критическое мышление «позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые знания», оно необходимо «при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений», при этом думающий использует навыки, «которые эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи».[3]

Таким образом, реализация подхода Lesson Study состоялась по теме: «Как вопросы высокого и низкого порядка способствуют развитию критического мышления на уроках физики в 7Б классе?» Группа в составе 4 учителей естественно-математического направления (физик, два математика, информатик), изучив литературные источники, приступила к планированию серии последовательных уроков; учителя совместно разработали способы и формы обратной связи, исследования учеников категорий А, В, С. Предварительно было взято разрешение родителей данных учеников на участие их в данном исследовании: интервьюирование, анкетирование, видео- и фотосъемку. Менторинг группы осуществляла учитель 3 уровня, которая в свою очередь является Менти Лидера первого уровня. Учителя-наблюдатели собирали данные по закрепленному за ним ученику, после каждого урока состоялось обсуждение проведенного урока, привносилось изменение в ход следующего с учетом точки зрения наблюдаемых учеников. В результате наблюдения над учениками-участниками эксперимента, сложились определенные выводы. Так, ученик А (Кирилл) справляется со заданиями урока, самостоятельно выполняет задания высокого порядка, но не успевает их завершить, потому что ищет порой усложненные пути решения, зная простые способы. Ему интересен сам процесс решения задач, а не оценки как таковые. Будучи спикером, он волнуется, путается в ответе, хотя прекрасно осведомлен в учебном материале. Проблему свою видит в неумении выражать мысли вслух (Рисунок 1)

Также ученик говорит наблюдателю, что его утомляет групповая работа, хотя мальчик понимает: в группе интересно. (Рисунок 2)

Кирилл выразил желание потренироваться говорить перед одноклассниками. Поэтому учителя решили изменить ему условия, предложили ему попробовать себя в роли учителя. На двух последних уроках серии всех испытуемых посадили в одну группу. Ученик А получил задание: объяснить решение задач высокого порядка ученицам В, С. Вот как написал об этом: «Я научился объяснять людям свое мнение», – а в интервью мальчик сказал: «Мне нужно работать над речью, лексикой» (Рисунок 3)

​​​​​​​

Данное исследование показало, как развивается познавательная, социальная соморегуляция наблюдаемого ученика. Сотрудничая в группе по решению задач урока, выполняя партерские роли в группе (он был и лидером, и спикером), мальчик соотносит себя как ученика с одноклассниками, анализирует свои действия и делает выводы, причем сразу же отмечает: он хочет измениться.

Другая наблюдаемая, ученица В (Анна), на уроках внимательно слушает учителя, одноклассников, активно отвечает при фронтальном опросе, также бойко участвует в обсуждении учебных проблем. Охотно берет на себя роль лидера, спикера, умеет организовать работу группы, но принимается за выполнение заданий низкого, среднего уровней, успешно справляется с ними. Зная, что выполнение этих уровней гарантирует ей оценку «4», она снижает свою активность при решении задач высокого уровня. В интервью девочка сказала: ей трудны такие задания, она волнуется, что снизится ее успеваемость, ведь физика для 7 класса – новый предмет. Она некоторым образом даже побаивается этого предмета. Когда же Кирилл в течение двух уроков был для них в роли учителя, объясняющего заданную тему, девочка пишет: «Кирилл нам с Настей все хорошо объяснял», а партнеров своих она назвала «интересные коллеги». (Рисунок 4)

Этот опыт показал: дети доверяют свои одноклассникам, которые более сведущи в предмете по сравнению с ними. Анна, которой физика представляла некую трудность среди других изучаемых предметов, приняла и поняла учебную информацию, которую ей объяснил Кирил, что показал контрольный тест, принесший ей успешную оценку.

Читайте также:  Инфузория туфелька способ питания таблица

Ученик С (Анастасия) – из разряда «слабых», физика ей дается с трудом, выполняя задания на уроке, она постоянно оглядывается на своих одноклассников в поисках объекта для списывания, справляется с заданиями репродуктивного характера, с опорой (например, «Распознай понятия, пользуясь словами для справок»). Вместе с тем роль ее в группе тоже ценна: она ищет информацию, записывает ее, оформляет в виде схемы под диктовку членов группы, слушает, но не берет на себя роли лидера, спикера. Такое положение девочку устраивает (Рисунок 5)

