- Управление рисками и их минимизация
- Измерили ли вы риски своей компании? Если нет, то у вас нет риск-менеджмента!
- Система управления корпоративными рисками «Рискограф»
- Многолетний опыт и ноу-хау нашей компании помогут вам:
- Что такое система управления рисками «Рискограф»?
- Для кого эта система?
- Методы управления рисками на предприятии
- Принципы системы по управлению рисками
- Приемы и методы управления
- Управления рисками на предприятии
- Служба риск-менеджмента на предприятии
- Технический риск способы минимизации
- Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
- Оставить комментарий
Управление рисками и их минимизация
Управление рисками (risk managment)— это часть процесса управления компанией, которая нацелена на выявление и минимизацию рисков, которые угрожают функционированию самого предприяия или выполнению какого-либо проекта. Главная задача управления рисками — минимизация рисков, которые могут помешать проекту завершиться в установленный срок, в бюджеты и с необходимым качеством. Как правило — процесс управления рисками должен гармонично сочетаться с корпоративной стратегией и быть ее частью.
Минимизация рисков — действия, направленные на снижение вероятности возникновения рисковых ситуаций, либо действия, минимизирующие потери бизнеса при решении возникших ситуаций, которые можно трактовать как объект управления риском. Наиболее эффективно минимизация рисков проявляет себя, если меры были приняты заранее.
Управление рисками начинается с выявления вероятных угроз, как внутренних, так и внешних. Для выявления этих угроз используются методы, основанные на прогнозировании и анализе. Как правило — проводятся анализ рынка, анализ существующей конъюнктуры, планов по развитию компании, исследуются другие факторы.
Управление рисками в бизнесе сегодня – жизненная необходимость, а не роскошь. Экономия небольшой суммы на внедрение системы управления рисками может привести либо к краху компании, либо к значительному ущербу.
Измерили ли вы риски своей компании? Если нет, то у вас нет риск-менеджмента!
Измерение рисков это систематический процесс и проводится он на основе аналитических данных и разработанных математических моделей — создаются карты рисков, рискограммы на каждое направление исследования. На основе собранных данных проводится анализ и выбирается оптимальный набор мер для управления рисками.
Система управления корпоративными рисками «Рискограф»
Узнать о системе управления риска «Рискограф» подробнее:
Наша уникальная разработка — система «Рискограф» способна визуально «разложить по полочкам» все риски бизнеса или проекта. Она представляет собой комплекс формальных и неформальных методов (основная специализация нашей компании вполне позволяет это сделать), использующихся для идентификации рисков, определения их значимости, а также методы мониторинга уровня рисков.
Управление рисками, их минимизация представляют сегодня приоритетное направление менеджмента организации в условиях влияния разнообразных обстоятельств на деятельность компании.
Многолетний опыт и ноу-хау нашей компании помогут вам:
- Идентифицировать риск — определение и анализ типа угрозы,
- Оценить и измерить возможный ущерб в случае его реализации,
- Разработать программу мер для предупреждения и минимизации рисков компании,
- Вести мониторинг рисков — постоянное наблюдение и анализ данных,
Что такое система управления рисками «Рискограф»?
SaaS «Рискограф» — онлайн-сервис компании «Р-Техно», предназначенный для анализа и управления деловыми (общими) рисками на предприятии. Доступ к сервису можно получить после заключения соответствующего соглашения.
Для кого эта система?
«Рискограф» — универсальный инструмент, который будет полезен как специализированным подразделениям предприятия (службе экономической безопасности, специалистам по риск-менеджменту), так и руководителям компаний, которые смогут контролировать и минимизировать свои деловые риски. «Рискограф» незаменимый инструмент для аудита рисков с целью объективного представления о компании в процессе привлечения инвестиций, M&A-сделках.
Важно, что данный механизм подчеркивает необходимость переоценки выявленных рисков, систематически влияющих на деятельность предприятия. В целом, такой прогрессивный подход к управлению рисками имеет решающее значение для всестороннего процесса управления и гарантирует, что показатели риска обрабатываются эффективно и на соответствующем уровне.
*SaaS — Одна из форм облачных вычислений, модель обслуживания, при которой подписчикам предоставляется готовое прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое провайдером.
Источник
Методы управления рисками на предприятии
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Управление рисками, понижение уровня их действия представляют приоритетное направление менеджмента организации в условиях влияния разнообразных обстоятельств на работу компании.
