- Манипуляции в деловом общении
- Способы манипуляции в деловом общении
- Манипуляции в деловом общении и защита от них
- Отключение чувств
- Дистанция
- Препятствия и адекватная оценка диалога
- Близкий контакт
- Анализ диалога
- Промежуточные отговорки
- Служебные обязанности
- Рассеянность
- Поведение
- Управление разговором
- Перерыв
- Нападение
- Вывод
- Манипуляции в общении. виды, приемы, характеристика манипуляций в общении
- Определение понятия
- Виды манипуляций в общении
- Зачем они нужны?
- Приемы манипуляции в общении
- Воздействие любовью
- Воздействие страхом
- Воздействие виной
- Воздействие неуверенностью в себе
- Воздействие гордостью
- Воздействие жалостью
- Как узнать о психологическом воздействии?
- В деловых отношениях
- В межличностных отношениях
- В семейных отношениях
- Как защититься от психологического воздействия?
Манипуляции в деловом общении
При деловом общении каждый из участников диалога хочет получить свою выгоду. Для этого используются манипуляции в деловом общении. Чтобы не попасться на уловки, необходимо знать несколько простых правил, которые не только защищают от манипулирования со стороны собеседника, но и помогут «выиграть» разговор и добиться желаемого.
Способы манипуляции в деловом общении
Для манипулирования в разговоре потребуется изучить несколько способов. Их рекомендуется использовать в комплексе во время диалога.
Подготовка к разговору
Перед диалогом необходимо внимательно изучить предстоящую тему обсуждения и продумать возможные пути исхода.
Обработка информации
Адресат не сможет анализировать информацию, если набрать быстрый темп разговора. Это позволит в нужный момент изменить факты под себя и выиграть диалог.
Внезапная искренность
Для ослабления внимательности собеседника необходимо втереться в его доверие. Для этого можно откровенно высказаться по поводу сложившейся ситуации, оказав эмоциональное давление на собеседника.
Безразличие к разговору
Не стоит обращать внимание на собеседника и на излагаемую им информацию. Не должно быть никаких эмоций. В ходе разговора необходимо переспрашивать и просить заново рассказать различные детали. Это позволит оказать давление и вызвать у адресата эмоции. При этом можно начинать манипулировать.
Слабость
Одной из техник манипулирования является нарочная некомпетентность в решении поставленного вопроса. В таком случае собеседник потеряет мнимость и расслабится. В нужный момент достаточно будет немного надавить и добиться желаемого.
Профессионализм
Использование профессиональных терминов окажет давление на собеседника, если он их не знает.
Манипуляции в деловом общении и защита от них
Защита от манипуляций в деловом общении является важным пунктом для победы в разговоре. Это позволит увидеть все уловки партнера и нейтрализировать их.
Отключение чувств
Манипуляторы подбирают различные уловки, анализируя чувства и реакцию собеседника на поставленные вопросы. Исходя из этого, главным правилом для защиты от манипуляций является спокойствие и адекватная оценка ситуации, вопросов, претензий во время диалога. Это собьет собеседника, и он начнет использовать другие уловки. Эмоции и чувства необходимо отключить
Дистанция
Во избежание психологического негативного давления необходимо придерживаться среднего расстояния. При близком контакте манипулятор, имея более высокую должность и влияние, может морально давить на собеседника. При этом использование оскорбительных выражений и угроз необязательно.
Препятствия и адекватная оценка диалога
Не стоит бояться задать манипулятору вопросы по теме разговора. Большинство начальников могут подстраивать ситуацию под себя и подменять понятия. Это одна из уловок манипуляции, которую можно обойти путем предоставления фактов и опровержений.
Близкий контакт
Доверительные отношения с манипулятором дают ему возможность скрытно навязывать решения. Во избежание близкого контакта необходимо оставаться на уровне деловых отношений. При любых возможных ситуациях, когда манипулятор хочет «подружиться», требуется вести себя сдержанно и не обращать внимания.
Анализ диалога
С начала разговора необходимо обращать внимания на незначительные вопросы и отговорки манипулятора. Это позволит узнать его настрой и скрытый смысл намерений.
Промежуточные отговорки
Манипулятор является таким же человеком, которому свойственно ошибаться. Для определения ошибок необходимо задавать уточняющие и наводящие вопросы по поводу излагаемой информации. Это позволит поставить манипулятора в ступор.
