ГДЗ биология 7 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 5 Паразитические простейшие Значение простейших
Стр. 26. Вспомните
№ 1. Какие функции выполняет клетка одноклеточного животного?
Клетка одноклеточного животного может выполнять все функции, как целостный организм, а именно: дыхание и питание, движение и размножение, а также выведение продуктов обмена.
№ 2. Какие организмы называют паразитами?
Паразитами называют организмы, которые живут на поверхности либо внутри другого организма, именуемого хозяином, и получают из него питательные вещества, при этом нанося вред его здоровью.
Стр. 29. Лабораторная работа. Изучение тела под микроскопом
В чистую фарфоровую ступку помещаем кусочек мела и измельчаем его.
Помещаем немного мелового порошка на предметное стекло и добавляем несколько капель воды.
Рассматриваем мел при малом увеличении.
Находим части раковин фораминифер и радиолярий.
Вывод:
Радиолярии относятся к группе морских простейших с твердым скелетом и в виде кремниевых игл или известковых раковин, которые участвуют в формировании земной коры. Их особенность в ажурных скелетах из кремнезема. В результате отмирания радиолярий остатки их скелетов опускаются на морское дно и образуют такие осадочные породы, как сланцы, кремнистые глины, трепел. Фораминиферы – это многочисленные простейшие с известковыми раковинами, которые обитают в океанах и морях. Оседая на дно, их раковины образуют отложения, которые называют голубым известняковым илом.
Стр. 29. Вопросы после параграфа
№ 1. Какой вред здоровью человека наносит малярийный плазмодий?
Малярийный плазмодий – это возбудитель малярийной инфекции, который относится к группе кровавых споровиков и паразитирует в крови человека. При этом переносчиком инфекции является только зараженная самка малярийного комара. Во время укуса с ее слюной в кровь человека попадают и спорозоиты.
Зараженный человек чувствует ломоту в теле. У него поднимается температура тела до 39 – 40 ℃, появляются жар и озноб, которые сменяют друг друга. Также к характерным симптомам относятся боли в области печени и ее увеличение, потеря аппетита, рвотные позывы и диарея, продолжительные головные боли, обильное потоотделение. Не редкой являются бессонница, спутанность сознания, пожелтение покровов и склер глаз.
Весь период от инфицирования и до выздоровления условно делится на четыре этапа: инкубационный, острый, скрытый и рецидив. А сам характер протекания каждого из периодов и их частота зависит во многом от вида малярийного плазмодия.
№ 2. Расскажите об образе жизни известных вам простейших-паразитов.
Лейшмании – вид простейших-паразитов, которые вызывают лейшманиозы. Переносчиками их являются москиты из рода Флеботомусы, а естественным резервуаром служат позвоночные животные, которые относятся к шести отрядам млекопитающих и ящерицам.
Существуют лейшмании в двух морфологических формах. Первые – мастигомы (короткий жгутик, овальные или круглые, неподвижные и расположены внутриклеточно), встречаются в организме позвоночных. Вторые – промастиготы (длинный жгутик, удлинённые, веретенообразные, подвижные), встречаются в насекомом-хозяине, а также на искусственных питательных средах.
Лейшмании являются облигатными паразитами, жизненный цикл которых включает двух хозяев – млекопитающее и насекомое (москит). Москит заражается в тот момент, когда пьет кровь зараженного животного. Лейшмании попадают в пищеварительный канал москита вместе с проглатываемой кровью. Образование перитрофической матрицы происходит в задней части средней кишки москита вокруг проглоченной им крови. Через неделю инфекция начинает распространяться до верхних отделов пищеварительного тракта, где паразиты начинают блокировать просвет канала своими сетами и гелем, который они выделяют.
В основном лейшмании поражают собак, грызунов, людей. Но также известны случаи поражения лошадей, кошек. В Новом Свете такая инфекция встречается и у броненосцев, опоссумов и ленивцев. В момент укуса в кожу попадает около 100 – 1000 промастигот.
№ 3. Какое значение имеют простейшие в природе?
В природе простейшие имеют немалое значение. Например, инфузории питаются органическими остатками и бактериями, а значит, очищают водоемы от загрязнений. Эвглены помимо этого служат еще и пищей для других животных. Быстро размножаясь, они являются питательным веществом для мальков рыб. А осуществляя фотосинтез, в разы уменьшают концентрацию углекислого газа в воде, а вот концентрацию кислорода увеличивают.
По количеству эвглен и инфузорий можно судить о состоянии воды. Их большое количество свидетельствует о чрезмерном загрязнении воды органическими веществами. Амебы в свою очередь живут только там, где органических веществ очень мало.
Раковины простейших (морские фораминиферы) принимают участие в образовании известняка и мела.
Но есть среди простейших и большое количество паразитов, которые вызывают болезни у рыб, животных, человека.
Стр. 29. Задания
№ 1. Докажите, что дизентерийная амеба ведет паразитический образ жизни.
Большое количество штаммов дизентерийной амебы никак не сказываются на состоянии организма у человека. Почти 90% ее инфекций проходят бессимптомно и в лечении не нуждаются. Поселяясь в кишечнике животного или человека, дизентерийная амеба – представитель класса Саркодовых – начинает размножаться (в толстой кишке), не внедряясь в ткани, а значит, не нарушая функций кишечника. В таком случае человек ощущает себя здоровым, но уже является носителем дизентерийной амебы.
В некоторых случаях дизентерийная амеба вызывает повреждение слизистых оболочек кишечника. Это сопровождается повышением температуры тела, общим недомоганием и изнуряющим кровавым поносом.
Существовать дизентерийная амеба может в трех формах. Первая – тканевая, которая обнаруживается только у особей, больных амебиазом. Вторая – просветная, которая обнаруживается у носителей амебиаза. И третья – цисты, которые проникают в организм человека через сырую воду из загрязненных источников, а также при употреблении немытых фруктов и овощей.
№ 2. Сформулируйте правила поведения, помогающие избежать заражения паразитическими простейшими.
Основными правилами поведения, которые помогут избежать заражения паразитическими простейшими, являются:
Соблюдение личной гигиены (тщательное мытье рук после прогулок на улице, после посещения туалета, игр с животными, перед едой и т.д.);
Употребление в пищу только хорошо вымытых фруктов, овощей, ягод и зелени (их нужно тщательно мыть и ошпаривать кипятком);
Покупку мяса и мясных изделии только в проверенных местах санкционированной торговли;
Любые блюда, содержащие мясо, должны быть тщательно приготовлены (мясо варится не менее 2,5 часов и небольшими кусочками);
Рыба обязательно должна проходить кулинарную обработку (заморозка минимум на 9 часов, жарка минимум 15 минут, посол не менее 2 недель);
Остерегаться укусов комаров, клещей и различных кровососущих насекомых, используя специальные средства защиты от них;
Перед поездками в некоторые страны делать прививки, например, от тропической лихорадки, чумы, тифа и прочих инфекционных заболеваний.
Стр. 29. Подумайте
Как можно использовать простейших паразитов в хозяйственной деятельности человека?
Некоторые простейшие паразиты питаются бактериями и мельчайшими органическими частичками, а потому могут использоваться в качестве биологической очистки водоемов. Также их можно применять и как корм для раков, личинок моллюсков, мальков рыб.
Многих простейших паразитов можно использовать в лабораторных исследованиях, чтобы разрабатывать различные лекарственные препараты, вакцины против болезней, которые они вызывают.
Глава 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные
Источник
Проект урока и презентация по биологии на тему «Паразитические простейшие, особенности строения и жизнедеятельности. Меры борьбы и профилактики с паразитическими простейшими.»
Выбранный для просмотра документ ПРОЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ.docx
ПРОЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
Шаповалова О.В., МБОУ СОШ №6 г.о.Самара
Паразитические простейшие, особенности строения и жизнедеятельности. Меры борьбы и профилактики с паразитическими простейшими.
формирование знаний о паразитических простейших, показав, как знания об их жизнедеятельности помогают вести борьбу с болезнями, которые они вызывают.
Ученик по окончанию изучения темы урока:
— находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице (МР);
— устанавливает систематику паразитических простейших животных, группирует их по определённым признакам и систематическому положению (МР);
— называет, даёт систематическое положение и общую характеристику следующим таксономическим единицам: Царству, Подцарству: Простейших и типам: Саркожгутиконосцы, Инфузории и Споровики (ПР);
— выделяет основную мысль в тексте (МР);
— высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);
— самостоятельно формулирует тему урока (МР);
— устанавливает причинно-следственные связи (МР);
— даёт оценку паразитизма, как явлению взаимоотношений живых организмов (ЛР);
— планирует предстоящую познавательную деятельность (МР);
— аргументированно отстаивает своё мнение (МР);
— называет причины возникновения болезней вызванных паразитическими простейшими (ПР)
— называет меры предупреждения заражения паразитическими простейшими (ПР);
— обосновывает своё мнение (ЛР)
формировать способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, умение находить в тексте требуемую информацию и решать учебно-познавательные задачи, требующие полного и критического понимания текста; умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; работать в команде.
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях; овладение понятийным аппаратом; формирование основ экологической грамотности: влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и окружающих.
Меры борьбы и профилактики с паразитическими простейшими основаны на знании их процессов жизнедеятельности, цикле развития.
Выбор метода борьбы с паразитическими простейшими, основываясь на особенностях их строения и жизнедеятельности.
План изучения нового материала
В результате сравнения показать сходства и различия животных с растениями, определять признаки животных.
Определить систематику и дать характеристику подцарству Простейших.
Распознавать паразитических простейших на таблицах, определяя их систематическое положение.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемые паразитическими простейшими.
циста, паразитизм, простейшие, животные, таксономические единицы, систематика, малярийный плазмодий, дизентерийная амёба, лямблии, трипаносомы, лейшмания, балантидий
урок получения новых знаний на основе обобщение ранее полученных знаний
смыслового чтения и работы с информацией
парты стоят друг за другом в три ряда
Учебник Латюшин В.В. Биология. Животные: учеб. Для 7 класса. – М., 2010
мультимедийная презентация, раздаточные материалы (информационная карта, алгоритм действий, карточки — тесты)
обязательное и по выбору:
Д/З обязательное: читать, пересказывать конспект.
Д/З по выбору: 1. Сочинить памятку «Простейшие паразиты» для младших школьников. 2. Составить кроссворд.
Задание: Прочитайте, и скажите о ком идёт речь? (3мин.)
На 1 СЛАЙДЕ: …«Живые организмы, составляющие одно из царств органического мира. ……… — гетеротрофы; как правило, активно подвижны.» (Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров.)
— Гетеротрофы, активно подвижны — это признаки, какой группы живых организмов?
— Перечислите признаки царства животных.
Задание: выбранные правильные суждения: по карточкам — тестам (2мин.)
+ (5 мин.) – по цепочке весь класс озвучивает правильные суждения, затем высвечивается 1 СЛАЙД на экране с правильными суждениями.
Задание: Дать систематическое положение подцарству Простейших (устно) (2мин.)
Задание: Указать какую систематическую группу мы не рассматривали? (1мин.)
На СЛАЙДЕ 2 высвечивается систематическое положение подцарства Простейших, в которое включён тип Споровики.
раздаточные материалы (Приложение 6.1(а))
Работа с классом озвучиваем правильные суждения по цепочке и сравниваем с правильными ответами, высветившимися на экране – слайд 1
— выделяет основную мысль в тексте (МР);
— высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);
-называет признаки царства Животных (ПР);
-выделяет существенные признаки царства Животных (МР);
существенные признаки подцарства Простейших (МР)
— устанавливает причинно-следственные связи (МР)
— называет признаки подцарства Простейших (ПР)
-называет систематические группы подцарства Простейших (ПР)
-даёт оценку систематическому положению подцарства Простейших (ЛР);
-устанавливает причинно-следственные связи (МР);
Программированный метод (ПГ)
Задание: Руководствуясь алгоритмом действий (Приложение 6.1(б) ), необходимо выполнить следующее (режим работы на СЛАЙДЕ 2) (3 мин.):
Запишите, в тетради систематическое положение споровиков, используя слайд презентации.
Прочитав раздел учебника «Споровики» на странице 15, записать общую характеристику споровиков в тетрадь.
Кто первый, тот озвучивает запись в тетради и
вывод: тип Споровики исключительно паразитические организмы. (2 мин.).
Запись в тетрадь
— выделяет существенные признаки организмов (МР);
— планирует предстоящую познавательную деятельность (МР);
-даёт оценку систематическому положению типа Споровики (ЛР); — даёт определение паразитизму (ПР);
-указывает признаки организмов ведущих паразитический образ жизни (ПР)
Задание: Прочитав текст информационного листа (Приложение 6.1(в) , начертите в тетради таблицу, озаглавьте её столбцы, структурируйте содержание информационного листа, заполните таблицу (6 мин. индивидуально + 3 мин. в парах + 3 мин. с классом по цепочке) (СЛАЙД 3 таблица с пустыми графами).
