- Практическая работа № 2 «Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира» учебно-методическое пособие по географии (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Определение возможных ресурсов
- Понятие ресурса
- Типы ресурсов
- Построение списка ресурсов
- О работе с ТРИЗ тренером
- Сквозной пример. Коробка для пиццы
Практическая работа № 2 «Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира»
учебно-методическое пособие по географии (10 класс) на тему
Практическая работа № 2 по географии в 10 классе «Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая работа № 2 Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира. | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 2
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и их использованием. Выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, или его запасами из расчета на душу населения.
Как нужно правильно ее вычислять по формулам:
Р=З:Н
Р=З:Д
где:
Р – ресурсообеспеченность, З — запасы , Н — численность населения , Д — добыча
№ 1.Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .
Рассчитайте, на сколько лет хватит общегеологических и разведанных запасов нефти, угля, железной руды при современном уровне их добычи.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
№ 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
( тонн на душу населения )
№ 3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов. Дайте прогноз обеспеченности топливными ресурсами различных стран, исходя из оценок численности населения.
Практическая работа № 2
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и их использованием. Выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, или его запасами из расчета на душу населения.
Как нужно правильно ее вычислять по формулам:
Р=З:Н
Р=З:Д
где:
Р – ресурсообеспеченность, З — запасы , Н — численность населения , Д — добыча
№ 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .
Рассчитайте, на сколько лет хватит общегеологических и разведанных запасов нефти, угля, железной руды при современном уровне их добычи.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
№ 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
( тонн на душу населения )
№ 3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов. Дайте прогноз обеспеченности топливными ресурсами различных стран, исходя из оценок численности населения.
Классификация природных ресурсов мира
Природные ресурсы — природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
XX век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Бурное развитие в последние годы НТП привело к особенно резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду. Масштаб воздействия человека на природную среду стал планетарным. Он влияет на все компоненты природы: рельеф, климат, воды, почвы, органический мир и т. д.
Потребности человека в сырье возрастают. Рациональное использование всех природных ресурсов — актуальная задача человечества.
Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы — ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываюся. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.
Ресурсы возобновимые — способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо:
- Изменить технологию переработки исчерпаемых ресурсов.
- Ресурсы углеводородного сырья повысить за счет производства синтетического жидкого топлива.
- Расширить вовлечение в производство вторичного сырья. Так, в развитых странах получение меди на 30-40% основывается на утилизации вторичного сырья.
- Утилизировать ценные компоненты, которые выбрасываются промышленными предприятиями в атмосферу. Так, одна ТЭС, работающая на угле, мощностью 1 млн. кВт ежечасно выбрасывает в атмосферу до 15 тонн сернистых газов и до 6 тонн сернистой золы.
- Применять безотходные технологии.
- Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы: переход на дизельное топливо и нетрадиционные источники энергии.
- Повышать добычу нефти за счет широкого внедрения современных методов добычи.
К неисчерпаемым природным ресурсам относятся те, которые в процессе производства нельзя исчерпать. Это -энергия Солнца, приливов и отливов, геотермальная, ветра, биологической массы, морских волн, синтетического топлива, атмосферных осадков и т. д. Использование неисчерпаемых природных ресурсов не приводит к общему уменьшению их запасов на Земле.
Минеральные, биологические, водные, климатические ресурсы — сырье для различных отраслей хозяйства. Сырье, которое используется в производстве, превращается в экономические ресурсы общества. Существуют и другие виды экономических ресурсов — капитал, трудовые, интеллектуальные, возможности менеджмента. Использованные природные ресурсы после определенной технологической обработки становятся средствами труда и разнообразными материальными благами.
Природные ресурсы на Земле размещены неравномерно. Не только отдельные страны, но и крупные регионы отличаются друг от друга уровнем ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной (т. е. запасами) природных ресурсов и размерами их добычи. Она выражается количеством лет, на которое должно хватить данного сырья, либо его запасами из расчета на 1 человека.
Ресурсообеспеченность =(запасы)/(объем добычи) =Количество лет
На показатель ресурсообеспеченности влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Поэтому для хозяйственного освоения страны необходимо знать о ее территориально-природно-ресурсном потенциале. Природно-ресурсный потенциал территории — это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРИ характеризуется двумя главными показателями -размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие потенциалы.
Однако, если природных ресурсов в той или другой стране мало, это не значит, что страна обречена на бедность, ведь экономические ресурсы каждой страны измеряются не только их количеством. Большое значение имеют людские ресурсы и наличие капитала в стране. Примером могут быть так называемые «новые индустриальные страны», а также Япония, которые достигли высоких экономических результатов при ограниченной природно-сырьевой базе.
Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает различия в ресурсообеспеченности между странами мира.
- Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают большими запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полезных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские страны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами только медных и полиметаллических руд, страны Ближнего
- Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) — нефти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфоритов, Пакистан и Бангладеш — поваренной соли, Боливия и Малайзия – олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запасах, по отдельным видам минерального сырья (марганец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.
- Крупнейший поставщик топлива и минерального сырья для стран западного мира — развивающиеся страны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сырьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топлива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развивающемся мире крупным потребителем топлива и минерального сырья (нефть, природный газ, черные и цветные металлы и др.).
- Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, сосредоточивая примерно 40% минеральных ресурсов планеты. Среди экономически развитых стран очень крупными запасами топлива и минерального сырья обладают США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые страны активно используют не только собственные ресурсы, но и природно-ресурсный потенциал других стран — развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Всего эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурсами. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточивает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топлива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие потребности экономики страны, но и позволяет значительную их часть экспортировать. Ее общие запасы разведанного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные — в 140 трлн долл.
- В структуре минерально-сырьевой базы России преобладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% — на алмазы и благородные металлы (золото, серебро, платина).
- Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленности (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, циркониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфоритов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются поставками из стран СНГ.
Источник
Определение возможных ресурсов
Понятие ресурса
При построении моделей задачи нужно постоянно искать и фиксировать возможные ресурсы — те средства, которые мы можем применить для преобразования проблемной системы. Ведь при решении задачи недостаточно найти какую-то абстрактную идею. Необходимо иметь ресурсы, которые можно использовать для «материализации» этой идеи.
Ресурсы — это всё, что может быть использовано для решения задачи: вещества, поля, время, пространство.
Ключевое умение при решении изобретательской задачи — знать, как и где найти необходимые ресурсы, либо, как обойтись тем минимумом, что уже есть в нашем распоряжении. Как правило, сильные решения получаются при использовании самых неожиданных (на первый взгляд) ресурсов.
Пример. Подъём грузов из воды
При проведении водолазных работ часто бывает нужно поднять на поверхность различные грузы. Для этого используются подъёмные механизмы — лебёдки, вороты и пр. Однако в последнее время получил широкое распространение способ, предусматривающий использование дарового ресурса — воздуха, выдыхаемого водолазом. Воздух направляется в мешок из плотной ткани, который прикрепляется к поднимаемому грузу и работает подобно подводному аэростату.
Воздушный мешок для подъема грузов
Пример. Ремонт колеса автомобиля
В безлюдном месте вы меняете колесо автомобиля и — о, несчастье! — все четыре крепёжные гайки падают в реку. Как доехать до автосервиса? Можно использовать ресурсы: взять по одной гайке от оставшихся колёс и закрепить запасное. Если не спешить, то вполне можно ехать.
Такие примеры можно множить долго, но следует понять главное: без использования ресурсов решение технической задачи невозможно. Смысл изобретательского решения состоит в следующем — наилучшим образом применить наиболее подходящий ресурс в нужном месте и в нужное время.
Типы ресурсов
Ресурсы можно разделить на вещественные, полевые, пространственные, временны́е, информационные.
Вещественные ресурсы
Это технические и природные объекты, а также все вещества в любом агрегатном состоянии (твёрдые, жидкие, газообразные, плазма, вакуум) и смеси веществ.
Пример. Водоснабжение пустынных мест
Питьевая вода — важнейший ресурс, необходимый для жизни всего живого. Особую ценность вода имеет в пустыне. Наши предки, живя в гармонии с природой, научились добывать воду прямо из воздуха, конденсируя влагу, находящуюся в воздухе. Так, в г. Феодосия были найдены кучи камней на горе над каменными чашами, с помощью которых город снабжался водой. Влага конденсировалась на камнях в глубине кучи, которые всегда оставались холодными, и стекала в чаши.
Современные технологии позволили упростить и удешевить получение влаги из воздуха. При благоприятных условиях полотно Cloud Harvester даёт каждый час литр воды на каждые 10 квадратных метров. Коробка Groasis для выращивания растений позволяет не только конденсировать воду из воздуха, но и препятствует испарению накопленной в почве влаги.
Ещё одно устройство — ветродвигатель для конденсации воды из воздуха. Лопасти такого ветродвигателя вращают генератор, который, в свою очередь, питает мощный охладитель. На теплообменнике охладителя конденсируются пары воды.
