Акцентуации характера у подростков и способы педагогического взаимодействия
Дата | 17.04.2016 |
Размер | 58,5 Kb. |
- Навигация по данной странице:
- Гипертимический тип. Характерологические проявления.
- Шизоидный тип Характерологические проявления
- Застревающий, ригидный тип Характерологические проявления.
- Сензитивный тип Характерологические проявления.
- Взаимодействие
- Астено — невротический тип Характерологические проявления
- Характерологические проявления
Акцентуации характера у подростков и способы педагогического взаимодействия Елена Александровна Швайбович- практический психолог системы образования Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”). Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К.Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых. Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся в основном на описании акцентуаций соответствующих черт характера. Акцентуация – чрезмерная выраженность отдельных черт характера. То есть, черты характера, которые вследствие своей интенсивности уже вышли за пределы нормы, но еще не достигли уровня патологии. Акцентуации, как правило, проявляются в подростковом возрасте и сглаживаются по мере взросления. В детском возрасте возможно говорить только о предрасположенности к какому-либо виду акцентуации. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики. Наконец, без знания характера подростка трудно бывает решать семейные проблемы, роль которых в развитии нарушений подростков чрезвычайно велика. При психопатиях и акцентуациях характера у подростков их родители нередко имеют весьма неточное представление об особенностях характера своего сына дочери, следствием чего бывает неправильное к ним отношение, неадекватные требования, а отсюда взаимное непонимание и конфликты. В основном, выделяют следующие типы акцентуаций характера: гипертимический, шизоидный, ригидный, сензитивный, педантичный, астеноневротический, циклотимический, истероидный, неустойчивый, дистимический, аффективно-экзальтированный. Рассмотрим подробнее различные типы акцентуаций характера и способы педагогического взаимодействия. Характерологические проявления. В детстве склонны к озорству, шалостям. Внимание неустойчивое. В школе учатся неровно. В подростковом возрасте склонны к группированию. В группе занимают позицию лидера. Но часто меняют группы вместе с увлечениями. Слабое место – дисциплина. Асоциальны, так как любят риск и удовольствия. Как правило, нет близких друзей, но много приятелей. Более раннее сексуальное созревание по сравнению с другими типами. Много сексуальных связей, но они не прочные. В случае дезадаптации легко подстраиваются, если вовремя обращают внимание. Приятны в общении. Низкая предрасположенность к психическим заболеваниям. Стрессовыми факторами для данного типа являются все попытки ввести их в строго регламентированный режим ограничения активности, вынуждение заниматься неприятным делом, изоляция от сверстников. Девиации: побеги, нарушения поведения, усиление борьбы за самостоятельность. Взаимодействие. Стиль взаимодействия с ними – мягкий, но настойчивый контроль. В подростковом возрасте рекомендуется вовлечение в социальные группы (предпочтительно спортивные секции). Формировать умение объективно оценивать свои возможности. Характерологические проявления. Как правило, отличаются высоким интеллектом. Никогда не бывает нарушения сознания. Спокойны, скрытны. Эстеты. Легко ранимы, но по отношению к другим отличаются черствостью. Предпочитают индивидуальные занятия. В детстве любят играть одни, групповые игры «не понимают». В подростковом возрасте черты заостряются. Отличаются большой скрытностью, но могут малознакомому человеку рассказать о себе практически все, если знают, что никогда больше его не увидят. Став взрослыми, могут достигать больших социальных высот, если найдут более практичного в земных делах покровителя. Стрессовыми факторами для них являются ситуации, в которых нарушаются их границы (их личные вещи, дневники, мысли, ставшие достоянием посторонних). В стрессовых ситуациях их реакции могут быть очень бурными, вследствие чего их могут принимать за истериков. Взаимодействие: индивидуальные поручения интеллектуального характера, когда они должны отвечать только за самих себя. Вследствие их эстетизма можно привлекать к самодеятельным концертам, театральным постановкам. Застревающий, ригидный тип Характерологические проявления. Основная черта данного типа акцентуации – чрезмерная стойкость душевного волнения, страсти в сочетании со склонностью к формированию сверхценных идей. В подростковом возрасте повышаются характерные для них с детства подозрительность, обидчивость, стойкость к отрицательным переживаниям. Когда достигают взрослости, неприятие чужого мнения и, как следствие, конфликтность могут несколько сглаживаться, но стремление к доминированию над другими остается на всю жизнь. Аккуратны, целеустремленны, самолюбивы, прилагают значительные волевые усилия в достижении поставленных целей, стремятся к авторитету и власти. Стрессовые факторы. Ситуации, в