Таблица стиля речи способ общения

5.1. Общая характеристика стилей. Стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова

Стили русского литературного языка

Как уже отмечалось, литературный язык может использоваться в любой ситуации общения: в официальной и неофициальной обстановке, в сфере науки, делопроизводства, в средствах массовой информации, в художественной литературе, в повседневной жизни. Естественно, что такое разнообразие выполняемых функций не может не приводить к тому, что в литературном языке постепенно формируется несколько вариантов, каждый из которых предназначен для общения в определённой сфере деятельности человека.

В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей:

Каждый из стилей имеет целый ряд специфических речевых характеристик, которые формируются в зависимости от того, в какой сфере происходит общение и какие функции выполняет при этом язык.

Основная функция Сфера общения Основная форма речи Типичный вид речи Основной способ общения
Научный стиль
Информативная (сообщение) Наука Письменная Монолог Массовый, неконтактный
Деловой стиль
Информативная (сообщение) Право Письменная Монолог Массовый, неконтактный и контактный
Публицистический стиль
Информативная и функция воздействия Идеология, политика Письменная и устная Монолог Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
Художественный стиль
Эстетическая * и функция воздействия Словесное искусство Письменная Монолог, диалог, полилог ** Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
Разговорный стиль
Обмен мыслями и чувствами (собственно общение) Бытовая Устная Диалог, полилог Личный, контактный

Научный, официально-деловой и публицистический стили сближает то, что они предназначены для передачи достаточно сложного содержания и функционируют в сфере официального общения, преимущественно в письменной форме. Поэтому их именуют книжными стилями.

В частности, это проявляется в стилевом расслоении русской лексики. Так, наряду с общеупотребительными словами, то есть словами, которые употребляются всеми и в любых случаях (например: мать, земля, вода, бежать), в книжных стилях используется книжная лексика, то есть такая, которая выглядит чужеродной в непринуждённой беседе.

Например, в дружеском письме вряд ли уместно использование терминов, канцелярских слов и т.д.: На зелёных насаждениях появились первые листочки; Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоёма.

Всем книжным стилям противопоставлен разговорный стиль, который используется в неофициальном, бытовом, повседневном общении, обычно – в заранее не подготовленной устной речи. И здесь, наряду с общеупотребительными словами, частотно использование разговорной лексики, то есть такой, которая является неуместной в книжных стилях, но присуща именно неофициальной повседневной речи.

Например, в быту мы употребляем слово картошка, печёнка, а в учебнике по ботанике, биологии они неуместны именно в силу своей разговорности. Поэтому там будут использованы термины картофель, печень.

Расслоение лексики по употреблению в определённых стилях (общеупотребительная лексика –книжная и разговорная лексика) не следует смешивать с расслоением лексики по наличию или отсутствию у слова оценки и эмоционально-экспрессивной окраски (хотя в ряде случаев эти характеристики накладываются друг на друга). Эмоциональный – значит основанный на чувстве, вызываемый эмоциями, чувствами. Экспрессивный – выразительный, содержащий выражение чувств, переживаний (от латинского expressio – «выражение»). С этой точки зрения противопоставляют нейтральную лексику и оценочную, эмоционально-экспрессивную лексику.

Нейтральная лексика – это слова, лишенные стилистической окраски. Они могут указывать на эмоции, выражать оценку явлений (радость, любить, хороший, плохой), но в данном случае выражение эмоций или оценка составляют само значение слова, а не наслаиваются на него.

Особенностью эмоционально-оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики является то, что оценка, эмоционально-экспрессивная окраска «накладываются» на лексическое значение слова, но не сводятся к нему. Такое слово не просто называет то или иное явление, но и выражает оценку, отношение говорящего к этому предмету, явлению, признаку и т.д. Это легко продемонстрировать, сравнив нейтральные и эмоционально-экспрессивные синонимы, то есть слова, близкие или тождественные по значению:

глаза – очи, шары; лицо – морда, лик; сын – сыночек; глупец – дурак.

Эмоционально-экспрессивную лексику обычно подразделяют на высокую и сниженную. Высокая лексика употребляется в патетических текстах, в торжественных актах коммуникации. Сниженная – объединяет слова низкой социальной значимости и, как правило, содержащие элементы резкой оценки. Помимо этой общей характеристики экспрессивно окрашенные слова могут приобретать различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях.

Например: иронически – демократка («резиновая дубинка» в разговорной речи); неодобрительно – митинговщина; презрительно – подхалим; шутливо – новоиспечённый; фамильярно – недурственный; вульгарно – хапуга.

