- Опорные прыжки. Техника выполнения опорного прыжка через козла
- Разбег
- Наскок на мостик
- Толчок ногами
- Последующий полет и ручной толчок
- Полет после фазы толчка и приземление
- Козел в ширину
- Конь или козел в ширину
- Прыжок через коня с ручками боком
- Прыжок через коня в длину углом
- Прыжок углом в ширину через коня с ручками
- Прыжок через коня с ручками в ширину, прогнувшись
- Опорный прыжок ноги врозь в ширину через козла
- Прыжок в ширину через козла, согнув ноги
- Обучение прыжку ноги врозь через козла в ширину
Опорные прыжки. Техника выполнения опорного прыжка через козла
Гимнастические прыжки, воздействуя на организм человека, развивают ловкость, мышечную силу, скорость и координацию движений. Они доступны практически всем, независимо от возраста, пола и уровня подготовки.
Умение легко совершать прыжки — показатель хорошей подготовки занимающегося. Они также используются в гимнастических выступлениях разного уровня, что придает соревнованию зрелищность и эмоциональность.
Они делятся на две группы: простые (неопорные) и опорные прыжки.
К первым относятся те, что выполняются без опоры руками о снаряд. Это прыжки в высоту или в длину (с места или с разбега), в глубину (с гимнастического снаряда или с подвесной площадки), с трамплина, а также прыжки через скакалку.
Опорные прыжки — вид упражнений, состоящий в преодолении (с разбега) специально предназначенного препятствия определенным способом, используя промежуточную опору. Ею в данном случае служат гимнастические снаряды. В качестве примера можно привести опорный прыжок через козла или коня. Снаряд может быть поставлен в длину либо в ширину.
Выполнение опорного прыжка может быть прямым и боковым.
Техника его имеет следующие фазы:
- Разбег.
- Наскок на гимнастический мостик.
- Ножной толчок.
- Фаза полета.
- Толчок руками о снаряд.
- Полет после ручного толчка.
- Приземление.
Завершение гимнастом каждой фазы служит подготовительным этапом для следующей. Ошибка при выполнении любой из стадий испортит весь опорный прыжок через козла. При этом выполнение прыжков мужчинами и женщинами не имеет особых отличий по технике.
Разбег
Разбег должен производиться с равномерным ускорением, т. к. колебания его скорости отрицательно сказываются на качестве прыжка. Скорость его у хороших гимнастов достигает восьми и более метров в секунду.
Его нужно начинать из одного исходного положения, сохраняя постоянной длину. Скорость при движении увеличивают постепенно — резкий старт препятствует плавности движений.
Длина дистанции для разбега зависит от вида снаряда, разновидности самого прыжка, степени подготовки гимнаста и многого другого.
Для начинающих это расстояние, как правило, порядка 10 метров. Техника шагов при этом та же, что при беге на короткие дистанции.
Наскок на мостик
Он совершается в момент достижения наивысшей скорости. Снижение ее перед вспрыгиванием на мостик ухудшает результат прыжка и говорит о неправильной технике.
При наскоке туловище немного наклонено вперед, согнутая толчковая нога приближается к маховой. Обе они — впереди туловища. После чего прямые соединенные ноги выносятся вперед. При касании мостика ногами руки находятся внизу.
Чем выше скорость при разбеге, тем больше расстояние между снарядом и мостиком. Обычно это — полметра или метр.
Толчок ногами
Прыгает на мостик гимнаст на носки (не на всю ступню) почти прямых напряженных ног. Ставятся они на мостик параллельно на ширину стопы. Опытные гимнасты, опускаясь, распрямляют ноги в коленях и сгибают подошвы. Новички просто ждут приземления.
Взмах руками заканчивается в момент ножного толчка. При этом ноги полностью выпрямлены в коленях. Тело немного наклонено вперед, спина округлена.
Последующий полет и ручной толчок
В этой фазе гимнаст делает предварительный мах назад ногами, разгибаясь туловищем. Он помогает создать условия быстрого сгибания тела в суставах таза при толчке руками.