которых ставятся под сомнение их компетентность и авторитет. Взаимодействие. Контроль, поощрения, разовые поручения, направленность которых должна меняться (например, нарисовать стенгазету, выступить на концерте), а выполнение – строго контролироваться. Характерологические проявления. С детства проявляют пугливость, боязливость, особенно боятся некоторых животных. Впечатлительность. Чрезмерно привязаны к близким. Любят компанию, но боязнь быть обиженным толкает их на дружбу с младшими. В подростковом возрасте проявляют высокое чувство ответственности, требовательности к себе. В морально-этическом плане рано становятся зрелыми личностями. Не склонны к группированию. Реакции эмансипации проявляются во внешней браваде, «жестах» (чаще в отношениях близкого круга). Взрослые: склонны к неврастении, поскольку ставят себе очень высокую планку, которая часто превышает их реальные возможности. Стрессовые факторы: несправедливые обвинения, насмешки, недоброжелательство окружающих приводят к глубокой депрессии. Взаимодействие : создание ситуации прогнозируемости и психологического комфорта. Характерологические проявления. С детства им свойственны инертность психических процессов, негибкость мышления и поведения. В подростковом возрасте предъявляют высокие требования к себе и окружающим, к качеству работы, способности держать слово. Часто страдают под бременем ответственности. Всегда сомневаются, мнительны, подозрительны, озабочены собственным здоровьем. Обычно неразговорчивы, тихи, легко смущаются и краснеют, долго переживают неудачу. Уважают логику, рационализм, систематизацию в ущерб интуиции, чувствам. Любят анализировать свои мысли, чувства и поступки, что порой приводит к неадекватному восприятию реальности, мешает устанавливать теплые отношения с противоположным полом. Склонны к ипохондрии (чрезмерному вниманию к своему здоровью, страху перед неизлечимыми болезнями). Характерно подчинение нормам, требованиям, боязнь нового, моралисты, трудно меняют свои привязанности. Со сменой окружения меняются и их взгляды («быть как все»). Став взрослыми, практически не меняются. Стрессовые факторы: если попадают в асоциальную среду. Необходимость изменить жизненные стереотипы может привести к депрессивным состояниям. Взаимодействие. Контроль, принадлежность к социально одобряемым группам (кружки, секции). Акцентуацию педантичности «нормализует» занятие искусством, вызывающим эмоциональный отклик и многозначность восприятия. Астено — невротический тип Характерологические проявления. Основная черта – склонность к отрицательным эмоциям, страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. Уже с раннего детства наблюдаются невропатии – капризность, плаксивость, быстрая истощаемость, пугливость, робость, застенчивость, страхи. Возможны энурез и заикание. В подростковом возрасте эти черты заостряются. На первое место выходят повышенный уровень утомляемости, раздражительность, склонность к ипохондрии и формированию страхов, связанных со здоровьем. Возможны состояния аффекта с последующим раскаянием. Не склонны к группированиию. Увлечения интеллектуального характера. Более позднее сексуальное созревание. Реакции эмансипации проходят на близких людях. Взрослые: остается склонность к невротическим расстройствам с элементами навязчивости. Долго сохраняют моложавый вид. Стрессовые факторы: ситуации повышенной ответственности, требования высоких результатов, ожидания близких, воспринимаемые ими как чрезмерные (престижная школа), приводят к развитию ипохондрии, неврозов. Взаимодействие: интеллектуальные занятия, не вызывающие ситуаций сравнения и жестких требований. Характерологические проявления. Данным людям соответствует смена гипертимического и дистимического типов поведения и переживания: чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом. В детстве никаких отличительных особенностей не проявляется. В первой акцентуации наблюдается снижение настроения, затем прибавляется смена фаз настроения – от повышенной к пониженной. При снижении настроения не жалуются на плохое настроение, но говорят, что им скучно. Нет расстройств сна, но говорят, что не выспались, плохо спали, встали «разбитыми». По утрам более оживлены, чем вечером. К вечеру снижается работоспособность, трудно сосредоточивают внимание. Реакции зависят от состояния фазы: то тянутся в компанию, то уединяются. Склонны к развитию невротических состояний. Очень обидчивы, ранимы. Воспринимают окружающий мир, как правило, в серых тонах. Способны самообвинять себя, создавая условия к суициду. Взрослые: черты или сглаживаются, способствуя хорошей адаптации, или нарастают, создавая почву для снижения настроения. Стрессовые факторы: ситуации, воспринимаемые как угроза самоуважению. Взаимодействие: спортивные секции, особенно плавание. При общении – акцент на положительные моменты. Характерологические проявления. Выраженная тенденция к вытеснению из сознания неприятных фактов и событий, собственных ошибок и недостатков, что проявляется в лживости, фантазировании, притворстве. Характерны также: авантюристичность, тщеславие. При неудовлетворительной потребности в признании может происходить «бегство в болезнь». Проявляется в раннем детстве в виде страстного желания быть в центре внимания (участвуют в художественной самодеятельности), хорошо адаптируются. В подростковом возрасте желание быть в центре внимания усиливается, что может найти выражение в асоциальном поведении. Поскольку не умеют занять себя сами – выражено стремление к группированию, но в компаниях не задерживаются. Обеспокоены своим внешним видом и здоровьем. Больше говорят, чем делают. Характерна поверхностность как чувств, так и мышления. Теплых чувств, любви, как правило, не испытывают вследствие крайней эгоистичности своей натуры. Носят яркие одежды, часто меняют увлечения. Сомнения в собственных способностях и своей исключительности могут спровоцировать истерический психоз. Реакции эмансипации всегда публичны. Чаще перед окружающими, а не в семье. Взрослые: черты сглаживаются, что способствует социальной адаптации. Но в случаях, когда значимая ситуация для них принимает негативный исход, возможно возникновение психозов, «впадение в детство», «уход» в иллюзии и фантазии. На протяжении всей жизни сохраняются низкие морально-этические нормы. Стрессовые факторы: игнорирование со стороны взрослых и сверстников. Идут на самооговоры, демонстративные побеги из дома. Цель – любой ценой привлечь внимание. Взаимодействие: театральные кружки, художественная самодеятельность, руководящие «посты» под негласным контролем взрослых. Характерологические проявления . Таким людям свойственны повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Раздражительны, постоянно избегают трудностей, часто впадают в гнев и ярость. Угрюмы на вид, в разговоре обсуждают только то, что лежит на поверхности, отвечают скупо. Склонны к эпилепсии, которая проявляется в злобно-тоскливом настроении, вязкости мышления, конфликтности. Самый распространенный тип среди различных вариантов людей с асоциальным поведением. Непостоянство всего: увлечений, настроения. Склонность к группированию. Высокий уровень подвижности. В подростковом периоде затягивается процесс социализации. Подростки с данной акцентуацией представляют собой основную массу всех группировок. Основное увлечение – получение информации, которая не требует осмысления. Собственных убеждений нет, поэтому легко поддаются влиянию. Склонность к бродяжничеству. Стремятся к удовольствиям «здесь и сейчас» и без каких-либо затрат (духовных, эмоциональных, материальных) с их стороны Употребляют алкоголь и наркотики для получения удовольствия. Рано развивается половая сфера. Взаимоотношения непрочные, неглубокие. Трусливы. Стрессовые факторы: обстановка попустительства и безнадзорность приводит к бродяжничеству, прогулам. Взаимодействие: контроль, требовательность, «ежовые рукавицы» ведут к упорядочиванию их жизни. Характерологические проявления. Данный тип противоположен гипертимическому, характеризуется пониженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью, склонностью к депрессиям. Проявления депрессии: «уход в себя», склонность к агрессии, направленной на себя (аутоагрессия), например, суицид, драки. Часто в состоянии сниженного настроения ищут объект, чтобы «разрядиться». С трудом уживаются в детском коллективе. Работу любят выполнять в одиночку. В подростковом возрасте все черты заостряются. Злобны. Истеричны. Плохое настроение может держаться до двух дней. Провоцируют драки, скандалы. Склонность к алкоголю, наркотикам, но поскольку, по сути, — ипохондрики, то наркоманами, как правило, не становятся. Взрослые: черты смягчаются. Остаются педантизм, консерватизм, тугоподвижность интеллектуальных процессов. Стрессовые факторы: необходимость общаться с группой, «быть на виду», все виды деятельности, заставляющие проявлять повышенный уровень активности, смена обстановки, появление в семье второго ребенка, ревность. Взаимодействие: индивидуальные поручения постоянного характера, не требующие общения с группой. Характерологические проявления. Людям этого типа свойственен широкий диапазон переживаемых эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Любят удовольствия и развлечения. Чувство долга и высшие ценности вырабатываются с трудом. Стрессовые факторы: ситуации, в которых требуется проявление ответственности, целенаправленных усилий. Взаимодействие: нуждаются в твердом, но жестком контроле, который необходим в течение всей жизни; присутствие внимания, признания со стороны близких, способных сопереживать им и вместе с ними, влияет благотворно и «сглаживает острые углы» их характера. Значительно чаще встречаются смешанные типы акцентуации характера, например, гипертимно-циклоидный, астено-истероидный и т.д 1. Патохарактерологические исследования у подростков. Под ред. Личко А.Е. и Иванова Н.Я., Л., 1981. 2. Иванов Н.Я., Личко А.Е. “Патохарактереологический диагностический опросник для подростков”, М., С.-Петербург “ФОЛИУМ”, 1994. 3. Немов Р.С. “Психология” т.1, М., “Просвещение” “Владос”, 1995. Источник Оцените статью Вам также может понравиться |