Такого способа толкования права не существует тест

Ответы к тестам по обществознанию 6 тем Способ толкования норм права,

1. Способ толкования норм права, при котором разъясняются цели
издания нормативного правового акта, называется:
а) историческим;
б) логическим;
в) грамматическим;
г) систематическим.
2. Вид толкования норм права, в рамках которого толкование производится официально уполномоченным на это органом:
а) аутентичное;
б) легальное;
в) доктринальное;
г) обыденное.
3. Толкованием норм права по объему является:
а) грамматическое толкование;
б) логическое толкование;
в) систематическое толкование;
г) буквальное толкование.
4. Укажите одну из разновидностей неофициального толкования:
а) нормативное;
б) казуальное;
в) аутентичное;
г) доктринальное.
5. Толкование отдельных положений указа Президента РФ, данное
в специальном акте также исходящем от Президента РФ, называется:
а) делегированное толкование;
б) аутентичное толкование;
в) доктринальное толкование;
г) профессиональное толкование.
6. Конституционный Суд РФ принял к производству запрос Совета
Федерации ФС РФ о понимании следующего положения Конституции РФ: «Федеральные законы принимаются большинством
от общего числа депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации». Данное толкование Конституционного Суда РФ будет называться:
а) казуальное;
б) доктринальное;
в) аутентичное;
г) нормативное.

Ответы: 1 — а; 2 — б; 3 — г; 4 — г; 5 — б; 6 — г

1. Какие общественные отношения считаются правоотношениями?
а) Отношения, не урегулированные нормами права;
б) моральные отношения;
в) вся совокупность общественных отношений;
г) отношения, урегулированные нормами права.
2. Выберите верное определение правоотношения:
а) общественное отношение, в котором участвуют только два
субъекта;
б) участие сторон в отношениях на основе норм общественных
организаций;
в) общественное отношение, стороны которого связаны между
собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством;
г) общественное отношение, стороны которого связаны между
собой взаимными юридическими правами.
3. Элементом структуры правоотношений являются:
а) субъекты;
б) субъективная сторона;
в) юридические гипотезы;
г) диспозитивные обязанности.
4. Выберите верное определение субъекта правоотношения:
а) лица, имеющие права и обязанности;
б) граждане государства и коллективы, имеющие права в соответствии с нормами права;
в) отдельные индивиды и коллективы, имеющие в соответствии
с нормами права субъективные права и юридические обязанности;
г) коллективные субъекты, имеющие юридические обязанности.
5. Составными элементами правосубъектности являются:
а) правоспособность и дееспособность;
б) правоспособность и правовая норма;
в) правоспособность, дееспособность и юридический факт;
г) только правоспособность.
6. Выберите верное определение правоспособности:
а) способность быть субъектом права;
б) закрепленная в законе способность индивида иметь субъективные права и нести юридические обязанности;
в) способность своими действиями осуществлять свои права и
обязанности;
г) способность отвечать за свои действия.
7. Содержание и объем дееспособности зависит:
а) от пола правоспособного субъекта;
б) от возраста правоспособного субъекта;
в) от политических убеждений правоспособного субъекта;
г) от квалификации правоспособного субъекта.
8. Выберите верное определение дееспособности:
а) совокупность субъективных прав и юридических обязанностей;
б) признаваемая нормами права способность быть субъектом
правоотношения;
в) признаваемая нормами права способность индивида самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять свои
субъективные права и исполнять юридические обязанности;
г) способность субъекта нести ответственность за своп поступки.
9. Человек становится правоспособным:
а) в 14 лет;
б) в 16 лет;
в) в 18 лет;
г) с рождения.

Ответы: 1 — г; 2 — в; 3 — а; 4 — в; 5 — а; 6 — б; 7 — б; 8 — в; 9 — г.

1. В государствах мусульманской правовой семьи ведущим источником права является:
а) правовой обычай;
б) прецедент;
в) закон;
г) доктрина.
2. Семьей общего права дополнительно именуется:
а) религиозно-правовая семья;
б) романо-германская семья;
в) мусульманская семья;
г) англосаксонская семья.
3. Единое мнение богословов по отдельным вопросам реализации
мусульманского права называется:
а) шариат;
б) Сунна;
в) иджма;
г) кияс.
4. Правовая семья, в рамках которой произошла рецепция римского права:
а) религиозно-правовая;
б) романо-германская;
в) мусульманская;
г) англосаксонская.
5. Правовая семья, в которой судья одновременно является законодателем:
а) религиозно-правовая;
б) англосаксонская;
в) мусульманская;
г) романо-германская.

Читайте также:  Способы хранения свежих помидоров

Ответы: 1 — г; 2 — г; 3 — в; 4 — б; 5 — б.