Принципы системы по управлению рисками
Выстраивание системы для управления угрожающими и проблемными ситуациями основывается на некоторых принципах:
- Комплексности, при которой предусматривается взаимодействие всех подразделений предприятия для определения и оценки угроз по видам и направлениям деятельности.
- Непрерывности. Постоянное наблюдение и контролирование рисков важны в условиях изменяющихся ситуаций и условий работы в организации, появления новых типов угроз, в отношении которых требуются контроль и анализ развития.
- Интеграции. Оценка интегрального риска обеспечивает взвешенную оценку влияния на коммерческую деятельность полного набора потенциальных рисков с учетом их взаимосвязей (изменение стоимости товара, проблемы с контрагентами, налоговые запреты, техногенные аварии).
Приемы и методы управления
Методы управления рисками отличаются разнообразием, обусловленным многочисленными вариантами ведения предпринимательской деятельности, но их можно объединить в несколько однородных групп.
Какие существуют приемы и методы управления рисками кредитных потребительских кооперативов?
Приемами и средствами для разрешения проблемных ситуаций, применяемыми на предприятии, считаются методы:
- Избегания риска, при котором имеет место отказ от мероприятий и процессов, которые могут стать причиной более существенных проблем (реализация проблемного актива, уход с рынка, отказ от работы в проекте с неясным результатом). Консервативный метод не имеет широкой востребованности, поскольку в результате получается потеря выгоды из-за отказа от исполнения некоторой деятельности.
- Удержания риска, связанный с самострахованием (переводом на себя риска) путем создания резервов для покрытия потенциальных потерь (убытков).
- Передачи риска в форме:
- аутсорсинга (передачи компанией функций непрофильного типа сторонним организациям), позволяющего снизить уровень проблемы за счет уменьшения расходов по переданным видам работ и повысить эффективность работ в целом;
- страхования, при котором заключаются договора со страховыми организациями, покрывающими риски за счет выплаты возмещения при страховой ситуации;
- хеджирования или страхования от неблагоприятного колебания состояния на рынке в виде указания в договоре жестких критериев по проводимой сделке (по цене на продукцию, курсу приобретения валюты).
- Уменьшения риска. Предприятие не избегает угрожающей ситуации, а пребывает в зоне ее действия и пытается влиять на ее купирование, используя диверсификацию деятельности, формирование провизий (резервов), установление ограничений (по производственным циклам).
Выявленные проблемы анализируются с количественных и качественных позиций по шансам на их появление и величине потенциального ущерба. После чего определяется степень толерантности для организации, то есть максимальный размер ущерба (наибольший риск), который в силах понести предприятие в конкретный момент. По мере развития организации и в зависимости от ее стратегических направлений указанный показатель следует постоянно пересматривать.
Выбирая метод, направленный на понижение степени угрозы, важно выдерживать оптимальное соотношение между предельными расходами для реализации идеи и их соответствием предельной выгодности. В реальности чаще придерживаются критерия наименьших затрат для понижения уровня угрозы до приемлемого показателя.
Внимание! Инструменты, применяемые при управлении рисками, имеют разную эффективность. Поэтому на практике используют комбинации указанных инструментов, отдавая предпочтение более выгодным в каждый конкретный момент деятельности.
Управления рисками на предприятии
Определяя конкретное направление и способы для разрешения проблемы, предприятие должно придерживаться соблюдения следующих условий:
- управление рисками должно сочетаться с корпоративной стратегией, принятой в организации;
- для решения проблемы опасны действия в пределах, превышающих размер собственного капитала;
- неразумно подвергать угрозе многое ради сомнительного выигрыша в незначительном;
- важен тщательный анализ для предугадывания возможных последствий проблемы;
- принятый вариант должен быть экономически обоснованным, основанным на достоверной информации и не оказывающим отрицательного действия на итоговые показатели хозяйственного функционирования предприятия;
- принимаемые решения должны основываться на учете объективных показателей сферы, где ведется деятельность предприятия.
Управление рисками начинается с выяснения целей. Для этого используются методы, сочетающие прогнозирование возможностей и потребностей организации и анализ рынка, конъюнктуры, планов развития бизнеса.
