Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников

Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»
статья на тему

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.

Скачать:

Вложение Размер
vasina_obobshchenie_opyta.docx 23.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Танцевальная деятельность как способ развития

творческих способностей дошкольников»

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека . Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность.

Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем , и вы заметите, как ребенок преобразится : появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия . Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки , мы становимся способными открыто выражать свои эмоции. Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект : выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел ритмических танцах универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения . Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза. Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как « способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активной творческой личности . Ведущая педагогическая задача — активизировать на занятиях творческие проявления воспитанников, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора . Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.

Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции , подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту , помочь поверить в свои творческие способности , что они талантливы и неповторимы.

2. Новизна педагогического опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами танцевального искусства , а также в разработке форм и методов работы с детьми, как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий — кружковая работа.

Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающихся и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу — от обучения языку выразительных движений к исполнительскому танцевальному творчеству .

Принципы педагогического опыта :

1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.

2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта .

3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий : от простого к сложному.

4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например : музыка изобразительного характера – танец «Осенние листочки» , «Ромашка – цветок полевой» и др. Продумываю движения для танцев , игр и этюдов, чтобы они были : доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа. (Приложение 1.)

5. Наглядности — принцип тесно связан с осознанностью : то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей) .

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработки танцевальных композиций , подбор танцевальных игр , этюдов, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений , на занятиях в танцевальных кружках .

3. Теоретическая база

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т. И. Суворовой « Танцевальная ритмика для детей » , программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А . И. Бурениной «Ритмическая мозаика» , «От жеста к танцу » Е. В. Горшковой, « Танцы в детском саду » Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

4. Педагогическая идея

Формирование творческих способностей дошкольников , улучшение их психофизического состояния посредством танца . Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать . В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в свои способности .

5. Эффективность педагогического опыта

Главные цели и задачи моей педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце , как вид искусства, а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору , умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.

1. Развитие музыкальности :

— развитие способности воспринимать музыку , т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

— развитие специальных музыкальных способностей : музыкального слуха, чувства ритма.

— развитие музыкальной памяти .

2. Развитие двигательных качеств и умений :

— развитие координации движений, гибкости пластичности.

— формирование правильной осанки, красивой походки.

— обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей , потребности самовыражения в движении под музыку :

— развитие творческого воображения и фантазии.

— развитие способности к импровизации .

4. Развитие и тренировка психических процессов :

— развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.

— развитие восприятия , внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности :

— воспитание умения сопереживать другим людям и животным.

— воспитание умения вести себя в группе во время движения.

В своей педагогической работе использую следующие формы занятий :

• групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда );

• коллективная форма (танец, где участвуют дети разных возрастных групп) ;

• индивидуальная форма (работа с отстающими детьми) .

Все эти формы занятий способствуют эффективной работе по изучению танца в достижении высокого творческого результата .

Мой инновационный метод представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных элементов по принципу «От простого к сложному» .

Данный способ включает :

• теоретический компонент (беседа о танце , характере музыки и средствах ее выразительности, объяснение исполнения движений, с учетом возрастных особенностей детей);

• визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями );

• практический компонент (разучивание и отработка элементов танцевальной вариации , закрепление, тренировка мышечной памяти).

В своей работе придерживаюсь следующей последовательности изучения танца :

1. Знакомство с танцем : история; разбор музыкального темпа; определение характера музыки, фигур и манеры их исполнения).

2. Разучивание элементов танца , на которых будут строиться фигуры.

3. Разучивание фигур танца , с учетом их физических особенностей, характера и способностей .

4. Театрализация танца : эмоции, характер, сыгранная история.

Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть

возможность развивать фантазию . Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества детей самостоятельной импровизации.

Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев , содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению, подсказывающие его.

Работа над сюжетным танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения. (Приложение 2.)

Особенности разработанных танцевально-игровых композиций :

1. Возможность использования материала на маленьких пространствах (в совместной, самостоятельной деятельности ) .

2. Возможность применения материала на детской аудитории дошкольного и младшего школьного возраста, без большой предварительной подготовки (мероприятия массового характера в помещениях и на улице) .

3. Движения танцев легко трансформируются в зависимости от уровня подготовленности (возраста) детей.

4. Возможность самостоятельного комбинирования и творческой интерпретации движений.

Для постановки танца нужны творческие задумки , которые требуют для передачи образа использование реквизита. В работе создание реквизита выступает как дополнительная творческая форма работы , которая позволяет каждому поучаствовать в подготовке реквизитного материала, проявить свои творческие способности . Так мной шьются костюмы, реквизит к танцам ( например : большие морковки для танца «зайчиков» , подушечки для танца «Губки бантиком» , «Дорожки» (полотна) для танца «Моя Россия» или «Осенние дорожки» и др. Мне в создании и приобретении реквизита помогают воспитатели и родители.

Работа в социуме — повышает интерес детей к танцевальному творчеству , желание показать своё умение на уровне детского сада. Это подтверждают неоднократные выступление моих воспитанников на сцене – различные танцевальные композиции на «День защиты детей» , «День Победы» , «День матери» , культурно-досуговая деятельность . В работе с детьми большую роль играет семья, где решающим фактором является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию.

Стараюсь как можно чаще встречаться с родителями, чтобы работа была более эффективной, для этого определила следующие формы работы. Данная работа строится на индивидуальных беседах, где родители задают очень интересные вопросы. Я в свою очередь, обращаюсь к родителям с просьбами и поручениями : помочь выучить ребенку роль, создать для него костюм, изготовить атрибуты для занятия или утренника. Кроме индивидуальных бесед принимаю участие в родительских собраниях, где предоставляю опыт работы по музыкально-ритмическим движениям. Форма выступления на родительских собраниях разнообразная : это и лекции и беседы, консультации и ответы на поставленные вопросы.

Тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей помогает мне в работе, что является залогом успешного выполнения поставленных мной задач. Совместное проведение праздников, развлечений объединяет нас в работе над сценарием, изготовлением атрибутов, костюмов, оформлением зала. В индивидуальной работе с воспитателями провожу практический показ для дальнейшего разучивания с детьми упражнений, различных движений, танца .

На педагогических советах выступаю с опытом работы , считаю что нет ни одной проблемы в воспитании и обучении дошкольника , которая существовала бы отдельно от музыкального руководителя.

Организовала творческую танцевальную группу из воспитателей детского сада. Наш танцевальный коллектив с успехом принимает активное участие в праздничных мероприятиях на уровне образовательного учреждения.

Проблема поиска чего-то нового, современного и оригинального стоит остро каждый раз в период написания очередного сценария, поэтому труд музыкального руководителя подобен труду археолога или первооткрывателя. Очень сложно не только подобрать интересный музыкальный материал, но и сделать из него хороший танцевальный или игровой номер . Кроме того, чаще всего, на подготовку остается совсем немного времени.

Таким образом, моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу консультации по вопросам музыкального воспитания, практикумы, мастер-классы.

6. Результативность опыта

Целью моей педагогической деятельности является индивидуальный подход к каждому обучающемуся, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты и способности , научиться общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, способного адаптироваться в современном обществе. Развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача педагогики. Если на занятиях педагогом создаётся благоприятная обстановка для проявления творческих способностей воспитанников , то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью .

Наличие грамот и благодарностей за активное участие воспитанников в различных мероприятиях, является подтверждением признания опыта педагогическим сообществом.

Таким образом, можно сделать следующий вывод : последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере танцевальной деятельности развивает воображение детей , их творческую активность , учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

Источник

Читайте также:  Способы защиты маркировки от подделки эссе
Оцените статью
Разные способы