Эмоционально-экспрессивная лексика требует внимательного к себе отношения. Её неуместное использование может придать речи комическое звучание. Это нередко проявляется в ученических сочинениях.

Ср.: Гаев и Раневская – паразиты общества, оторванные от жизни и не имеющие сил вновь к ней присосаться ; Жуткая жизнь в слободке вызывала стихийный протест рабочих.

Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы. Поскольку литература отражает все сферы жизни, она может использовать в эстетических целях, для создания художественных образов средства любых стилей литературного языка, а при необходимости – не только их, но и диалекты, и жаргоны, и просторечие. Основная функция художественного стиля – эстетическая. И здесь всё определяется конкретными задачами, чувством меры и художественным вкусом писателя.

Разумеется, специфика каждого стиля проявляется не только в лексике, но и в грамматике, в особенностях построения текста и др. Но все эти языковые черты обусловлены именно теми функциями, которые выполняет каждый стиль, и теми сферами общения, в которых этот стиль употребляется. Это приводит к тому, что у каждого стиля выделяется определённая доминанта, то есть организующий признак данного стиля.

Источник

Таблица «Стили речи»
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Материал для учащихся. Обобщающая таблица «Стили речи»

Скачать:

Вложение Размер
stili_rechi._tablitsa.docx 15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Речь эмоциональная, насыщенная языковыми ср-ми субъективной оценки, с помощью которых передаются разнообразные чувства, эмоции, настроение (фамильярность, неодобрение, ирония и т. д.).

Лексические ср-ва : разговорные (иногда просторечные) слова и фразеологизмы.

Морфологические ср-ва : междометия, частицы, усиливающие экспрессию, слова с суффиксами эмрциональной оценки, усечённые формы сущ. и глаг.( Нин, Вань, хлоп, прыг и др.).

Синтаксические ср-ва : диалог, неполные пр-я, обращения, вводные слова и вводн. предл-я; побудит., вопросит. и восклиц. предлож, простые бессоюзные предл-я.

Деловые отношения между людьми и учреждениями (деловые бумаги, законы, документы и др.)

Точная переда ча деловой информации практического характера

Экспрессия неуместна. Слова употребляются только в прямом значении.

Лексич. ср-ва : слова нейтрального стиля из общественно-политической сферы общения (граждание, общество, выборы и др.) и отглагольные абстрактные сущ. на -ение ( применение, выполнение , обеспечение и др.), языковые штампы: мы, нижеподписавшиеся , с целью ознакомления и др.

Морфологические ср-ва : сложные союзы ( ввиду того что ; благодаря тому что; между тем как и др.), отыменные предлоги ( в целях, в течение, на счёт, в свете и др)., числит., слова долже н, обязан, необходимо , а также глаголы в форме инфинитива.

Синтакс-ие ср-ва : прямой порядок слов, повест-ые пр-я, распростр., с причастными оборотами и большим кол-вом однородных членов, выполняющих функцию уточнения.

Общение в научной сфере жизни (научные труды, учебники, доклады и др.)

Сообщение научной информации

Слова в прямом зн-и, нет эмоциональности, термины, спец-ые фразеологизмы; сложные синтаксические конструкции, в к-ых логические мысли выражены с помощью подчинительных союзов и вводных слов; предложения с обобщающими родовыми понятиями; много причастных оборотов.

Общественно-политич. жизнь об-ва (митинги, собрания, статьи в газетах, жирналах)

Воздействие наслушателя (читателя) с целью формирования у него определённых отношений к тем или иным проблемам. Ср-во воздействия – логические выводы.

Экспрессивность, эмоциональность, иногда пафос; в журналистике речь более спокойная.

Лексич-ие ср-ва : торжественная лексика ( держава, воздвигнуть ), многозначные слова, слова в переносном зн-и, эпитеты, гиперболы,метафоры, сравнения ( вечно живу т, величайшее богатство ), сочетание книжных и разговорных слов.

Морф-ие ср-ва : глаголы в повелит. накл., с их помощью формируется прямое отношение автора к читателям.

Синт-ие ср-ва : обращения, риторические вопросы, восклиц-ые пр-я, вводные слова, обратный порядок слов в предложениях; синтаксический параллелизм предложений; ряды однородных членов, построенных по законам градации (усиления значения), повторы слов и союзов.

Художественный (стиль художественной лит-ры)

Словесно-художественная сфера деят-ти.

Воздействи е на читателя, его чувства и мысли путём создания образов, картин жизни.