На основе полученных сведений разрабатываются экономико-математические модели функционирования организации, проводится анализ полученных статистических данных по качественным и количественным параметрам. На конечном этапе в ходе сопоставления действенности различных вариантов развития и методов действия выбирается оптимальный набор мер для управления рисками.
Важно! Итоговые показатели, формируемые на определенном этапе исследования и управления, используются в качестве начальной информации для следующих аналогичных процедур, образуя непрерывную и поступательную систему по принятию решений. Подобная организация процесса позволяет своевременно корректировать комплекс применяемых методов воздействия на проблемы, обеспечивая тем самым максимальный эффект в достижении производственных целей организации.
Служба риск-менеджмента на предприятии
В начальный период дополнение структуры организации системой по управлению рисками включает создание подразделения риск-менеджмента, выявления его места в организационной структуре предприятия, обязанностей и прав работников.
В качестве главных функций указанного подразделения в организации следует выделить:
- определение и анализ типа угрозы, оценку ее вероятности и размеров;
- разработку и внедрение мер для предупреждения и минимизации рисков;
- выработку механизмов ликвидации последствий (убытков) и восстановление предприятия (кризисное регулирование).
Получая необходимую для анализа информацию о текущем состоянии и прошлых периодах работы, служба риск-менеджмента производит реальную оценку динамики показателей работы предприятия при постоянном влиянии разного вида факторов внутри и извне (экономических, политических).
В ходе анализа определяются потенциальные зоны рисков, сопутствующих работам в организации, прогнозируются потенциальные выгоды и негативные изменения от воздействия выявленных проблемных факторов.
Использование конкретного метода для анализа связано с рядом факторов:
- для каждого типа рассматриваемого риска действенны определенные методы анализа и особенности их проведения;
- значимая роль в анализе отводится величине и качеству исходных показателей (данных);
- для результатов анализа чрезвычайно важен учет динамики именно показателей, воздействующих на степень угрозы;
- выбор метода для ведения анализа должен производиться с учетом доступности прошлых периодов по используемым данным и дальности периода прогнозирования показателей, действующих на изменения риска;
- имеют значение элемент срочности и технические условия для выполнения анализа;
- должны учитываться указания контролирующих органов государства по формированию отчетных сведений по рискам.
Итогом разностороннего анализа служит вероятностный прогноз рыночной конъюнктуры с учетом возникновения ряда рисков.
Продолжением аналитической работы соответствующего подразделения выступает создание программы мер и процедур по управлению вероятностными угрозами, учитывающей:
- вероятность и сумму потенциального ущерба;
- имеющиеся и предлагаемые службой механизмы по понижения угрозы и их эффективность;
- практическую возможность по реальному выполнению мероприятий с учетом имеющегося лимита ресурсов;
- соответствие принимаемых к внедрению мероприятий действующим нормативным актам и планам по развитию предприятия.
Подготовленная программа в обязательном порядке проходит утверждение руководством компании и учитывается при подготовке финансовых и производственных планов организации.
Важно! При реализации утвержденных мероприятий подразделение риск-менеджмента должно проводить непрерывный анализ эффективности исполняемых мероприятий, а при необходимости использовать меры для корректировки процедур и минимизации угроз.
При исполнении утвержденного комплекса мер следует накапливать всю информацию о недостатках и сбоях в программе, возникающих в ходе работы, с передачей в службу менеджмента. Данный подход на базе использования возникающей новой информации обеспечивает разработку следующих программ по уменьшению угроз на более высоком качественном уровне.
Источник
Технический риск способы минимизации
Библиографическая ссылка на статью:
Сочнева А.С., Торопова А.И., Ротанова В.А., Власова А.А., Кокарева М.Е. Механизмы минимизации рисков // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91075 (дата обращения: 09.11.2021).
Управление рисками — это процесс принятия и выполнения управленческих решений, которые направлены на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь проекта, вызванных его реализацией. Для того чтобы правильно управлять рисками, необходимо знать основные механизмы.
1. Уклонение от риска. Организация в процессе производственно-хозяйственной деятельности способна отказаться от совершения отдельных операций или видов деятельности, связанных с высоким уровнем риска. К числу основных из таких мер относятся:
— отказ от осуществления финансовых операций, уровень риска по которым чрезвычайно высок;
— отказ от использования в высоких объемах заемного капитала;
— отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах;
— отказ от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложениях.
