Технология 6 класс способы соединения брусков

Урок — Способы соединения брусков. 6 класс
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Способы соединения брусков. Изготовление изделий из древесины с соединением брусков врезкой (6 класс).

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_soedineniya_bruskov.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы соединения брусков. Изготовление изделий из древесины с соединением брусков врезкой (6 класс).

Костина Елена Ростиславовна, учитель технологии (технический труд)

  1. Обучающие: Формирование представлений у учащихся о различных видах соединений древесины и их свойствах, применение данных соединений в проектной деятельности.
  2. Развивающие: Развивать умение:
  • анализировать информацию;
  • сравнивать, делать выводы;
  • пользоваться справочным материалом;
  • самостоятельной проектно-технологической культуры школьников.
  1. Воспитывающие: Воспитать культуру умственного и физического труда, убеждённость в возможности познания природы, технологических процессов, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.

Метод обучения: проблемный.

Тип урока: комбинированный.

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа, поисково-проектная работа.

Средства обучения: плакаты, макеты, готовые изделия, справочная литература, компьютер.

Демонстрационное оборудование: заготовки для сборки угловых соединений, контрольно-измерительный и разметочный инструмент, образцы угловых соединений, столярный инструмент, компьютер.

Оборудование на столах учащихся: две заготовки для углового соединения, контрольно-измерительный инструмент, разметочный инструмент.

Приветствие учеников. Учёт присутствующих.

У каждого из вас на столах лежат заготовки и инструменты. Будьте осторожны и бережны при обращении с инструментом.

  1. Мотивация. Актуализация знаний.

Сегодняшний урок мы начнём с воспоминаний видов соединений древесных материалов. Разберём требования к соединениям отдельных изделий в зависимости от их применения. Учащиеся называют соединения, которые применялись на уроках «Технологии», приводят примеры, где они применяются. Рассказывают о требованиях к соединениям названных изделий.

Вы назвали множество соединений, частично их охарактеризовали. Возникает вопрос: что влияет на выбор определённого вида соединения в отдельных изделиях? Условия применения, нагрузка на изделие, климатические условия, вот основные параметры, по которым определяют вид соединения. Учащиеся записывают тему урока, записывают воздействие основных параметров на выбор соединения: нагрузка, климатические условия, условия использования изделия.

  1. Изучение нового материала.

С древних времён люди для производства деревянных изделий применяли различные виды соединений: сращивание заготовок, соединения в полдерева, шиповые соединения. Для увеличения прочности соединения заматывались нитками, склеивались клеями. В чисто столярных изделиях не должно быть инородных тел даже в виде крепёжных деталей: гвоздей, шурупов, заклёпок, скоб. Мастера-краснодеревщики при производстве мебели полностью исключали применение металлов в соединениях. Настало время познакомиться с этими соединениями.

Первое , самое простое соединение, называется угловое или серединное в полдерева.

Задаётся вопрос: Где они применяются?

Второе соединение в полдерева с помощью шкантов. Это соединение уже более прочное.

Задаётся вопрос: Чем ещё можно скрепить соединение? Где применяются?

Третье соединение шиповое.

Это соединение прочнее соединения в полдерева. Учащиеся разглядывают различные изделия, определяют виды соединений.

Задаётся вопрос: Где применяется?

Познакомимся с элементами этого соединения. Рисунок на доске с элементами шипового соединения. Новые понятия: шип, проушина, щёчки, заплечики. В столярном деле применяются и другие соединения. Познакомимся с ними – смотрим на компьютер. Ближе с ними познакомимся в 7 классе. Охарактеризуйте соединение в ласточкин хвост.

Мы познакомились с вами с одной из самых важных тем в столярном деле. Качественное соединение в изделии – залог его долговечности. Для выполнения соединений нужно применить все знания и умения, полученные ранее. Показываются соединения на компьютере. Учащиеся называют изделия с применением данных соединений (гвоздями, шурупами, заклёпками, болтами, с помощью клея). Называют изделия с этими соединениями. Смотрят на изображение на компьютере. Зарисовывают в тетрадь соединение с доски. Записывают новые понятия по теме урока. Смотрят на компьютер, изучают соединения. Называют достоинства этих соединений.

5. Практическая работа.

Приступая к практической работе, постарайтесь внимательно изучить чертёж. Затем как можно точнее произведите разметку. Карандаш при этом должен быть остро заточен. При запиливании шипов и проушин соблюдайте черту. Качественно выполненная работа – это прочное и надёжное изделие. Вы видите, как сложно изготовить различные соединения в мебели. Постарайтесь бережно относиться к любой мебели: не качайтесь на стульях, не двигайте столы, не подняв их. Грубое обращение с мебелью приводит к расшатыванию соединений, а затем и к поломке её. При пилении соблюдайте меры безопасности, особенно в начале запиливания. Не допускайте перекоса ножовки, сильно не давите на неё. Надёжно закрепляйте заготовку в зажиме. Соблюдая эти правила, труд становится безопасным и приятным. При долблении проушин проверьте исправность долбёжного инструмента: состояние ручки, наличие на ней колец. Под заготовку подложите подложку, во избежание порчи верстака. Берегите своё рабочее место, бережно обращайтесь с инструментом.

Критерии оценки изделия:

Учащиеся производят разметку заготовок углового соединения в полдерева.

Запиливают и скалывают излишки древесины под черту.

Зачищают заготовку напильником, производят сборку изделия.

Оценивают качество изделия.

Производят разметку углового шипового соединения.

Запиливают шипы и проушины. Долбят проушины, зачищают соединение.

Производят сборку изделия.

Оценивают качество изделия. Сдают изделия для проверки.

Обсуждают качество изделий, оценивают работу.

Вернёмся к теме урока. Какую проблему мы ставили перед собой? Изучить технологию изготовления соединений древесных материалов. Перечислите изученные виды соединений. Назовите достоинства этих соединений. Учащиеся перечисляют виды соединений, называют их достоинства.

И так, мы рассмотрели важную тему соединения древесных материалов. Вы познакомились с видами соединений, научились производить разметку и изготовление этих соединений. Пригодится ли это вам? Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Тема нами изучена. В жизни она будет иметь большую значимость, особенно для любителей мастерить, для создания творческих проектов, для самоутверждения в жизни.

Благодарю вас за участие в работе урока. Ученики наводят порядок на рабочих местах, прибирают инструмент, приводят себя в порядок.

Источник

§ 6. Технология соединения брусков из древесины

В 5 классе вы уже соединяли бруски с помощью гвоздей или шурупов, положив бруски один на другой. Однако часто мри изготовлении мебели или в строительстве требуется соединить бруски так, чтобы толщина соединения была не больше толщины соединяемых брусков.

Эти соединения называют соединениями внакладку (впол-дерева). Они могут быть ступенчатыми (рис. 8, а, б, г) или соединениями врезкой (рис. 8, в, д-ж). Соединения брусков могут выполняться как по длине (см. рис. 8, а, д), так и под прямым углом (см. рис. 8, б, г, е, ж). Т акие соединения применяют при изготовлении рамок, оконных и дверных блоков, столов, стульев, ящиков и т. д.

Рис. 8. Соединения брусков: а — прямое с прямым стыком; б, г — угловое с прямым стыком; в, ж — крестовое; д — простой накладной замок; е — тавровое внакладку; 1 — детали подготовлены к соединению; 2 — детали соединены между собой

Толщина получаемого изделия может быть равна толщине соединяемых деталей (см. рис. 8, a-в) или быть немного больше (см. рис. 8, д). Возможно также соединение деталей разной толщины (см. рис. 8, е)у где толщина соединения равна толщине наиболее толстой детали. Подобным образом соединены вертикальные планки с полками (см. рис. 6, б).

Технология получения концевого ступенчатого соединения деталей, показанного на рисунке 8, б, состоит в следующем. Соединяемые бруски складывают вместе и выполняют разметку, оставляя припуск 2. 3 мм от торца брусков (рис. 9, а). Рейсмус настраивают с помощью линейки таким образом, чтобы расстояние от торца колодки до острия иглы было равно половине толщины бруска. Далее проводят продольные линии на кромках и торцах (рис. 9, б) и помечают вырезаемые участки.

Рис. 9. Разметка брусков для концевого ступенчатого соединения под прямым углом: а — поперечная с помощью угольника; б — продольная рейсмусом

Затем пилой с мелкими зубьями выпиливают эти куски древесины на обоих брусках, оставляя нетронутыми разметочные линии (рис. 10, а, б). После этого выравнивают полученные поверхности стамеской и зачищают напильником с крупной насечкой (рис. 10, в, г). При зачистке постоянно прикладывают выпиленные ступени двух брусков друг к другу, пока толщина соединения не станет равна толщине бруска.

Рис. 10. Обработка брусков для ступенчатого соединения: а — продольное запиливание; 6 — поперечное запиливание; в — выравнивание выпиленной ступени; г — зачистка ступени напильником

Подготовленные бруски соединяют с помощью клея. Для повышения прочности соединения бруски скрепляют шурупами или с помощью одного или двух шкантов — небольших деревянных цилиндрических стержней диаметром 6. 8 мм. Для этого складывают бруски вместе точно под прямым углом, скрепляют их струбциной. После этого сверлят отверстие необходимого диаметра иод шкант одновременно в двух деталях, чтобы соединение было точным (рис. 11, а). Затем смазывают стыки брусков клеем, забивают в отверстие смазанный клеем шкант (рис. 11, б). Затем ещё раз проверяют перпендикулярность соединённых брусков с помощью угольника и сжимают соединение брусков струбциной, используя подкладные дощечки (рис. 11, в).

