Техника двигательного действия. Основные этапы её формирования в процессе самостоятельных занятий физической культурой
Процесс обучения технике движений (двигательному действию), свойственной определённому виду спорта и необходимой в нём, называется технической подготовкой. Принято различать общую и специальную техническую подготовку. Общая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка — на достижение технического мастерства в избранном виде спорта.
Надо иметь в виду то, что под «спортивной техникой» понимают определённый способ выполнения двигательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих двигательных возможностей для достижения спортивного результата.
Роль спортивной техники в различных видах спорта различна. Исходя из особенностей двигательного действия и способов оценки спортивных достижений, выделяют следующие группы видов спорта с характерной для них спортивной техникой:
1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, прыжки, метания и др.). характерная особенность этих видов = кратковременность и максимальная мощность усилий. Техника направлена на то, чтобы обеспечить спортсмену возможность в процессе решения двигательной задачи развивать наиболее мощные усилия в основной фазе движения, в нужном направлении, при полноценном использовании внутренних и внешних сил, действующих на его тело.
2. Виды с преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и др.). Техника направлена на экономизацию расхода физических сил и повышение эффективности оптимальных рабочих усилий.
3. Виды спорта, связанные с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений по заданной программе (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках и др.). Техника здесь приобретает самостоятельную роль, становясь предметом оценки спортивного достижения. Физическая подготовка тут играет подсобную роль и служит лишь для совершенствования техники движений.
4. Виды, характеризующиеся активным взаимодействием спортсменов (личного и командного характера) при переменных условиях двигательной деятельности (баскетбол, футбол, волейбол и др.). Техника призвана решать ряд следующих сложных задач: повышение эффективности использования максимальных усилий, экономизации; рабочих усилий, повышение быстроты, точности действий в условиях меняющейся обстановки спортивной борьбы.
Условно различают три этапа в построении процесса освоения двигательного действия:
1) начальное разучивание;
2) углубленное, детализированное разучивание;
3) закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.
Целью первого этапа освоения двигательного действия является изучение основы техники двигательного действия, формирование умения выполнять его в «грубой» форме, второго — довести первоначальное «грубое» владение техникой действия до относительно со вершенного, а третьего — обеспечить совершенное владение техникой действия в соревновательных условиях.
Источник
Техника двигательного действия структура техники способы ее оценивания
Войти через uID
—>
« Ноябрь 2021 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
—>
1. Техника двигательного действия. Основные этапы ее формирования в процессе самостоятельных занятий физической культурой.
Овладение двигательными действиями осуществляется в результате учения, т.е. учитель (тренер) обучает своего ученика. В процессе обучения необходимо овладеть различными параметрами действия: скорость выполнения, частота, точность, длина шага и другое. Одно и то же действие можно выполнить разными способами, но только самым рациональные способы называют техникой выполнения.
Техника двигательного действия –это наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия. Каждое двигательное действие состоит из мелких движений, которые последовательно связываются в единое целое. Например, можно бежать высоко поднимания колени, но для достижения максимальной скорости этого будет недостаточно. Условно выделяют 3 этапа в процессе освоения двигательными действиями:
— 1 этап – ознакомление с двигательным действием: происходит разучивание упражнения, изучение основ техники, но в «грубой» форме, т.е. еще не так идеально от стандарта или образца. Необходимо создать представление об изучаемом упражнении.
— 2 этап – углубленное разучивание: упражнение осваивается по частям, по детально, некоторые элементы доводятся до автоматизма, постепенно упражнение выполняется в целом объеме, не отходя от техники выполнения, упражнение повторяется многократно без ошибок, т.е. техника доводится до совершенства, главный контроль пока только зрительный.
— 3 этап – закрепление и совершенствование: выполнение упражнения в обычных и нестандартных условиях (подвижные игры, игровые упражнения, соревнования). Главный контроль — свободное выполнение упражнения, сосредоточение на цели и количестве выполнения упражнения.
2. Основные нарушения правил во время игры в футбол.
В правилах игры в футбол указаны запрещенные приемы. В борьбе за мяч игрокам в рамках правил разрешается применять силовые примы, но только чтобы овладеть мячом.
Нарушение правил, за которые назначается 11 м удар или штрафной
нарушения, связанные с касанием мяча руками нарушения, связанные с неправильными
приемами, по отношению к сопернику
попытка ударить соперника ногой, свалить соперника,
прыжок, удар рукой, держание, толчок плечом, бедром
Главный критерий, по которому определяется нарушение правил при контакте с соперником, – игра не «в мяч», а «в игрока». Нарушение правил фиксируется и в том случае, если оно было непредумышленным или произошло в результате ошибки при выполнении технического приема. К примеру, по современным правилам, подкат сзади считается грубейшим нарушением: судья вправе удалить провинившегося игрока, даже если соперник не получил травму.
В футболе играть руками разрешено только вратарю, – в пределах своей штрафной. При этом вратарь не имеет права касаться мяча руками в случае, если кто-то из партнеров отдал ему мяч пасом назад или броском из-за боковой. Если вратарь умышленно бросает мяч в соперника, то он удаляется с поля и назначается 11 м удар. Полевые игроки имеют право брать мяч в руки только при вбрасывании из-за боковой.
За нарушение правил назначается удар по свободно лежащему мячу (отсюда и название «свободный удар») – с той точки поля, где произошло нарушение. При непрямом свободном ударе (или просто свободном) – в отличие от прямого свободного (или штрафного) удара – мяч не может быть направлен прямо в ворота. Игрок, пробивающий свободный или штрафной, не имеет права касаться мяча два раза подряд.
Только судья имеет право оценивать действия игроков на поле. Правилами предусмотрены и дисциплинарные санкции по отношению к провинившимся игрокам: предупреждение и удаление. За неспортивное поведение, демонстративное несогласие (в любой форме) с решением судьи, систематическое нарушение правил, затяжку времени, несоблюдение установленного расстояния при выполнении соперником углового или свободного (штрафного) удара, выход (возвращение) на поле или уход с поля без разрешения судьи может последовать предупреждение: судья показывает игроку желтую карточку. За серьезное нарушение правил, агрессивное поведение, плевок в соперника или любое другое лицо, оскорбительную (нецензурную) брань, умышленную игру рукой (кроме вратаря), помешавшую соперникам забить гол или создать явную голевую ситуацию, а также за любое из нарушений, наказуемых свободным, штрафным или пенальти – в ситуации, когда это помешало сопернику забить гол, – провинившийся удаляется с поля без права замены. Судья показывает ему красную карточку. Второе предупреждение, полученное игроком в ходе матча, автоматически приводит к его удалению.
3. Составьте план самостоятельного занятия по развитию скорости бега. Обоснуйте состав упражнений, их последовательность, дозировку и режимы нагрузки.
В легкой атлетике подразделяют бег:
— на короткие дистанции от 100 до 400 м – спринтерский бег (короткие дистанции)
— на средние дистанции от 500 до 2000м – миттельштрекерский бег(средние дистанции)
— длинные дистанции от 3000 до 10000 м – стайерский бег(длинные дистанции)
Главные компоненты скорости бега на любую дистанцию – это длина и частота шагов. В беге на короткую дистанцию повышение скорости идет за счет темпа бега, на средней дистанции – за счет поддержания темпа и скоростной выносливости, на длинной – за счет выносливости
Занимаясь самостоятельно необходимо придерживаться следующих требований:
— заниматься во второй половине дня
— через 1,5 – часа после еды
— тренироваться 2-3 раза в неделю
— не увлекаться трудными упражнениями
Основные упражнения для развития скорости бега – это бег на короткие дистанции, эстафеты, подвижные игры. По времени упражнение должно длиться не более 12 секунд (если больше, то развивается скоростная выносливость). Начинать выполнение следующего упражнения после полного восстановления дыхания. Если частота пульса к концу отдыха между сериями (к концу 5-й минуты отдыха) удерживается на уровне выше 120 уд/мин, можно считать, что нагрузка для данного спортсмена слишком велика. Необходимо уменьшить количество пробежек в сериях или количество серий.
Для того чтобы функциональные возможности организма развивались в нужном направлении, необходимо учитывать не только воздействие отдельных упражнений, но и режим чередования упражнений с отдыхом и величину нагрузки.
