Танец, как способ передачи информации, метод эффективного обучения и развития. Танец, как отображение жизни
Цикл статей: «Сакральное значение танца, его символизм в древности и сейчас. Развитие Человека через танец». Часть № 7: «Танец, как способ передачи информации, метод эффективного обучения и развития. Танец, как отображение жизни».
Так как танец показывает принципы созданного мира и среды, принципы взаимодействия – это универсальный способ общения, и мощнейший способ отображения, передачи информации, а значит и обучения. Танец – это культурное представление сознания отдельного народа. Отдельно взятый танец, какого-либо народа, может многое рассказать о регионе, откуда он родом, характере деятельности людей этого региона, их традициях; он рассказывает о жизнь людей, их стремлениях и их принципах. Танец – это серьезная наука, которая переплетается с человеческой психологией и отображает его мировоззрение, философию, показывает развитие интеллектуального уровня человека.
Народный танец может быть очень давним и нести в себе информацию от предков, информацию о родной земле, поэтому развивает национальных дух в людях. Сакральный танец может вскрыть древние и глубинные программы в человеке.
Мы уже говорили о том, что через ритуальный сакральный танец добывали необходимую информацию, ее буквально пропускали через тело, чтобы она дошла до сознания. Через танец настраивались на определенные состояния, в которых лечили, давали наставления, предсказывали.
Посредством Танца, можно предоставить новую информацию, новые чувства и подарить жизнь тем, кто наблюдает за Танцем.
Но в наши дни, танцы, далеко не всегда, осознаются, как действо, которое может гармонизировать и давать силы, а может и отнимать их, отнимать энергию и быть деструктивным по своей природе, если проводится неправильно, без души, без духа. Речь совсем не идет о технике исполнителя. Это больше зависит от умения взаимодействовать со средой и окружающими, от навыка чувствования ситуации и других людей. Настоящий танец — Танец чувств – это передача состояния и информации, честное общение, выражение истинных чувств, а не чеканка пустых заученных движений.
То есть танец – это отображение жизни сейчас, отображение ее главных принципов.
… «Не оказывается ли таким образом пляска чем-то исполненным высшего лада, раз она изощряет душу, развивает тело, услаждает зрителей, обогащает их знанием старины, — все это под звуки флейт и кимвалов, под мерное пение хора, чаруя и зренье, и слух?» …
О ПЛЯСКЕ» — Лукиан Самосатский (около 120 — после 180 гг. н. э.)
…«Скажу о том, что пляска не только услаждает, но также приносит пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад и меру в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты. А если в союзе с музыкой и ритмом пляска всего этого достигает, то за это она заслуживает не порицания, а скорее хвалы.»… О ПЛЯСКЕ» — Лукиан Самосатский (около 120 — после 180 гг. н. э.)
Читайте в следующей части Цикла статей «Сакральное значение танца, его символизм в древности и сейчас. Развитие Человека через танец» Часть № 8: о Сакральном значении Танца в наше время ››
Источник
«Танец, как средство коммуникации»
Лыгденова Влада, 10 А класс,
под руководством Дуктовской Дарьи Александровны,
Многопрофильный лицей ФГБОУ ВПО ЗабГУ г. Чита
«Танец, как средство коммуникации»
Все мы знаем, что общение является важным условием для каждого из нас, именно общение формирует нас как личность, участвует в нашем психологическом развитии, определяет наш социальный статус в обществе.
Существуют две формы общения: вербальная и невербальная. Вербальное общение осуществляется с помощью слов. Это человеческая речь. Невербальное общение осуществляется с помощью жестов, мимики, пантомимики.
Психологи и социологи, подчеркивают, что именно телесное, наглядное проявление своих эмоций, чувств свидетельствует о искренности человека. Танец – это невербальное воплощение вербального и это, не дополнение к слову, а выражение.
Вообще, жесты передают состояние человека, по которым мы можем определить его настроение, намерение, цель, чувства, и помимо всего этого, события, которые он переживает. Как говорила американская танцовщица и хореограф Марта Грэхем: «Танец никогда не лжет!»
Невербально мы можем общаться при помощи жестов, выразить мысли словами, но я бы хотела остановиться на уникальном виде искусства, которое является тончайшей гранью между этими способами выражения своих чувств и мыслей, т. е. танце. Танец с древности нужен и необходим для передачи информации.
Ярким примером всему этому могут служить индийские танцы, где отчетливо прослеживается жизненный момент, они показывают радость, признаются в любви, индийская танцовщица движениями рук, а именно пальцами выражает слова, они научились искусно выражать танцем не только слова, но целый монолог, вести диалог, рассказать целую историю.
В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.
Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи.
Трактаты по драматическому искусству фиксируют 24 движения головы:
- сама — голова неподвижна (гнев, безразличие); адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость); алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания); паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность); тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т. д.
26 движений глаз:
- шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь); вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм); шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т. д.
6 положений бровей:
- патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение); ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство); кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т. д.
- сундари — движение по горизонтали (экзальтация); параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй); пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т. д.
Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодико-ритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.
Благодаря двум художественным эквивалентам — музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.
Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Танец имеет разные средства выразительности:
- гармонические движения и позы, пластика и мимика, динамика — «варьирование размаха и напряженности движений», темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция, костюм и реквизит.
Большое значение имеет техника — «степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций». Темп — это простейшая форма танцевального движения, различные танцевальные сочетания образуют па. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка и подчинён законам определённой музыкальной системы. В танце движения определены заранее, в отличие от пляски, которая импровизируется.
Другим примером, являются цыгане, они танцуют на похоронах, чтобы облегчить путь покойного.
Когда человек рождается – у него не развита речь, он выражает себя только жестами. Если возьмем древний мир, то там всегда танец носил сакральный характер, в те времена, танец имел свою цель и мысль, сопровождая свадьбы, похороны, рождения. К тому же, это выражение духовной мысли народа, допустим, хоровод – это круг, изображение Солнца. В Древней Руси были распространены ритуальные пляски: прыгание через костры, это выражало времена года, подпрыгивание вместо танцев – это способствовало росту злаков. В Африке и по сей день сохранился обычай: чтобы узнать к какому роду принадлежит человек, спрашивают: какой танец он танцует.
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения, каким он являлся раньше (это ритуалы, обряды) он превратился в вид искусства, целью которого было поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. О танце, как о коммуникации впервые заговорила основоположница экспрессионистского танца и один из пионеров танца в стиле «модерн» в Германии Мэри Уигман.
Если посмотреть на танцы с точки зрения психологии, танец хранит в себе много важной и ценной информации о человеке, о его взаимодействии с внешним миром. Индивидуальные особенности человека прослеживаются в манере исполнения и подаче танца. Этот пласт информации воспринимается и оценивается на бессознательном уровне.
Это утверждение психологов полностью совпадает с моим личным наблюдением: в школе танцев, в которой я занимаюсь уже несколько лет, был случай, приводят девочку, лет 9, мама рассказывает, то она очень закомплексована, выходит ребенок рассказывать стихотворение, а из-за боязни публики, то все взоры обращены на нее, она не то, то заикаться начала, она забыла все стихотворение, после года обучения в школе танцев, т. е. это несколько выступлений за спиной, мы видим, что она начала раскрепощаться, ей не то, что нравится выступать, она полюбила находиться в центре внимания, в дальнейшем она пошла в театральное, сейчас, видя эту девушку уже, не скажешь, что когда то она была забитым ребенком. На примере этой девушки, можно сказать, что она научилась танцевать (физический аспект), у нее поднялась самооценка (психологический аспект), улучшилось ее духовное состояние (эмоциональный аспект).
Танец, он не то, что меняет человека, раскрепощает его, но и заставляет контролировать свои эмоции. Из своего примера, рассказываю вам, выходишь ты на сцену, по каким-то причинам делаешь что-то не то, ошибаешься понимаешь это, к сожалению, и не один, а твой преподаватель и твой коллектив, тебе больно – ногу подвернул, туфли жмут, горло пересохло и многое другое, тебе нужно этого не показать, ты сохраняешь эту улыбку, с болью, с разочарованием, но ты делаешь все так, чтобы не один зритель в зале не подумал, что пошло что-то не так.
Однако стоит отметить, что танец подразумевает под собой не только внутренние переживания индивида. В нем мы можем увидеть нечто большее. Традиции, установки, схемы поведения, столетиями складывающиеся из коллективного бессознательного, всегда запечатлены в народных танцах.
Тоже из личного опыта приведу пример, мы с моим коллективом ездили на конкурс в другой город, выступал с нами коллектив, очень сильный, образцово-показательный, танцевали они два танца, первый – народный, русский народный, идеальные сложные дроби, идеальная осанка, улыбка, эмоции – все есть, зал ликовал и ждал следующего их номера, но другой их номер – был кавказский танец, и они просто потерялись, как бы печально это не звучало, не хватало эмоций, хотя техника исполнения безупречная, все отработано, музыка динамичная, танец полностью поставлен, но не то, и все были расстроены, потому что нет какой-то определенной энергии, захватывающего темперамента, изнутри исходящего.
Тоже самое прослеживается и в нашем ансамбле, наш руководитель поставила кавказский танец, вывозила его на конкурсы: «Хрустальный Башмачок», «Юные таланты Забайкалья» и многие другие, но без побед. Через два года, после появления этого танца, в нашем ансамбле появился мальчик — армянин, его поставили солистом в этот танец и на ближайших соревнованиях результат был потрясающий, первое место во всех конкурсах, он просто взрывал зал, он жил этим танцем, соответственно, он зажигал зрителей!
Второй плачевный опыт с этим же мальчиком, так как в ансамбле дефицит мальчиков, мы решили взять его на танец «Стиляги», мы учили его месяц, в итоге, он сидел в зрительном зале и поддерживал нас морально! – это говорит о том, что танец, как и народ, имеет свой темперамент, характер, национальность.
Новая эпоха — новые танцы, по танцу можно сказать приблизительное время его появления. Поэтому можно предположить, что танец является отражением той эпохи, в которую он рождается.
Представьте себе открытие торгового центра, современное мероприятие, выйдет пара и начнет танцевать мазурку, 18 века, или выйдет коллектив и начнет водить хоровод, естественно, никто не поймет, все будут думать: что они этим хотят сказать!?
Язык танца, как и язык жестов, универсален. Конечно, существуют определенные жесты, которые адекватно воспринимаются только в той среде, откуда они родом. Это могут быть как возрастные или профессиональные рамки, так и этнические. Однако существуют и такие жесты, которые понятны в любом обществе. Например, опущенная вниз голова и плечи говорит о подавленности или о тоске и грусти. В любом случае человек сразу поймет, что кому-то плохо. Поэтому, говоря о восприятии танца, можно говорить об универсализме его языка. Здесь не нужен переводчик.
Конечно, любой танцевальный образ очень выразителен и понятен если не до конца, то хотя бы частично любому человеку. И речь идет не только о языке танца, но и о его внутренней динамике. Танец является своего рода символом, который несет в себе идейный смысл и важные сущностные характеристики. Кроме общих народных есть и уникальные характеристики, например, неповторимый стиль Майкла Джексона, в этом случае можно сказать все одной фразой: «Подражать сложно, повторить невозможно!». Это действительно так, почему современные хореографы говорят: «Не трогайте Майкла Джексона! Это легенда!» Можно научиться танцевать, перенять движение, манеру исполнения, но такого уже не будет никогда, потому что он создатель, в этот стиль Майкл вкладывал свой характер и свои индивидуальные особенности.
Танец – самый древний и красивый способ общения, способ самовыражения. Первичная функция танца — это и есть сам танец. Это движение. Вторичная же функция — его расшифровка. Таким образом, танец очень богат информацией, которая нуждается в расшифровке. Которая происходит каждым человеком в зависимости от его собственного восприятия танца, а так же правильность расшифровки зависит от того, насколько четко и ясно танцующий движениями передал сообщение.
Закончить свою статью, я хотела бы словами американского танцовщика Жака д’Амбуаза «Танец — это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти».
Источник