Рис. 11. Технология ступенчатого углового соединения брусков: а — сверление отверстия под шкант: 1 — сверло; 2 — бруски; 3 — струбцина; 6 — установка шканта в отверстие: 1 — бруски; 2 — молоток; 3 — шкант; в — сжатие брусков в струбцине: 1 — бруски: 2 — подкладные дощечки; 3 — струбцина; г — отпиливание припусков: 1 — бруски: 2 — пила: 3 — припуск

После того как клей высохнет, припуски отрезают ножовкой вровень с кромкой брусков и зачищают торцы напильником и шлифовальной шкуркой (рис. 11, г).

При изготовлении крестового соединения врезкой (папри-мер, см. рис. 6, е) брусок размечают, кладут его на верстак и пилой делают запилы (прорези) до разметки через каждые 10. 15 мм (рис. 12, а).

Рис. 12. Технология выполнения врезки для крестового соединения: а — запиливание прорезей: 1 — верстак: 2 — брусок-заготовка; 3 — прорези; 4 — пила; 6 — отсекание надрезанных участков врезки: 1 — верстак; 2 — брусок; 3 — врезка; 4 — стамеска; 5 — молоток; в — выравнивание плоскости врезки: 1 — брусок: 2 — стамеска: 3 — верстак; 4 — врезка; 5 — задний зажим

Затем лишнюю древесину удаляют стамеской: вначале делают надрез, нанося лёгкие удары молотком по стамеске с одной кромки бруска, и затем отсекают надрезанный участок сильными ударами молотка с другой стороны бруска (рис. 12, б).

Далее стамеской выравнивают плоскость врезки (рис. 12, в) и зачищают её напильником, не выходя за линию разметки. То же самое проделывают и со вторым бруском. После этого оба бруска складывают вместе и проверяют, не возвышается ли плоскость одного бруска над плоскостью другого. Если такое наблюдается, то плоскости врезок обрабатывают дополнительно стамеской и напильником до тех пор, пока толщина соединения не станет равна толщине бруска.

Правила безопасной работы

  1. Перед обработкой необходимо правильно и надёжно закрепить заготовки на верстаке.
  2. Во время пиления нельзя держать левую руку близко к полотну пилы.
  3. Соблюдать осторожность при работе со стамеской. Передавать её следует только ручкой вперёд.
  4. Сверло в патроне дрели должно быть закреплено без перекосов.
  5. По окончании работы стружку с крышки верстака удалять только специальной щёткой.
  6. После работы с клеем тщательно вымыть руки с мылом.

Практическая работа № 7

Изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку

  1. Получите у учителя заготовки для изготовления* одного из изделий: рамки (рис. 13, а), коробки (рис. 13, б), подставки (рис. 13, в), карандашницы (см. рис. 6, г), крестовины (см. рис. 6, е) или подготовьте заготовки для своего проектного изделия с соединением брусков внакладку.

Рис. 13. Изделия из древесины: а — рамка; б — коробка для мелких деталей: 1 — стенки; 2 — перегородки (фанера); 3 — дно (фанера); в — подставка для цветочного горшка: 1 — планка; 2 — опора

  1. Разметьте бруски, выпилите ступени или врезки и зачистите их стамеской и напильником с крупной насечкой.
  2. Просверлите, если необходимо, отверстия под шканты.
  3. Смажьте соединения клеем и скрепите струбциной.
  4. После высыхания клея (на следующем уроке) отпилите припуски и зачистите соединения.

Новые слова и понятия

Соединение внакладку (вполдерева): ступенчатое, соединение врезкой; шкант.

Источник

План урока по теме: «Технология соединение брусков из древесины», технология 6 класс (мальчики)

Тема: Технология соединение брусков из древесины

Цель: изучить виды столярных соединений, соединения в половину толщины бруска (вполдерева), освоить приёмы разметки вырезаемых участков и вырезания удаляемых участков столярной стамеской; научиться выполнять соединения на шкантах и нагелях, склеивать и обрабатывать бруски.

Оснащение урока: рабочие тетради, учебники, шаблоны для разметки колодки швабры, чертежи ручки и колодки швабры, заготовки для их изготовления, разметочный инструмент.

Объект и содержание работы: изучение сборочного чертежа швабры, разметка и обработка деталей швабры, сборка изделия.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение цели урока.

Закрепление пройденного материала.

Какие размеры проставляют на чертеже детали призматической формы?

Какие размеры проставляют на чертеже детали вращения?

Как проставляют на чертеже размер одинаковых отверстий?

Какие чертежи называют сборочными?

Что такое спецификация?

Как следует читать сборочный чертёж?

