Техники медиации как способ урегулирования конфликтов

Медиация: что это такое, ее преимущества и практика применения в России

Медиация – это способ досудебного урегулирования споров и безболезненное решение конфликтных ситуаций с привлечением независимого специалиста, который поможет вам в переговорах. Медиаторство регулируется российским законодательством и уже давно применяется на практике. Несмотря на это, возможность привлечения медиатора для эффективного проведения переговоров до сих пор вызывает недоверие со стороны граждан.

Юристы «М16-Консалтинг» рассказывают, что такое медиация, какова роль медиатора в суде и чем привлекательна процедура медиации в бизнесе.

Медиация как способ разрешения конфликтов

Если говорить простыми словами о том, что такое медиация, то это, как уже упоминалось ранее, эффективный способ урегулирования конфликтов, при котором сторонам помогает профессионально обученный специалист, то есть медиатор.

Сторонняя помощь в конфликте как инструмент для достижения результата, устраивающего обе стороны, давно зарекомендовала себя с самой лучше стороны. При условии, разумеется, что медиатором выступает профессионал.

Основные принципы медиации

  1. Добровольный характер. Привлечение человека «со стороны» для урегулирования спора является необязательным, а это значит, что в случае, если один из участников конфликта выступает против помощи третьей стороны, его не заставят насильно участвовать в подобном формате переговоров. В отличие от судебного разбирательства, игнорирование которого влечет за собой серьезные последствия.
  2. Равные права сторон. Ни один из участников переговоров не имеет преимуществ, все имеют равные возможности для отстаивания своих прав. Это позволяет сторонам совместно принимать окончательное решение и минимизировать собственные потери.
  3. Полная конфиденциальность. Медиатор связан законом, запрещающим ему разглашать любую информацию, полученную в ходе процедуры, а это значит, что стороны, которые хотят сохранить конфликт в тайне, могут не переживать об огласке. Это особенно важно для медиации в бизнесе, когда на кону стоит деловая репутация.
  4. Нейтралитет медиатора. Роль третьей стороны принимает на себя тот медиатор, кандидатуру которого одобрят все участники сторон. Это дает возможность сторонам убедиться в отсутствии заинтересованности медиатора в том или ином исходе. Кстати, по нормам, установленным для медиаторов, если специалист в какой-то момент чувствует, что не способен сохранять беспристрастность, он обязан отказаться от участия в переговорах.

Преимущества медиации

  • Экономия. Поскольку стороны избавлены от необходимости нести судебные издержки, решение конфликта в формате переговоров зачастую обходится дешевле и, главное, быстрее;
  • Безграничные решения. Стороны могут сойтись на решении конфликта, не предусмотренном законом (но не противоречащем ему);
  • Эффективный результат. Важно то, что профессиональный медиатор – это, в первую очередь, талантливый конфликтолог и специально обученный психолог, а его главная задача – создать здоровый микроклимат для нормального ведения диалога, даже если между сторонами напряженные отношения;
  • Положительные рабочие отношения. Данный пункт логичным образом вытекает из предыдущего: благодаря тому, что медиатор создает спокойные и благоприятные для взаимного диалога условия, зачастую после решения спорной ситуации стороны остаются в хороших взаимоотношениях, что в дальнейшем способствует долгосрочному сотрудничеству. После судебных разбирательств такой исход – скорее исключение, чем правило.

Медиация в бизнесе

Коммерческая медиация – это отличное решение для спорных ситуаций, возникающих между организациями.

Медиатор поможет вам не только сэкономить во времени и финансах, но и сохранить хорошие взаимоотношения, что особенно важно для дальнейшего сотрудничества и долгосрочного партнерства.

Мы настоятельно рекомендуем прибегать к медиации в тех случаях, когда причиной конфликта служат текущие интересы партнеров.

Правила проведения процедуры медиации

Медиатор в определенной степени связан законодательством, тем не менее, конкретного свода правил, общего для всех процедур медиации, нет, есть только локальные ограничения и требования к процедуре.
Стороны медиации также могут предварительно прописать ряд требований к процедуре.
Также возможно наличие свода правил внутри саморегулируемой организации, в рамках которой действует специалист. В остальном же проведение процедуры медиации будет зависеть исключительно от самого медиатора.

Когда предпочтительно проведение процедуры медиации?