Отталкивание от снаряда — самый сложный момент, который содержат опорные прыжки. Это целый комплекс взаимосвязанных движений. Несмотря на кратковременность, действия гимнаста ведутся строго последовательно.
В толчке выделяют три фазы:
- постановка прямых рук на опору;
- прием удара со сгибанием рук в локтях и «проваливанием» в плечах, при этом напряжение мышц-разгибателей растет;
- фаза активного отталкивания, при котором плечевой пояс быстро движется вверх, руки выпрямляются в локтях и сгибаются в запястьях.
При любом прыжке опора о снаряд происходит перед туловищем. Толчок руками нужно объединить с рывком туловищем, ведущим к подъему вверх таза и торможению ног. Это повышает эффективность отталкивания путем увеличения давления на опору.
Толчок руками заканчивается в момент пересечения плечами вертикали, проведенной через линию их постановки. Это дает максимальную высоту последующего взлета.
Полет после фазы толчка и приземление
От вида прыжка зависит положение тела спортсмена в полете. Качество выполнения данной фазы упражнения влияет на общую оценку. Зафиксировав требуемое для конкретного вида прыжка положение, перед приземлением гимнаст выпрямляется.
Приземление происходит на носки выпрямленных напряженных ног, при этом требуется сразу опуститься полностью на стопу и усилить давление на нужную ее сторону, чтобы не потерять равновесие, для чего тело спортсмена вынуждено совершить волнообразное движение. Для смягчения удара об опору необходимо, приземляясь, упруго согнуть ноги. Жесткое приземление, как правило, ведет к потере равновесия и зачастую к травмам.
Существуют различные виды прикладных опорных прыжков.
Козел в ширину
Техника выполнения опорного прыжка в этом случае заключается во вскоке на снаряд на коленях в упор, затем соскоке в положении ноги врозь. Требуется, произведя наскок на колени, с отведенными назад руками опуститься на пятки, туловище подать вперед. Сильным взмахом руками оттолкнуться от снаряда, развести ноги и прогнув тело, выполнить соскок.
- Сидя на пятках на полу, встать на колени, взмахнув руками.
- Проделать то же самое и прийти в присед, оттолкнувшись коленями.
- Из положения «упор на коленях стоя» перейти к положению «упор ноги врозь стоя».
- Перейти в положение «стойка ноги врозь» с поднятыми руками.
Если ученик начинает падать, тренеру необходимо подстраховать его под грудь или спину.
Конь или козел в ширину
Вскок на снаряд делается в приседе, а соскок — в положении прогнувшись. Техника выполнения: оттолкнуться ногами, руками опереться о снаряд. Запрыгнуть на него и остановиться в упоре присев. Быстро выпрямившись, оттолкнуться, одновременно прогибаясь, руки развести наружу и вверх. В таком же положении приземлиться.
- Совершать прыжки вверх на полу из упора присев с мягким приземлением.
- Отрабатывать прыжок, добиваясь устойчивого приземления, с гимнастической скамейки, подвесной площадки или низкого бревна.
- Производить наскок на снаряд, останавливаясь в положении в упор присев, затем совершать соскок прогнувшись.
Страховка также заключается в поддержке под спину или грудь.
Прыжок через коня с ручками боком
Техника опорного прыжка через такого коня имеет свои особенности. Опираясь на ручки коня и оттолкнувшись ногами, следует резко подать согнутое тело в направлении стороны прыжка. Перемещая таз вперед, над снарядом разогнуться, толкаясь одной рукой и перенося тяжесть на другую. Находясь над конем боком, прогнуться, затем оттолкнуться опорной рукой. Приземление происходит спиной к снаряду.
- Из положения «упор лежа» ножным толчком переходить к положению «упор лежа боком» на одной из рук (поочередно правой и левой).
- Наскочить на коня боком в упор с мостика.
