- Понятие и роль критики в деловом общении
- Роль и общие принципы критики
- Особенности восприятия критических замечаний
- Советы для того, кто критикует
- Советы для того, кого критикуют
- Правила критики в деловом общении
- Правила критики
- Структура искусной деловой критики
- Таким образом, структура высказывания будет следующей:
- Презентация «Технология критики как способа коммуникативного воздействия»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
- Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Понятие и роль критики в деловом общении
Управление персоналом основывается на анализе деятельности работников: видеть её результаты, замечать положительные и отрицательные стороны, корректировать суть и направление – обязанности любого руководителя. Поэтому конструктивная критика является неотъемлемой частью менеджмента, суть которого заключается в поиске и выработке оптимальных средств для решения деловых задач.
Роль и общие принципы критики
Конструктивная или позитивная критика – это всегда называние, проговаривание недостатков в работе коллег и подчинённых. Её роль заключается в указании на важные конкретные ошибки в результатах работы, недочёты в процессе, некорректность поведения или несоблюдение правил или условий. Однако важно понимать, что выражение несогласия с происходящим, недовольства или претензий, высказанные без конкретики и доказательств, не являются конструктивными и вряд ли улучшат работу коллектива.
Это интересно: Существуют две неконструктивных разновидности критики: критиканство и псевдокритика. Их главные черты – отсутствие позитивной направленности на результат и решение эгоистичных задач: например, повысить свой мнимый авторитет или продемонстрировать деловитость.
При формулировании критических замечаний в деловой коммуникации основная задача – поиск оптимальных и эффективных вербальных и невербальных средств, которые бы способствовали конструктивному диалогу, а значит – дальнейших условий для корректировки работы или её результатов.
Основными принципами позитивной критики выступают:
- предметность: ошибки, недочёты, неверные высказывания, неверные умозаключения, некорректные поступки – основной предмет для рабочей конструктивной критики, особенности, характер, ценности личности ни в коем случае не могут быть подвергнуты критике,
- уместность: критика возможна только в присутствии работника, совершившего ошибки, и в ситуации tete-a-tete, публичная критика оскорбительна и недопустима при деловой коммуникации,
- нацеленность на результат: критика нужна только для того, чтобы улучшить работу и скорректировать недостаток,
- конкретность, фактичность и доказательность: критике могут подвергаться только недостатки и промахи в работе, которые имеют основу и ясные доказательства.
Особенности восприятия критических замечаний
Критика воспринимается более спокойно, когда выступает в щадящей форме и следует алгоритму:
- Первый этап: создание позитивного настроя, перечисление положительных моментов в проделанной работе, отчёте, похвала и высокая оценка приложенных усилий,
- Второй этап: непосредственно критика, указание на минусы и недостатки, доказательство и примеры ошибок,
- Третий этап: обратная связь, ожидание реакции и ответ на неё,
На всякий случай… Реакция на критику может быть различной: адекватная – в этом случае устанавливается визуальный контакт и критикуемый спокойно соглашается с необходимостью дальнейшей работы – или неадекватная – уход в обиду или агрессию, тогда критикующему необходимо сгладить негативные реакции и применить психологические приёмы, чтобы не допустить развития конфикта.
- Четвёртый этап: предложение помощи или эмоциональная поддержка, формулирование пожеланий или уверенности в том, что дальнейшие результаты будут выше и качественнее.
Советы для того, кто критикует
Критикующим может выступить руководитель или более опытный коллега, однако в первую очередь и тот, и другой должны быть уверены, что обладают достаточной компетенцией и профессионализмом, так как их задача – не столько отметить недостатки, сколько указать на возможности их исправления и реальные позитивные результаты в итоге работы и корректировки ошибок.
Необходимо: решить, насколько необходима критика и в каких объёмах её изложить, а также подумать, есть ли способы обойтись без неё.
Желательно: дождаться адекватной обратной связи, дать возможность критикуемому защитить свой труд и работу.
И такое может быть… Квалифицированный критик может ошибаться более квалифицированно. Манфред Хинрих.
Можно: советовать, предлагать пути решения, подсказывать возможные варианты.
Нельзя: повышать голос, проявлять агрессивность и эмоциональность, выражать недовольство поведением критикуемого или другие негативные реакции.
Советы для того, кого критикуют
Обязательно: не допускать критиканства или псевдокритики как от начальства, так и от коллег, с достоинством и самоуважением отстаивать право на неприкосновенность личности и требовать оценки деятельности, выполненных заданий или распоряжений.
Необходимо: осознать, что конструктивная и позитивная критика деятельности работника – это главный критерий того, что его принимают всерьёз и начальник или коллега уверен в том, что недочёты невелики и ошибки исправимы.
Желательно: соглашаться с критикой, благодарить за рекомендации и советы, задавать вопросы, если есть необходимость уточнить детали изменений и корректировок.
Можно: предоставить свое видение ситуации, защитить свою позицию, доказать верность своих подсчётов, предположений или выводов.
Нельзя: эмоционально или агрессивно отвечать на конструктивную критику, демонстрировать критикующему недовольство или обиду.
Умение критиковать и способность воспринимать критику адекватно – условия успешной работы в современном офисе. Деловой этикет, здравый смысл и опыт помогут избежать грубых ошибок и выработать оптимальные механизмы для различных ситуаций и коллективов, однако самоуважение и самокритика – немаловажные индивидуальные черты, необходимые как для топ-менеджера, так и для пока незначительного клерка.