Служебные обязанности
В трудовом договоре обозначены все обязанности работника. Если начальник пытается обвинить в некомпетентности и неисполнении задач, не стоит бояться сослаться на трудовой договор.
Рассеянность
Чтобы защититься от уловок манипулятора можно включить рассеянность, невнимательность и замедление действий.
Поведение
Манипуляторы уже имеют опыт и использовали уловки с другими собеседниками. Большинство реагируют стандартно и не пытаются защитить свои интересы и правоту. Во избежание манипуляций необходимо придерживаться спокойного поведения и грамотно оценивать ситуацию. Даже если манипулятор предлагает сделку на выгодных условиях, лучше сначала разобраться и задать уточняющие вопросы по пунктам. Это собьет манипулятора с толку, и можно будет заметить недопонимание на его лице.
Управление разговором
Манипулятор пытается отвлечь от темы обсуждения и выстраивает второстепенные линии разговора. Для решения делового вопроса необходимо возвращаться на нужное место диалога.
Перерыв
В том случае, когда в разговоре манипулятор начинает одерживать победу, можно сделать небольшой перерыв. Для этого можно использовать любой предлог, чтобы отлучиться. Это может быть вынужденное выполнение задачи руководства или необходимость отдать приказ подчиненным.
Нападение
Не стоит останавливаться на защитной позиции. Манипулятор не ожидает нападения. Для этого можно использовать те же способы, что и он. Однако сначала нужно их узнать.
Вывод
Одержать победу в разговоре можно с любым собеседником, если грамотно использовать манипуляции в деловом общении.
Источник
Манипуляции в общении. виды, приемы, характеристика манипуляций в общении
Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?
Определение понятия
Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.
Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.
Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.
Виды манипуляций в общении
Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.
Основные виды воздействия делятся на:
- осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
- неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).
Второстепенные виды делятся на:
- лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
- поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).
Зачем они нужны?
Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.
Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.
Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.
Во-вторых, нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.
Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.
Приемы манипуляции в общении
Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.
Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.
Воздействие любовью
В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле». В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.
Воздействие страхом
Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Например: «Если ты не поступишь в институт – станешь нищим», «Вы отличный специалист, но на эту вакансию появился еще один соискатель». Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования.
Воздействие виной
Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Например: «Ты гулял и веселился со своими друзьями, а я одна и с ребенком нянчусь, и тебе уют создаю», «Вам сегодня лучше отдохнуть, а я могу сделать за вас вашу работу». Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку. Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.
Воздействие неуверенностью в себе
В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах. Например: «Ты обязана слушать меня – я жизнь прожила! Ты без меня ни на что не способна», «Вообще-то я тут начальник, поэтому мне решать, как это должно быть сделано». Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам. Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки.
Воздействие гордостью
Тщеславие, гордость – замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе. Но ты же умница и отличная хозяйка – удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней». Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.
Воздействие жалостью
Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его – вызвать жалость к себе и желание помочь. Например: «Я так устаю, сил никаких нет, а еще надо ужин тебе готовить», «Я начальник и каждый раз получаю высказывания за вашу плохую работу и плачу за вас штрафы». Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь. Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору.
Как узнать о психологическом воздействии?
Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.
- Эмоции. Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
- Непонятные слова. В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
- Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
- Срочность. Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
- Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
- Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.
Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.
В деловых отношениях
Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.
Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:
- насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
- демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
- лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.
Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.
В межличностных отношениях
Манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности. Этот фактор позволяет использовать стереотипы поведения («Все женщины делают это», «Настоящие мужчины так не поступают»).
Другой вариант – вызвать желание защитить свою гендерную принадлежность («Ты все правильно сделал, это поступок настоящего мужчины»). Успешность психологического воздействия напрямую зависит от арсенала средств и умения их использовать в разных ситуациях.
В семейных отношениях
Самыми распространенными семейными манипуляциями являются истерики, молчание, демонстративный отъезд «к маме», гулянки с друзьями, запои. Психологическое воздействие используют и родители, и дети. Это способ добиться своей выгоды, играя на чувствах других.
Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.
Как защититься от психологического воздействия?
Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.
Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.
Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.
Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.
Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:
- на ошибки и собственное мнение;
- на то, чтобы изменить свое мнение, передумать;
- не отвечать на вопросы, если они кажутся некорректными;
- быть собой, не стараться быть привлекательным для всех подряд;
- быть нелогичным.
Источник