Поскольку при медиации возможностей для решения конфликта может быть гораздо больше, мы особенно советуем прибегать к этому методу в тех случаях, когда закон не на вашей стороне, а значит, в судебном порядке шансы выиграть ничтожно малы.

Медиация применяется в гражданском, арбитражном процессах, в трудовых спорах, социальной и семейной сферах.

Медиация часто применяется при семейных спорах

Вот далеко неполный перечень ситуаций, для которых медиация станет лучшим решением:

  • Семейные конфликты на почве раздела имущества и споры о ребенке;
  • Трудовые споры между работодателем и коллективом или его отдельными членами;
  • Споры между учредителями организации или акционерного общества по вопросам управления юридическим лицом;
  • Конфликты между контрагентами, спровоцированные, например, нарушением условий договора;
  • Частные споры между гражданами, например, по причине невозврата долга, ненамеренного нанесения ущерба и т. д.
Читайте также:  Способ дробления плацентарных млекопитающих

Внесудебное решение подобного рода споров позволит вам добиться максимального выгодного результата, тогда как в ходе судебного разбирательства это было бы невозможно.

Как происходит медиация: основные стадии

Зачастую процедура медиации представляет собой стол переговоров, за которым встречаются, непосредственно, сам медиатор, а также стороны конфликта.

Если отношения между участниками переговоров напряжены настолько, что создание здоровой обстановки невозможно, стороны не пересекаются и общаются исключительно через медиатора. Такой способ медиации называют челночным.

Важно понимать, что даже при подобном сценарии медиатор сам не предлагает и не выносит решения, а только подталкивает к этому стороны. Он организовывает диалог, помогает участникам переговоров сформулировать собственные требования и донести их до оппонентов, а главное – услышать своего собеседника.

Медиация в суде

На фоне большой нагрузки судебные инстанции положительно относятся к процедуре медиации, а зачастую судьи сами советуют сторонам обратиться за помощью к медиатору.

Если это происходит в разгар разбирательства, то судебный процесс приостанавливается на двухмесячный срок, во время которого стороны должны найти устраивающее всех решение.
При положительном исходе участники конфликтной ситуации заключают медиативное соглашение, которое в дальнейшем будет рассматриваться судом. Судьи оценивают документ на предмет соответствия законодательству, отсутствия нарушения чьих-либо прав и т. д. Впоследствии такое соглашение утверждается судом как мировое.
В то же время необходимо отметить, что даже если медиация применяется уже в процессе судебного спора, все переговоры ведутся за пределами зала суда, а сам медиатор не вправе выступать в суде, свидетельствовать в чью-либо пользу или представлять интересы любой из сторон. Кроме того, услуги медиатора не будут включены в судебные издержки, а значит, сторонам придется пополам разделить их оплату.

Тем не менее, все эксперты отмечают положительный эффект от привлечения профессионального медиатора на этапе судебного спора. Во-первых, стороны могут договориться быстрее, поскольку отпадает необходимость во многих формальностях, а медиатору не приходится совмещать разрешение имеющегося спора с десятками других, в отличие от судьи.

Во-вторых, благодаря тому, что соглашение принимается на условиях, которые устраивают обе стороны, сокращается риск оспаривания решения в будущем. Кроме того, исполнение договоренностей, в отличие от реализации судебных предписаний, будут выполняться быстрее и на добровольной основе.

Иными словами, все участники конфликта получат желаемое, при этом они существенно сэкономят собственное время и сохранят хорошие отношения, что положительно скажется на дальнейшем сотрудничестве.

Эксперты «М16-Консалтинг» отмечают, что наиболее эффективной процедура медиации будет в гражданском и арбитражном процессе. В то же время не удастся прибегнуть к услугам медиатора, если результаты данной процедуры могут коснуться интересов третьих лиц, участия в процессе не принимающих.

Медиация в России

Закон о медиации в РФ действует уже 6 лет, с 2011 года, и в народе больше известен как 193-ФЗ. По нормам закона, процедура медиации применяется как альтернатива судебному или административному разбирательству. Законом предусмотрено широкое использование услуг медиатора в разных сферах.

В то же время вопрос медиации в уголовном процессе пока остается нерешенным. Дело в том, что нормами 193-ФЗ возможность привлечения посредника в решение уголовных споров предусмотрена, однако в УПК РФ аналогичное положение на сегодняшний день отсутствует.

Необходимо отметить, что медиатором в России может выступать и человек без юридического образования. Тем не менее, мы советуем обращаться именно к юристам. Специалист в области права сразу убедится в том, что положения соглашения не противоречат законодательству, а значит сразу будут одобрены судом.