- Ухватиться за ручки, оттолкнуться ногами с трамплина и выполнить боковой прыжок на коня.
- Проделать то же самое с разбега, держась за ручку.
Страховать ученика тренер должен, придерживая за предплечье и под тазом (стоя у места приземления).
Прыжок через коня в длину углом
Техника выполнения опорного прыжка в данном случае следующая. Оттолкнуться левой ногой от мостика, который находится сбоку, и сразу же опереться о коня правой рукой. При этом маховая нога движется вверх, толчковая следует за ней. Опора идет последовательно на правую, обе, левую руки. Она должна сохраняться до самого приземления.
Тело гимнаста при выполнении согнуто. Мостик — параллельно коню. Приземление происходит боком к спортивному снаряду.
- В положении сидя на коне опереться руками позади тела и производить взмахи ногами, затем спрыгнуть со снаряда и встать к нему левым боком.
- Сидя на коне с ногами врозь и опираясь сзади себя о коня руками, взмахом ног соскакивать углом на обе стороны поочередно.
- Соскакивать с низких брусьев углом из седа на бедре с помощью тренера, затем самостоятельно.
- Производить наскок углом на коня с расстояния пары-тройки шагов в положение седа.
- Разучивать прыжок углом с поддержкой, затем самостоятельно.
Страховка также заключается в поддержке за плечо и под спину.
Прыжок углом в ширину через коня с ручками
Техника опорного прыжка здесь немного другая. Совершив прямой разбег, оттолкнуться от мостика, держась за ручки, совершить поворот на 90° в любую сторону. При повороте ноги оказываются перпендикулярными туловищу. Тяжесть тела переносится на одну из рук.
- Лежа в упоре, делать перемахи ногами в стороны с поворотами в сед.
- Отрабатывать на низких брусьях угловой соскок путем маха вперед.
- С мостика, ухватившись за ручки, производить подскоки на месте с последующим прыжком углом.
Страховка необходима в виде поддержки гимнаста за руку над локтем и под спину.
Прыжок через коня с ручками в ширину, прогнувшись
Опереться руками о ручки коня, сделать ногами толчок и мах назад. Затем повернуться лицом к снаряду. Прогнуться в грудной части и пояснице. Находясь над снарядом, оттолкнуться рукой и приземлиться.
- Делать соскок, прогнувшись, с низких брусьев махом назад в обе стороны поочередно.
- То же в упоре лицом наружу на концах брусьев с поворотом боком к снаряду.
- Прыжок с прогибом через коня с ручками в ширину с ручками с трамплина.
- Прыжок через него же с двух мостиков, которые стоят один на другом.
Страховка заключается в поддержке обеими руками ученика в точке опоры.
Опорный прыжок ноги врозь в ширину через козла
Выполняя его, спортсмен помещает руки на снаряд намного впереди туловища, угол постановки обязательно должен быть тупым. Если он будет менее 90°, потребуются дополнительные усилия, чтобы поднять плечи. Отталкивание выйдет низким.
Техника опорного прыжка через козла требует в начале толчка разведения ног как можно шире. Толчок требуется стремительный, после чего гимнаст разгибается и поднимает руки вверх, одновременно отводя назад. Это помогает ему разогнуться.
В положении ноги врозь гимнаст сгибается и соединяет ноги, которые слегка обгоняют туловище. Это позволяет в момент приземления сохранить устойчивость.
- Совершать прыжки на месте, отталкиваясь обеими ногами, разводя и сводя их в воздухе.
- Прыгать с ногами врозь с высоты полметра-метр.
- Переходить из упора лежа сильным толчком в упор стоя.
- Стоя у гимнастической стенки, совершать прыжки на одном месте, разводя и сводя ноги.
Страховка — в поддержке под грудь или спину, другой рукой — за запястье или предплечье.
Прыжок в ширину через козла, согнув ноги
Техника опорного прыжка через козла в этом случае аналогична предыдущей. Ноги держатся прямыми. С момента касания руками снаряда идет сгибание ног в коленях. После толчка спортсмен разгибается, поднимает руки и опускает ноги.