1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и
ее независимость во внешней политике называется:
а) политический режим;
б) публичная власть;
в) государственный суверенитет;
г) аппарат власти.
2. Укажите причину происхождения государства с точки зрения Е.
Дюринга и К. Каутского:
а) воля Бога;
б) изменение экономических отношений в первобытном обществе;
в) заключение людьми общественного договора;
г) завоевание одного племени другим, одной части общества
другой.
3. Происхождение государства в результате добровольного соглашения людей объясняет:
а) ирригационная теория;
б) теория насилия;
в) договорная теория;
г) патриархальная теория.
4. Установите соответствие между фамилиями ученых, философов,
политиков и созданными ими теориями происхождения государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
фамилии теории
1. К. Виттфогель
2. Л. Гумплович
3. Дж. Локк
4. Фома Аквинский
5. Р. Фильмер
А. Теория насилия
Б. Договорная теория
В. Ирригационная теория
Г. Патриархальная теория
Д. Теологическая теория
5. Теория, объясняющая происхождение государства изменениями
в экономической сфере:
а) ирригационная;
б) классовая (марксистская);
в) договорная;
г) патриархальная.
6. Причиной происхождения государства, по мнению Аристотеля,
явилась:
а) смена экономических отношений;
б) разрастание семьи;
в) необходимость строительства крупных оросительных систем;
г) Божественная воля.
7. Государством является:
а) объединение людей на основе достижения общих интересов;
б) система для поддержания господства одних групп людей над
другими;
в) политическая организация общества на определенной территории;
г) верный ответ отсутствует.
8. Государство, как и первобытное общество, характеризует следующий признак:
а) обязательные платежи (налоги);
б) оборона;
в) территориальная организация населения;
г) правовая система.
9. Признаком государства не является:
а) наличие правовой системы;
б) родовая организация населения;
в) территориальная организация населения;
г) наличие специальных органов, осуществляющих сбор налогов.

Ответы: 1 — в; 2 — г; 3 — в; 4 — ВАБДГ, 5 — б; 6 — б; 7 — в; 8 — б;
9 — б.

1. Функциями государства называют:
а) методы осуществления государственной власти;
б) основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного
управления обществом;
в) виды государственной деятельности;
г) преодоление объективных трудностей, представляющих существенный интерес для общества и входящих в круг полномочий государства.
2. Укажите функцию государства, включающую в себя деятельность
по развитию сети медицинских учреждений:
а) экологическая;
б) социальная;
в) идеологическая;
г) экономическая.
3. Природоохранительной функцией государства является:
а) функция взаимодействия с другими государствами;
б) экологическая;
в) хозяйственная;
г) культурно-воспитательная.
4. Установите соответствие между названиями функций государства и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
название функций виды функций
1. Политическая
2. Социальная
3. Решение глобальных проблем
4. Экологическая
5. Обороны государства
А. Внутренние
Б. Внешние

Ответы:1 — б; 2 — б; 3 — б; 4 — ААБАБ.

1. Монархия отличается от республики:
а) наличием института референдума;
б) наличием поста президента;
в) передачей власти главы государства в порядке престолонаследия;
г) ответственностью правительства перед парламентом.
2. Форма правления, при которой правительство образуется на парламентской основе и несет политическую ответственность перед
парламентом:
а) дуалистическая монархия;
б) парламентарная республика;
в) президентская республика;
г) смешанная республика.
3. Форму правления государства характеризует:
а) способ объединения населения на определенной территории;
б) соотношение компетенции центральных и местных органов
власти;
в) источник и способ организации власти;
г) средства и методы осуществления государственной власти.
4. Признаком президентской республики является:
а) внепарламентский способ избрания президента;
б) ответственность правительства перед парламентом;
в) наличие у президента права роспуска парламента;
г) наличие поста премьер-министра.
5. Установите соответствие между формами правления и их видами:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИд формы правления форма правления
1. Абсолютная
2. Конституционная
3. Смешанная
4. Ограниченная
5. Президентская
А. Монархия
Б. Республика

Читайте также:  Легкий способ похудеть таблетки

Ответы: 1 — в; 2 — б; 3 — в; 4 — а; 5 — ААБАБ.

Источник

Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы (27 стр.)

3) по юридической силе акта толкования, сфере его действия и в зависимости от органа власти делятся на исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и т. д.;

4) по принадлежности к издавшему субъекту они могут быть аутентичными или легальными;

5) по отраслям права выделяют различные акты толкования.

Толкование права и его результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Определяя и направляя практику применения права в соответствии с волей законодателя, оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений.

67. Способы толкования правовых норм

Способ толкования – это совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя, осуществляющих функцию познания правовых норм, используемых сознательно или интуитивно субъектом для получения и дачи информации относительно правовых норм.

Способ толкования – это понятие собирательное, отражающее специальные технические средства (приемы познания). Понятие в свою очередь – это термин, означающий конкретное действие интерпретатора в познании.

Способ толкования норм права зависит от цели интерпретатора и специфики правовой деятельности.

Основные способы толкования :

1) грамматический способ толкования – уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает прежде всего выяснение значения отдельных слов как в общеупотребительном, так и в терминологическом смысле;

2) логический способ – использование самостоятельно законов логики обособленно от остальных способов. При этом исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Осуществляется при помощи таких приемов, как логическое преобразование, выведение вторичных норм, выводов из понятий, доведение до абсурда. На логической структуре правовых норм отражаются особенности законодательной техники;

3) систематический способ, посредством которого происходит уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом. Данный способ толкования предопределяется внутренними свойствами права, его системностью. Любая правовая норма представляет собой составную часть права, которая взаимодействует с другими правовыми нормами. Следовательно, после анализа содержания нормы необходимо раскрыть все ее связи. Понять конкретную правовую норму можно, лишь проанализировав другие нормы, близкие к ней по содержанию, развивающие и детализирующие ее, а также выяснив значимость акта, в котором содержится данная норма, и место, какое она в этом акте занимает, что и составляет содержание систематического толкования. Систематическое толкование позволяет выявить факты коллизий между правовыми нормами;

4) историко-политический способ. Помогает выявить такие правовые нормы, которые хотя формально и не отменены, но фактически уже не действуют, т. е. не существует тех общественных отношений, которые норма регулировала. Содержанием историко-политического способа толкования является деятельность, направленная на выявление смысла правовой нормы, что осуществляется путем обращения к истории ее принятия, целям и мотивам, которые предопределили введение правовой нормы в систему правового регулирования;

5) специальный юридический. Толкование основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя.

Особенность толкования по объему обусловлена уяснением и разъяснением смысла правовых норм.

Так, различают толкования по объему:

1) буквальное толкование, когда смысл толкуемой нормы права и результат толкования полностью совпадают с текстом толкуемой нормы. Наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда дух и буква закона совпадают, т. е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны;

2) расширительное толковании, при котором действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение;

3) ограничительное толкование, применяемое тогда, когда раскрытое содержание нормы в результате толкования является более узким, чем ее буквальный текст.

68. Юридические коллизии и способы их разрешения

Законодательство – сложное, многоотраслевое образование, в котором масса всевозможных разночтений, параллелизмов, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя часто одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).

Читайте также:  Способ питания инфузории гетеротрофы или автотрофы

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Видами коллизий РФ являются коллизии:

1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6. ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то действует общефедеральный акт);

4) между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется акт, принятый позже);

5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если они приняты разными органами, то действует первый).

Способы разрешения коллизий:

1) принятие нового акта;

2) отмена старого акта;

3) внесение изменений в действующие акты;

4) систематизация законодательства;

6) деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ);

7) переговоры через согласительные комиссии;

8) толкование и др.

Преодолеть юридическую коллизию можно путем анализа практики реализации законов и оценки применения актов в целом либо их отдельных норм. Очень часто это делается по запросам государственных органов разных уровней, по обращениям общественных объединений и граждан. Основанием для запросов и обращений служат неясности в понимании понятий и терминов, отдельных норм, разные позиции в отношении сфер их применения, круга субъектов, на которых распространяется их действие. Разнобой в действиях органов и организаций также дает повод обращаться за официальной оценкой нормативного акта.

Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм правотолкующего и правоприменяющего лица, точный анализ обстоятельств дела, выбор единственно возможного или по крайней мере наиболее целесообразного варианта решения. Это, как правило, сложная аналитическая задача. Разумеется, противоречия можно снять (и они снимаются) путем издания т. н. коллизионных норм.

69. Пробелы в праве и способы их устранения

Пробел в праве представляет собой полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм, позволяющих решить дело по существу или урегулировать общественное правоотношение на основании законности и справедливости.

Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.

Важно учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2) конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства, должна отсутствовать.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса. Но здесь новых норм права не создается, и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Проблема пробелов в праве разрешается посредством аналогий, что представляет собой процесс выведения умозаключения, способного разрешить дело или урегулировать отношения посредством использования знания, полученного в процессе изучения определенных объектов, и перенесения полученных при таком изучении опыта и знаний на вновь возникший объект правовых отношений, требующий разрешения.

Законодатель как инструмент устранения пробелов предусмотрел две возможности, способные разрешить и урегулировать ситуацию по существу в рамках закона, к которым относятся:

Источник

Оцените статью
Разные способы