Устройства для добывания воды из воздуха
К полевым ресурсам относятся все виды энергии и полей (электрические, электромагнитные, тепловые поля и т. д.).
Пример. Ремонт колеса автомобиля (продолжение)
Вспомним пример с автомобильным колесом и его потерянными гайками. Будь у нас достаточно сильный магнит, мы могли бы использовать его для крепления всё того же автомобильного колеса без каких-либо гаек.
Пространственные ресурсы — это свободное пространство, «пустота», а также дополнительное пространство, которое можно получить в результате каких-либо преобразований материальных объектов. Пространство можно использовать для рационального расположения компонентов, а также для придания системе требуемых свойств. Любая грамотно спроектированная система отличается плотной компоновкой и рациональным использованием свободного пространства.
Пример. Пространственный ресурс
Пустое пространство внутри крыла самолёта используют как топливные баки.
В плавающих танках опорные катки делают пустотелыми для повышения плавучести.
Пространство над дорогой используют в качестве ресурса при укладке плитки. Рабочие укладывают плитку на наклонный пандус, по которому уложенное полотно постепенно спускается на дорогу.
Использование пространственного ресурса для укладки плитки
Временны́е ресурсы — это любые промежутки времени, которые можно использовать для улучшения работы системы. Это паузы между отдельными этапами производственного процесса, время до и после каждой операции. Кроме того, можно более рационально организовать время самого технологического процесса, например, ускоряя подготовительные операции или совмещая выполнение нескольких технологических операций.
Памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге установлен на огромном камне. Технологии восемнадцатого века были таковы, что для доставки камня в город потребовалось более двух лет. За это время камень проехал 11 километров сухого пути и 8 – по морю. Этот ресурс времени был очень эффективно использован — мастера обрабатывали камень во время транспортировки; и к месту установки прибыл уже полностью готовый постамент.
Пример. Роторно-конвейерная линия
Современный пример эффективного использования временного ресурса — роторно-конвейерная линия. Её применение организует производственный процесс таким образом, что обработка деталей ведётся одновременно с их перемещением. Это позволяет поднять производительность в разы.
Следует отметить, что существуют ресурсы, напрямую не используемые для преобразования технических систем, однако так или иначе привлекающиеся для работы с задачей: это информационные ресурсы, человеческий ресурс (специфические умения и навыки).
Тег video не поддерживается вашим браузером. Скачайте видео. Астероид — ресурс для космических полётов | Тег video не поддерживается вашим браузером. Скачайте видео. Атмосферная влага как ресурс |
Тег video не поддерживается вашим браузером. Скачайте видео. Ресурс — девушка прогоняет нахала | Тег video не поддерживается вашим браузером. Скачайте видео. Очистка крыши фуры |
| Построение списка ресурсовПри определении доступных ресурсов нужно действовать следующим образом. Уточнить пространственные и временные ресурсы. Эти ресурсы чаще всего совпадают с оперативной зоной и оперативным временем. Построить список вещественных и полевых ресурсов, для чего целесообразно рассмотреть уже построенные модели. Мы построили модель полезной системы, которая выполняет проблемную операцию. Определили вредную систему, которая даёт вредный продукт. Кроме этого, построена причинно-следственная модель, в которой представлены компоненты, также имеющие отношение к возникновению вредного продукта. Компоненты этих моделей и составляют основу списка ресурсов. Затем рассмотреть компоненты, составляющие оставшиеся части системы. Это компоненты трансмиссии, двигателя, источника энергии и органа управления. Одновременно определяются поля, которые обеспечивают работу этих компонентов. Аналогичным образом надо проанализировать состав вредной системы и причинно-следственной модели. Не следует забывать получаемые при работе систем продукты: полезный и вредный. Наконец в список заносятся компоненты надсистемы, которые могут иметь отношение к работе проблемной системы. В первую очередь это система более высокого уровня, куда частью входит проблемная система, а также легкодоступные вещества и поля. Веществами, которые можно использовать, могут быть воздух, грунт, атмосферная влага и т.п. Легкодоступные поля включают атмосферное давление, естественное тепловое поле, гравитацию и им подобные. Следует помнить, что список ресурсов носит предварительный характер, и может быть дополнен. О работе с ТРИЗ тренеромПоиск и определение ресурсов трудно отнести к какому-то одному шагу темплейта. Основная часть ресурсов становится ясной при анализе устройства и работы машины, но этот список может и должен дополняться при каждом шаге аналитического этапа. Сквозной пример. Коробка для пиццыПредварительный список ресурсов: пицца, дно коробки, стенки коробки, крышка. 220053, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Урожайная, д.9, офис 6 Источник |