- Прыгать на месте, держась руками за гимнастическую стенку. Руки должны быть прямыми.
- Переходить из упора лежа в упор присев, оттолкнувшись ногами.
- Из того же положения встать, поднять руки, приземлиться и выпрямиться в основную стойку.
- Совершать прыжки с согнутыми ногами с разных снарядов.
- Разбежавшись, вскочить в упор на козла и соскочить с него, согнув ноги. Упражнение можно усложнить, отодвинув мостик подальше от снаряда или увеличив высоту последнего.
Страховка аналогична описанным для предыдущих упражнений.
Если опорные прыжки выполняются гимнастом с ошибками, правильнее будет начать с подводящих упражнений.
Источник
Обучение прыжку ноги врозь через козла в ширину
Методическая разработка обучения двигательному действию
Прыжок ноги врозь через козла в ширину
Общая характеристика изучаемого упражнения:
Прыжок ноги врозь через козла в ширину относится к опорным прыжкам в гимнастике. При анализе техники опорных прыжков выделяют следующие фазы: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок руками, полет после толчка руками и приземление. Ошибочное выполнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказывается на исполнении прыжка в целом. Завершающие действия гимнаста в одной фазе прыжка всегда являются подготовительными для выполнения последующей фазы. Техника выполнения мужских и женских прыжков принципиально не отличается.
Разбег. Разбег должен быть равномерно ускоренным. Техника беговых шагов принципиально ничем не отличается от техники бега на короткие дистанции в легкой атлетике
Наскок на мостик выполняется в момент приобретения наибольшей горизонтальной скорости. Снижение скорости перед напрыгиванием на мостик отрицательно сказывается на результате прыжка и свидетельствует о неправильном выполнении разбега. В момент наскока туловище слегка наклоняется вперед (от 5 до 26°), ноги «обгоняют» туловище, согнутая в тазобедренном и коленном суставах толчковая нога подтягивается к маховой, затем ноги соединяются и прямые выносятся вперед. При этом руки из крайне заднего положения начинают двигаться вниз-вперед и в момент касания ногами мостика находятся внизу. Это важно для выполнения последующего взмаха руками.
Толчок ногами. Прыжок на мостик производится на носки напряженных, почти прямых ног без перехода на всю ступню. Ноги на мостике располагаются параллельно, на расстоянии ширины стопы. Лучшие гимнасты-прыгуны ставят ноги на место толчка акцентированно. С этой целью они в конце прыжка на мостик активно разгибают ноги в коленных и тазобедренных суставах и производят подошвенное сгибание стоп. Неквалифицированные спортсмены пассивно ждут момента приземления. Толчок ногами и взмах руками заканчиваются одновременно. В момент окончания толчка ноги полностью выпрямляются в коленных суставах. Спина округлена. Тело гимнаста слегка наклонено вперед (15—20° от вертикали).
Полет до толчка руками. В этой фазе спортсмен выполняет предварительный мах ногами назад, разгибаясь в тазобедренных суставах до слегка прогнутого положения. Замах выполняется до опоры руками и способствует созданию условий для резкого сгибания тела в тазобедренных суставах в момент толчка руками.
Толчок руками. Отталкивание руками в опорных прыжках представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных между собой двигательных действий гимнаста. Несмотря на кратковременность толчка (0,15—0,45 с), действия прыгуна происходят в строгой последовательности. В толчке можно выделить три фазы: 1) стопорящую постановку выпрямленных рук на опору; 2) восприятие спортсменом удара, вызывающего некоторое сгибание рук в локтевых суставах и «проваливание» в плечевых суставах с нарастанием напряжения мышц-разгибателей, участвующих в отталкивании (амортизация); 3) активное отталкивание, представляющее собой быстрое движение плечевого пояса вверх, разгибание рук в плечевых и локтевых суставах и сгибание в лучезапястных. При выполнении всех прыжков руки ставятся на снаряд впереди туловища, под острым углом к снаряду. Толчок руками следует сочетать с рывковым движением туловища, вызывающим перемещение таза вверх и торможение ног. Это позволяет гимнасту увеличить давление на опору и эффективнее оттолкнуться от снаряда. Толчок руками должен заканчиваться к моменту, когда плечи пересекут вертикаль, проходящую через площадь опоры. Это дает наибольшую вертикальную составляющую опорной реакции, следовательно, и наибольшую высоту взлета после толчка руками.
