- Место и способ образования согласных
- КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА материал по логопедии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Согласные звуки современного русского языка
- Соотношение голоса (тона) и шума
- Место образования
- Способ образования
- Наличие или отсутствие смягчения (палатализации)
Место и способ образования согласных
Место образования согласного звука — признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.
Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]) и губно-зубными ([ф], [ф’], [в], [в’]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [ц], [л], [л’], [н], [н’]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш’], [ж], [ж’], [ч’], [р], [р’]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к’], [г’], [х’]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).
Рассматривая таблицу (Приложение к пцубликации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.
Способ образования согласного — это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.
Существует два основных способа образования преграды — либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом различаются смычные и щелевые согласные.
При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш¯’], [ж], [ж¯’], [j], [х], [х’].
Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.
Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].
У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч’].
Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м’], [н], [н’].
При образовании смычных боковых [л] и [л’] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории — между опущенной боковой частью языка и щеками.
В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные.
Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р’].
Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.
Источник
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
материал по логопедии на тему
На основе классификации составляются профили звуков русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.
Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.
По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две групппы:
Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.
В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.
Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.
Различаются гласные по следующим признакам:
1. При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости.
По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):
- гласные переднего ряда: [и] [э];
- гласные среднего ряда: [ы] [а];
- гласные заднего ряда: [у] [о];
2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:
- гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у];
- гласные среднего подъема: [э], [о];
- гласные нижнего подъема: [а];
3. По наличию или отсутствию лабиализации , т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные:
- гласные лабиализованные: [у], [о];
- гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].
КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:
1. Классификация согласных звуков по способу образования:
- щелевые (фрикативные) [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж],[щ], [ j ], [ х ], [х’];
- смычно-взрывные [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’];
- смычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч];
- смычно-проходные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’];
- дрожащие (вибранты) [р], [p’]
Щелевые звуки — препятствие для воздушной струи в виде щели между органами артикуляции.
Смычно-взрывные — органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.
Смычно-щелевые — смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.
Смычно-проходные — органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.
Дрожащие — вибрирует поднятый кончик языка.
2.Классификация согласных звуков по месту образования :
- переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху — [т], [д], [н], [л], [л’], [р], [p’J, [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу — [т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц];
- среднеязычные [j];
- заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]
3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
мягкие: [j], [щ], [ч]- всегда мягкие; [т’], [д’], [н’], [б’], [в’], [г’], [с’], [р’] и др.;
твердые: [ш], [ж], [ц] — всегда твердые; [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др
4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:
По акустическим признакам выделяют:
Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.
5. Наличие или отсутствие вибрации голосовых связок
Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.
Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:
- звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;
- звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;
- глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;
- глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’, к, к’.
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков :
свистящие с, с’, з, з’, ц;
шипящие ш, ж, ч, щ;
твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
мягкие п’, в’, ч, щ и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Звуки русского языка»
Консультация для родителей «Звуки русского языка. Дифференциация понятий «звук» — «буква». Звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные».
Какими бывают звуки русского языка?
Консультация для родителей, которая подразумевает обучение различения звуков русского языка. В помощь родителям, которые давно забыли на какие группы делятся звуки и чтобы помочь своему ребёнку .
Профили звуков русского языка в таблице 1 часть. Логопедия.
Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научить правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профили.
Классификация звуков русского языка.
Классификация звуков русского языка.
Классификация звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования
Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными орган.
Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования
В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть.
Источник
Согласные звуки современного русского языка
В истории языка изменяются не только возможные сочетания звуков, но и сами звуки. Сравним фонетическую систему современного русского и древнерусского языков, классифицируя звуки по их артикуляции и отчасти по акустическим свойствам. Начнем с согласных на современном этапе.
Примечание. Напомним, что артикуляцией называется движение и взаимодействие органов речи при образовании звука.
В школьном преподавании обычно учат детей различать согласные по звонкости / глухости и твердости / мягкости. Мы рассмотрим более сложную классификацию, учитывающую четыре признака:
- соотношение голоса и шума;
- место образования;
- способ образования;
- наличие палатализации (смягчения).
Рассмотрим каждый пункт подробно.
Соотношение голоса (тона) и шума
Во всех согласных звуках, в отличие от гласных, есть шумы. Некоторые согласные целиком состоят из шума, а другие представляют собой сочетание шума и голоса. В зависимости от наличия или отсутствия тона, а также от степени шума, выделяют следующие группы согласных:
- сонорные. Их иногда еще называют полугласными, поскольку в них шум незначителен, а тон преобладает над шумом: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] и [j];
- шумные. В них шум преобладает над тоном, либо тон вообще отсутствует. Соответственно выделяют шумные звонкие [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж̄’], [з], [з’] и шумные глухие согласные: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш̄’].