Данный путь наиболее прост и радикален. Он позволяет полностью избежать вероятных потерь, связанных с предпринимательскими рисками, но, с другой стороны, не позволяет получить прибыли, связанные с рискованной деятельностью. Поэтому в системе внутренних механизмов нейтрализации рисков их избежание должно осуществляться очень взвешенно при следующих основных условиях [1]:
— если отказ от одного финансового риска не влечет возникновения другого риска более высокого или однозначного уровня;
— если уровень риска несопоставим с уровнем доходности финансовой операции по шкале “доходность-риск”;
— если финансовые потери по данному виду риска превышают возможности их возмещения за счет собственных финансовых средств предприятия и др.
Данный метод применяется только в отношении очень серьезных и крупных рисков.
2. Принятие риска на себя. Главная цель – изыскание источников ресурсов, нужных для покрытия вероятных потерь. В данном случае потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления предпринимательского риска. Если у предприятия недостает оставшихся ресурсов, то это, возможно, приведет к сокращению объемов бизнеса.
3. Передача (или трансферт) риска партнерам по отдельным сделкам или хозяйственным операциям путем заключения контрактов. При этом хозяйственным партнерам будет передана та часть предпринимательских рисков, по которой предприятие имеет больше возможностей нейтрализации их негативных последствий.
4. Объединение риска. Риск делится между несколькими субъектами экономики. Объединяя усилия в решении проблемы, несколько предпринимательских организаций могут разделить как возможную прибыль между собой, так и убытки от ее реализации [2].
Поиски партнеров проводятся среди тех предприятий, которые располагают дополнительными финансовыми ресурсами, а также сведениями о состоянии и особенностях рынка.
5. Диверсификация – представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее ёмким способом снижения степени финансового риска.
Диверсификация бывает следующих видов:
- предпринимательской деятельности предприятия;
- портфеля ценных бумаг;
- программы реального инвестирования;
- кредитного портфеля;
- поставщиков сырья, материалов и комплектующих;
- покупателей продукции;
- валютной корзины предприятия.
Характеризуя механизм диверсификации в целом, следует отметить, что он избирательно воздействует на снижение негативных последствий отдельных финансовых рисков. Обеспечивая несомненный эффект в нейтрализации комплексных, портфельных финансовых рисков несистематической (специфической) группы, он не дает эффекта в нейтрализации подавляющей части систематических рисков – инфляционного, налогового и др. Поэтому использование этого механизма носит на предприятии ограниченный характер.
6. Хеджирование. Хеджирование используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. В отечественной литературе термин “хеджирование” стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущем. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название “хедж”, а хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование – “хеджер”.
Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение и хеджирование на понижение:
— Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем.
— Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей – это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем.
7. Страхование риска – это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев, которые производятся за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Страхование риска является наиболее важным методом снижения степени риска.
Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля [3].
8. Самострахование (внутреннее страхование). Механизм этого направления минимизации финансовых рисков основан на резервировании предприятием части финансовых ресурсов, позволяющем преодолеть негативные финансовые последствия по тем финансовым операциям, по которым эти риски не связаны с действиями контрагентов. Основными формами этого направления нейтрализации финансовых рисков являются:
— формирование резервного (страхового) фонда предприятия (не менее 5% суммы прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде);
— формирование целевых резервных фондов;
— формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия.
Наиболее распространённые инструменты и методики (техники) оценки риска приводятся в международном стандарте ISO/IEC 31010:2009. В стандарте кратко описывается 31 метод оценки риска: мозговой штурм, анализ «Что если…», FMEA, HAZOP, HACCP, диаграмма «галстук-бабочка», анализ дерева отказов, Байесовы сети, FN-кривые и др.
Библиографический список
- Буньковский Д.В. Методы минимизации рисков предприятия // Вопросы управления. 2018. №5 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-minimizatsii.. (дата обращения: 21.12.2019)..2019).
- Мамаева Л.Н., Артемьев Р.Д., Бекетова А.П. Минимизация коммерческих рисков // ИБР. 2018. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/minimizatsiya-komme.. (дата обращения: 21.12.2019).
- Дмитрий В.Б. Инструменты управления предпринимательскими рисками // Вопросы управления. 2019. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-upravle.. (дата обращения: 21.12.2019).
Количество просмотров публикации: Please wait
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
Регистрация
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».
Источник