«Танец, как средство коммуникации»
Лыгденова Влада, 10 А класс,
под руководством Дуктовской Дарьи Александровны,
Многопрофильный лицей ФГБОУ ВПО ЗабГУ г. Чита
«Танец, как средство коммуникации»
Все мы знаем, что общение является важным условием для каждого из нас, именно общение формирует нас как личность, участвует в нашем психологическом развитии, определяет наш социальный статус в обществе.
Существуют две формы общения: вербальная и невербальная. Вербальное общение осуществляется с помощью слов. Это человеческая речь. Невербальное общение осуществляется с помощью жестов, мимики, пантомимики.
Психологи и социологи, подчеркивают, что именно телесное, наглядное проявление своих эмоций, чувств свидетельствует о искренности человека. Танец – это невербальное воплощение вербального и это, не дополнение к слову, а выражение.
Вообще, жесты передают состояние человека, по которым мы можем определить его настроение, намерение, цель, чувства, и помимо всего этого, события, которые он переживает. Как говорила американская танцовщица и хореограф Марта Грэхем: «Танец никогда не лжет!»
Невербально мы можем общаться при помощи жестов, выразить мысли словами, но я бы хотела остановиться на уникальном виде искусства, которое является тончайшей гранью между этими способами выражения своих чувств и мыслей, т. е. танце. Танец с древности нужен и необходим для передачи информации.
Ярким примером всему этому могут служить индийские танцы, где отчетливо прослеживается жизненный момент, они показывают радость, признаются в любви, индийская танцовщица движениями рук, а именно пальцами выражает слова, они научились искусно выражать танцем не только слова, но целый монолог, вести диалог, рассказать целую историю.
В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.
Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи.
Трактаты по драматическому искусству фиксируют 24 движения головы:
- сама — голова неподвижна (гнев, безразличие); адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость); алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания); паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность); тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т. д.
26 движений глаз:
- шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь); вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм); шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т. д.
6 положений бровей:
- патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение); ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство); кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т. д.
- сундари — движение по горизонтали (экзальтация); параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй); пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т. д.
Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодико-ритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.
Благодаря двум художественным эквивалентам — музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.
Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Танец имеет разные средства выразительности:
- гармонические движения и позы, пластика и мимика, динамика — «варьирование размаха и напряженности движений», темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция, костюм и реквизит.
Большое значение имеет техника — «степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций». Темп — это простейшая форма танцевального движения, различные танцевальные сочетания образуют па. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка и подчинён законам определённой музыкальной системы. В танце движения определены заранее, в отличие от пляски, которая импровизируется.
Другим примером, являются цыгане, они танцуют на похоронах, чтобы облегчить путь покойного.
Когда человек рождается – у него не развита речь, он выражает себя только жестами. Если возьмем древний мир, то там всегда танец носил сакральный характер, в те времена, танец имел свою цель и мысль, сопровождая свадьбы, похороны, рождения. К тому же, это выражение духовной мысли народа, допустим, хоровод – это круг, изображение Солнца. В Древней Руси были распространены ритуальные пляски: прыгание через костры, это выражало времена года, подпрыгивание вместо танцев – это способствовало росту злаков. В Африке и по сей день сохранился обычай: чтобы узнать к какому роду принадлежит человек, спрашивают: какой танец он танцует.
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения, каким он являлся раньше (это ритуалы, обряды) он превратился в вид искусства, целью которого было поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. О танце, как о коммуникации впервые заговорила основоположница экспрессионистского танца и один из пионеров танца в стиле «модерн» в Германии Мэри Уигман.
Если посмотреть на танцы с точки зрения психологии, танец хранит в себе много важной и ценной информации о человеке, о его взаимодействии с внешним миром. Индивидуальные особенности человека прослеживаются в манере исполнения и подаче танца. Этот пласт информации воспринимается и оценивается на бессознательном уровне.
