- Практическая работа № «Сравнение природных экосистем и агроэкосистем»
- Практическая работа № 4 Тема: «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы».
- Презентация по биологии на тему «Сравнительное описание природной экосистемы и агроэкосистемы»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Практическая работа № «Сравнение природных экосистем и агроэкосистем»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ОТДЕЛЕНИЕ № 4
Разработчик: преподаватель биологии
«Сравнение природных экосистем и агроэкосистем»
Цель: выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.
Оборудование: учебник, коллекция «Агроценоз».
2.Сравните природную экосистему и агроэкосистему по предложенным признакам. Результаты запишите в таблицу.
1.Признаки, сходные у природных экосистем и агроэкосистем:
а) действует естественный отбор; б) трофическая структура представлена продуцентами, консументами, редуцентами; в) происходит круговорот веществ и превращение энергии; г) естественные экосистемы более устойчивы, агроэкосистемы без поддержки человека разрушаются и превращаются в естественные экосистемы.
2.Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем.
Признаки для сравнения
незамкнутый, часть веществ выносится с урожаем
поддерживается и регулируется человеком
пока поддерживается человеком
низкая, образует мало первичной продукции
высокая, образует много первичной продукции
Задание 1.Установите соответствие между характеристикой экосистемы и ее названием. Ответы впишите в приведенную ниже таблицу.
А. Незамкнутый круговорот веществ
1. Картофельное поле
Б. Разветвленные пищевые цепи
В. Источник энергии – удобрения
Г. Единственный источник энергии — Солнце
Д. Способность к саморегуляции
Е. Длительно существует в неизменном виде
Ж. Преобладает монокультура
Задание 2. Проверьте свои знания.
1.Приведите примеры агроэкосистем, встречающиеся в вашей местности.
Пастбище, поле, пашня, пруд, огород, сад, парк, сквер.
2. В чем заключаются причины неустойчивости искусственных экосистем?
(Небольшое количество видов приводит к формированию однообразных пищевых цепей. При исчезновении какого-либо вида пищевые цепи нарушаются. Вынос питательных веществ с урожаем может привести к недостатку этих веществ для растений в случае, если человек не вносит удобрения. Доминирующий вид (монокультура) подвержен болезням и вредителям, с которыми необходимо бороться).
3. Почему виды растений более устойчивы к неблагоприятным факторам среды, чем сорта культурных растений?
(Потому что они сформировались под действием естественного отбора и отвечают особенностям природных условий местообитания. А сорта выведены человеком с учетом своих потребностей, а не приспособлений к обитанию в дикой природе).
Источник
Практическая работа № 4 Тема: «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы».
Практическая работа № 4
Тема: «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы».
1.. Цель: закрепить знания о структуре экосистем, научиться составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять различия между ними и их значение;
3.1. Отработка терминов и понятий.
3.2. Выполнение работы, решение заданий.
3.3. Выполнение тестового задания.
4.1. Тема и цель занятия.
4.2. Ответы к заданиям.
4.3. Ответы тестового задания.
Оборудование : учебник , таблицы
Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.
Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный —составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корни растений. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают : в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.
Задание 2. Изучите агроценоз пшеничного поля и распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.
Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая.
Задание 3. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы. Внесите следующие утверждения в таблицу:
действует на экосистему минимально,
не действует на экосистему,
действие направлено на достижение максимальной продуктивности.
не действует на экосистему
действует на экосистему минимально
действие направлено на достижение максимальной продуктивности
Задание 4. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем. (больше, меньше)
Правильный ответ выделен жирным шрифтом.
Контрольные вопросы (тестирование):
1. Основным источником энергии для агроэкосистем являются
А) минеральные удобрения
Б) солнечные лучи
В) органические удобрения?
