- Проверочная работа по обществознанию для 6 класса Общение
- Часть 1
- Часть 2
- Стратегия сотрудничества в конфликте – в чём её суть и чему она приводит
- Сотрудничество при конфликте
- Как определить, что ситуация является конфликтной
- Использование стратегии сотрудничество: конкретные шаги
- Противоборствующие стороны садятся «за один стол»
- Определяется причина конфликта
- Изменяются точки зрения
- Формулируются способы разрешения конфликта
- Выражается готовность к возможному компромиссу
- Оцениваются стратегии решения и совместно выбирается лучший вариант
- Стратегия решения применяется на практике
Проверочная работа по обществознанию для 6 класса Общение
Проверочная работа по обществознанию для 6 класса Общение. Конфликты в общении с ответами. Работа состоит из 2 частей (в части 1 — 11 заданий, в части 2 — 4 задания).
Часть 1
1. Взаимные деловые и дружеские отношения людей — это
1) коммуникация
2) общение
3) диалог
4) социализация
2. Верны ли следующие суждения об общении?
А. Общение — одна из самых главных форм отношения человека к окружающему миру.
Б. Без общения человек не может полноценно развиваться.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. К средствам общения можно отнести
1) сознание
2) мышление
3) речь
4) мировоззрение
4. Верны ли следующие суждения об общении?
А. Выделяют речевое и неречевое общение.
Б. Общение невозможно без речи.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о средствах общения?
А. Важную роль в общении играют мимика и взгляды.
Б. Жесты являются неотъемлемой частью речевого общения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Столкновение нескольких участников общения, каждый из которых отстаивает свою позицию, — это
1) общение
2) коммуникация
3) диалог
4) конфликт
7. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. В основе межличностных конфликтов лежат противоположные желания и интересы.
Б. Конфликты связаны со смысловыми барьерами в общении.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Такой способ решения конфликтов, как сотрудничество, связан с
1) поиском решения, которое примирило бы обе стороны конфликта без ущерба для каждой стороны
2) поиском уступок с каждой стороны
3) односторонними уступками
4) отказом от поиска обоюдовыгодного решения конфликта
9. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. При неконструктивном конфликте стороны используют любые способы и средства для достижения своих целей.
Б. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых отношений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Наилучшим способом разрешения конфликта является
1) прерывание конфликтных действий
2) компромисс
3) подчинение
4) избегание
11. Найдите в предлагаемом списке понятие, которое не относится к средствам разрешения конфликта, и запишите его номер.
1) сотрудничество
2) агрессия
3) компромисс
4) приспособление
5) избегание
Часть 2
12. Рассмотрите репродукцию картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
1) Какой вид общения изобразил художник?
2) Какие ошибки общения вы видите на картине?
3) Определите вид межличностных отношений, изображённый на картине.
13. Рассмотрите репродукцию картины И. Е. Репина «Арест пропагандиста».
1) Какой вид общения изображён на картине?
2) Можно ли сказать, что на картине изображён конфликт?
3) К какому типу можно отнести данный конфликт?
14. Прочитайте текст, выполните задания и ответьте на вопросы.
Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который у неё преобладает в результате длительного пребывания в данной группе. Чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием «психологический климат». С помощью этого понятия обозначаются моральная и эмоциональная стороны человеческих отношений, сложившихся в группе. Психологический климат включает совокупность нравственных норм и ценностей, которыми руководствуются члены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу. Психологический климат характеризует преобладающий в группе эмоциональный настрой.
Кроме общих явлений, связанных с психологическим климатом, группу характеризует то влияние, которое она оказывает на индивида. Это влияние выступает в форме эмоционального и морального настроя (самочувствия, настроения и т.п.). Малые группы по-разному влияют на отношения людей, как бы разворачивая их по отношению к делу и друг к другу то положительной, то отрицательной стороной или оставляя безразличными. Это значит, что сложившийся в группе психологический климат может выявить и лучшие, и худшие качества личности человека.
Причиной конфликта чаще всего является непорядочное, несправедливое, недоброе, нечестное отношение одного человека к другому. Способ снятия предубеждённости заключается в том, чтобы, преодолев недоверие, вызвать доверие людей друг к другу.
Существует несколько путей снятия предубеждённости в групповых отношениях:
1. Создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать друг друга как равных по своему статусу. Это можно сделать, например, с помощью ролевых игр типа социально- психологического тренинга.
2. Развитие у каждого члена группы способности правильно воспринимать и оценивать людей, умений и навыков межличностного общения.
3. Стимулирование и поощрение прямых межличностных контактов людей, которые в отношении друг друга испытывают недоверие.
4. Обогащение индивидуального опыта предубеждённого человека, его наблюдение за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).
1) Прочитайте текст. Выделите его главную мысль и дайте заглавие тексту.
2) Что автор понимает под термином «психологический климат»?
3) Назовите три пути снятия предубеждённости людей друг против друга, описываемые в тексте.
15. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Рассмотрим внутригрупповые конфликтные ситуации. Первый из межличностных конфликтов назван конфликтом безысходности, так как из него нет удовлетворительного выхода. Взаимоотношения людей в данном случае являются несовместимыми, противоположными: один из членов группы относится к другому отрицательно, а второй — положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить своё отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находиться в состоянии несовместимости. Психологически острее этот конфликт может переживаться тем, кто, испытывая положительные чувства к партнёру, с его стороны встречает к себе отрицательное отношение. Данный тип конфликта можно разрешить лишь одним способом: полным разрывом отношений между конфликтующими сторонами.
Второй тип межличностных конфликтов представляет собой конфликт неопределённости, поскольку при неопределённом (положительном или отрицательном) отношении одного из партнёров к другому он не встречает к себе столь же однозначного отношения, ни положительного, ни отрицательного. Взаимоотношения людей, вовлечённых в данную психологическую ситуацию, длительное время могут оставаться неясными, поскольку тот, чьё отношение к другому положительное, может предполагать такое же отношение к себе со стороны партнёра, а тот, чьё отношение отрицательное, также может рассчитывать на положительное к себе отношение и поэтому сохранять эти взаимоотношения.
Третий тип межличностных конфликтов характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное, и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на сближение с ним, довольно скоро останавливается, так как сближение вызывает усиливающееся стремление разорвать с данным человеком взаимоотношения. Здесь один индивид, испытывающий противоречивое, двойственное чувство к другому, одновременно и стремится к нему, и боится его. В результате он останавливается где-то на полпути к партнёру, сохраняя определённую психологическую дистанцию, которая уравновешивает противоположно направленные силы стремления и избегания.
1) Выделите главную мысль текста и дайте ему заглавие.
2) Какие три типа межличностных конфликтов названы в тексте?
3) Приведите собственный пример межличностного конфликта и предложите свой путь его разрешения.
ОТВЕТЫ — Проверочная работа по обществознанию для 6 класса Общение. Конфликты в общении
Часть 1
1-2
2-3
3-3
4-1
5-1
6-4
7-3
8-1
9-3
10-2
11-2
Часть 2
Задание 12.
1) Неконструктивное.
2) Переход от речевого общения к физическому конфликту.
3) Межличностный конфликт.
Задание 13.
1) Неконструктивное.
2) Да.
3) Личностный.
Задание 14.
1) Может быть дано заглавие «Как улучшить отношения в группе» или близкие по смыслу названия.
2) Моральная и эмоциональная стороны человеческих отношений, сложившихся в группе; нравственные нормы и ценности, которыми руководствуются члены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу.
3) Создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать друг друга как равных по своему статусу; развитие у каждого члена группы способности правильно воспринимать и оценивать людей, умений и навыков межличностного общения; поощрение прямых межличностных контактов людей, которые в отношении друг друга испытывают недоверие; обогащение индивидуального опыта предубеждённого человека, наблюдение за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).
Задание 15.
1) Может быть дано название «Межличностный конфликт» или близкие по смыслу названия.
2) Первый — конфликт безысходности (для вовлечённых в него индивидов нет удовлетворительного выхода из конфликта); второй — конфликт неопределённости (при неопределённом положительном или отрицательном отношении одного из партнёров к другому он не встречает к себе столь же однозначного отношения, ни положительного, ни отрицательного); третий — один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное, и отрицательное отношение (всякое движение, направленное на сближение с ним, довольно скоро останавливается, так как сближение вызывает усиливающееся стремление разорвать с данным человеком взаимоотношения).
3) Может быть приведён пример конфликта между двумя друзьями, один из которых хочет помириться с другом, а второй — нет. В качестве способа прекращения этого конфликта может быть названо прекращение дружбы. Могут быть приведены иные примеры конфликтов и способы их разрешения.
Источник
Стратегия сотрудничества в конфликте – в чём её суть и чему она приводит
Журналист, писатель, редактор. Член Союза журналистов России. Заслуженный .
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Конфликты – это не редкость в современном мире, где преобладают стрессы, нехватка времени и личные, а не коллективные соображения. Конфликты не обязательно должны восприниматься негативно, потому что, прежде всего, представляют собой фундаментальные различия во взглядах между различными сторонами.
Это хороший показатель, ведь не зря говорят, что в споре рождается истина. Только когда конфликт выходит за пределы объективного уровня и становится эмоционально детерминированным, конфликтующие стороны вступают на опасный путь.
Использование стратегии сотрудничество в первую очередь учит, как распознать конфликт на ранней стадии и как его можно целенаправленно разрешить. Хочешь узнать, как получить эффективный метод разрешения конфликтов и применить его на практике? Тогда читай дальше!
Сотрудничество при конфликте
Этот метод отличается тем, что участники конфликта не рассматриваются в качестве противников. Они – союзники, которые хотят найти решение, но при этом достичь своих целей. Часто результатом сотрудничества является компромисс, что говорит о том, что одна сторона попросту сдалась.
Однако, если использовать эту стратегию правильно, можно добиться результатов, которые будут выгодны для всех. Главное правило: при конфликте никто никому не враг. Сотрудничество позволяет разрешать конфликты на ранней стадии. Поскольку оно предусматривает открытое общение и общую цель, то сложная ситуация не успевает перерасти в спор.
Как определить, что ситуация является конфликтной
Первый шаг в разрешении конфликта методом сотрудничества – всегда идентифицировать его как конфликт. Если проблема остается незамеченной слишком долго, она покидает объективный уровень и может быть разрешена только с помощью извне. Это не всегда возможно, особенности в личных вопросах. Но как вообще человек может распознать конфликт и заявить о нем?
Конфликты очень разнообразны и могут иметь место на рациональном фактическом уровне, эмоциональном уровне или уровне социальных отношений. Хотя фактические конфликты с различными интересами обычно можно быстро выявить, социальные и эмоциональные споры часто имеют более глубокие причины на межличностном уровне.
Типичные сигналы конфликта включают, например:
- Бурные дискуссии и обсуждения среди участников.
- Претензии и личные обвинения.
- Открытые атаки на эмоциональном уровне.
- Отсутствие самоконтроля.
- Дискредитация кого-то из участников за спиной.
- Нежелание идти на быстрый компромисс с обеих сторон.
Это может проявляться через жесты и мимику, поэтому важно быть внимательной к окружающим. Подобные сигналы помогают определить, что назревает конфликт, и даже предотвратить его.
Использование стратегии сотрудничество: конкретные шаги
Оптимальный совместный подход к целенаправленному разрешению конфликта зависит от текущего состояния конфликта. Исследователи определили три уровня эскалации и обнаружили, что возможности для совместного решения конфликта уменьшаются по мере увеличения уровня.
В то время как первый уровень конфликта по-прежнему характеризуется преимущественно объективным и фактическим обсуждением, партнеры переходят к эмоциональному, личному управлению конфликтом на втором уровне. С этого момента конфликтующим сторонам становится все труднее разрабатывать совместную стратегию разрешения конфликта. По этой причине также важно, чтобы не вовлеченные третьи стороны конструктивно участвовали в разрешении конфликтов и предлагали помощь.
Для того, чтобы сотрудничество было максимально эффективным, нужно создать определенные условия для общения:
Стратегии поведения в конфликте
Противоборствующие стороны садятся «за один стол»
Первым шагом в разрешении конфликта всегда является установление диалога между вовлеченными сторонами. Если стороны уже покинули объективный уровень и уже не видят в другой стороне союзника, общение оказывается непростым.
Поэтому порой рекомендуется привлекать не вовлеченную в конфликт третью сторону в качестве посредника в случае конфликта определенной степени. Посторонний должен уметь самостоятельно выяснять интересы и налаживать диалог.
Определяется причина конфликта
Второй шаг – проработка различных интересов конфликтующих сторон. При этом они должны пролить свет не только на фактический уровень разногласий, но и на эмоциональные триггеры. В случае серьезных социально-эмоциональных причин конфликта снова рекомендуется использовать посредника.
Изменяются точки зрения
Испытанная и надежная, но требовательная методика – это изменение точки зрения. Обе стороны конфликта пытаются поставить себя на место другого и понять его аргументы.
Если оба собеседника готовы и хотят пойти на этот шаг, будет укреплено взаимопонимание и быстро найден выход из конфликтной ситуации.
Формулируются способы разрешения конфликта
На четвертом этапе на основе полученных знаний разрабатываются подходы к разрешению конфликтов. Решения должны быть сформулированы на фактическом уровне. Никто не должен быть явно ущемлен.
Выражается готовность к возможному компромиссу
Важнейшей предпосылкой разрешения конфликта является взаимная готовность к компромиссу. Решение, устраивающее всех, возможно только в том случае, если обе стороны готовы немного отклониться от своей точки зрения ради своего союзника.
Оцениваются стратегии решения и совместно выбирается лучший вариант
При использовании стратегии сотрудничество цель состоит в том, чтобы найти решение, с которым согласны все стороны конфликта.
Чтобы избежать дисбаланса между сторонами при оценке решения с самого начала, здесь также имеет смысл использование посредника. Или стоит хотя бы записывать то, к чему стороны пришли при обсуждении.
Наиболее многообещающее решение должно быть сформулировано участниками-союзниками в результате открытого диалога и обеспечено конкретными задачами и временными планами. Это обязательно нужно зафиксировать.
Стратегия решения применяется на практике
Последний этап этой стратегии разрешения конфликта обычно самый трудный. Здесь важно реализовать найденное решение и постоянно следить за прогрессом.
На этой фазе необходимо, чтобы общение так же дружески продолжалось и разговор возобновился, как только план по каким-то причинам перестанет исполняться.
Целевое разрешение конфликтов как основа для устойчивого сотрудничества: разработка стратегий разрешения конфликтов очень сложна, особенно в случае тупиковых споров между сторонами с отличительными чертами характера. Основным требованием для решения проблемы является готовность обеих сторон разрешить конфликт и начать беседу.
Во многих случаях использование третьей стороны доказало свою эффективность. Целенаправленный подход к выявлению конфликта и разработке стратегии является обязательным.
С другой стороны, конфликты всегда открывают перспективу беспроигрышного решения для обеих сторон. Если его проведение постоянно характеризуется определенной степенью самоконтроля, есть хорошие шансы на конструктивное разрешение. В лучшем случае, благодаря этому обе стороны станут сильнее и даже смогут качественнее контактировать в будущем.
Источник