Это утверждение психологов полностью совпадает с моим личным наблюдением: в школе танцев, в которой я занимаюсь уже несколько лет, был случай, приводят девочку, лет 9, мама рассказывает, то она очень закомплексована, выходит ребенок рассказывать стихотворение, а из-за боязни публики, то все взоры обращены на нее, она не то, то заикаться начала, она забыла все стихотворение, после года обучения в школе танцев, т. е. это несколько выступлений за спиной, мы видим, что она начала раскрепощаться, ей не то, что нравится выступать, она полюбила находиться в центре внимания, в дальнейшем она пошла в театральное, сейчас, видя эту девушку уже, не скажешь, что когда то она была забитым ребенком. На примере этой девушки, можно сказать, что она научилась танцевать (физический аспект), у нее поднялась самооценка (психологический аспект), улучшилось ее духовное состояние (эмоциональный аспект).
Танец, он не то, что меняет человека, раскрепощает его, но и заставляет контролировать свои эмоции. Из своего примера, рассказываю вам, выходишь ты на сцену, по каким-то причинам делаешь что-то не то, ошибаешься понимаешь это, к сожалению, и не один, а твой преподаватель и твой коллектив, тебе больно – ногу подвернул, туфли жмут, горло пересохло и многое другое, тебе нужно этого не показать, ты сохраняешь эту улыбку, с болью, с разочарованием, но ты делаешь все так, чтобы не один зритель в зале не подумал, что пошло что-то не так.
Однако стоит отметить, что танец подразумевает под собой не только внутренние переживания индивида. В нем мы можем увидеть нечто большее. Традиции, установки, схемы поведения, столетиями складывающиеся из коллективного бессознательного, всегда запечатлены в народных танцах.
Тоже из личного опыта приведу пример, мы с моим коллективом ездили на конкурс в другой город, выступал с нами коллектив, очень сильный, образцово-показательный, танцевали они два танца, первый – народный, русский народный, идеальные сложные дроби, идеальная осанка, улыбка, эмоции – все есть, зал ликовал и ждал следующего их номера, но другой их номер – был кавказский танец, и они просто потерялись, как бы печально это не звучало, не хватало эмоций, хотя техника исполнения безупречная, все отработано, музыка динамичная, танец полностью поставлен, но не то, и все были расстроены, потому что нет какой-то определенной энергии, захватывающего темперамента, изнутри исходящего.
Тоже самое прослеживается и в нашем ансамбле, наш руководитель поставила кавказский танец, вывозила его на конкурсы: «Хрустальный Башмачок», «Юные таланты Забайкалья» и многие другие, но без побед. Через два года, после появления этого танца, в нашем ансамбле появился мальчик — армянин, его поставили солистом в этот танец и на ближайших соревнованиях результат был потрясающий, первое место во всех конкурсах, он просто взрывал зал, он жил этим танцем, соответственно, он зажигал зрителей!
Второй плачевный опыт с этим же мальчиком, так как в ансамбле дефицит мальчиков, мы решили взять его на танец «Стиляги», мы учили его месяц, в итоге, он сидел в зрительном зале и поддерживал нас морально! – это говорит о том, что танец, как и народ, имеет свой темперамент, характер, национальность.
Новая эпоха — новые танцы, по танцу можно сказать приблизительное время его появления. Поэтому можно предположить, что танец является отражением той эпохи, в которую он рождается.
Представьте себе открытие торгового центра, современное мероприятие, выйдет пара и начнет танцевать мазурку, 18 века, или выйдет коллектив и начнет водить хоровод, естественно, никто не поймет, все будут думать: что они этим хотят сказать!?
Язык танца, как и язык жестов, универсален. Конечно, существуют определенные жесты, которые адекватно воспринимаются только в той среде, откуда они родом. Это могут быть как возрастные или профессиональные рамки, так и этнические. Однако существуют и такие жесты, которые понятны в любом обществе. Например, опущенная вниз голова и плечи говорит о подавленности или о тоске и грусти. В любом случае человек сразу поймет, что кому-то плохо. Поэтому, говоря о восприятии танца, можно говорить об универсализме его языка. Здесь не нужен переводчик.