Место образования
При произнесении согласных звуков в органах речи образуется преграда, которую преодолевает выдыхаемая из легких воздушная струя. Эта преграда возникает при участии активного, т. е. движущегося, органа речи (языка или нижней губы) и пассивного, т. е. неподвижного или малоподвижного органа (верхней губы, зубов, альвеол, твердого или мягкого неба).
По активному органу все согласные делятся на губные и язычные. Среди последних выделяют переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая именно часть языка играет в артикуляции главную роль.
Если учитывать еще и пассивные органы, можно построить более подробную классификацию.
Так, губные согласные делятся на две группы:
- губно-губные, при произнесении которых смыкаются нижняя и верхняя губа: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’];
- губно-зубные, которые образуются с помощью сближения нижней губы и верхних зубов: [в], [в’], [ф], [ф’].
Язычные согласные бывают:
- переднеязычные зубные, когда кончик языка смыкается или сближается с верхними зубами : [д], [д’], [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [н], [н’], [ц];
- переднеязычные нёбно-зубные (альвеолярные), при образовании которых передняя часть языка поднимается к альвеолам — бугоркам между передними верхними зубами и небом: [р], [р’], [ш], [ж], [ш̄’], [ж̄’], [ч’];
- среднеязычный средненёбный, в артикуляции которого участвует средняя часть языка, сближающаяся со средней частью нёба: [j];
- заднеязычные задненёбные, образующиеся при взаимодействии задней части языка с задним небом: [г], [г’], [к], [к’], [х], [х’].
Способ образования
Под способом образования согласных звуков понимают способ преодоления воздушной струей преграды в органах речи. По этому признаку согласные русского языка делятся на:
- смычные (взрывные). Они образуются, если органы речи на пути воздушной струи полностью смыкаются. Воздух, встречая такую преграду, прорывает ее резко, с силой. Это звуки [б], [б’], [п], [п’], [г], [г’], [к], [к’], [д], [д’], [т], [т’];
- фрикативные (щелевые). При их артикуляции органы речи не смыкаются полностью, а лишь сближаются, и воздушная струя проходит через щель между ними: [в], [в’], [ф], [ф’], [ж], [ж̄’], [з], [з’], [с], [с’], [j], [ш], [ш̄’], [х], [х’];
- аффрикаты (смычно-щелевые), артикуляция которых проходит в два этапа. На первом выдыхаемый воздух преодолевает сомкнутые органы речи. Далее, в отличие от взрывных звуков, смычка не разрывается сразу, а сначала переходит в щель, через которую продолжает идти воздушная струя: [ц], [ч’];
- смычно-проходные. При их образовании возникает полное смыкание органов речи, но воздух не только разрывает эту смычку, но и частично обходит ее — либо через носовую полость (носовые звуки [м], [м’], [н], [н’]), либо через ротовую полость по бокам от преграды (боковые согласные [л], [л’]);
- дрожащие (вибранты). При их произнесении органы речи неоднократно смыкаются и размыкаются: [р], [р’].
Наличие или отсутствие смягчения (палатализации)
Здесь все согласные делятся на две группы:
- твердые, без дополнительного подъема языка к среднему небу: [б], [п], [в], [ф], [г], [к], [д], [т], [ж], [ш], [з], [с], [л], [м], [н], [р], [х], [ц];
- мягкие, в артикуляции которых присутствует подъем языка к среднему нёбу. Такой подъем играет основную роль в образовании звука [j], поэтому данная артикуляция еще называется йотовой. В образовании остальных мягких согласных она уже выступает не как основная, но как дополнительная: [б’], [п’], [в’], [ф’], [г’], [к’], [д’], [т’], [ж̄’], [ш̄’], [з’], [с’], [л’], [м’], [н’], [р’], [х’], [ч’].
Изложенную информацию можно свести воедино в такой таблице (ее можно увидеть в большем разрешении, если открыть в отдельной вкладке браузера):
Примечание. Долгий мягкий согласный [ж̄’] почти исчез из употребления. Его произносят в очень малом количестве слов (чаще всего в словах вожжи и дрожжи), но современные орфоэпические нормы в качестве варианта допускают произношение там долгого твердого звука [ж].
О современных гласных можно прочитать по другой ссылке.
Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык. — Ч. 1. — М., 1987.
Розенталь Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. — М., 2017.
Современный русский язык / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. — М., 1989.
Источник