Наблюдатель приняла решение посмотреть девочку на других уроках. Девочка активна на уроках гуманитарного направления, там она отвечает на вопросы учителя, ей интересны задания. В интервью Анастасия сказала, что ей с трудом дается математика, теперь вот еще физика. Для ученицы были составлены индивидуальные задания познавательного характера, алгоритмизированные задачи, чтобы адаптировать к предмету, который вызывал у нее полное отрицание. Так создавалась ситуация успеха, чтобы ученица могла расслабиться, выполняя задание, ощутила собственную значимость. Анастасии было комфортно работать в объединенной группе с Кириллом (ученики А,В,С), когда он как более знающий физику, интересующийся этим предметом, два урока объяснял способы решения задач высокого порядка. Кирилл готовился дома к уроку, брал у учителя опережающие задания; видно было, насколько он ответственен был в деятельности, которую ему предложили учителя группы (Рисунок 6

Ментор группы, выступая в качестве Критического друга, вела свое исследование: она выделила количество вопросов, заданий высокого и низкого порядка, используемых учителем на серии уроках, рассчитала их процентное соотношение, определила, как их выполняли испытуемые ученики. Задания высокого и низкого порядка, используемые на уроке, основаны на Таксономии Б.Блума. Данные расчетов представлены в Таблице 1 и диаграмме 1.

Количество заданий по Таксономии Блума на уроках физики

Источник

Совершенствование практики преподавания и обучения с помощью Lesson Study.

Зимовец Татьяна Николаевна школа-лицей №1 г. Костанай

Совершенствование практики преподавания и обучения

1. Что такое Lesson Study?

Педагогический подход к обучению и преподаванию, представляющий собой особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики.

Основан в Японии в 70-х годах XIX столетия в целях усовершенствования школьной практики.

Одной из характерных особенностей Lesson Study является рефлексия.

Предполагает ряд исследовательских циклов

Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором в сотрудничестве работают несколько учителей для решения вопроса Каким образом возможно развить определённый педагогический подход для повышения качества обучения?

Является демократичным способом улучшения практики.

Рекомендуется использование и внедрение Lesson Study в начальном и среднем звене.

Является одним из видов сетевого взаимодействия педагогов, способом развития профессионализма учителей.

Используя Lesson Study, учителя могут на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения и преподавания.

Этот подход наиболее эффективен для сплочения учителей, совместного определения проблем, создания коллаборативной среды для совместного обучения, обмена опытом и коллективной ответственностью за результативность исследования.

Начиная работу по внедрению Lesson Study в образовательное пространство школы – лицея, все свои действия, мы разбили на несколько шагов:

Шаг 1: Изучение теоретического материала, изучение практического опыта. Проведение коучингов для коллектива начального звена школы-лицея.

Шаг 2: Формирование группы . Здесь были учтены все основы и правила работы по Lesson Study: выбрана параллель 2-х классов, представители администрации – директор, заместитель директора, сертифицированный учитель 2 уровня. Всего в группе — 7 человек. Группа работала по принципу доверительных и доброжелательных отношений, и все члены имели равный статус.

Шаг 3: Выбор исследовательской темы, цели и предметной области. Известно, что цели Lesson Study могут совпадать темой работы школы. Поэтому нашим выбором стало: Формирование математической грамотности. Развитие навыков устного счёта. И соответственно – выбран предмет – математика.

Шаг 4: Планирование первого Lesson Study.

Выбор «исследуемых» учеников. Группой было решено совместно планировать все последовательные уроки в исследуемом классе. Далее 1 раз в неделю проводить урок в выбранном классе, совместно наблюдая, анализируя обучение.

На 1-ой встрече учитель, который проводил урок выбрал трех «исследуемых» учеников, которые являются типичным представителем определенной группы учеников, т.е. сильный –А, средний – В, слабый – С. Была дана характеристика детям. Учителя — наблюдатели фиксировали информацию о своих «подопечных».

Ученик А– имеет доминирующую, высокую познавательную деятельность, лидер класса, но часто выполняет задания сам, не давая возможность работать другим.

Ученик В – с высоким потенциалом. Поставлена цель в процессе исследования изменить его отношение к учебе, повысить желание работать самостоятельно.

Ученик С со слабой мотивацией, не уверен, требуется помощь при выполнении заданий.

Наша задача помочь ученику С подняться на ступень В, ученику В – на ступень А, ученик А должен развиваться на уроке, не оставаясь на том же уровне.

Группой был совместно разработан план первого урока. Каждый этап урока был разработан с учётом цели Lesson Study. В схемах наблюдения (даны в рекомендациях по проведению Lesson Study) были отмечены ожидаемые действия «исследуемых» учащихся на каждом этапе урока. Для того чтобы добиться ожидаемых результатов в обучении, необходимо создать условия для освоения, нужную атмосферу на уроке , дать возможность детям высказаться, ведь порой за них эту миссию выполняем мы, говорим за детей, не слышим ребенка. При планировании уроков нашей задачей была построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить их мотивацию. Мы хотели проследить, как будут раскрываться учащиеся, какие качества характера будут проявляться, как учебный процесс с применением новых подходов повлияет на их обучение, на потенциал ребенка, мотивацию, на самооценку, на самовыражение. На что обратить внимание в дальнейшей работе с этими учениками?

