Технический способ обучения работах

Содержание
  1. Технические средства обучения (ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых данная информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К ТСО относится практически вся техника, используемая учителем во время урока.
  2. Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых.
  3. Технический способ обучения работах
  4. Положение о технической учебе (техническая учеба)
  5. 2. Организация технической учебы
  6. 3. Порядок проведения технической учебы
  7. 4. Содержание технической учебы
  8. 5. Учебно-производственная база технической учебы
  9. 6. Контроль за организацией и проведением технической учебы

Технические средства обучения (ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых данная информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К ТСО относится практически вся техника, используемая учителем во время урока.

Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и целые классы для изучения определенного предмета. Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.

По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.

К информационным относятся в основном аудиовизуальные ТСО: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция, лингафонное оборудование. Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные ТСО могут быть успешно использованы также и при самостоятельном обучении. Аудиовизуальные средства обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения — усиливают восприятие учащимися учебной информации, что в значительной степени определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Для глубокого усвоения знаний необходимо формирование понятий и художественных образов в процессе активной мыслительной деятельности. Этого можно достичь лишь при сочетании аудиовизуальных средств со словом учителя. Слово учителя необходимое условие и средство повышения действенности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их содержания учащимися, управления их познавательной деятельностью. В процессе обучения аудиовизуальные пособия могут быть использованы в качестве иллюстрации, как средство дополнительной информации в целях углубления и конкретизации знаний и обогащения представлений учащихся, полученных на основе других источников. Учебные кинофильмы и фонозаписи в этом случае могут служить средством инструктирования. Они знакомят с приемами выполнения работы, показывают последовательность операций либо содержат указания к учебным заданиям, помогают формировать у учащихся практические умения и навыки.

Контролирующие ТСО предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Контролирующая группа ТСО позволяет получать сведения о степени и качестве усвоения учебной информации. Данные устройства могут быть использованы в любом отрезке учебного цикла. Контроль обеспечивает обратную связь между педагогом и учащимися и является неотъемлемой частью образовательного процесса. С помощью ТСО можно проводить текущий контроль усвоенного материала, а также итоговый – по завершению определенного этапа обучения. Контролирующие ТСО различны по сложности: от простейших систем до специальных контролирующих комплексов. Использовать такие средства можно как для индивидуального, так и группового контроля.

  • практическое выполнение учебных заданий. Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться дальше только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.
  • использование ТСО всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения — улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса. Там где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения. ТСО могут взять на себя некоторые функции преподавателя; задавать вопросы, рассказывать, диктовать и т.п., т.е. ТСО частично освобождают преподавателя от трудоемкой работы по автоматизации речевых навыков и создают дополнительные информации, передаваемая с помощью СО, должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки, а содержание, объем и глубина заложенной в СО информации должны соответствовать содержанию программы и учебника. СО должно соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся, т.е. должно быть доступно для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков обучающегося. СО должно быть наглядным, активизировать внимание обучающихся, вызывать интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате. СО должно быть пригодно к применению современных методов и организационных форм обучения. СО должно быть приспособлено к комплексному использованию, т.е. органично сочетаться с другими СО, применяемыми при изучении данного вопроса (темы)программы. Однако ТСО никогда не заменят преподавателя полностью. Преподаватель изучает возможности каждого из существующих ТСО для решений конкретных задач аудиторной и самостоятельной работы учащихся, выявляет экспериментально эффективность отдельных видов ТСО на разных стадиях обучения — при ознакомлении с учебным материалом, при тренировке и при самостоятельной работе.
Читайте также:  Современные способы подачи винегретов

1. Выготский Л.С. Собр. соч. т.6, М., 1984.

2. Габай Т.Е. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.

3. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. – М., 1977.

4. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. – М., 1979.

5. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.

6. Каджаспиров Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 298 с.учебное пособие – Москва 2007. – 153 с.

Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учебное пособие – Москва 2005. – 24с.

Источник

Технический способ обучения работах

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно воспитательных задач);

2) принципу устройства и работы;

3) роду обучения;

4) логике работы;

5) характеру воздействия на органы чувств;

6) характеру предъявления информации.

По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения — комбинированные.