Г) почвенные воды
2. Почему поле, засеянное культурными растениями, нельзя считать природной экосистемой
А) отсутствуют цепи питания
Б) не происходит круговорот веществ
В) кроме солнечной используется дополнительная энергия
Г) растения не располагаются в пространстве ярусами
3. В чем проявляется сходство плантации сахарной свеклы и экосистемы луга
А) имеют незамкнутый круговорот веществ
Б) для них характерна небольшая длина цепей питания
В) в них отсутствуют вторичные консументы (хищники)
Г) имеют пищевые цепи и сети
4. Агроценоз считают искусственной экосистемой, так как он
А) существует только за счёт энергии солнечного света
Б) не может существовать без дополнительной энергии
В) состоит из продуцентов, консументов и редуцентов
Г) не включает консументов и редуцентов
5. Большую роль в повышении продуктивности агроэкосистем играет
А) превышение нормы высева семян
Б) введение севооборота на полях
В) выращивание растений одного вида
Г) увеличение площади агроценоза
6. Агроценозы характеризуются
А) доминированием монокультуры
Б) уменьшением численности вредителей
В) разнообразием входящих в них видов организмов
Г) уменьшением конкурентоспособности культурных растений
7. При уничтожении ядохимикатами насекомых-вредителей иногда наблюдается их массовое размножение, так как
А) увеличивается численность хищных птиц
Б) ускоряется рост сельскохозяйственных растений
В) уничтожаются их естественные враги
Г) уменьшается численность культурных растений
8. Агроэкосистема, в сравнении с естественной экосистемой, менее устойчива, так как
А) она состоит из большого разнообразия видов
Б) в ней замкнутый круговорот веществ и энергии
В) продуценты в ней усваивают энергию Солнца
Г) она имеет короткие пищевые цепи
Вывод: Необходимо не только создавать искуственные экосистемы, но и сохранять природные. Требуется тщательная охрана данных экосистем, ведь всё то что сотворила природа гораздо лучше чем искуственные экосистемы. Движущие силы в природных и агроэкосистемах, являются главными факторами, которые поддерживают и помогают развиваться этим экосистемам.
Источник
Презентация по биологии на тему «Сравнительное описание природной экосистемы и агроэкосистемы»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Практическая работа: «Сравнительное описание природной экосистемы и агроэкосистемы».
Цель: Сравнить природные экосистемы и агроэкосистемы, указать их сходство и различия.
Агроценозы Биоценозы, которые возникают на землях сельскохозяйственного пользования, называют агроценозами. Сады, парки, посевы сельскохозяйственных растений называются агроценозами.
Практическая работа Выберите природную экосистему (лиственный лес, водоем, степь, луг и т.д.) и агроценоз (поле, огород, сад и т.п.) для исследования. Проведите сравнение по следующим параметрам: А) наличие трех групп организмов – продуцентов, консументов и редуцентов; Б) разнообразие видов; В) составьте несколько пищевых цепей для природной экосистемы и для агроценоза; Г) источник используемой энергии; Д) характер круговорота веществ; Е) степень устойчивости экосистемы. 3. Результаты оформите в виде сравнительной таблицы: Стр. 113
Агроценозы 1. Источник энергии? Не только солнечный свет, но энергия вносимых органических удобрений, энергия трудовой деятельности человека, энергия сжигаемого горючего.
Агроценозы 2. Что характерно для продуцентов? Биоценоз отличается меньшим разнообразием видов, часто возделывается одна культура растений (монокультура) — пшеница, капуста, картофель. 3. Что характерно для консументов? Меньшее число видов, но большая численность. Выполняется правило немецкого эколога Тинеманна: «Чем беднее видами сообщество, тем выше может быть численность каждого отдельного вида».
Агроценозы 4. Чем круговорот веществ отличается от круговорота веществ в природной ЭС? Круговорот неполный. Урожай забирается человеком. В результате происходит обеднение почвы и для того, чтобы восстановить ее плодородие, необходимо вносить удобрения.
Агроценозы 5. Чем саморегуляция в агроценозе отличается от саморегуляции в природной ЭС? Саморегуляция, обеспечивающая устойчивость естественных ЭС, в агроценозах проявляется очень слабо, так как видовое разнообразие консументов невелико, хищников и паразитов недостаточно для ограничения роста численности растительноядных животных. Поэтому человеку приходится самому регулировать численность многих консументов в агроценозе.
Агроценозы 6. В естественных биогеоценозах ведущую роль играет естественный отбор, а в агроценозах? Существенным отличием является то, что в агроценозах ослаблено действие естественного отбора, направляющим фактором является искусственный отбор, отбор в пользу наиболее продуктивных сортов растений. 7. Чем продуктивность агроценоза отличается от продуктивности природных экосистем этой же зоны? Обычно продуктивность выше.
Особенности агроэкосистем 2. Низкое биологическое разнообразие (монокультуры). 1. Высокая продуктивность. 4. Низкая устойчивость. 3. Круговорот веществ незамкнутый. 5. Внесение большого количества антропогенной энергии. 6. Цепи питания короткие.
Повышение продуктивности агроценозов Примеры: С кроликами справились, заразив их вирусом, обнаруженным у южноамериканских кроликов. С опунцией справились с помощью бабочки-огневки, завезенной из Аргентины. В прошлом веке Австралийская щитовка попала из Австралии в Северную Америку и затем в Европу. Уничтожить удалось только после внедрения в Европе и Америке природного врага – божьей коровки.
Мучнистый червец Опунция
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-234347
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник