- Адаптивная система обучения (АСО). статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями. методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Адаптивная система обучения (АСО).
статья по теме
Современный учитель -» мастер своего труда», инноватор, его роль в учебно-воспитательном процессе велика. Меня привлекла эта система (элементы этой системы использую давно) тем, что деятельность учителя и ученика плодотворна и эффективна. Коэффициент полезного времени активной учебной деятельности учащихся высок. Учебный процесс интенсивен и коммуникативен. Модель урока в начальной школе — включение элементов АСО, учитывая возрастные особенности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnaya_sistema_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптивная система обучения в начальной школе (АСО).
Что значит адаптивная? Это самоприспосабливающаяся, самообучающаяся, самоорганизующаяся. В основе АСО лежит теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, деятельственный подход к обучению А.А. Леонтьева. Современный педагог должен уметь управлять деятельностью как всего коллектива, так и каждого отдельного ученика. Используя элементы АСО в начальной школе мы создаем условия , обеспечивающие гармоническое развитие детей.
Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает Учащиеся работают индивидуально самостоятельно
Эффективность урока повышается, т.к. учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. Учитель объяснил новое, дал задание для самостоятельной работы, а сам может работать у доски с одним или двумя учениками. Учащиеся могут работать в 3-х режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально и самостоятельно под руководством учителя. Как организовать самостоятельную работу всех учащихся? Большую часть времени на уроке следует отвести на устную самостоятельную работу, которая проводится в парах разного типа. Статическая пара – вместе двое за одной партой , динамическая пара — в группе 4 человека, каждый работает с каждым трижды меняя партнеров, вариационпольная пара – в группе 4 человека, каждый работает с соседом из другой группы. Работа в парах включает взаимоконтроль и самоконтроль.
На фоне самостоятельно работающего класса, учитель использует «включенный контроль » ( ВК) – подойти к учащимся, посоветовать, помочь, подбодрить, настроить на работу, мажорный доброжелательный тон. Во время индивидуальной работы – «отключенный контроль» (ОК).
Письменная самостоятельная работа – многоуровневые задания с адаптацией. Объем и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. 1 уровень – оценка «3», 2 уровень – оценка «4», 3 уровень – оценка «5». При выполнении заданий учащиеся включают механизмы саморегуляции. Контроль качества выполнения заданий осуществляется в разных режимах: в режиме «самоконтроль» (СК) или в режиме « взаимоконтроль» (ВК). Каждый ученик получает две оценки: одну поставил себе сам, а другую – учитель. Первая оценка – уровневая, вторая – качественная. Задания с адаптацией записаны на карточках, уровень ученик выбирает сам.
СТРУКТУРА УРОКА В АСО.
Обучение, инструктаж Усвоение
ВК и ОК Самостоятельная работа
Я в своей педагогической деятельности применяю элементы АСО. Все внимание я сосредоточила на обучение учащихся приемам самостоятельной работы, ВЗ и СК. Для меня важно, чтобы каждая минута рабочего времени каждого ученика была занята активной деятельностью, общением друг с другом.
Цели: …………….. ( 2 минуты)
Обучение : объяснение нового материала, инструктирование,
показ, тренировка. ( 5 минут)
Парная работа : ВК и взаимообучение . (7 минут)
Минуты отдыха. (3 минуты)
Индивидуальная работа (задания). ( 17 минут)
Индивидуальная работа с учителем (ИР), управление — (5 минут)
Я прекрасно понимаю, что активная работа каждого ученика на уроке, это залог – жгучего интереса к учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте «Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я» по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е.
Статья на тему: «Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения»
В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения.
«Адаптивная технология обучения»
Адаптивная технология обучения.
Адаптивная система обучения в начальной школе
Адаптивная система обучения в начальной школе.Работа содержит текстовый документ и презентацию.
Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями.
Адаптивная система обучения (АСО) А.С.Границкой помогает учителю так организовать урок, чтобы учесть по возможности особенности детей.
Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения школьников (адаптивный этап обучения в школе).
Методика проведения дидактических игр на уроках обучения грамоте.
Бочарникова Т.Б. «Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без .
Источник
Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями.
