Формирование языковых понятий на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Формирование языковых понятий на уроках
русского языка у учащихся начальных классов
Учитель: Милова С.Р.
Языковое понятие – форма мысли или знания, обобщающая некоторые предметы, характеризующая их сущность, отличающая эти предметы от всех остальных. Любое понятие проходит длительный путь формирования, в процессе которого выделяются этапы.
Первый этап — эмпирический. Он предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, отбор тех, которые оказываются существенными, т.е. повторяются и отличают исследуемый предмет от других предметов. Так, в процессе чтения и анализа слов учащиеся I класса группируют слова по их значению: одну группу они включают названия предметов, веществ, явлений: стол, соловей, песок, ветер. Экспериментируя, они учатся ставить вопросы к таким словам: кто? что?
В дальнейшем они обнаруживают у слов этого класса не только сходство значений — предметность, но и другие общие для них свойства: способность изменяться по числам (стол — столы), изменять при этом форму (звуки/буквы на конце слова), способность в речи связываться с другими словами-действиями (соловей поет) или со словами-признаками (желтый песок). Учащиеся постепенно привыкают к связям между формой слова и его значением. Постепенно происходит осознание, осмысление языковых правил, ранее применявшихся в речевой практике ребенка чисто практически.
Продолжительность эмпирического этапа — этапа накопления наблюдений — неодинакова для разных понятий, но в данном примере с именами существительными — не менее года: наблюдения накапливаются постепенно, на фоне других занятий. В данном случае этот этап совпадает с обычным курсом первого класса.
Второй этап — теоретический: он предполагает введение термина, а во многих случаях и определения понятия. Столь важное понятие, как «имя существительное», во всех учебниках русского языка предусматривает и термин, и определение.
Термин существительное вводится догматически, так как состав этого слова слабо ассоциируется с функцией этой части речи. Можно лишь обратить внимание учащихся на то, что обобщает слова, обозначающие существующие предметы. В некоторых других терминах содержится более четкое указание на функцию языкового явления: местоимение — употребляется вместо имени, союз — соединяет слова или предложения, окончание — конечная морфема.
Определение понятия может быть описательным, функциональным и структурно-логическим.
Описательное: Слова с одним и тем же корнем называются родственными (однокоренными) —
Функциональное содержит указание, на роль, выполняемую в речи данной языковой единицей: Союз служит для связи слов или предложений — и даются примеры; Для указания на время действия глагол может изменяться по временам, имеет формы прошедшего, настоящего и будущего времени — и обязательно примеры.
Ниже приводится модель полного структурно-логического определения на примере имени существительного:
Определения такого типа обычно ограничиваются 2-3 признаками.
Приёмы работы с содержанием понятия:
– проверь, правильно ли указан признак понятия:
Приставка – это часть основы.
Глагол имеет спряжение.
Существительное отвечает на вопросы: какой? какая?
Имя существительное – часть речи.
Имя существительное изменяется по числам и падежам.
Имя существительное изменяется по родам.
– из заданных признаков выбери необходимые и составь определение понятия:
называет предмет, о котором говорится в предложении
отвечает на вопрос кто? что?
выражено существительным в И.п.
связано со сказуемым
– вставь пропущенный признак
Предложение …. выражает законченную мысль;
Слог – это часть слова, которая …
Точка – это знак препинания, который …
Прилагательное – это часть речи, которая обозначает …, изменяется по …, отвечает на вопросы …
– среди определений выбери верные, исправь неверные:
Однокоренные слова – это …
1) слова, имеющие общую часть и сходны по смыслу;
2) слова, которые обозначают одно и то же и пишутся одинаково;
3) это родственные слова;
4) слова, которые близки по смыслу и имеют общий корень.
– найди “лишний”, ответ обоснуй
тишина крик молчать безмолвие;
– продолжи ряд, приведи свои примеры
мяч, меч, нож, кирпич.
Третий этап — дальнейшее углубление понятия, обогащение его новыми признаками, применение понятия в практических действиях. Новых признаков может оказаться много (теоретически этот этап не имеет предела). Так, в нашем примере понятие «имя существительное», помимо трех названных признаков, приобретает новые: значения падежных форм, предложное управление, три типа склонения, способность в предложении выполнять роль подлежащего, синонимия и антонимия существительных и мн. др.
Приёмы формирования объёма понятия:
– найди виды по заданному признаку:
Приёмы формирования знаний об отношениях между понятиями:
– подбери общее название:
Предлог, союз, окончание – это … (средства связи слов)
– построй аналогию (закончи предложение)
Существительное – часть речи, подлежащее – …
– изобрази понятия на чертеже
– заполни пропуск так, чтобы получилось правильное высказывание:
Существительное – ……, по числам.
– проверь правильность предложения, исправь ошибку:
Окончание служит для связи слов в предложении.
Существительное изменяется по родам.
Местоимение не изменяется по числам.
– выбери верное выражение
а) число имени прилагательного надо определять по числу имени существительного, с которым оно связано;
б) число имени прилагательного надо определять по числу имени существительного, которое есть в предложении.
Игра “Бывает – не бывает”. Если то, что я назову, бывает (может быть), то пишите “+”, если не бывает “-”.
1) глагол множественного числа прошедшего времени;
2) одушевлённое существительное женского рода;
3) одушевлённый глагол.
1. Существительное 3 склонения мужского рода.
2. Глагол 1 лица настоящего времени.
3. Существительное 1 склонения мужского рода.
4. Глаголы настоящего времени в именительном падеже.
5. Существительные 2 лица с нулевым окончанием.
6. Глагол настоящего времени в начальной форме.
7. Прилагательные женского рода множественного числа.
8. Прилагательное мужского рода в родительном падеже.
9. Глагол настоящего времени мужского рода.
10. Местоимение 1 лица мужского рода.
— проверь, правильно ли предложение. Если правильно, то пиши “+”, если неправильно, то пиши “-”.
1. Прилагательные изменяются по падежам.
2. Существительные не спрягаются.
3. Существительные изменяются по родам.
4. Существительные не изменяются по склонениям.
5. Глаголы склоняются.
6. Глаголы изменяются по временам.
7. Личные местоимения обозначают предмет.
8. Личные местоимения изменяются по числам.
9. Личные местоимения склоняются.
10. Существительные в числе и падеже зависят от прилагательных.
Решая проблему формирования языковых понятий у учащихся начальных классов, следует помнить о том, что речь идёт не о заучивании словесного определения или формулировки правила, а о понятии как форме мысли и знания, так как только знание определения, даже подкреплённое нужными примерами, отнюдь не свидетельствует о сформированности понятия.
Условия успешного овладения языковыми понятиями
Активная умственная деятельность учащихся на уроке.
Осознание существенных и несущественных признаков понятий.
Включение нового материала в систему ранее изученного.
Установление взаимосвязей между понятиями.
Использование наглядного материала.
Поэтапное формирование понятия.
Система упражнений.
Усвоить понятие — это значит уметь:
отличить данную категорию от исходной;
привести свои примеры;
пользоваться знаниями на практике.
Источник