Задание: Назовите тему урока. Определите главный вопрос урока. СЛАЙД 4
Главный вопрос урока: На чём основаны меры борьбы и профилактики с паразитическими простейшими и как, предупредить заболевание? СЛАЙД 4 (2мин.)
— Почему люди не заболевают от каждого комариного укуса?
— Каковы меры борьбы с малярией и на чём они основаны?
Д/З обязательное: читать, пересказывать конспект. Д/З по выбору:
Сочинить памятку «Простейшие паразиты» для младших школьников.
Составить кроссворд. (2мин.)
Личностная рефлексия (самооценка деятельности и достижений учащихся): Ответьте на вопросы, высвеченные на СЛАЙДЕ 5, записав ответы на листочках, которые вы можете подписывать, а можете не подписывать. (2мин.)
Подведение итогов урока: Содержательная оценка учащихся (2мин.).
По цепочке озвучиваем результат работы и сравниваем с шаблоном, который поэтапно высвечивается на СЛАЙДЕ 3 7-8 учеников устно
раздаточные материалы (Приложение 6.1(в) )
Запись в тетрадь, коррекция согласно
7-8 учеников устно
Запись вывода в тетради
Запись ответа в тетради
Ученики всего класса
Ученики всего класса
— находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице (МР);
— устанавливает признаки и систематическое положение одноклеточных паразитических животных, заболевания, вызываемые ими и меры профилактики, группирует их по определённым признакам (МР);
— даёт определение понятия «циста» (ПР);
— даёт оценку мерам профилактики согласно особенностям строения и образу жизни паразитических простейших (ЛР);
— рассказывает об основных признаках представителей паразитических простейших (ПР);
— указывает систематическое положение представителей паразитических простейших (ПР);
-даёт оценку полученной информации, аргументирует своё мнение (ЛР)
— самостоятельно формулирует тему урока (МР);
— устанавливает причинно-следственные связи (МР);
— обосновывает своё мнение (ЛР);
— даёт оценку мерам профилактики согласно особенностям строения и образу жизни малярийному плазмодию и малярийному комару (ЛР);
— планирует предстоящую познавательную деятельность (МР);
— обосновывает своё мнение (ЛР)
Выбери 6 правильных суждений из 10.
Обмен веществ наблюдается не у всех простейших.
Тело простейших состоит из одной клетки, которая функционирует, как целостный организм.
Для выполнения различных функций клетка простейших имеет специализированные части, называемые органеллами или органоиды специального назначения.
Простейшие не входят в цепи питания.
Среда обитания – пресные водоёмы, моря, почва; многие виды паразитируют на других организмах.
Дышат всей поверхностью тела.
Не все простейшие образуют цисту.
Размножаются, как бесполым путём – прямым делением материнской клетки на две дочерние, так и половым.
При неблагоприятных условиях образуют цисту.
Простейшие обитают только в солёных водах морей и океанов.
Запишите, в тетради систематическое положение споровиков, используя слайд презентации.
Прочитав раздел учебника «Споровики» на странице 15, записать общую характеристику споровиков в тетрадь.
Простейшие — возбудители болезней.
Многие простейшие ведут паразитический образ жизни.
Таковы все формы, составляющие тип споровиков. Сюда относится и малярийный плазмодий паразитирующий в эритроцитах человека, вызывая трёхдневную малярию. Переносчик комар из рода анофелес.
Много опасных паразитических видов имеется среди типа саркожгутиконосцев, класса жгутиковых. Таковы различные виды трипаносом ,
паразитирующих в крови человека и млекопитающих животных, переносчики болезней – кровососущие насекомые, в частности муха це–це переносит возбудителя, который вызывает у людей «сонную болезнь».
Другой вид трипаносом – лейшмания вызывает у людей «восточную язву»
лейшмания.
поселяются в верхних отделах тонкого кишечника, приводят к кишечным расстройствам у человека, кроликов и мышей. Пути заражения-грязные продукты питания и некипячёная вода.
Есть возбудители болезней, среди класса саркодовых дизентерийная амёба , живущая в стенке кишечника, и вызывает кровавый понос. В кишечник человека попадает в виде цист вместе с пищей или сырой водой.
А также встречаются паразитические формы и среди типа инфузорий, примером служит балантидий
Его цисты попадают в рот и пищевод человека, проходят пищеварительный тракт и вызывают болезнь. Боль в животе, диаре ю . Пути заражения — плохо прожаренное мясо свинины.
Источник