методическая разработка на тему
Адаптивная система обучения (АСО) А.С.Границкой помогает учителю так организовать урок, чтобы учесть по возможности особенности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aso.docx | 52.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в общеобразовательной школе могут обучаться дети с разными образовательными возможностями. Любой родитель хочет, чтобы учителя нашли к его ребёнку индивидуальный подход, помогли не просто усвоить знания, но и раскрыть заложенный в нём потенциал личностного и творческого развития. Индивидуальный подход в индивидуальной работе с учеником или в работе в небольшой группой учащихся – это ясно и достаточно просто. Но как реализовать индивидуальный подход для учащихся с разными возможностями на уроке, работая с целым классом?
Решить эту проблему поможет технология адаптивного обучения. Адаптивная система обучения (АСО) разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала. А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность – способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика.
Создание технологии адаптивного обучения было вызвано рядом недостатков традиционной организации учебного процесса:
— при опросе учащегося остальные ученики молчат и чаще всего не слушают отвечающего;
— при проверке тетрадей учитель тратит много сил и времени на анализ ошибок, а учеников чаще всего интересуют не ошибки, а только оценка;
— когда учитель объясняет материал классу, многие его не слушают, отвлекаются или только «изображают внимание»;
— у учителя нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям ученика;
— редко проводятся самостоятельные работы;
— ученики почти не работают индивидуально;
— не все выполняют домашнее задание, что затрудняет дальнейшее проведение урока.
Главная причина перечисленных недостатков кроется в том, что при традиционном обучении учитель ведёт активную работу, а ученику отводится пассивная роль: усваивать и запоминать, чтобы потом только верно повторить за учителем готовые теоретические знания и способы действий. Иначе говоря, пассивность ученика изначально заложена в структуру традиционного обучения, ведь успешность работы учителя и успеваемость ученика определяется точностью воспроизведения учеником полученной им от учителя информации. Учитель работает очень много и не очень эффективно именно потому, что он выполняет работу «за двоих»: за себя и за ребёнка. Ребёнок же очень часто оказывается не включённым в учебную деятельность, а усваивать новое, всегда сложней, если не участвуешь в процессе. В результате получается парадокс: с одной стороны, высокая активность учителя «заполняет всё пространство урока», почти не оставляя место для проявления учеником собственной активности, с другой – как бы активен ни был учитель, он не сможет обеспечить хорошее усвоение учебного материала при пассивности ученика. Урок, организованный по технологии АСО коренным образом отличается от традиционного тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая. Задачи данной технологии – обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель:
— управляет самостоятельной работой всех учащихся;
— работает с каждым учеником индивидуально;
— вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;
— учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее. При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся.
Реализуя АСО, учитель работает в двух направлениях: 1) обучает весь коллектив, объясняет им материал, показывает, играет с ними и т.д.; 2) работает в персональном порядке с каждым из учеников, это выражается в самостоятельных работах, самоконтроле и взаимоконтроле учеников и т.д.
Первое направление реализуется стандартными способами: учитель объясняет материал ученикам, организует усвоение новых знаний и умений, при необходимости поясняя, помогая в усвоении материала отдельным ученикам.
Второе направление является нестандартным, полностью основанным на индивидуальном подходе. Так все ученики развиваются неравномерно, соответственно они и усваивают материал по-разному: кто-то быстрее, а кто-то отстаёт от них. Именно для этого и нужна персональная работа с каждым учеником в отдельности, самостоятельная работа, самоконтроль и работа в группах или малых группах (микрогруппах).
В уроке, построенном по технологии АСО, можно выделить следующие ключевые этапы:
1. Объяснение материала . Учитель объясняет материал не больше 10 минут, и затем дает задание, которое ученики выполняют в классе, а учитель тем временем проверяет домашнее задание, подготовленное учениками к этому уроку. Благодаря этому больше половины урока учащиеся работают самостоятельно, а учитель контролирует их работу.
2. Взаимоконтроль учащихся . Например, ученики обмениваются тетрадями или слушают и оценивают ответы друг друга. На этом этапе эффективно экономится время (проверяя работу товарища, ученик и сам совершенствуется в учебном материале) и обеспечивается хорошее качество проверки (учитель может в любой момент оказать помощь при затруднении, «перепроверить» письменные работу, оценивая не только саму работу, но качество её проверки другим учеником).
3. Самостоятельная работа учащихся (чтение, решение задачи, самостоятельный поиск знаний и т.д.). Важная особенность этапа – наличие возможности решать задачи, начиная с легких и продвигаясь к более сложным. На рисунке представлен пример структуры урока по технологии АСО (С.А. Мицкевич).
Организация урока в АСО вскрывает дополнительные значительные резервы для учащихся с разными образовательными возможностями, это:
— переход от выдачи одинаковых заданий для всех учащихся класса к заданиям адаптациий, т.е. разноуровневым заданиям;
— повышение роли взаимоконтроля и самоконтроля в процессе выполнения самостоятельной работы. Работа в парах (статической, динамической и вариационной) позволяет надежно организовать взаимоконтроль на основе разделения общего задания на части для взаимоконтроля в динамической паре;
— наряду с работой в микрогруппах по 4 человека возможно использование так называемой большой динамической пары, когда каждый ученик класса получает отдельно задание что – то объяснить всем учащимся класса или что-то проверить у всех. Это могут быть и задачи повышенного уровня сложности, которые прорешает со всеми более сильный ученик, и отдельные практические задания, и некоторые разделы теории. Главное внимание должно быть уделено разъяснению характера этой работы как коллективной совместной деятельности. Работа в большой динамической паре продолжается в течение нескольких уроков, пока каждый не поработает с каждым.
Для большинства предметов достаточно удобным и эффективным является комбинированный урок в АСО, включающий в качестве составной частей объяснения, инструктирования и совмещения индивидуальной и самостоятельной работы учащихся.
АСО предоставляет учителю возможность работать индивидуально с каждым учащимся на фоне самостоятельно работающего класса. Роль учителя состоит не только в подготовке заданий и организации коллективной и индивидуальной особенной работы, главное включиться в нее, стать полноправным членом ученического коллектива. Как и все учащиеся, учитель меняет партнеров, консультирует, оказывает помощь всем, нуждающимся в ней, используя свой высокий уровень компетентности.
Основной задачей в АСО и при индивидуальной работе остается овладение приемами самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности.
Часть времени индивидуальной работы учителя уделяется управлению, которое осуществляется в процессе обхода всех учащихся, когда каждому уделяется примерно одинаковое время. В процессе обхода осуществляется настрой учащихся на плодотворное продолжение самостоятельной работы, дать ответ, подбодрить, похвалить, в это время учитель не выставляет ни каких отметок, не высказывает даже словесных оценок, только мажорный тон, только добро, только забота. Обойдя всех и убедившись, что все работают, педагог переходит к выключенному контролю, в ходе которого учитель определяет степень самостоятельности учащихся, смотрит, как они осуществляют взаимоконтроль, как помогают товарищу, не проявляют ли излишней строгости. Все это и многое другое может стать объектом оценки за самостоятельную работу. Продолжая обход, учитель останавливается рядом с работающей парой или группой. Учащимся неизвестно, кого он оценит. Возможно, всех, а может быть, только одного. Так выставляется несколько оценок в журнал и в дневник учащихся.
Постепенно надобность в регулярном управлении и включенном контроле отпадает, так как учащиеся научатся сразу включаться в самостоятельную работу после указания учителя. В этом случае учитель после обучения всех переходит к индивидуальной работе в режиме «отключенный контроль», который предполагает, но не обязывает работу учителя с учеником не по материалам самостоятельной работы (для этого используется включенный контроль), а по специальным дифференцированным материалам для индивидуальной работы учителя с каждым в отдельности.
Дополнительными резервами повышения эффективности урока для учащихся с различными образовательными возможностями являются включение заданий на развитие основных познавательных способностей – памяти, внимания, мышления, а так же включения так называемых контрольных вопросов (КВ), позволяющих вести систематическую работу по формированию понятийного аппарата по предмету.
С помощью АСО деятельность ученика становится самостоятельной и активной, повышается «накопляемость» оценок, рационально расходуется время урока. В технологии адаптивного обучения осуществляется полный контроль всех результатов деятельности (фактически, работу контролируют три субъекта: учитель, сам ученик и его товарищи-одноклассники). Благодаря этой технологии ученик не только учится самостоятельно работать, у него повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, что в целом стимулирует желание учиться.
Источник