Полет после толчка руками. Положение тела гимнаста в полете после толчка руками определяет вид прыжка. От качества выполнения этой фазы в значительной степени зависит оценка за прыжок в целом. В боковых прыжках время полета крайне незначительно (0,2—0,3 с). В прыжках других структурных групп время полета увеличивается (0,6—0,8 с). Зафиксировав положение, определяющее конкретную форму прыжка, гимнаст перед приземлением выпрямляется.
Приземление. Приземлившись на носки напряженных и выпрямленных ног, надо немедленно опуститься на всю стопу и усилить давление на ту «часть стопы», в сторону которой теряется равновесие. Для сохранения равновесия спортсмену необходимо выполнить волнообразное движение. Оно начинается с нижних звеньев тела и направляется в сторону, противоположную потере равновесия. «Запас устойчивости» будет большим, когда носки и колени разведены в стороны. Упругое сгибание ног в момент приземления необходимо для смягчения удара, возникающего при соприкосновении ног с опорой. Так называемое жесткое приземление, как правило, затрудняет сохранение равновесия и нередко приводит к травмам ног.
Описание техники выполнения: Ученик ставит руки на снаряд значительно впереди туловища, под тупым углом к нему. При постановке рук под углом меньше 90° плечи уйдут далеко вперед, и усилия придется тратить на то, чтобы поднять их. В результате отталкивание получится низким. С началом толчка руками развести ноги врозь пошире. Толчок должен быть очень быстрым, как говорят гимнасты — «в одно касание». После толчка спортсмен, разгибаясь в тазобедренных суставах, поднимает руки назад-вверх, описывая почти круг. Это помогает разогнуться до слегка прогнутого положения. Зафиксировав положение ноги врозь прогнувшись, гимнаст соединяет ноги и сгибается в тазобедренных суставах. Ноги несколько обгоняют туловище, чтобы, встретив опору, задержать движение тела вперед и сохранить устойчивость в момент приземления.
Типичные ошибки, которые могут возникнуть при обучении:
Существенные ошибки: остановка на мостике; неодновременный толчок ногами; значительная задержка рук на снаряде; чрезмерно согнуты тело и ноги; потеря равновесия при приземлении (падение или касание руками пола).
Мелкие ошибки: неодновременный толчок руками; незначительное сгибание ног; отсутствие прогибания после толчка руками; незначительная потеря равновесия при
Первый этап обучения — начальное разучивание новому двигательному действию.
Задачи: 1 Сформировать смысловое и зрительное представления о прыжке ноги врозь
2 Создать двигательные представления по основным опорным точкам путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. Вначале, пока толчок двумя ногами усвоен не твёрдо, следует включать в занятия лишь прыжки в упор стоя на коленях, в упор присев и т. п. Освоить задания по всем фазам ДД. Последовательность обучения :
Задание для обучения приземлению
Задания для обучения разбега
Задания для обучения заскока на мостик
Задания для обучения толчка ногами
Задания для обучения толчка руками
Задания для обучения полетной фазы
Только после освоения более простых подводящих упражнений, начать выполнение прыжка ноги врозь
3. Добиться целостного выполнения прыжка ноги врозь через козла в общих чертах.
