Petroleum Engineers
Вы здесь
Бурение горизонтальных скважин
Не является редкостью ситуации, когда при бурении по горизонталному стволу в условиях малой мощности продуктивного горизонта, происходит «вылет из пласта». Причины бывают разные, одна из наиболее распространенных, особенно для средней полосы, неподтверждение геологической модели. Для корректировки профиля зачастую требуется перебур части ствола. С какими эффективными технологиями по зарезке боковго ствола в горизонтальных скважинах приходилось работать? Клин в открытом стволе проблематичен. Установка цеменетного моста и дальнейшая срезка с моста также имеет большие технологические риски.
Контекст
Установка цементного моста — наиболее типичный/простой/безопасный и поэтому широко применяемый метод выхода из ситуации, если мы говорим об открытом стволе. Да и с точки зрения непроизводительного времени — быстрее=дешевле цементажников пригнать. На локациях Западной и Восточной Сибири ничего иного встречать не приходилось.
Тут вопрос глубины установки головы моста может быть интересен, срезаться в таймдриллинге, что мотором, что РУСом задача достаточно нетривиальная, при условии соблюдения процедуры и правильно поставленного моста (твердость цемента>твердости пород в интервале срезки, выдерживание ОЗЦ + хорошая практика брать запас по глубине метров в 10 от глубины срезки). Кроме того имеет смысл рассматривать срезку максимально «вниз».
Растекся мыслью по древу, может более опытные коллеги меня поправят.
Установка цементного моста — наиболее типичный/простой/безопасный и поэтому широко применяемый метод выхода из ситуации, если мы говорим об открытом стволе. Да и с точки зрения непроизводительного времени — быстрее=дешевле цементажников пригнать. На локациях Западной и Восточной Сибири ничего иного встречать не приходилось.
Тут вопрос глубины установки головы моста может быть интересен, срезаться в таймдриллинге, что мотором, что РУСом задача достаточно нетривиальная, при условии соблюдения процедуры и правильно поставленного моста (твердость цемента>твердости пород в интервале срезки, выдерживание ОЗЦ + хорошая практика брать запас по глубине метров в 10 от глубины срезки). Кроме того имеет смысл рассматривать срезку максимально «вниз».
Растекся мыслью по древу, может более опытные коллеги меня поправят.
Но это более для офшора актуально.
У Шлюмов есть разработка в составе компоновки труб, которая позволяет управлять траекторией.
https://www.slb.ru/services/drilling/drilling_measurements/powerdrive_family/power_drive_orbit_rotary_steerable/
Установка цементного моста — наиболее типичный/простой/безопасный и поэтому широко применяемый метод выхода из ситуации, если мы говорим об открытом стволе.
Все верно. Вопрос лишь в том, что срезаться предстоит в горизонталном стволе (98 м пробуренного горизонта, из которых полезного чуть более 50 м) плюс проницаемый пласт, что повышает риск получить «козла». В режиме тайм-дриллинг, что-то у наших исполнителей не очень получается. (
Установка цементного моста — наиболее типичный/простой/безопасный и поэтому широко применяемый метод выхода из ситуации, если мы говорим об открытом стволе.
Все верно. Вопрос лишь в том, что срезаться предстоит в горизонталном стволе (98 м пробуренного горизонта, из которых полезного чуть более 50 м) плюс проницаемый пласт, что повышает риск получить «козла». В режиме тайм-дриллинг, что-то у наших исполнителей не очень получается. (
Не зная деталей судить сложно, но вы не рассматривали вариант срезки выше по стволу?
Бурите мотором? Может имеет смысл выполнить отдельный рейс под срезку с максимальным УП, опционально можно взять долото с более агрессивным гейджем. Чем сложен коллектор/насколько устойчив ствол?
И просто из праздного любопытства, как подрядчик по ННБ комментирует неудачу при зарезке нового ствола?
Источник
РАСЧЕТ НАГРУЗКИ ДЛЯ СРАБАТЫВАНИЯ ЯСА
МЕХАНИЧЕСКИЙ ЯСС | |
УДАРЫ ЯССА ВНИЗ | УДАРЫ ЯССА ВВЕРХ |
Последний зафиксиров. вес при разгрузке = 150 т — вес КНБК под яссом = 10 т — нагрузка при движ. ясса вниз = 20 т — сила давления цирк.________ = 8 т = нагрузка по индикатору веса = 112 т | Последний зафиксиров. вес при захвате = 150 т — вес КНБК под яссом = 10 т +нагрузка при движ. ясса вверх = 40 т — сила давления цирк._________ = 8 т = нагрузка по индикатору веса = 172 т |
Для снижения веса при разгрузке, требуемого для приведения в движение ясса необходимо замедлить или остановить работу насосов или стравить давление. | После зарядки ясса, давление насоса может быть увеличено, чтобы снизить вес для приведения ясса в движение. |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ЯСС | |
УДАРЫ ЯССА ВНИЗ | УДАРЫ ЯССА ВВЕРХ |
Последний зафиксиров. вес при разгрузке = 150 т — вес КНБК под яссом = 10 т — ЖЕЛАЕМАЯ НАГРУЗКА 1 = 30 т — сила давления цирк.________ = 8 т = нагрузка по индикатору веса = 102 т | Последний зафиксиров. вес при захвате = 150 т — вес КНБК под яссом = 10 т +ЖЕЛАЕМАЯ НАГРУЗКА 1 = 40 т — сила давления цирк._________ = 8 т = нагрузка по индикатору веса = 172 т |
Для снижения веса при разгрузке, требуемого для приведения в движение ясса необходимо замедлить или остановить работу насосов или стравить давление. | После зарядки ясса, давление насоса может быть увеличено, чтобы снизить вес для приведения ясса в движение. |
ЖЕЛАЕМАЯ НАГРУЗКА — нагрузка, определяемая оператором, работающим с яссом. |
ДВИЖЕНИЕ ЯССА
МЕХАНИЧЕСКИЙ ЯСС | |
УДАРЫ ЯССА ВНИЗ | УДАРЫ ЯССА ВВЕРХ |
· После зарядки ясса, разгрузить инструмент до · рассчи танной нагрузки индикатора веса. | · После зарядки ясса обеспечьте рассчитанную нагрузку индикатора веса. |
· Выдержки времени не требуется, защелка-затвор движется при сообщении яссу принятой нагрузки. | · Выдержки времени не требуется, защелка-затвор движется при сообщении яссу принятой нагрузки. |
· Если ясс не движется, замедлить или остановить · работу насосов, или стравить давление для снижения силы от давления циркуляции | · Если ясс не движется, увеличить давление циркуляции до максимума для увеличения силы от давления циркуляции |
· Если ясс не движется, уменьшите избыточную нагрузку (от 5 до 10 т). | · Если ясс не движется, обеспечьте дополнительный вес (от 5 до 10 т). |
СРЕЗКА (ВИДЫ НАРАБОТКИ ЖЕЛОБА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УГЛА СКВАЖИНЫ)
Расскажу в крадце (литературу не нашел). Вырезаем часть колонны (метров 15-20) вырезающим устройством. Прокачиваем 5-10 кубов высоковязкой пасты (избавляемся от металла) Ставим мост, если с низу нету опорного моста, то подошва моста должна быть не менее 20 метров нижнего участка вырезки, если имеется опорный мост, то при установки цем. моста не рекомендую ставить воронку на забой, лучше метров на 5-10 приподняться, чтобы не поднять продукты вырезания колонны (в частности металлическую стружку). Голова моста не менее 20 метров начала вырезанного участка. Подбуриваем цементный мост таким образом, чтобы голова стала на 0,5-1 метр ниже начала вырезанного участка, спускаем «кривую» компановку в составе с зарезным долотом (посоветую зарезные долота типа PDC производства «Удол», можно пользоваться зарезными ИСМ-А, но на практике Удол показал себя эффективнее). Угол перекоса от 1,46 до 1,04 градуса. В процессе зарезки ориентируемся на показания телесистемы (с начала, нас интересует угол отклонителя) (нагрузка с навеса). После вписывания криой (метров через 8-12 в зависимости от начала телесистемы) смотрим на показания угла, увеличивать нагрузку более 1 тс первые 10-12 метров не советую. ПАРАМЕТРЫ КОРИДОРА ДОПУСКА ПРИ БУРЕНИИ ГОРИЗОНТА Источник |