«М16-Консалтинг» имеет успешный опыт медиации.

Услуги медиаторов в Санкт-Петербурге

Не знаете, как эффективно решить конфликтную ситуацию? Профессиональные медиаторы компании «М16-Консалтинг» помогут в быстром и результативном решении спорных вопросов.

  • Разные области законодательства;
  • Создание комфортных условий для проведения переговоров;
  • Помощь в положительном разрешении спорных ситуаций;
  • Готовность включиться в решение конфликта на любом этапе – досудебный, судебное разбирательство, исполнительное производство;
  • Гарантия 100% конфиденциальности!
Читайте также:  Культуры дуба коридорным способом

Источник

Медиативные технологии – способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов
статья

Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше сторонников, готовых и способных все применять его в различных социальных сферах.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Медиативные технологии – способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов

Лишь тот в совете – солнце, в битвах – лев,

Кто разумом смирять умеет гнев.

В жизни, наполненной, а порой и переполненной информацией, мы встречаемся с разными людьми, которые живут по своим принципам, стремятся к определенным целям, имеют свое мнение, чувства, мысли, настроение.

И это с учетом того, что мы тоже живые люди, со своими мыслями, чувствами, поступками, настроениями, желаниями, целями, мечтами и прочим.

Поскольку одинаковых людей не существует, время от времени мы сталкиваемся с сомнениями, опасениями, противоречиями, недопониманием, страхами.

Наши желания и потребности не всегда воспринимаются партнерами по общению так, как мы того хотим.

На этой почве возникают разногласия и споры, которые впоследствии перерастают в конфликты.

Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше сторонников, готовых и способных все применять его в различных социальных сферах.

Медиация возможна, когда стороны хотят урегулировать конфликт и когда необходимо восстановить отношения людей, желающих взаимодействовать в будущем.

Основной метод – «Активное слушание».

Активное слушание — способ ведения беседы, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

«Петля понимания» уточнение правильности понимания того, что сказал собеседник через использование фраз: «Если я Вас понимаю, то…», «Правильно ли я Вас понимаю, имеется в виду…». Раскрывая детально то, что Вам сказали. Пример: Как мне надоели эти уроки. Не хочу больше их делать. Правильно ли я тебя понимаю, что ты просто устал и хочешь отдохнуть.

Метод переключения, паузы. При сильных эмоциях сторон друг к другу можно «случайно» уронить что-нибудь, чтобы переключить их внимание, либо перенести встречу на другое время, место. Если эмоции проявляются в рассказе одной из сторон, используется метод вентиляции эмоций: «Я вижу вас это сильно злит…».

«Парафраз» или отражение – повторение сказанного собеседником • своими словами Пример: Я ничего не успеваю! Тебе не хватает времени.

«Открытые вопросы» использование вопросов, предполагающих свободный ответ Пример: Объясни мне, пожалуйста, за что ты получил двойку по физике? Что ты собираешься делать, чтобы исправить своё положение?

«Я сообщение» проговаривание своих эмоций и чувств, которые Вы испытываете в связи с конкретным поступком человека или событием с использованием местоимений «Я», «Мне», «Меня». • Пример: Меня очень огорчает; я расстроен.

«Резюмирование» обобщение сказанного , выделение главного в сказанном. Пример: Как мне все надоело! Меня никто не любит, я никому не нужен! Вчера посуду не помыл, в комнате забыл убраться, с мамой поссорился, она у меня телефон забрала и сказала, что не отдаст больше. Меня ни кто не понимает! Я устал! У меня ничего не получается! Ты просто поругался с мамой и из-за этого у тебя плохое настроение. Попробуй просто помириться.

Зарождающийся конфликт сам по себе неприятен, а состояние участников как психологическое, так и физическое ухудшается по мере его развития.

Вмешательство на ранних стадиях конфликта уберегло бы участников от многих неприятностей.

Однако практика показывает, что к медиации обращаются чаще в острой фазе конфликта или еще хуже, когда конфликт становится затяжным хроническим.

Медиация позволяет «погасить» жар, снять накал страстей, предотвратить импульсивные реакции участников, «открыть» им глаза на истинное положение вещей и услышать противоположную сторону.

Дальнейшие действия, равно как и предыдущие подчинены специально организованной процедуре медиации, направленной на цивилизованное разрешение конфликтов.

