Танец как художественный способ выражения эмоций
Танцы представляют собой искусство движения. Настоящим искусством является движение, которое оказывает на зрителя влияние, способное изменить его душевное состояние и одухотворить его.
Любое душевное переживание в танце передается с помощью пластических ритмически четких, непрерывных и выразительныхдвижений человеческого тела.
Искусство танца зародилось еще в глубокой древности. Древние греки, которые отличались редкостной любовью к танцам, относились к ним как к особому и прекрасному дару Богов. Известно, что существовали такие виды танцев, как культовые, воинственные, театральные, танцы на празднествах и в быту.
У каждого народа танец является способом выражения внутреннего мира и чувств. Каждая поза, разнообразные скачки и движения выражали различные чувства: любовь, радость, печаль, злость, уверенность и многие другие. Танец способен выражать мечты, фантазии, надежды и разочарования. Так в классических танцах чувствуется сдержанность, благородство и изящество; восточные танцы наполнены философией, достоинством и мудростью.
В современной психологии существует понятие «базовых эмоций» — врожденных, биологически обусловленных, общих для всех культур и рас. Со злостью мы получаем дополнительную энергию на действие, борьбу и преодоление. Печаль — это способ проживать потери и расставания, переход к покою. Стыд создает неуютность, необходимую для смены позиции и способа контакта. В страхеприсутствует желание укрыться, спрятаться, найти безопасное место. Радость сопровождает любое удовольствие.
Важно, чтобы выражение чувства было согласовано с контекстом. Например, неуместно прыгать от радости на бизнес-совещании. Новполне естественно прыгать от восторга вместе с собственным ребенком.
Танец является одним из безопасных и доступных способов выражения эмоций в нашей культуре. Танец — это искусство для жизни.
Танцевальная или танцевально-двигательная терапия использует произвольные и хореографические движения для разрешения эмоциональных, душевных и физических проблем. Сила танца способна не только поднять настроение, но и обрести потерянную гармонию в отношении с окружающими, с самим собой и своим телом.
Движение лучше всего выражает человеческое «Я» и, делая гибким тело, мы делаем гибкой и душу. Спонтанное движение точно передает эмоции, недаром язык жестов может рассказать о человеке то, что он пытается скрыть, боится или не может выразить. Через движение в танце материализуются бессознательные стороны личности, и это дает возможность воссоединиться с потерянными частями себя.
На чисто физическом уровне танцевальная терапия имеет все преимущества занятий спортом: улучшается общее состояние, координация движений и мышечный тонус. На эмоциональном уровне она помогает людям почувствовать себя счастливее и увереннее, а в случаях постоянного стресса и длительных депрессий просто незаменима.
С помощью спонтанных движений гораздо легче выразить гнев, страх, разочарование или потерю, эмоции, которые очень часто трудно передать словами. Кроме того, танцевальная терапия улучшает память, повышает познавательный интерес и мотивацию. Физические занятия такого рода помогают и при таких недугах как артрит, паралич, сотрясение мозга, рак, и другие заболевания.
В танцевальной терапии практикуются индивидуальные и групповые занятия. Для начала занятий не нужно абсолютно никаких танцевальных навыков, но очень важно выбрать профессиональных инструкторов-терапевтов, которые должны иметь хорошие знания физиологии и иметь психологическое и хореографическое образование. Роль терапевта состоит не в обучении, а мотивации, координации и наблюдении. Иногда он может дать совет или имитировать ваше движение (так называемое «эмоциональное отражение).
Танцевальные импровизации, будь то в одиночку дома, в кругу близких людей или на дискотеке, высвобождают эмоции, приносят чувство облегчения и приливы энергии, заставляют прислушаться к языку своей души — танцу!
Источник
Танец, как экстатический способ выражения эмоций
Танец, как экстатический способ выражения эмоций
К сожалению, из?за эмоциональных перегибов христиан «второй и третьей волны Святого Духа», в братстве евангельских христиан маятник эмоций качнулся в прямо противоположную сторону. Любое видимое проявление эмоций стало считаться грехом (исключение сделали, пожалуй, только для слез). «Безэмоциональность» современных баптистов уже стала притчей во языцех. Некто, наблюдая со стороны, даже сравнил иных наших проповедников с пингвинами. Однако, должны ли мы удерживать маятник наших эмоций в таком крайнем положении? Дело потихоньку двигается с мертвой точки. Я, например, был приятно удивлен, услышав, как Ю. К. Сипко [в 2002-2010 г.г. председатель Российского Союза ЕХБ — прим. ред.] в проповеди утверждал, что мы часто учим своих детей лицемерию. Ибо в воскресной школе они и хлопают в ладоши, и прыгают, и играют в подвижные игры. Но когда они становятся чуть взрослее, им вдруг объявляют, что это грех.
Должны ли мы подавлять не греховные эмоции, идущие от сердца? Должны ли мы изъять из нашего лексикона выражение «плясать от радости»? Должны ли мы одергивать своих детей, когда они под ритмичную музыку начинают пританцовывать?
Начнем с того, что выражать свои эмоции при помощи различных телодвижений — это свойство любого человека. Ведь именно это делают даже бабушки, кивая головой в знак одобрения проповедника. Ведь именно это делают даже некоторые старшие пресвитеры, качая ногой в такт даже самому духовному хоровому песнопению «Чудный чертог…». А ведь это уже танец в миниатюре, ибо эмоции выражаются при помощи движения. Так где же грань за которой такие движения превращаются в нечто недопустимое? Почему, сидя на стуле, постукивать одной ногой в такт музыке это нормально, а постукивать двумя ногами в такт той же музыке, стоя на полу — уже грех?
Почему наши баптистские наставники учат своих молодых братьев и сестер лицемерить? Не замечать или перетолковывать на свой лад библейские повествования о хороводах Мариами, плясках Давида, пляске исцеленного хромого из Деяний 3:8, прямом повелении славить Бога с танцами в Пс. 150:4? Почему мы должны притвориться, что христианской культуре чуждо выражение эмоций счастья и радости при помощи танца?
Ведь Библия и история тут же восстают против нас.
Библия призывает нас в прославлении Бога прислушиваться к своему сердцу и в общении с Богом руководствоваться своим эмоциональным состоянием.
Славлю [Тебя], Господи, всем сердцем [моим]…
Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
Псалмы тут имеются ввиду веселые, те самые, что призывают танцевать даже в собрании святых:
Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых. Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем. да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему,
В. Даль определяет слово «лик» как хоровод…
Еврейское слово, которое в синодальном тексте переводится как «лик», на самом деле означает танец…
Библия неоднократно описывает танец, как выражение радости:
время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать
говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
Танец описывается, как Божье благовсловение.
Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся;
Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их.
Танец сопровождал всенародное ликование.
Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами.
Танец служил средством выражения радости перед Богом.
пред Господом играть и плясать буду;
Обычно противники танца аргументируют свою позицию при помощи гипотезы о том, что Иисус не танцевал. Я с этим не согласен. В Библии говориться, что Христа не могли упрекнуть в несоблюдении религиозных традиций Израиля. Трудно представить себе, что Сын Человеческий не участвовал в ежегодных религиозных празднествах. Трудно представить себе, что друг мытарей и грешников не водил зажигательные хороводы вместе с толпами народа, радующимися о Господе! По крайней мере, Он не видел ничего плохого в плясках, ибо даже употреблял поговорку:
«Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали».
Некоторые критики танцев ссылаются на отдельные творения отцов церкви, осуждающих танцы. Но в этих творениях осуждаются не столько танцы, сколько языческое искусство вообще. Искусство, призывающее поклоняться иному богу, не должно пленять христианина. Это понятно и с этим никто не спорит. Стоит также отметить, что в трудах отцов содержатся явные перегибы в отношении разного рода искусств. Например, игра на музыкальных инструментах, театр, жонглирование и др. — прямо называются грехами, приравненными к волхованию…
История христианства показывает, что экстатическое начало в искусстве, мягко говоря, не всегда отвергалось:
Иисус — мастер танцовщиков.
Он танцует очень мастерски.
Он поворачивается вправо и влево.
Все должны следовать его учению.
Эти строки принадлежат Бернару Клервосскому, одному из крупнейших богословов своего времени.
В наши дни принято (и вполне справедливо) считать Баха гением духовной музыки. Но экстатическое начало присутствует во всех его духовных произведениях. Современный слушатель его не чувствует, но те, кто жил в одно с Бахом время, свидетельствуют, что его фуги заставляют пуститься в пляс. Гензер, ректор протестантской школы Св. Фомы, где работал кантором Бах, писал, что когда тот репетирует, «…ритм овладевает всеми его конечностями…Тому, кто обладает слухом и тому, кто способен двигаться, «Глория» Баха может придать гораздо больше воодушевления, чем любые достижения нашего пресытившегося мира». А вот что пишет о духовной музыке Баха современный христианский музыковед Вилфрид Меллерс:
«Это апофеоз танца…Чтобы правильно исполнить «Cum Sancto» [Cum Sancto Spiritu (С Духом Святым) из си — минорной мессы] и многие другие подобные пассажи Баха, необходимо научиться раскачиваться не хуже, чем в наши дни это делает цветное население Северной и Южной Америки, славящее Бога…»
Словом, я не вижу ничего греховного в том, чтобы прыгать и плясать от радости перед Господом.
Кстати, танцы могут выражать не только радость. Есть танцы величественные и торжественные (например, танцы эфиопских епископов на традиционной коптской православной литургии). Есть даже очень печальные танцы, например сарабанда, напоминающая похоронную процессию. Может быть русским баптистам хоть сарабанду разрешат танцевать?
Однако есть здесь и опасности.
Опасность первая состоит в навязывании своих эмоций людям, испытывающим в тот же момент прямо противоположные чувства. Бывал я на богослужениях, где люди танцуют перед Богом от радости. Иногда мне хотелось подтанцевать им (что я и делал), а иногда я чувствовал себя, как человек, описанный в притчах: «Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу». (Прит.25:20) Но, все же человек, который не хочет радоваться, когда все вокруг радуются находится в лучшем положении, чем тот, кто хочет радоваться среди плачущих. Печалиться можно и про себя, а вот как ликовать внутренне?
Опасность вторая. Эмоции неподконтрольные рассудку могут привести к тяжким последствиям и нервным расстройствам. Поэтому надо себя контролировать, иначе получится то, чем пугают нас бдительные братья из СЦ ЕХБ, показывая страшные видеоролики о танцах до упаду в харизматических церквах. А такие танцы не дают ничего хорошего. Библия призывает нас не терять контроль над собой.
Итак, умертвите земные члены ваши: … страсть…
Здесь Павел употребляет греческое слово Paqos, которое можно перевести, как аффект, неконтролируемый экстаз, возбуждение.
Опасность третья. Превратить танец в простой обряд, совершаемый без сердца, механически. Мы уже превратили в такой обряд общее пение. Давайте избежим этого в других видах искусства.
Опасность четвертая. Делать это некрасиво, неуместно, вызывающе или назло другим. Если я начну танцевать открыто, и динамично, то таким зрелищем можно будет только устрашить врагов. Поэтому не стоит танцевать тому, кто этого делать не умеет. Также неуместно танцевать на официальных мероприятиях, особенно официальным лицам. (Мурашки по коже бегут, как представлю себе пляшущего Ю. К. Сипко) Нехорошо и небезопасно танцевать там, где большинство считает, что танцевать тут не принято. Также ваши танцы, дорогие братья и сестры не должны сопровождаться непристойными движениями, возбуждающими похоть. Не должны они также провоцировать немощных христиан на злобное шипение и брызганье слюной. Эх, не скоро еще мы станцуем сарабанду!
Опасность пятая. Танцевать, будучи пьяным. Ну шутка это… Расслабьтесь. Никто не собирается пьянствовать!
Подойдем вплотную к третьему виду танца. Это уже и есть собственно хореография.
Читайте также
Душа и танец
Душа и танец Эриксимах. О Сократ, я умираю!… Пробуди во мне мысль! Зарони идею!… 1 Дай вдохнуть твоих острых загадок!… Это нещадное пиршество превосходит всякий мыслимый аппетит и всякую правдоподобную жажду!… Что же это за состояние, которое, придя на смену
Дега, танец, рисунок
Дега, танец, рисунок (Фрагменты)… Я познакомился с Дега году в девяносто третьем?—?девяносто четвертом в доме у г. Анри Руара, которому был представлен одним из его сыновей, после чего подружился вскоре со всеми тремя 1.Этот особняк на улице Лиссабон весь?—?от порога
Танец
Танец 1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург«Танец» — одна из парных композиций (вторая называется «Музыка»), написанных Матиссом для особняка Щукина в Москве, олицетворяет связанные между собой элементы праздника, происходящего в воображаемом первозданном мире.
Танец в лаборатории
Танец в лаборатории Если Дункан была создательницей свободного танца, то первым, кто задумал его исследовать, был, пожалуй, художник Василий Кандинский. Танец – не единственный вид искусства, который он намеревался пропустить через процедуры экспериментальной науки –
Танец на экспорт
Танец на экспорт Свободный танец пришел в Россию с Запада, и пока связь с Европой не прервалась, российские танцовщики живо интересовались тем, что делают их коллеги за границей. В 1920-е годы авангард искусства движения находился в Германии и Австрии, где работали Рудольф
Средства выражения
Средства выражения Для Матисса было всегда непреложным законом, что каждая мысль в искусстве неотделима от его средств выражения. Художник воплощает в искусстве правду, но эта правда не отвлеченное понятие, она заключена в самой живой плоти искусства. Композиция, линия,
ГЛАВА 11. Танец
ГЛАВА 11. Танец Танец покончил с вялой, унылой задницей-неудачницей. Секрет прост: в танце с попой происходит нечто волшебное — она сотрясается. Резкое движение заставляет ее колыхаться, она вздрагивает и трепещет, это похоже на землетрясение. Короче говоря, танцующая
Танец, как вид профессионального искусства
Танец, как вид профессионального искусства Это, дорогие мои, балет. Причем, не только классический, но и современный. Христианский поэт выражает христианские идеи при помощи слов; художник делает то же самое при помощи красок. А когда мы говорим о христианской хореографии,
Источник