Технические средства передачи информации:

  • диапроекторы,
  • графопроекторы,
  • эпипроекторы,
  • магнитофоны,
  • радиоустановки,
  • музыкальные центры (аудиосистемы),
  • проигрыватели,
  • радиоузлы,
  • кинопроекторы и киноустановки,
  • телевизоры,
  • видеомагнитофоны,
  • ПЭВМ и т. п.

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают:

  • линейные
  • разветвленные
  • комбинированные.

Тренажерные технические средства специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей:

  • движущиеся ленточные классные доски,
  • устройства для перемещения карт, плакатов;
  • устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов;
  • радиомикрофоны,
  • микрофонную проводную технику,
  • усилители,
  • полиэкраны,
  • электронные доски и т. п.

К комбинированным техническим средствам (универсальным) , выполняющим несколько функций, относятся :

  • лингафонные устройства,
  • замкнутые учебные телевизионные системы,
  • компьютерные системы.

По принципу устройства и работы ТСО бывают:

  • механические,
  • электромеханические,
  • оптические,
  • звукотехнические,
  • электронные
  • комбинированные.

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют:

  • визуальные
  • аудиосредства
  • аудиовизуальные ТСО.

По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на:

  • экранные,
  • звуковые
  • экранно-звуковые средства.
Читайте также:  Нетрадиционный способ рисования снежинки

Источник

Положение о технической учебе (техническая учеба)

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90, инструктивно-методическими и руководящими материалами по непрерывному фирменному профессиональному обучению рабочих в организациях ОАО «Газпром», определяет содержание и порядок проведения технической учебы.
1.2. Техническая учеба является одной из форм планового обучения для повышения уровня технической грамотности рабочих.
1.3. Техническая учеба проводится в целях обеспечения непрерывного и последовательного роста квалификации и технических знаний по обслуживанию технологического оборудования, освоения технологии в конкретных условиях производства, изучения инструкций по эксплуатации оборудования, изучения аварийных ситуаций, требований охраны труда и техники безопасности, а также подготовки к ежегодной проверке знаний. Техническая учеба направлена на повышение эффективности и качества работы, производительности труда, повышение качества обслуживания и ремонта оборудования.
Уровень знаний и практических навыков рабочих, соблюдение ими правил охраны труда и техники безопасности, а также проведение и посещаемость занятий по технической учебе учитываются администрацией филиалов при моральном и материальном поощрении рабочих. Техническая учеба не является основанием для присвоения или повышения разряда рабочим по профессии.
1.4. Общее руководство и организация технической учебы в филиалах ООО (далее Общество) возлагается на главных инженеров, подготовка и проведение обучения — на руководителей цехов, служб, участков.

2. Организация технической учебы

2.1. Руководители отделов и служб по направлению деятельности администрации Общества в области организации технической учебы:
2.1.1 оказывают методическую помощь в организации технической учебы, осуществляют внедрение прогрессивных форм и средств технической учебы, использование видеофильмов, тренажеров, АОС (автоматизированных обучающих систем), действующих схем и макетов;
2.1.2 инициируют распространение передового опыта.
2.2. Руководители и главные инженеры филиалов Общества в области организации технической учебы:
2.2.1 осуществляют организационное руководство технической учебой рабочих на производстве;
2.2.2 организуют оснащение мест проведения технической учебы макетами и наглядными пособиями необходимыми для обеспечения учебного процесса.
2.3. Руководители подразделений филиалов (цеха, службы, участки) Общества:
2.3.1 организуют техническую учебу рабочих;
2.3.2 разрабатывают и реализуют планы технической учебы с учетом информационных писем по ОТ и ПБ, состояния охраны труда работников, указаний вышестоящих должностных лиц, фактического профессионального уровня работников, исходя из специфики применяемого оборудования;
2.3.3 готовят методические (в т.ч. раздаточные) материалы, контрольные тестовые задания для оценки уровня знаний по темам теоретического обучения;
2.3.4 вносят предложения по обеспечению технической учебы специфическими для данного подразделения учебными наглядными пособиями, техническими средствами обучения;
2.3.5 осуществляют подбор руководителей и специалистов для проведения технической учебы.