4 Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия
Обучая этому прыжку, надо сначала добиваться, чтобы у занимающихся выработался уверенный разбег, хороший толчок ногами о мостик и руками о снаряд, достаточно высокий и длинный полёт. Первое время не нужно сосредоточивать внимание детей на выпрямлении ног в коленях и прогибании в полёте
Основные методы и методические приёмы обучения: 1. Словесный: рассказ, объяснение (ведущий объяснение )
2. Наглядного воздействия (показ преподавателем упражнения; демонстрация пособий, картинок; фиксация положений тела)
3. Расчлененный и целостный метод (ведущий расчлененный метод )
Средства обучения: 1. Специальные подготовительные и подводящие упражнения (прыжок с разбега вскок в упор стоя на коленях, махом рук соскок вперёд; прыжок с разбега вскок в упор стоя на коленях, упор присев, выпрямляясь соскок; прыжок с разбега, прыжок в упор присев и соскок прогнувшись).
Основные действия учителя на первом этапе обучения : 1.Наблюдение;
4. Индивидуальная корректировка техники выполнения.
Второй этап обучения- углубленное разучивание двигательного действия.
Цель — сформировать полноценное двигательное умение.
Задачи: 1 Уточнить действие во всех основных опорных точках ;
2 Добиться целостного выполнения прыжка;
3 Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
Когда упражняющиеся будут легко преодолевать прыжком ноги врозь гимнастического козла в ширину, нужно учить их выпрямлять и широко разводить ноги сразу после толчка о мостик и соединять их вместе лишь перед самым приземлением. Затем дети овладевают прогибанием в полёте, выполняемым вслед за отталкиванием руками от снаряда, а также приземлением в положение полуприседа, руки вверх-наружу.
Методы и методические приемы обучения: 1. Ведущий метод целостный;
2. 3рительная, звуковая и двигательная наглядность;
2. Метод словесного воздействия (ведущими становятся анализ, разбор техники действий, беседа).
Средства обучения: 1. Специально подготовительные упражнения
1. Передвижение в упоре лежа в парах.
2. Наскоки в упоре лежа на возвышенность.
3. Быстрое сгибание и выпрямление рук в упоре лежа.
4. Хлопки руками в упоре лежа.
5. Прыжки в упоре лежа во всех направлениях.
1. Стоя на носках на краю гимнастического мата опустить пятки и подняться на носки.
2. Стоя у опоры в диагональной стойке, подняться на носки и опуститься на пятки.
3. Из того же исходного положения (п.2), выполнять упражнение попеременно на левой и правой ноге.
4. Пружинистые подскоки на двух (ноги не сгибать).
5. То же с продвижением вперед.
6. Из упора присев прыжок прогнувшись руки вверх наружу (в серии).
7. Стоя на гимнастическом мостике, подскоки на двух ногах(от 20 с. до I мин.).
Деятельность учителя складывается из следующего : в зависимости от степени и скорости освоения материала занимающимися, учителю необходимо вовремя внести корректировки в технику выполнения приема (при необходимости), следить за динамикой становления двигательного стереотипа и вводить в процесс закрепления более сложные условия реализации двигательной задачи.
Третий этап обучения — закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия:
Цель — двигательное умение перевести в навык
Задачи: 1 Добиться стабильности и автоматизма выполнения прыжка
3 Добиться выполнения прыжка в соответствии с требованиями его практического использования( максимального усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм)
4 Обеспечить вариативное использование прыжка.
Методы и методические приемы обучения:
1.Повышение высоты снарядов;
2. Увеличение амплитуды и скорости движений;
3. Поточное выполнение упражнения;
4. Соревновательный метод.
Средства обучения: 1. Упражнения с изменением и осложнением условий выполнения технического приема (изменение исходного положения, расстояния, направления движения, быстроты движения, введение помех)
Роль учителя: учитель не только наблюдает и создает условия для совершенствования двигательного действия, но и способствует развитию у занимающихся самостоятельной мыслительной и творческой деятельности, а так же прогнозирует результаты своей деятельности и на основе этого подбирает специальные комплексы, формы и методы.
Источник