Источник
Правила критики в деловом общении
Не секрет, что деловое общение четко регламентировано с точки зрения речевого этикета. Присутствие критики в деловых коммуникациях очень важно для развития проектов, работы над недостатками, а следовательно — улучшения продукта. Однако, существуют строгие правила, благодаря которым критические обсуждения способны выполнять свои прямые функции эффективно и без вреда для достоинства личности и хорошим партнерским отношениям. О них и пойдет речь в этой статье.
Правила критики
- Критика должна быть конструктивна. Такая критика направлена не на осуждение позиции человека, а на ее улучшение. В ней отсутствует эгоистический завуалированный подтекст, как в злопыхательском критиканстве. Не должно присутствовать псевдокритики, которую используют в быту для самоутверждения;
- Диалоговая форма наиболее предпочтительна, так как цельный критический монолог будет являться навязыванием своей системы оценок, а учет мнений всех участников дискуссии покажет себя намного более эффективно для улучшения объекта критики;
- Комментарии должны быть уместны. Критика высказывается там, где ее ждут, к примеру, на совещании, на обсуждении результатов мозгового штурма, дискуссии. Очевидно, что обсуждение должно происходить в присутствии критикуемого, иначе в происходящем не будет смысла;
- Предметом обсуждения может являться только дела и мысли человека, критика личности не будет являться конструктивной в деловом общении;
- Каждое высказывание критикующего должно быть обоснованным, иметь под собой веские основания, которые не относятся ко «вкусовым предпочтениям». В этом выражается объективность критики.
Структура искусной деловой критики
Каждое замечание должно быть правильно подано, не только чтобы собеседник понял сообщение, но и с готовностью принял его содержание к сведению. Если с ходу начать с негативных умозаключений, человек инстинктивно встанет в позицию защиты и не будет воспринимать критику как возможность улучшить что-либо. Поэтому, начать обсуждение какого-либо вопроса следует с выделения положительных сторон. Это морально подготовит собеседника к предстоящему осуждению.
После высказывания критических комментариев согласно описанным выше правилам, нужно обязательно обратить внимание на обратную связь. По таким маркерам как: зрительный контакт, поза, тремор пальцев, рук, покраснение кожи лица, можно определить, какой эффект возымели ваши сообщения и среагировать соответственно. К примеру, если они вызвали исключительно негативную реакцию, правильным будет напомнить собеседнику, что озвучивается информация к размышлению и все происходящее направлено на улучшение объекта обсуждения.
Таким образом, структура высказывания будет следующей:
- Введение, подготовка к критике через обсуждение положительных сторон;
- Непосредственно обсуждение с позиции критики, параллельно считывается невербальная обратная связь от человека;
- Выход из обсуждения, реакция на обратную связь, моральная поддержка слушателя.
Эти правила и принципы применимы не только к деловому общению, они присущи любой хорошей конструктивной критике, поэтому мы рекомендуем способствовать прогрессу именно таким образом, не забывая о принципах уважения и вежливости.
Источник
Презентация «Технология критики как способа коммуникативного воздействия»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Критика – это способ психологического воздействия, состоящий в высказывании суждения о недостатках или неправильных действиях.
Цель – сделать отношения с партнером более удобными, способствовать развитию партнера Цель – причинить партнеру душевную боль, самоутвердиться за его счет, выплеснуть эмоции дается подсказка как исправить ситуацию проблема представляется как неизменный факт
Признаки конструктивной критики Объективность — опирается на факты, законы, стандарты Конкретность — четко указаны недостатки работы или поведения Наличие примеров — критик подкрепляет свои утверждения конкретными примерами Относится к делу — критик сосредоточен на существенных аспектах вашей работы Уважение — критике подвергается не личность в целом, а только конкретное поведение, событие, решение и т.п.
Признаки деструктивной критики Необъективность — критика опирается на субъективное ощущение, предчувствия Туманность — не указываются конкретные недостатки Голословность — критик не иллюстрирует своих выводов конкретными примерами Не относится к делу — критик привлекает к высказыванию несвязанные с критикой события Категоричность — используются категории «всегда», «никогда», « ты как обычно» Неуважение — критика направлена на личность в целом
За эффективность критики отвечают оба субъекта: и критикующий, и воспринимающий Запомните: принимать критику неприятно, а высказывать – трудно.
Правила высказывания критики нельзя критиковать человека, когда он эмоционально возбужден нельзя критиковать, если вы сами не видите в этой ситуации других вариантов поведения критиковать только по поводу актуальных ситуаций критиковать только по поводу одной ситуации за один раз уважительно обращаться к партнеру
Правила принятия критики успокоить себя, не давать волю эмоциям честно проанализировать степень справедливость полученной критики расспросить партнера о подробностях вашего неправильного поведения (с целью разобраться в себе, а не в том, кто виноват) проговорить: с чем вы согласны в высказывании партнера, а с чем нет поблагодарить партнера за то, что он решился на такой сложный шаг, как критика
Формула критического высказывания 1) искренняя похвала и признание достоинств собеседника Правило 1: в какой области критикуем, в той же и хвалим Правила 2: хвалим за конкретные действия, достижения, результаты 2) выражение сути проблемы в форме Я-высказывания 3) слушание объяснений критикуемого 4) планирование шагов для исправления ситуации Правило: обсуждаем вместе и договариваемся, а не сообщаем партнеру наше решение как факт под маской договоренности
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
- Сейчас обучается 389 человек из 71 региона
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
- Сейчас обучается 478 человек из 71 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1332516
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник