Тактильный способ восприятия информации это

Типы и способы восприятия информации

Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.

Что такое информация?

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает «разъяснение», «представление», «ознакомление». Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
  • речь (возможность назвать объект восприятия);
  • чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
  • воля (способность человека организовывать процесс восприятия).

Представление информации

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.

Читайте также:  Vitamin d3 25 mcg 1000 iu способ применения

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуалы.
  • Аудиалы.
  • Кинестетики.
  • Дискреты.

Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.

Визуалы

Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.

Аудиалы

Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

Кинестетики

Осязание, обоняние и вкус играют важную роль в процессе восприятия информации кинестетиками. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкий», «по моим ощущениям», «хватать»). Для ребенка-кинестетика необходим телесный контакт с близкими людьми. Для него важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.

Дискреты

Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами – визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.

Тип восприятия и обучаемость

Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.

Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.

Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.

Читайте также:  Различные способы измерения денежной массы реферат

Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации — информатика, например.

Роль в общении

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с человеком лучше общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. Тембр голоса должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

Источник

Особенности тактильного восприятия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «тактильное восприятие»

Тактильное восприятие – это поверхностная чувствительность кожи, ощущения прикосновения, боли, тепла, давления, холода и др.

У каждого человека свой характер, свой темперамент, свой тип восприятия. Жизнедеятельность человека сложно представить без адекватной ориентации в окружающей действительности. Человек ориентируется благодаря тактильному восприятию. Видом восприятия предметов и явлений является осязание, которое строится на мультимодальной и тактильной информации. Тактильная информация представляет собой ощущения прикосновения, температуры, боли, давления.

Первые представления о предмете или явлении у человека складываются благодаря тактильному восприятию. Наружные покровы тела, соприкасаясь с чем-либо, дают возможность определить форму, упругость, плотность или шероховатость, величину, температуру этого предмета.

С помощью тактильного восприятия человек через кожу получает информацию. Чувствительность только этими ощущениями не ограничивается. Прикасаясь к тому или иному предмету, человек ощущает не только признаки этого предмета, он ощущает ещё его свойства, например, влажность этого предмета, его гладкость или твердость, тягучесть или вязкость и др.

Кожа человека способна реагировать на физические свойства объектов и давать человеку определенную информацию об этих объектах. Это непосредственное касание объектов, их познание через касание и является тактильным восприятием.

Тактильное восприятие по-другому называют осязанием, механизм которого основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы воспринимают сенсорные сигналы и считывают информацию. Они являются сложными устройствами и расположены по поверхности всего тела, обеспечивая ему кожную чувствительность.

Рецепторы пальцев рук являются самыми чувствительными и восприимчивыми к разнообразной информации. Обладая осязанием, человек получает столько информации о предмете, как будто он видит эти предметы, поэтому осязание является познавательной функцией руки человека.

Читайте также:  Способы оказания первой доврачебной помощи при ране

Готовые работы на аналогичную тему

Тактильные ощущения ребенка раннего возраста

С окружающим миром ребенок раннего возраста общается с помощью тактильных ощущений, которые имеют для него очень большое значение. Естественными и очень важными действиями малыша будет попытка ухватить погремушку, прикоснуться к груди мамы, дотронуться ножками или ручками до незнакомого предмета. Маленькие ладошки и пальчики рук приводят в движение механизм мыслительной деятельности, являясь очень важными органами.

Маленький ребенок дотрагивается до предметов сначала случайно, а затем целенаправленно. На смену периоду хаотических физических контактов приходят намеренные и координированные контакты, дающие малышу значимую информацию об окружающем мире, представление о котором без тактильно-двигательного восприятия сложиться не может.

Причина заключается в том, что тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания. Специалисты говорят о том, что чем тоньше у малыша тактильные ощущения, тем точнее он сравнивает, объединяет или различает окружающие его предметы.

Для успешного упорядочивания мышления, считала М, Монтессори, надо изолировать одно чувство, участвующее в восприятии. В результате внимание ребенка будет фокусироваться на изолированном чувстве, которое упражняется. Например, когда взрослые слушают музыку и хотят сосредоточиться на её исполнении, они невольно прикрывают глаза, как бы изолируя слух.

От общения с матерью, ребенок получает ощущения, накапливает опыт тактильной чувствительности, развивает тактильное восприятие, а это является стимулом умственной деятельности.

Среди основных видов ощущений выделяют ощущения:

  • кожные,
  • температурные,
  • болевые,
  • вкусовые,
  • обонятельные,
  • зрительные,
  • слуховые.

Ученые научно подтвердили факт, что от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, которые отвечают за речь. Чтобы тактильная чувствительность у детей с интеллектуальной недостаточностью была развита, необходима предметно-пространственная развивающая среда с соответствующими материалами.

Тактильная среда, полноценно организованная, через развитие тактильной чувствительности дает возможность расширить представления о предметах и объектах окружающей действительности.

Восприятие и его особенности

Среди особенностей восприятия наиболее важными являются предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность.

Предметность восприятия выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Восприятие без этого отнесения ориентирующую и регулирующую функцию не выполняет.

Предметность восприятия не является врожденным качеством. В открытии предметности мира решающую роль играет осязание и движение. Как качество предметность в регуляции поведения играет особую роль. Эта роль заключается в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов – процессов восприятия.

Целостность – это тоже особенность восприятия. Если ощущения отражают отдельные свойства предмета, то восприятие является целостным образом предмета, который складывается на основе обобщения знаний о качествах предмета, получаемых в виде ощущений.

Целостность восприятия и его структура связаны. Восприятие не отвечает мгновенным ощущениям и не является их суммой. Человек получает из этих ощущений абстрагированную обобщенную структуру, формирующуюся в течение некоторого времени.

Например, при восприятии ритма в каждый момент можно услышать только один удар. Однако ритм представляет собой не одиночные удары, а систему ударов, которые находятся между собой в определенной взаимосвязи, определяющей восприятие ритма.

Константность восприятия – это относительная стабильность ряда свойств образа предмета в сознании человека – проявляется она, когда условия его восприятия изменяются.

Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Субъект, из разнообразного потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений, выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта.

Ещё одной особенностью восприятия является его осмысленность. Восприятие связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Воспринять предмет сознательно, означает мысленно назвать этот предмет, отнести его к определенной группе, классу, обобщить его в слове.

Восприятие, таким образом, является активным процессом, в ходе которого человек осуществляет разнообразные перцептивные действия для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета.

Источник

Оцените статью
Разные способы