Все ср-ва выразительности : фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские образования, повторы слов с одинаковыми морфемами), лексические и фразеологические (богатство синонимии), морфологические (особенно употребление глагольных форм в обобщённом и переносном значении), синтаксические. Широкое использование тропов : метафор, сравнений, олицетворений, гипербол и др. Использование всех типов речи (повествование, описание, рассуждение) и языковых ср-в, присущих другим стилям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи.

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования.

Урок психологии «Речь: определение понятия «речь» и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров.

«Наш дар бессмертный — речь»: русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока — урок — исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени.

Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.

Лекция по разделу «Развитию речи».

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит.

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля .

Источник

Функциональные стили речи и их особенности: таблица

Функциональные стили речи — это системы языковых единиц различного уровня, которые используются для достижения определенных коммуникативных целей. Легко освоить их особенности и без затруднения распознавать поможет изложенная ниже информация.

Функциональные стили речи в русском языке: особенности

В процессе развития языка происходит процесс распределения его коммуникационных единиц согласно сфере, где они чаще всего применяются. Так возникают стили речи.

Так, в разговорной речи люди могут использовать сленг, короткие и неполные предложения, содержание которых понятно из контекста или обстоятельств, при которых происходит коммуникация. В разговоре речь эмоционально окрашена. В ней могут использоваться просторечные слова, диалектизмы и пр.

Фото: medium.com: UGC

Эти языковые средства никогда не появятся в, например, научном или официально-деловом стиле, как и наоборот. Было бы смешно, если бы молодой человек, объясняясь в любви, использовал бюрократические штампы, а исследователь, вместо терминологии, использовал красочные метафоры, чтобы описать феномен деления ядра.

Стили речи в русском языке строго дифференцированы. Каждый из них решает четко очерченные коммуникативные задачи, используется в определенной среде, имеет своего адресата. Согласно этим требованиям, подбирается лексика, используются определенные грамматические и синтаксические единицы и формы.

Фактически стиль речи — это набор коммуникативных единиц, строго регламентированный целями общения. С их помощью могут создаваться:

  • законы и инструкции;
  • поэмы и романы;
  • энциклопедии и словари;
  • статьи в СМИ, интервью, реклама.

Один из них (разговорный) используют в устной речи для решения бытовых вопросов.

В каждом из этих стилей реализуется определенная функция языка:

  • познавательная (гносеологическая);
  • информационная;
  • эстетическая;
  • описательная.

Фото: kuroku77777.blogspot.com: UGC

Стили речи легко распознать. Главное — знать их особенности:

  • Художественный стиль — стиль литературы (романов и повестей, поэтических произведений, драматургии).

Он отличается эмоциональностью и выразительностью. Главная задача — создать художественный образ, вызвать эстетическое переживание. Поэтому в художественном стиле используется как общепринятая лексика (зафиксированная в словарях), так и маркированная (варваризмы, диалектизмы, жаргонизмы и арго, сленг). Здесь встречается и научный термин, и разговорные формы речи.

  • Публицистический стиль — стиль общественной информационной системы — СМИ.

Главная задача языковых средств, которые используются в этом стиле, — проинформировать о каком-то событии, воздействовать на сознание читателя или слушателя, формировать общественное мнение, побуждать человека и общество к действиям.

Средства, которые использует публицистика, отличаются синтетичностью: для реализации определенных задач и в зависимости от жанра журналисты могут оперировать научными терминами и художественными метафорами, канцелярскими штампами и разговорными формами.

  • Научный стиль — стиль учебников, монографий, научных статей.

Его средства отличаются рационализмом, логикой, четкостью, строгостью и регламентированностью значений. В научном стиле преобладают термины.

  • Официально-деловой стиль — стиль бюрократии: законодательных актов, дипломатической переписки, делопроизводства.

Его средства используют как в устной, так и письменной речи. Здесь царствуют речевые клише и канцелярские штампы. Все слова используются в прямом значении.

  • Разговорный стиль — стиль живого устного общения.

Такая форма общения в основном диалогическая. Она отличается непосредственностью и импровизацией. Поэтому для этого стиля характерны паузы, повторные вопросы, короткие эмоционально окрашенные предложения. Используются специфические грамматические формы: конденсаты (например, подсобка в значении ‘подсобная комната’) синонимы-дублеты (например, мореход — ‘мореплаватель’).

Каждый стиль речи русского языка применяется в определенной области. Они отличаются темами, которые раскрывают, жанрами, фразеологией, грамматическими и синтаксическими формами.

Стили речи: таблица

Составить четкое и наглядное представление о специфике того или иного стиля речи поможет таблица:

Источник

Читайте также:  Способ охлаждения при резании
Оцените статью
Разные способы