3. Порядок проведения технической учебы

3.1. Техническая учеба проводится согласно плану на календарный год
(с января по декабрь). Время, отводимое на техническую учебу, включается в рабочее время.
3.2. Техническая учеба проводится в каждой отдельной службе (цехе, участке) ежеквартально. Количество часов отводимых на занятия должно быть не менее 6 часов в квартал. Общее количество часов, отводимое на проведение технической учебы для каждой профессии рабочих, определяется исходя из объемов рассматриваемого на технической учебе материала, но не должно быть менее 24 часов в год.
3.3. При отсутствии работника на плановых занятиях по уважительным причинам, техническая учеба проводится путем предоставления ему информации для самостоятельного изучения по теме пропущенного занятия, под контролем ответственного специалиста.
3.4. Проведение технической учебы для сменного персонала, работников, чья деятельность связана с работой на удаленных объектах или вахтовым методом, может осуществляться по заданию руководителя цеха (службы, участка) специалистами. Журнал проведения и посещения занятий по технической учебе передается руководителем цеха (службы, участка) назначенному специалисту для внесения необходимой информации после проведения технической учебы.
3.5. План проведения технической учебы (Приложение 1) составляется на год, утверждается главным инженером филиала и доводится до работников подразделения.
3.6. При изучении комплексных (специфических) тем, к проведению технической учебы могут привлекаться работники других служб, филиалов, организаций.
3.7. В зависимости от изменения в течение года нормативно-технических документов, модернизации оборудования, фактических знаний работников, выявленных в ходе очередной проверки знаний, планы технической учебы корректируются с включением в них новых тем.
3.8. По окончании каждого занятия, методом опроса, проводится подведение итогов обучения.
3.9. Учет и оценка проведения технической учебы осуществляется в специальном журнале проведения и посещения занятий (Приложение 2). Ежегодно, до конца года от руководителей цехов (служб, участков) в кадровую службу филиала согласно установленной форме (Приложение 3) передается отчет о проведении технической учебы.
3.10. Итоговая проверка знаний результатов технической учебы совмещается с ежегодной проверкой знаний по охране труда и осуществляется экзаменационной комиссией, созданной приказом (распоряжением) по филиалу с оформлением протокола (Приложение 4). Председателем экзаменационной комиссии назначается начальник цеха (службы, участка и т.д.). Состав экзаменационной комиссии совпадает с экзаменационной комиссией по проверке знаний по охране труда.

4. Содержание технической учебы

При организации и проведении технической учебы необходимо предусматривать:
4.1. Углубленное изучение технологических процессов управления оборудованием, конструкций, схем, эксплуатации и ремонта машин и механизмов в конкретных условиях производства, а также вновь вводимого и модернизированного оборудования.
4.2. Изучение рабочими инструкций по эксплуатации оборудования и безопасных приемов обслуживания оборудования в целях предупреждения аварийности и травматизма.
4.3. Подготовку рабочих к ежегодной проверке знаний в соответствии с Положением об организации обучения и проверке знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и др. нормативным документам Ростехнадзора.
4.3. Изучение персоналом передовых методов и приемов труда.
4.4. Совершенствование навыков в своевременном выявлении и устранении неисправностей технических средств непосредственно в производственных условиях, с проведением практических занятий по действиям работников в условиях отказов технических средств.
4.5. Изучение приказов, распоряжений, инструкций, информационных писем, рекомендаций и других документов Общества, ООО «Газобезопасность», ОАО «Газпром», проведенного анализа состояния безопасности работ, соблюдения требований охраны труда и техники безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
4.6. Проведение анализа допущенных работниками нарушений инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, а также правил нормативных документов по охране труда и промышленной безопасности, обнаруженных при проведении административно-производственного контроля, инспекторских проверках, плановых проверках комиссий по подготовке объектов к эксплуатации в осенне-зимний период.
4.7. Оказание помощи работникам в детальном изучении разделов правил, стандартов, производственных инструкций, инструкций по охране труда и других нормативных документов по направлению деятельности.
4.8. Детальное изучение требований проведения работ повышенной опасности согласно утвержденному «Перечню работ повышенной опасности» для филиала.

Читайте также:  Способы восстановления обогрева заднего стекла

5. Учебно-производственная база технической учебы

Для организации и проведения технической учебы в филиалах используются рабочие места, специализированные кабинеты, технические средства обучения, схемы, стенды, наглядные пособия, документация и техническая литература, приказы, инструкции и другие документы, касающиеся деятельности предприятия, а также учебные видеофильмы, в том числе по охране труда.