Конечно, любой танцевальный образ очень выразителен и понятен если не до конца, то хотя бы частично любому человеку. И речь идет не только о языке танца, но и о его внутренней динамике. Танец является своего рода символом, который несет в себе идейный смысл и важные сущностные характеристики. Кроме общих народных есть и уникальные характеристики, например, неповторимый стиль Майкла Джексона, в этом случае можно сказать все одной фразой: «Подражать сложно, повторить невозможно!». Это действительно так, почему современные хореографы говорят: «Не трогайте Майкла Джексона! Это легенда!» Можно научиться танцевать, перенять движение, манеру исполнения, но такого уже не будет никогда, потому что он создатель, в этот стиль Майкл вкладывал свой характер и свои индивидуальные особенности.
Танец – самый древний и красивый способ общения, способ самовыражения. Первичная функция танца — это и есть сам танец. Это движение. Вторичная же функция — его расшифровка. Таким образом, танец очень богат информацией, которая нуждается в расшифровке. Которая происходит каждым человеком в зависимости от его собственного восприятия танца, а так же правильность расшифровки зависит от того, насколько четко и ясно танцующий движениями передал сообщение.
Закончить свою статью, я хотела бы словами американского танцовщика Жака д’Амбуаза «Танец — это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти».
Источник
Танцы: общение, развлечение или лечение? Танцетерапия в подробностях
Существует множество разных способов выразить себя через искусство. Кто-то пишет стихи, кто-то прозу, кто-то рисует картины, а кто-то поет. А если Создатель не наградил вас особыми талантами? Не теряйте веры и снова попытайтесь отыскать их в себе. С помощью. танца.
История танца и танцетерапии
Еще до того, как человек научился разговаривать и общаться с себе подобными при помощи речи и слов, его помощником в этом сложном деле было. собственное тело. В те славные доисторические времена средством коммуникации между нашими прародителями выступал танец, движения человека. Более того, с помощью танца охотники просили себе удачи у языческих богов, танцами же отмечали богатую добычу, танцами даже провожали в последний путь своих погибших соплеменников. Танец использовался людьми, в том числе, и как часть религиозных ритуалов и общественных праздников. Очень восприимчивые к гармонии души и тела ранние греки превратили искусство танца в систему, выражающую разнообразные страсти. Аристотель приравнял танец к поэзии и утверждал, что танцоры, благодаря телодвижениям в определенном ритме, могут передавать манеры, страсти и действия. Постепенно танец приобретал характер светского развлечения. Пройдет совсем немного времени (всего-то несколько столетий) и потребность в танце станут испытывать все, без разбора на статус, возраст и пол. В средние века и позже уже танцевали и короли, и придворные — после общения с королями, и крестьяне — отдыхая после тяжелого труда. Подобное социальное единение потом разрушат только. достижения современной нам цивилизации.
К сожалению, в современном обществе бытует мнение, что танец — это элитный вид искусства, занятие, малодоступное для обычных людей. Некоторые из нас всерьез обсуждают точку зрения «танцами должны заниматься лишь профессионалы». В результате — люди предпочитают смотреть красивые танцы на концертных площадках или на экранах телевизоров. Поскольку современные танцы, особенно балет, очень сложны в исполнении, мало кто готов относиться к этому занятию так же серьезно, как относятся к выбору профессии, например. Поступить в хореографическое училище и всю жизнь профессионально заниматься танцем? Это не для меня! — скажет большинство. А между тем занятия танцами полезны! Причем не только как средство для самовыражения, но и как способ «лечения» многих душевных недугов.
Танцы — что это? Психотерапия!
Знаменитая танцовщица Айседора Дункан считала главным в танце не технику исполнения, а его эмоциональную составляющую. Ведь наше тело на самом деле всегда выражает то, что мы переживаем в жизни, то, как мы выстраиваем отношения с самим собой, с окружающими людьми и миром. В танец вовлекается вся личность целиком — и тело, и интеллект, и душа. Ведь тело, психика и разум составляют единое целое. Не секрет — глядя, как человек двигается, можно понять, какие проблемы существуют у него в жизни. В психологии принято считать, что существует взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека, его душевными переживаниями и телесными болезнями (соматика), и наоборот — телесные зажимы могут влиять на эмоциональное состояние. Бывает, человек осознает это только после снятия зажима, физически чувствуя разницу «до» и «после».