План самостоятельного занятия:
— бег в медленном темпе 6-8 минут
— упражнения в движении: подскоки, приставные шаги, бег спиной вперед
— специальные упражнения: бег с высоким подниманием бедра, захлестом голени назад, бег прыжками
2. Основная часть:
— бег из разных исходных положений ( стоя, сидя, лежа) на 60 м с максимальной скоростью 2 подхода по 3-4 раза отдых между подходами 2-5 минут
— челночный бег 2*10м, 3*10 м, 4*10 м 2 подхода, отдых 2-5 минут
— прыжки со скакалкой 3 подхода по 15 секунд, отдых 2-3 минуты
— прыжки в длину с места 5-8 раз
— бег с хода на 30 м , 3-4 подхода, отдых 1-2 минуты
— выпрыгивание из низкого приседа 6-8 раз, отдых 1-2 минуты
Источник
6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
Техника выполнения двигательных действий оценивается следующим образом:
«отлично» — если упражнение выполнение согласно описанию, без ошибок, четко, легко, уверенно, слитно в надлежащем ритме;
«хорошо» — если упражнение выполнено согласно описанию, слитно, но при этом допущено не более двух незначительных ошибок;
«удовлетворительно» — если упражнение выполнено согласно описанию, в своей основе верно, но с одной значительной или тремя незначительными ошибками;
«неудовлетворительно» — если упражнение не выполнено, выполнено с грубой или число других ошибок более трех.
Характер ошибок определяется на единой основе:
Незначительные ошибки – неточное выполнение деталей техники, практически не ведущих к снижению результата, качественных показателей двигательного действия;
Значительные ошибки – отклонение от правильного выполнения, не нарушающие структуру двигательного действия, его основы, но снижающим его результативность, количественные показатели (нарушение ритма, потеря темпа, недостаточная амплитуда, неустойчивое положение тела и т.д.).
Грубые ошибки – отклонения от правильного (эталонного) выполнения техники, нарушающие структуру, искажающие основу техники двигательного действия, приводящие к значительному снижению результатов.
Контрольные вопросы:
1. Методические принципы физического воспитания.
2. Методический принцип сознательности и активности.
3. Методический принцип наглядности.
4. Методический принцип доступности.
5. Методический принцип систематичности.
6. Методический принцип динамичности.
7. Средства физического воспитания.
8. Методы физического воспитания.
9. Метод регламентированного упражнения.
10. Игровой метод.
11. Соревновательный метод.
12. Использование словесных и сенсорных методов.
13. Этапы обучения движениям.
14. Первый этап обучения — ознакомление, первичное заучивание.
15. Второй этап обучения — формирование умения.
16. Третий этап обучения — формирование двигательного навыка.
1. Евсеев Ю. И. Физическая культура.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 151-188.
2. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. – М.: Гардарики. 2007. — С. 201-221.
3. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. – М.: Академия, 2004. С. 32-142.
4. Шевцов В.В. Теоретические и методические основы формирования военно-прикладных навыков и умений. – Тюмень: Вектор-Бук. 2000. – 56 с.
5. Шевцов В.В. Учебная работа по физическому воспитанию в школе. Учебное пособие. – Тюмень : ТюмГУ,1996.-58с.
Педагогические основы физического воспитания: воспитание (развитие) физических качеств
Студент должен знать:
— определение основных понятий, характеризующих двигательные способности;
— средства и методы развития силовых, скоростных, скростно-силовых, координационных способностей; выносливости и гибкости;
— тесты и критерии оценки уровня проявления двигательных способностей.
Студент должен уметь:
— применть средства и методы развития двигательных способностей;
— дозировать и нормировать нагрузку на занятиях по физической культуре и спорту;
— оценивать уровень проявления различных двигательных способностей (физических качеств).
Методика развития силовых способностей.
Методика развития скоростных способностей.
Методика развития скоростно-силовых способностей.
Методика развития выносливости.
Методика развития координационных способностей и гибкости.
Физические качества, двигательные способности, методы развития двигательных способностей.
Физические качества — это отдельные, качественно определенные стороны двигательных возможностей человека. Двигательные возможности определяются наличием соответствующих двигательных навыков, умений и физических качеств. Термины «физические качества», «двигательные качества», «двигательные способности» используются в специальной литературе, как равнозначные. В то же время под двигательными способностями следует понимать врожденные и приобретенные возможности индивида успешно осуществлять определенные виды двигательной деятельности.
Источник