Технология как способ эффективной деятельности

Доклад «Об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий»
материал

Об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий»

Скачать:

Вложение Размер
doklad_o_tehnologiyah.docx 26.55 КБ

Предварительный просмотр:

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.И.ГЛИНКИ»

«ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Гудиной Тамары Васильевны

на тему: «Об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий»

В период внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения современные технологии помогают педагогу прогнозировать результат личностного развития учащихся с различными возможностями в их учебной и исполнительской деятельности. Понятие «Современные образовательные технологии» (СОТ) – основополагающие модели организации работы с детьми педагогами любого профиля в области основного или дополнительного образования.

Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс, делают его более интересным и доступным, насколько возможно помогают сохранить здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным, прививает чувство коллективизма, что утрачено последнее время, повышают результативность учебы.

Применение (СОТ) актуально, педагогически целесообразно и необходимо: эффективность современных образовательных технологий способствует повышению результата в решении педагогических задач.

Приобщая детей к искусству через музицирование на инструменте необходимо опираться на природу искусства, как на модель человеческого общения – общения творца или созданных им художественных образов, а также общение творца с собственными художественными образами.

Занятия игре на музыкальном инструменте предоставляют уникальную возможность психологического общения, что является не только самостоятельной сферой человеческой жизни, но и, безусловно, необходимым, ничем не заменимым её элементом. Общение средствами искусства моделирует непосредственное. Продукты детского творчества отражают подсознательные желания, настроения и мысли человека, что позволяет использовать их для динамической оценки его состояния и развития.

По мнению ученых, образование в настоящее время во многом утратило свою основную составляющую деятельность по развитию культурной, творческой личности, системы ее ценностных ориентаций. В то же время позитивным явлением современности является тот факт, что в обществе начали признавать индивидуальные цели личности, уникальность каждого человека, его право на творчество и личностную стратегию развития.

Важной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного и познавательного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе.

Таким образом, возникает необходимость не только поддерживать существующие образовательные структуры, но и создавать недостающие звенья системы, удовлетворяющие потребностям личности, общества, государства.

Особую значимость в этой связи приобретает педагогика искусства , актуализирующая роль культуры и искусства в воспитании духовно богатой, творческой личности. Для духовно-культурного и материального обустройства жизни современного общества необходима продуктивная деятельность людей, обладающих созидательными качествами творческой личности: социальной мобильности, восприимчивости к инновации, творческой активности, культурно-творческой инициативы. Этими областями могут быть научное, художественное, производственное творчество, так и исполнение музыкальных произведений различного жанра и т.п. В каждом из них реализуется творческий потенциал человека как система личностных характеристик, находящихся в сложном процессе взаимодействия.

С целью реализации целей и задач, стоящих перед современным педагогом прежде всего необходимо создать условия детям для творческой деятельности, гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

В результате применения в практической деятельности современных образовательных технологий (СОТ) решаются приоритетные гражданско — патриотические и духовно-нравственные аспекты образования.

Наиболее эффективны следующие СОТ:

-технология разноуровневой дифференциации и проблемного метода,

-компетентностно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии,

-информационно-компьютерные технологии и коллективно-творческая деятельность (КТД), педагогика сотрудничества.

Современные образовательные технологии способствуют реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе. Использование СОТ дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, они вызывают у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогают возникновению целостного художественного образа.

Восприятие различных музыкальных произведений можно сочетать с собственной творческой деятельностью детей: пропеванием мелодий, театрализацией, созданием графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами.

Необходимо вовлекать в этот процесс каждого ребёнка, ведь в творческом процессе на основе живого интереса, личного желания реализовывать свои индивидуальные способности с помощью классических канонов обучения музыкальному искусству, воображение и образное мышление даёт ребёнку то, что ему нравится.

В процессе педагогической реализации различных вышеперечисленных современных образовательных технологий необходимо придерживаться следующих правил:

— подари ребёнку радость творчества, осознание индивидуальности;

— веди ученика от собственного опыта к общественному;

— будь не «над ним», а «рядом с ним»;

— радуйся вопросу, но отвечать не спеши, приучай обучающегося к поиску самостоятельного решения;

— учи анализировать, делать выводы и извлекать уроки на каждом этапе работы;

— критикуя, анализируй ученика в соответствии с создавшимися обстоятельствами и ситуацией, формируя в нём веру в свои силы.

Основополагающим принципом работы педагога дополнительного образования является личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей. Личность ученика, ее индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Творческое развитие учащейся молодёжи определяется как личностно-мобилизирующий процесс, оказывающий существенное влияние на целостный характер формирования социально-ценных качеств личности, проявляющихся в сложной системе взаимодействия возрастных и индивидуальных особенностей, эстетического опыта, направленности на самореализацию в художественно-творческой и проектной деятельности.

Продуктивным результатом работы педагога является формирование компетенций учащихся в сфере музыкальной деятельности, что отвечает современным требованиям компетентностно-ориентированоого образования . Учебные, развивающие, воспитательные задачи обучения музыкально-теоретическим дисциплинам направлены на формирование компетентности обучающихся в сфере творческого музицирования: подбора, аккомпанемента, импровизации, аранжировки, что несомненно будет востребовано после окончания обучения.

Среди других современных образовательных технологий активно используется обучение в сотрудничестве . Оно эффективно в малых группах (ансамбле), а таковые формируются для занятий музыкально-теоретического цикла.

В работе с детьми разного возраста эффективны принципы развивающего обучения . Это даёт хорошие результаты, потому что базируется на знании детской психологии и особенностей развития. В сфере музыки идеи развивающего обучения получили разработку в трудах Г.М.Цыпина – российского музыковеда и специалиста в области музыкальной педагогики. Можно использовать разнообразные задания, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, воображения; принципы развивающего обучения, такие как обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, большой объем изучаемого материала, высокий темп прохождения изучаемого, осознание учениками процесса обучения, поддержание самостоятельности, творческой инициативы.

Положительные эффект дают следующие упражнения:

интонирование – упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления, снятия стресса;

психотерапевтические игры, развивающие интонационный слух детей, фантазию, повышающие самооценку;

импровизационные упражнения, как средство отображения настроения;

коллективное музицирование, играющее большую роль в развитии коммуникативных навыков;

физические упражнения, снимающие мышечные зажимы.

В моей работе с учащимися ДШИ я активно использую цифровые и электронные ресурсы. Это касается носителей информации, которые позволяют привнести в учебной процесс аудио, видео материалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы. Тем самым обогащается процесс обучения и развития детей. Для плодотворной самостоятельной деятельности учеников я привлекаю возможности интернета. Это используется для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с видео и аудио материалами и др. Данная работа организуется и контролируется мною как педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные мною сайты). Это расширяет возможности обучения и развития детей, создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДМШ, понимание важности и необходимости собственной образованности.

Использую в образовательном процессе следующие электронные материалы:

Начинаю использовать на уроке электронные формы контроля: как самостоятельно разработанных тестов, так и взятые на сайте http://vneuroka.ru/ ;

Использование информационных компьютерных технологий помогает перейти на новую коммуникативную и интерактивную по своей форме технологию, основанную на методе постановки и решения учебной задачи.

Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Но одновременно применение ИКТ требует постоянного обучения, освоения нового самим педагогом.

Педагогический опыт работы с детьми позволяет сделать вывод, что дети посещают занятия специальности и музыкально-теоретического цикла с большим интересом и удовольствием. Это отслеживается при помощи мониторинга уровня удовлетворенности учащихся.

Диагностическое исследование удовлетворенности проводится по методике кандидата психологических наук, профессора Псковского государственного педагогического института Андреева А.А., заведующего кафедрой педагогики и психологии Псковского областного ИПКРО Е.Н.Степанова и представлено в моём самоанализе в форме таблицы и диаграммы.

Источник

Современные образовательные технологии как средство повышения эффективности образовательной деятельности ФГОС до

Татьяна Климовская
Современные образовательные технологии как средство повышения эффективности образовательной деятельности ФГОС до

Качество образования — это важнейший фактор становления человека, влияющий на изменение качества его жизни и общества в целом. Современное качественное образование — это прежде всего образование, способствующее становлению человека, развитию себя, своего образа как неповторимой индивидуальности. Сегодня важно не столько сформировать знания, сколько развить в человеке механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, природой и культурой.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились подходы к организации образовательного процесса. На современном этапе образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно – ориентированный характер, направленный на достижение социально – значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательной деятельности, роли педагога.

Каким образом организовать образовательный процесс в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО? Конечно изменением подходов к построению взаимодействия взрослого и ребенка, включением инновационных образовательных технологий, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности.

Давайте обратимсяк основным определениям:

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Остановимся на структуре образовательной технологиив которой выделяют три основных составляющих :

Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

В условиях реализации ФГОС ДО наиболее актуальными становятся технологии:

Технологии проектной деятельности;

• Исследовательские технологии;

Технологии организации совместной деятельности;

Технология «Портфолио»;

• Информационно-коммуникационные технологии и др.

Обратимся к технологиям, наиболее востребованным и часто используемыми педагогами в образовательной деятельности: игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольника, поэтому социоигровым технологиям (сокращенно СИТ) отводится ведущая роль.

Что же означает данный термин?