Приход танца в психотерапевтическую практику связывают с Мэриан Чейс. Некоторые студенты, занимающиеся в ее студии танцами, были пациентами психотерапевтов. Психотерапевты заметили, что с их пациентами происходят положительные изменения, и выяснили, что этому способствовали занятия в студии Чейс. Вскоре они сами стали направлять своих пациентов в эту студию, а Мэриан перенесла акцент с непосредственного изучения танцевальной техники на выражение индивидуальности личности с помощью движения, изучив взаимосвязь движений тела с эмоциональными проблемами. В 1946 году Мэриан Чейс была приглашена на работу в одну из первых в мире гуманистически ориентированных психиатрических клиник — больницу Св. Элизабет в Вашингтоне.
Танцетерапия в подробностях
Все танцетерапевты придерживаются в своей практике тезиса, что психологические и физиологические процессы взаимосвязаны, что танец, это не только и не столько техника, сколько выражение глубинной сущности человеческой души.
Наше тело не умеет лгать, оно всегда показывает нас такими, какие мы есть. Часто человека страшит открытие этого знания о самом себе, что-то человек боится признать в самом себе, что-то отрицает. Постепенно утрачивается контакт с собственным телом, и в какой-то момент можно обнаружить, что наши знания о себе фрагментарны, частичны, и целостного представления о себе — нет. В танце задействована не только сознательная сторона личности, но и бессознательная. Так вот, используя танец как психотерапевтический инструмент можно усилить либо тот, либо другой аспект личности, приходя к их естественной гармонии. Если человек не может управлять своими эмоциями, захвачен ими — не исключен психический срыв. С помощью упорядоченного ритма движений, заданного в пространстве и времени, танцетерапевт помогает человеку усилить его сознательную сторону, учит контролировать как свое тело, так и свои эмоции. Бывает и наоборот, человек излишне контролирует себя, каждый свой жест, любое движение. В этом случае, задача специалиста — помочь активизировать творчество, спонтанность движения, научить прислушиваться к своим внутренним импульсам.
Как появляются мышечные зажимы?
Жизнь современного человека полна стрессов и переживаний. Наши предки на все внешние раздражители реагировали действием, причем немедленным. Убегает добыча — нужно догнать, нападает противник — нужно защищаться. Все эмоции и переживания выливались в мышечные действия. Как и прежде, любое раздражение приводит к выбросу в кровь «гормонов действия», например, адреналина. Но современное общество накладывает определенный отпечаток на поведение индивидуума, решительные действия уже не одобряются. В итоге выброс гормонов происходит, а мышечная реализация — нет, хотя мышцы напрягаются, готовые к действию. Остается мышечный зажим, сначала незначительный и быстро проходящий. Но если раздражители действуют постоянно и постоянно не происходит разрядка мышечного напряжения, то со временем это самое напряжение копится. Возникает стойкий зажим определенной группы мышц.
Какие бывают мышечные зажимы?
У каждого человека свои проблемы, которые заставляют мышцы напрягаться. У кого-то больше напряжены мышцы спины, у кого-то — мышцы шеи. По теории танцетерапевтов разные мышечные зажимы говорят о разных внутренних проблемах человека.
Сутулость и понурость осанки — иногда может служить показателем того, что человек пытается взвалить на себя неподъемный груз забот и обязательств или же не может самостоятельно решить какую-то проблему, а то и просто находится в ожидании этой проблемы. Словно несет очень тяжелый мешок.
Появление симптомов радикулита — возможно и у совершенно здорового в этом плане человека. Радикулитные боли появляются тогда, когда мышцы спины напрягаются ассиметрично (например, если долгое время носят груз в одной руке). Тогда в области поясницы возникает большой мышечный перекос, который и вызывает боли. В психологии принято считать, что правая сторона человеческого тела обозначает действия социального характера (правой рукой мы пишем, работаем и т.п.), а левая — символизирует реакции и мысли личные, интимные (и сердце с левой стороны. ). И если человек долгое время «поднимает правой рукой» непосильные проблемы на работе или в бизнесе, у него возникают мышечные напряжения с правой стороны спины. Или же если ему приходится «тащить левой рукой» сложности в постели или в семье — то постепенно накапливается зажим с левой стороны спины. Так и появляются радикулитные боли.
Зажим мышц шеи — напряжение воротниковой зоны часто выдает некое материальное напряжение, наличие материальной обузы или неоправданного иждивенца, сидящего на этой шее.
Зажим мышц брюшного пресса — в русском языке есть еще одно значение слова «живот» — «жизнь». Напряжение мышц в области живота выдает страх человека за свое физическое благополучие, ожидание угрозы собственной жизни.
Втянутая в плечи голова — свидетельствует о том, что человека ограничивают в его социальном росте «сверху», словно он живет в помещении с очень низким потолком.
Напряжение передней поверхности бедра — говорит о том, что человек когда-то очень сложно разрывал с кем-то отношения, расставание было тягостным и вызывало неприятные эмоции, в том числе и желание «дать пинка». Понятно, что культурный человек себе этого не позволит, и не может понять поэтому, откуда идет это напряжение.
Зажим в районе ягодиц — показатель ожидания наказания со стороны. Идет это из детства, когда ребенка могли шлепнуть за какую-либо провинность, вырабатывается своего рода условный рефлекс на наказание. В то же время это весьма интимная зона, к тому же — незащищенная, ведь прикрывать ее руками в случае чего считается неприличным.
Мышцы могут напрягаться в разной степени и в разном сочетании, создавая весьма сложную мозаику и образовывая своеобразный язык тела — а точнее, язык бессознательного. Кроме того, реакция на определенные проблемы у каждого индивидуальная, поэтому при работе с мышечными зажимами необходимо в беседе выяснять индивидуальную реакцию, особенности восприятия.
Танец — то, что доктор прописал
Любые танцы, хоть вальс, хоть ламбада, хоть рок-н-ролл — мощное оружие против комплексов, стрессов, черных мыслей и чувства одиночества. Часть моторной коры головного мозга, которая отвечает за нашу двигательную активность, расположена близко к тем структурам, которые управляют нашими чувствами. Изменения в моторной коре дают и изменения в чувствах. У спортсменов, после удачно проведенной тренировки возникает чувство так называемой «мышечной радости». Когда мы танцуем, у нас выделяют «гормоны радости» — эндорфины. Они и выгоняют грусть и тоску.
Любые парные танцы могут быть хорошим способом борьбы с семейными конфликтами и ссорами. Танцуя в паре, партнеры получают ощущение единения друг с другом, совместного движения. Выбирайте танец под свой темперамент и настроение. Это может быть медленный и плавный классический вальс, зажигательные латиноамериканские танцы, или же томное и страстное танго. Иногда движение, жест, взгляд в парном танце может сказать партнеру больше, чем множество слов.
Групповые танцы влияют на психику человека еще больше, благодаря особому чувству «команды». Общее настроение настолько сильно, что способно заразить любого и вывести из самого плохого настроения и депрессии. Групповые танцы особенно хороши для женщин, у которых есть проблемы в личной жизни. Недаром в культуре каждого народа практически есть такой танец, как хоровод. И танцевали его чаще всего незамужние девушки, ищущие себе пару. Но для того, чтобы ощутить дух группового танца не обязательно ехать в деревню и организовывать там хоровод. Современные фитнесс-центры предлагают большой выбор различных групповых занятий танцами, это может быть и так называемый «танец живота» — или Вelly dance. В последнее время он стал очень популярен. Только положительные эмоции — красивые яркие костюмы, зажигательная музыка, и в отличие от западных танцев, этот — основан практически только на работе мышц. Хорошо действует на позвоночник, мышцы спины и живота. При этом активные движения бедер формируют красивую талию. Или же танцевальная аэробика — направлена не только на коррекцию фигуры, но и на общее оздоровление и поднятие тонуса, быстрые ритмичные движения укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают пластику и грациозность. Степ-аэробика — помогает разрабатывать суставы и формировать свод стопы, развивает координацию и равновесие, вестибулярный аппарат, тренирует сердце.
Какой бы танец вы не выбрали, может, вы просто захотите ритмично подвигаться под музыку у себя дома, в любом случае это будет хорошо для вашего тела и души, гораздо лучше, нежели простой просмотр танцев по телевизору.
Источник