6. Контроль за организацией и проведением технической учебы

Контроль за организацией и проведением технической учебы, а также проверку знаний сотрудников, осуществляют:
6.1. Руководители и специалисты отделов и служб администрации Общества, отдела охраны труда и промышленной безопасности, отдела кадров и трудовых отношений:
— при очередных и внеплановых проверках деятельности филиалов;
— при проведении конкурсов профессионального мастерства.
6.2. Руководители и главные инженеры филиалов совместно со специалистами охраны труда и кадровой службы:
— при осуществлении проверок учебного процесса по технической учебе;
— при действиях персонала на противоаварийных тренировках и работах с повышенной опасностью;
— при проведении конкурсов профессионального мастерства.
6.3. Руководители и специалисты цехов (служб, участков):
— после каждого занятия методом опроса;
— при ежегодной проверке знаний по охране труда и результатов технической учебы;
— при действиях персонала на противоаварийных тренировках и работах с повышенной опасностью.

Главный инженер – первый заместитель
генерального директора

Утверждаю
Гл. инженер_____________________
(наименование филиала)

_______________ Ф.И.О.
«____» __________20 ___ г.

План
технической учебы рабочих
____________________________ на 20___ г.
(наименование подразделения)

№-п/п Тема технической учебы, номер и наименование инструкции по эксплуатации оборудования Кол-во человек Дата, время проведения занятий Ф.И.О.
ответственного за проведение
1 2 3 4 5
1. Подготовка стропальщиков к повторной проверке знаний 8 11.01.2010 Сидоров С.С.
2. Изучение инструкций по эксплуатации оборудования № № 12 28.03.2010 г. Сидоров С.С.
. n

Начальник цеха (службы, участка) ___________ Ф.И.О. Приложение 2 ________________________________________________
(наименование филиала)
________________________________________________
(наименование подразделения) Журнал
проведения и посещения занятий по технической учебе Начало ____________ Окончание_________

№-п/п Ф.И.О. Дата, количество часов Тема занятия Отметка о посещении Итоговая оценка
1 2 3 4 5 6
1 Иванов И.И. 11.01.2010 4 часа Подготовка стропальщиков к повторной проверке знаний + 5
2 Петров П.И. -/- -/- + 5
. n

(Оценка производится по 5-бальной шкале:1-неудовлетворительная оценка, 5-отличная оценка). Приложение 3 Отчет
о проведении технической учебы рабочих
____________________________ за 20__ г.
(наименование подразделения) Численность рабочих квалифицированного труда в цехе (службе, участке), чел. ______

№-п/п Тема технической учебы Кол-во человек Дата проведения занятий, количество часов
1 2 3 4
1. Подготовка стропальщиков к повторной проверке знаний 8 11.01.2010 г.
4 часа
2. Изучение инструкций по эксплуатации оборудования № № 12 28.03.2010 г.
4 часа
3. Подготовка операторов котельной к повторной проверке знаний 4 01.07.2010 г.
6 часов
…n

Начальник цеха (службы, участка) __________________ Ф.И.О.

ОАО «ГАЗПРОМ»
____________________________________________________________________________________
(наименование организации, цеха, участка)

ПРОТОКОЛ № __________

заседания комиссии проверки знаний по результатам технической учебы

«_____» __________________ 20___ г.

Комиссия в составе:
Председателя комиссии: _____________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)

членов комиссии: ___________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)

представители: ____________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
На основании приказа № ____ от «____» _______________ 20 ___ г.
Приняла экзамен ____________________________________________________________________
(вид обучения или проверки знаний)

№ п/п Ф.И.О. Профессия, должность Наименование службы, цеха, участка и т.д., организации, филиала Наименование учебной программы, №№ инструкций по эксплуатации оборудования, правил, норм Заключение, оценка (сдал/не сдал) Подпись проверяемого

Председатель комиссии: _________________________ (подпись, фамилия и.о.)

Члены комиссии: _______________________________ (подпись, фамилия и.о.)
_______________________________ (подпись, фамилия и.о.)
_______________________________ (подпись, фамилия и.о.)

Представители органов
надзора и контроля: _____________________________ (подпись, фамилия и.о.)

Источник

Оцените статью
Разные способы