Технология медиации

При описании процесса медиации принято различать следующие группы техник:

1) техники рефлексивного вмешательства – направлены на установление и поддержание контакта с участниками конфликта;

2) техники контекстуального вмешательства – направлены на формирование благоприятного климата переговоров;

3) техники независимого вмешательства – обеспечивают процесс принятия решений и анализа вариантов.

Во время первой же встречи необходимо ввести правила общения во время процесса медиации, которые затем следует неукоснительно соблюдать:

  • – отсутствие оскорблений, ругательств, угроз в адрес другой стороны;
  • – четкое изложение фактов с предоставлением подтверждающих документов;
  • – конфиденциальность – неразглашение информации, полученной в процессе медиации, в том числе в качестве свидетельских показаний в суде;
  • – полная добровольность участия в медиации: каждый из участников может выйти из процесса медиации в любой момент, если посчитает дальнейшее ее проведение бессмысленным;
  • – рекомендуется делить расходы на медиацию между сторонами конфликта поровну [4] .

На стадии начала медиации медиатор знакомится с участниками. В процессе медиации медиатор следит за тем, чтобы правила соблюдались участниками, создает доверительную атмосферу диалога, предлагает сторонам по очереди высказать свое мнение о ситуации.

На стадии прояснения конфликта выясняются внутренние позиции участников конфликта, ценности и позиции сторон.

На стадии разрешения конфликта обсуждаются варианты решения, на этом этапе можно использовать метод «мозгового штурма» и предложить участникам высказывать любые варианты, даже самые неожиданные. Далее происходит оценка приемлемости каждого варианта для каждой из сторон, а также преимущества и недостатки каждого варианта. Медиатор помогает участникам выработать критерии оценки альтернатив решения конфликта.

В заключении процесса медиации выбирается наиболее приемлемый вариант и составляется соглашение. Текст соглашения должен быть четким, без двусмысленностей, в позитивных формулировках (вместо «не буду делать. » надо писать «буду делать») – это облегчает выполнение соглашения сторонами. Действия сторон должны быть определены максимально четко, с описанием содержания, времени, места выполнения.

В процессе медиации могут использоваться методы бихевиоральной терапии, фаилитации, коучинга, многих психотерапевтических подходов. Медиаторы могут работать по одиночке и в парах (ко-медиация), например, с разнополыми участниками конфликта (как в случае бракоразводного процесса) могут работать медиаторы разного пола, чтобы исключить эффект гендерной коалиции.

Методы разрешения конфликта

Разрешение конфликтов возможно различными способами. Применение того или иного способа зависит как от личного опыта и интуиции руководителя, так и от глубины и драматичности сложившихся в коллективе отношений.

Кратко охарактеризуем эти методы.

1. Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою собственную точку зрения, не вызывая негативной защитной реакции со стороны оппонента.

2. Структурные методы воздействуют на участников конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав, ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы стимулирования работников и т.п. К этим методам относят: разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы; строгое соблюдение принципа единоначалия, при котором подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять.

Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если же поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.

3. Межличностные методы (приспособление, уступчивость, уклонение, противоборство, сотрудничество, компромисс, принуждение) можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.

4. Переговоры представляют собой набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений. Переговоры возможны при условии взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте, отсутствия существенных различий в полномочиях участников конфликта; участия в переговорах сторон, обладающих реальными полномочиями.

5. Ответные агрессивные действия — методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций. Однако бывают случаи, когда разрешение конфликта возможно только данными методами.

6. Уход от конфликта (уступки, метод бездействия, приспособление, метод сглаживания). Преимущество такого метода состоит в том, что решение принимается, как правило, оперативно. Этот метод применяется в случае ненужности данного конфликта, банальности проблемы, лежащей в основе конфликта, наличия более важных проблем, требующих своего решения, необходимости сглаживания разгоревшихся страстей, потребности выиграть время для сбора необходимой информации или когда время надвигающегося конфликта складывается неудачно.

7. Подавление конфликта (метод скрытых действий, метод быстрого решения, метод «разделяй и властвуй») — применяется, когда стечение обстоятельств делает невозможным открытый конфликт из-за боязни потери имиджа или из-за невозможности вовлечения противоположной стороны в активное противодействие.

Источник

Читайте также:  Cleansing foam пенка для умывания способ применения
Оцените статью
Разные способы