Изложение программного материала.

При изготовлении многих изделий из древесины бруски соединяют по длине (рис. 15, а) и под прямым углом: на концах брусков (рис. 15, б) и на срединных участках (рис. 15, в), вырезая участки (куски) древесины на половину толщины бруска. Так соединяют бруски, например, в рамках, стендах, подставках под новогоднюю елку.

Реже применяют соединения брусков под различными углами. Такие соединения брусков называют ступенчатым и врезкой.

При соединении брусков вырезанными участками толщина получаемого изделия обычно равна толщине бруска.

Если бруски соединяют под прямым углом, то длина вырезаемого участка должна равняться ширине присоединяемой детали (рис. 15, г). При угловом соединении на концах брусков торцы деталей делают немного длиннее, чтобы потом отпилить их вровень с наружной поверхностью присоединяемого бруска (рис. 19, г; с. 28).

При соединении брусков по длине их вырезанные и выступающие участки должны быть равны. Длину вырезаемых участков выбирают равной 0,5. 1,5 ширины бруска.

При разметке брусков, соединяемых под прямым углом, линейкой размечают длину и ширину будущего изделия и с помощью угольника проводят линии поперечной разметки с четырех сторон (рис. 16, а).

Ножку рейсмуса 1 устанавливают на размер половины толщины бруска, закрепляют ее клином 2 в колодке 3 и проводят продольные линии на кромках и торцах (рис. 16, б). Вырезаемые участки помечают крестиком.

Брусок закрепляют в заднем зажиме верстака. Продольной с мелкими зубьями пилой вдоль волокон (рис. 17, о) и поперечной с мелкими зубьями пилой поперек волокон (рис. 17, б) выпиливают кусок древесины рядом с разметочными линиями, не запиливая их.

Если вырезается участок на середине бруска, то заготовку надежно крепят в зажиме верстака и поперечной пилой пропиливают вырезаемый участок до половины толщины бруска через 10. 15 мм. Затем вырезают куски столярной стамеской (рис. 18).

Вырезанные участки (врезки) зачищают стамеской или рашпилем и подгоняют друг к другу до их плотного (без зазора) соединения.

Соединяемые поверхности намазывают клеем и собирают изделие. Соединение будет более прочным, если его скрепить дополнительно гвоздями, шурупами или шкантами (рис. 19, а). Шкантами называют круглые деревянные стержни. (Шкант в переводе с французского — «круглый вставной шип».) Под шканты просверливают отверстия, шканты намазывают клеем и забивают в отверстия.

Собранные соединения зажимают в струбцинах через подкладные доски (рис. 19, б). При этом контролируют угольником размеры изделия и перпендикулярность брусков и оставляют изделие в сжатом состоянии до полного отвердения клея (около 24 часов).

Наиболее прочные соединения получают при склеивании деталей с двумя шкантами (шурупами, гвоздями), расположенными по диагонали на расстоянии не менее 1 / 4 ширины бруска от торцов и кромок (рис. 19, в).

После отвердения клея, выступающие торцы брусков спиливают ножовкой с мелкими зубьями (рис. 19, г).

Места склеивания в изделии строгают рубанком от краев к центру, чтобы не отколоть торцы, зачищают напильником или шлифовальной шкуркой.

Клеи являются ядовитыми веществами. Многие клеи горючи, их нельзя размещать возле огня. Отвердевший клей может образовывать острые, режущие кромки.

При точном и аккуратном выполнении разметки и выпиливании врезок соединение не требует подгонки, поэтому лучше не допускать небрежности и брака в работе.

Разновидности соединений с запиливанием деталей изображены на рисунке 20. Такие соединения применяются в рамках, ящиках, оконных и дверных блоках, столах, стульях и т. д.

1. Надежно закреплять заготовки в зажимах верстака, тисках или струбцинах.

2. Быть осторожным при работе со стамеской. Передавать ее только ручкой вперед.

3. Запиливать бруски плавно, без рывков.

4. Осторожно обращаться с клеем.

Закрепление нового материала.

В каких изделиях применяют соединение врезкой?

Как размечают вырезаемые участки?

Чему равна длина вырезаемого участка при соединении брусков под прямым углом?

Чем и как вырезают врезки в соединяемых брусках?

Выполнить разметку колодки швабры согласно чертежа или по шаблону.

Выполнить обработку заготовки по разметочным линиям.

Целевые обходы учителя.

Учитель, обходя класс, контролирует правильность выполнения работы. При необходимости проводятся индивидуальный или текущий инструктаж.

Анализ урока (обратить внимание на активность учащихся).

Разобрать ошибки, допущенные учащимися при выполнении работы.

Оценить работу учащихся и сообщить оценки, комментируя их.

Источник

Читайте также:  Способ как управлять водой
Оцените статью
Разные способы