социо-«организация занятий как игры между микрогруппами (малыми социумами — отсюда и термин «социо»;

игровая – один из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте;

технология от др. -греч. техно — искусство, мастерство, умение; логос — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») т. е. мастерство слова, искусство слова.

Авторами и разработчиками данной технологии являются Шулешко Евгений Евгеньевич, психолог и педагог, Букатов Вячеслав Михайлович — доктор педагогических наук, один из главных разработчиков социоигрового стиля обучения, Ершова Александра Петровна –педагог.

Основа социоигровой педагогики заложена в словах: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

Социоигровая технология на дошкольной ступени образования – это прежде всего развитие ребенка в игровом общении со сверстниками средствами грамотного педагогического руководства, идущего от возможностей и потребностей детей. Предлагаю вам познакомиться с моделью отношений в социо-игровой технологии: отношения всех участников образовательного процесса строятся на принципах равноправия и партнерства. Все мы разные, у каждого свое мнение, поэтому необходимо выслушать собеседника и прийти к единому мнению.В коллективном обучении мы делаем три шага: первый шаг- послушай и подумай (самостоятельная работа, 2- поделись с партнером (учебный диалог, 3 – поделись пониманием (представление результатов).

Социоигровая технологияимеет свою классификацию:

• игры-задания для рабочего настроя – позволяют значительно сократить вхождения в образовательную деятельность. Главная задача игр пробудить интерес друг к другу, поставить участников игры в зависимость друг от друга, обеспечивающих общее повышение мобилизации внимания;

• игры-разминки (разрядки). Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха;

• игры социо-игрового характера (приобщение к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей с другом. Могут использоваться как в процессе усвоения, так и закрепления учебного материала;

• игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;

• игры вольные (на воле). Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате (подвижные игры разного характера).

Основные характеристики социоигровых технологийможно раскрыть в следующих правилах:

• работа малыми группами — деятельность малыми группами самый естественный путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Главной в деятельности выступает связь «ребенок – ребенок».Можно поделиться: группа ровесников (майские, декабрьские и т. д., по цвету волос, глаз, одежды; чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; по считалочке, четный – нечетный, вариант разрезной картинки и мн. другое; (в младшем возрасте объединение в пары, тройки; в старшем возрасте по 5-6 детей);

• смена лидерства — работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться;

• двигательная активность, смена мизансцен — образовательная, совместная и самостоятельная деятельность должна сочетаться с двигательной активностью и сменой мизансцены, что способствует снятию эмоционального напряжения.Могут общаться в различных уголках: в центре, за столами, на полу, в приемной и т. п.);

• смена темпа и ритма — менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных часов. Необходимо уяснить, что каждое задание имеет свое начало и конец, и конечно же требует определенной сосредоточенности;

• интеграция всех видов деятельности — в соответствии с современными требованиями позволяет создать модель организации педагогического процесса. Обучение проходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, воображение, умение взаимодействовать друг с другом. Интеграция содержания предоставляет ребенку ярче проявить себя в том или ином виде деятельности, а для педагога — возможность для самореализации, самовыражения, творчества;

• ориентация на принцип полифонии – за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь десяток. Ребенку вместе с ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.

Авторы социоигровой технологии А. П. Ершова, В. М. Букатов подчеркивают,что комплексная ориентация на эти принципы позволяет обеспечить у детей ситуационную реализацию:

• их мотивационной свободы (добровольности);

• информационной инициативности (коммуникативности);

Одной из востребованных технологий, используемой педагогами в образовательной деятельности является технология исследовательской, проектной деятельности. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Данная технология применима уже начиная с младшего дошкольного возраста, когда в процессе простейших опытов, экспериментов дети учатся устанавливать простейшие связи и закономерности, а в более старшем возрасте способны проектировать свою деятельность в различных направлениях.

Хотелось бы остановиться на включении в деятельность с детьми технологии интеллект карт Тони Бьюзена. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Это — мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём — обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Области применения интеллект карт:

• Совместное планирование целей изучения темы с использованием технологии «интеллект-карт»;

• Изучение нового материала;

• Повторение ранее изученного материал;

• Представление результатов проектной деятельности.

Свойства интеллект — карт:

• Наглядность (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

• Привлекательность (хорошая интеллект-карта свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

• Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект- карта легко запоминается.)

• Своевременность (интеллект- карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

• Творчество (интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

В век информационных технологий невозможно обойтись без включения в деятельность с детьми информационно – коммуникационных технологий.

ИКТ позволяют показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем способствуют их успешному обучению в школе. Каждый педагог – творец технологии. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Чарльз Диккенс сказал «Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Источник

Читайте также:  Способ переработки нефти название
Оцените статью
Разные способы