Читайте также:  Способы подачи картофельного пюре

Шаг 5. Проведение первого Lesson Study .

Итак, 1-й исследовательский урок математики прошел во 2 «Б» классе. Наблюдатели вели схему наблюдения за «исследуемыми» учащимися, фиксировали все ответы, действия учеников. Собирали весь материал, необходимый для дальнейшей работы. Наблюдатели передвигались по учебному кабинету, параллельно наблюдая и за другими учениками. Внимание наблюдателей не сконцентрировано на учителе, а лишь только на учениках, и их действиях. Попутно наблюдатель может фиксировать вопросы, которые он может задать своему ученику по окончании урока.

Шаг 6. Опрос исследуемых учащихся.

Ряд предполагаемых вопросов:

Что тебе больше понравилось на уроке?

Чему ты научился?

Какой этап урока понравился?

Если бы этот урок проводился в другом классе, что бы ты изменил?

При опросе учеников («Голос ученика») было выяснено, что ребёнку было понятно, а какие задания остаются сложными. На сколько нравится работа в группе и почему.

Шаг 7. Обсуждение и первоначальное планирование второго урока.

Один из наиболее ценных этапов в проведении исследования. Необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Однако, в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Например, для таких целей конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть очень полезным. В ходе обсуждения были даны различные рекомендации. Учителя отметили, что в группах ребята начинают внимательно присматриваться друг к другу, у них быстрее развивается критическое мышление, они учатся признавать свои ошибки не стесняясь, пытаются учиться самостоятельно, подчеркивают способности и вклад других членов команды. Видеосъёмка, которая велась на протяжении всего исследования, помогала просмотреть какие-то спорные вопросы. Все высказанные учителями-наблюдателями замечания, рекомендации, предложения складывались в некий алгоритм действий на следующем уроке, а затем и в последующей практике учителей.

Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и « совместное представление » об обучении. Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study , сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения, так как они либо нами «отсеивались», либо сохранялись как подразумеваемые знания.

Шаги 8 — 11. Проведение второго урока. Обсуждение.

Проведение третьего урока. Обсуждение.

Шаг 12. Представление материалов Lesson S tudy коллегам.

Все материалы исследования были представлены коллегам методического объединения. А также в рамках работы «Летнего университета» учителей школы – лицея — всем слушателям.

В конце учебного года мы провели ещё один цикл Lesson S tudy, в котором разработаны три плана урока и они проведёны в четырёх 2-х классах последовательно. Т.е. все учителя работали по одному плану, затем по второму и третьему. Такой тип Lesson S tudy в литературе описан как способствующий умению наблюдать за учащимися, прогнозирующим действия учащихся.

Так как это был первый опыт проведения Lesson Study, конечно мы хотели:

увидеть обучение учеников в реальности;

обратить внимание на проблемы детей, существующие в классе и обучении;

выяснить и понять, как можно изменить планирование обучения, чтобы оно удовлетворило потребности наших учеников; вовлечь учителей школы- лицея в исследовательский процесс для улучшения практики, для того, чтобы они могли изнутри увидеть трудности и проблемы в обучении своих учеников. Чтобы коллеги могли сотрудничать, делиться опытом, знаниями, видениями той или иной проблемы, т.к. обычно учителя работают «наедине» со своим классом. Другие учителя очень редко имеют возможность увидеть урок со стороны, обсудив при этом не мастерство и открытый урок подготовленного учителя, а реально существующих детей.

Ожидаемые результаты : создание благоприятной учебно-познавательной среды для развития личности учащихся; создание постоянно работающей в команде творческой группы с подходом Lesson S tudy; повышение профессионального уровня учителей через вовлеченность их в исследовательскую деятельность.

Методика подхода LessonStudy эффективна. Группа учителей, работающая по Lesson S tudy отметили, что:

была возможность видеть обучение детей, более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;

увидели разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

LessonStudy побуждает проверять свои предположения и убеждения

стали понимать, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;

реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы, способствует обширному диалогу между учителями. Воспитывает коллегиальную культуру и профессиональное развитие.

Хочется начать следующей цитатой: «Урок – исследование является простой идеей. Если вы хотите улучшить обучение, что может быть более очевидным, чем сотрудничать с другими учителями — планировать, наблюдать, размышлять над уроками». ( Lewis , 2002)

Источник

Оцените статью
Разные способы