- Таблица способы создания образа героя
- Темы исследований
- Оформление работы
- Наш баннер
- Исследовательские работы и проекты
- Способы создания художественного образа
- 3. Способы создания художественного образа
- Самые распространённые и часто используемые способы создания образа
- Приемы создания художественного образа
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Средства создания образа
- Художественные средства создания образов:
- Монолог
- Диалог
- Внутренний монолог
- Портрет
- Пейзаж
Таблица способы создания образа героя
Темы исследований
Оформление работы
Наш баннер
Исследовательские работы и проекты
Способы создания художественного образа
3. Способы создания художественного образа
Прежде чем описывать способы создания образа, нужно знать, что вообще такое образ и способ.
Способ – это действие, система действий, применяемых при исполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-либо. 1
Самые распространённые и часто используемые способы создания образа
1. Говорящая фамилия
Говорящая фамилия – это фамилия персонажа, отображающая его характер.
Катерина Петровна Потылицына – это реально существовавший человек, бабушка В. П. Астафьева, поэтому этот способ мы не учитываем, значит говорящую фамилию можно сразу вычеркнуть из списка способов создания образа, которые использовал Астафьев.
2. Самохарактеристика
То есть персонаж характеризует сам себя, как бы рассказывает о себе.
3.Характеристика другими персонажами/автором.
При описании персонажа авторы очень редко говорят прямо. Очень часто авторская характеристика проявляется в решениях персонажа и его поступках. Авторы описывают ситуацию, реакцию и решения персонажа, а делать вывод о характере, судя по поступкам и решениям, приходится нам, читателям. Что касается характеристики героя другими персонажами, то она очень часто появляется в прямой речи или мыслях главного героя.
Это выразительные подробности, детали, уточненные автором. Очень часто такие незначительные, на первый взгляд, детали оказываются очень важными. Они отражают внутренний мир описываемого персонажа, его привычки, особенности характера.
5.Речевые особенности
Речь – неотъемлемая часть образа. Она, как и художественные детали, отражает внутренний мир персонажа. Есть два способа создания речевых характеристик: косвенный – посредством авторских ремарок и атрибуции диалогов, и прямой – в речи персонажей.
6. Место в системе образов
Немаловажную деталь в создании образа персонажа является его место среди других в системе образов. Функция персонажа в произведении определяется тем значением, которое придает писатель связанным с ним сторонам общественных отношений; отсюда — деление персонажей на главных, второстепенных.
Известно, что порой художественные произведения дают больше материала, факторов для раздумий, для понимания исторического периода, чем иные научные исследования. «Последний поклон» принадлежит именно к таким книгам. Это своеобразная энциклопедия сибирской деревни тридцатых годов нынешнего столетия. Охвачен практически весь круг проблем, с которыми приходилось сталкивать сибирскому крестьянину в те годы.Почти всё в книге – родная Овсянка, её люди, земля отцов и дедов писателя. Многое из увиденного и услышанного от земляков он зримо, узнаваемо перенёс в «Последний поклон».
Этическая завершённость, полнота рассказов «держится» на красоте характера бабушки – это бесспорно, но ещё и на обаянии самого рассказчика, который всюду присутствует, участвует в событиях или остро их переживает. Покоряет памятливость рассказчика и зоркость к деталям.
Книга задумывалась как настоящий памятник человеку, которого писатель очень любил. Но при этом В. П. Астафьев чувствовал перед своей бабушкой огромную вину, так как не смог приехать на ее похороны. Эта книга- «последний поклон» автора.
Источник
Приемы создания художественного образа
Приемы создания художественного образа
1) особенности портретной характеристики (повторяющиеся выразительные детали, полный психологический портрет).
2) речевая характеристика и ее роль в создании образа героя.
3) интерьер (обстановка, в которой действует герой, ее роль в раскрытии причин поведения героя).
4) пейзаж и его функции в произведении.
5) самохарактеристика героя (роль монологов, исповедей, писем, дневников).
6) отзывы о герое других действующих лиц.
7) авторские характеристики и оценки. Способы передачи авторской позиции.
8) цель введения предыстории героя (если она есть).
9) характеристика героя через его поступки в различных ситуациях, взаимоотношения героя с другими персонажами.
10) композиционная роль внутренних монологов, снов героев.
11) введение в текст документального материала, исторических справок, цифр, фактов.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 313 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-585092
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Средства создания образа
Средства создания образов помогают писателю раскрыть свой замысел, сделать персонажей зримыми, донести центральную идею до читателя, передать настроение — то есть создать целостный художественный образ в произведении. В теории литературы средствами создания образа выступает речевая характеристика героя (диалог, монолог, внутренний монолог), взаимохарактеристика персонажей, авторская характеристика (портрет, пейзаж).
Художественные средства создания образов:
- Речевая характеристика героя, которая включает в себя монолог, диалог и внутренний монолог.
Монолог
Монолог – речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи особенно характерны для драматургических произведений – один из самых знаменитых – монолог Чацкого из «Горя от ума» Грибоедова. В монологе, как правило, герой высказывает свои идеи, созвучные авторским, а иногда авторская позиция полностью отражается в монологе героя. Подчас монологи носят обличительный характер, призваны открыть глаза окружающим на какие-то проблемы действительности, обнаруживают имеющиеся противоречия, обозначают болевые точки общества.
Для иллюстрации полностью приводим текст монолога Чацкого «А судьи кто. » из комедии Грибоедова «Горе от ума»:
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостный балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке.
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется: враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,—
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным. —
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали:
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!»
Диалог
Диалог – речевое общение между действующими лицами, которое в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сюжета. То есть герои обмениваются репликами, которые 1) позволяют составить о них, героях, определённое представление, 2) и продвинуть историю: обнаружить новые обстоятельства, открыть возможность для новых поворотов сюжета.
Посмотрим, каким образом диалог помогает дать характеристику героям на примере романа Булгакова «Мастер и Маргарита»:
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.
– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.
– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.
– Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный.
– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.
– А что есть? – спросил Берлиоз.
– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.
– Ну, давайте, давайте, давайте.
Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.
В этом коротком диалоге, в котором с «женщиной в будочке» по очереди разговаривают Берлиоз и Бездомным перед нами предстают образы двух героев: один просит нарзану, подгоняет будочницу нетерпеливым «ну, давайте, давайте, давайте!»; а другой сиплым голосом просит пива.
Внутренний монолог
Внутренний монолог – речевая партия героя, обращенная к самому себе и произносимая «про себя», не вслух. Например, внутренний монолог Андрея Болконского под небом Аустерлица в «Войне и мире» Толстого.
В некоторых произведениях персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, записок, дневников, писем. Этот прием, например, используется в повести Толстого «После бала».
Посмотрите, как это реализовано вовнутреннем монологе Андрея Болконского «Небо Аустерлица» («Война и мир» Толстого):
«Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются», – подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, – подумал князь Андрей, – не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, – совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу. »
Портрет
Портрет– изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. В литературе часто встречается психологический портрет, в котором через внешность героя писатель стремиться раскрыть его внутренний мир (например, портрет Печорина в «Герое нашего времени», портрет Жоржа Дюруа в «Милом друге» Мопассана).
Портрет Григория Печорина в «Герое нашего времени»:
«… карие глаза Во‑первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из‑за полуопущенных ресниц они сияли каким‑то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный;
Пейзаж
Пейзаж – изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определённый момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят).
Пейзаж — изображение бурана в повести Пушкина «Капитанская дочка». Буран здесь становится символом пугачевской вольницы:
«Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».
Источник