- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Таблица по биологии 8 класс Этапы эволюции человека
- Таблица по биологии 8 класс эволюция человека этапы эволюции пища способы добывания пищи
- Конспект урока в 8 классе на тему эволюция человека
- Просмотр содержимого документа «Конспект урока в 8 классе на тему эволюция человека»
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» — собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Первоначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число представителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля составляло 275 млн человек, в 1900 — 16,6 млрд, в начале 1988 — 5 млрд человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proiskhozhdenie_cheloveka._etapy_ego_stanovleniya.doc | 104.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Уроки 3-4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ
Цели: углубление знаний учащихся о происхождении челове ка; этапах его эволюции. Формировать умения: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эво люции; работать с дополнительной литературой.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитаю щего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внут реннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
I. Организационный момент.
П. Введение в тему. Вступительное слово учителя.
Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки чело века, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пы тались ответить на вопрос о происхождении человека.
История возникновения человека сложна и противоречива, много в ней «белых пятен» и неразрешенных вопросов.
Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» — собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Пер воначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число предста вителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля состав ляло 275 млн человек, в 1900 — 16,6 млрд, в начале 1988 — 5 млрд человек.
Ни один вид животного мира не способен генетически пере строиться м столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.
Давайте рассмотрим узловые моменты истории Homo sapiens.
Эволюция приматов началась примерно 60 млн лет назад. Группа высших обезьян — дриопитеков, — дала начало двум эволю ционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид — го риллы и шимпанзе — живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид — Человек разумный. Опираясь на факты, которые изложены в учебнике, попытаемся воспроизве сти этапы эволюции этого удивительного, уникального вида.
1) ознакомимся с материалом учебника на с. 10-13;
2) распределим информацию по колонкам таблицы «Этапы
эволюции человека».
III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Этапы эволюции человека».
Источник
Таблица по биологии 8 класс Этапы эволюции человека
Предки человека | Исторический возраст | Изменения в организме | Данные о трудовой деятельности |
---|---|---|---|
Австралопитек | 3,5-5 млн лет | Человеческое стадо. Совместная охота и забота о членах стада | |
Питекантроп (синантроп) | 1,5-0,5 млн лет | Общественный образ жизни. Поддержание огня | |
Неандерталец | 78-400 тыс. лет | Жили группами. Использовали огонь | |
Кроманьонец | 50-60 тыс. лет | Родовая община. Первые рисунки, земледелие |
© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
Источник
Таблица по биологии 8 класс эволюция человека этапы эволюции пища способы добывания пищи
6. Заполните таблицу.
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.
Группа | Период жизни | Место обитания | Особенности строения |
---|---|---|---|
Дриопитеки | 60 млн лет назад | Южная и Восточная Африка | Понгиды и Гоминиды. Понгиды живут и сегодня |
Рамапитеки | 14 млн лет назад | Индия, Восточная Европа, Россия | Зубы более широкие и плоские, клыки |
Австралопитеки | от 5,5 до 1 млн лет назад | Южная и Восточная Африка | Плоское лицо, мозг 530 куб.см |
Человек умелый | от 5,5 до 1 млн лет назад | Азия, Европа, Африка | мозг 650-1100 куб.см, стопа как и у современного человека |
Человек прямоходящий (древнейшие люди) | 300-400 лет назад | Азия, Европа, Африка | объем головного мозга до 1100 куб.см |
Неандертальцы (древние люди) | 300-400 лет назад | Азия, Европа, Африка | объем головного мозга до 1600 куб.см |
7. Какие особенности строения отличали кроманьонцев от неандертальцев?
У неандертальцев объем мозга до 1600 куб.см, надбровные дуги все еще выступали над глазами, подбородочный выступ развит не сильно, а у кроманьонцев объем мозга достигал 1800 куб.см, был высокий свод черепа, развитый подбородочный выступ.
Источник
Конспект урока в 8 классе на тему эволюция человека
ЭВОЛЮЦИЯ человека
Цели: углубление знаний учащихся о происхождении человека; этапах его эволюции. Формировать умения: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Введение в тему. Вступительное слово учителя.
Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки человека, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека…
История возникновения человека сложна и противоречива, много в ней «белых пятен» и неразрешенных вопросов…
Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» – собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Первоначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число представителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля составляло 275 млн человек, в 1900 – 16,6 млрд, в начале 1988 – 5 млрд человек…
Ни один вид животного мира не способен генетически перестроиться за столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.
Давайте рассмотрим узловые моменты истории Homo sapiens.
Эволюция приматов началась примерно 60 млн лет назад. Группа высших обезьян – дриопитеков – дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид – Человек разумный. Опираясь на факты, которые изложены в учебнике, попытаемся воспроизвести этапы эволюции этого удивительного, уникального вида.
1) ознакомимся с материалом учебника на с. 12–16;
2) распределим информацию по колонкам таблицы «Этапы эволюции человека».
III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Этапы эволюции человека».
Этапы
эволюции
Пища
Способы
добывания пищи
Особенности
строение ротового аппарата
объем
головного мозга
образ жизни
1
2
3
4
5
6
1. Рамапитек
Растительная:
– семена злаков;
– коренья;
– листья;
– стебли
Искали; срывали; выкапывали; совершали множество движений передними конечностями; наклонялись; разгибали и выпрямляли спину
Коренные зубы были широкими и плоскими; между резцами и коренными зубами появились клыки
2. Австралопитек
Растительная; животная (наличие клыков)
Искал; срывал; выкапывал
Имел резцы, клыки и коренные зубы
530 см3
Не изготавливали орудий труда
3. Человек умелый
Растительная; животная
Искал; срывал; выкапывал; возможно, охотился
650–
1100 см3
Свободно ходил на двух ногах; мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе; мог изготавливать примитивные инструменты
4. Человек прямоходящий
Растительная; животная
Охотились; срывали; выкапывали
Массивная и тяжелая нижняя челюсть
900–
1200 см3
Жили группами; изготавливали примитивные орудия; строили жилища; могли
1
2
3
4
5
6
пользоваться огнем; владели абстрактным мышлением и речью
5. Неандерталец
Растительная; животная
Охотились; собирали; выкапывали; срывали
1400–
1600 см3
Добывали и поддерживали огонь; шили примитивную одежду из шкур; жили группами; существовало разделение труда; изготавливали из камня различные инструменты
6. Кроманьонец
Растительная; животная
Охотились; собирали; выкапывали; срывали
1800 см3
Изготавливали орудия из камня, рога, кости; делали рисунки, украшения
IV. Проверка и обсуждение самостоятельной работы учащихся.
Дополнительная информация для обсуждения.
1) Почти все сохранившиеся до нашего времени первобытные племена – жители леса; исключение составляют некоторые африканские обитатели саванн и живущие в пустынях бушмены Калахари, а также аборигены Австралии. Лес, несомненно, исконная среда первозданного представителя семейства Людей. Индейцы в обширном бассейне Амазонки, даяки в некогда дремучей чаще дождевого леса Калимантана, коренные жители Филиппин, бóльшая часть племен Африки – лесные люди.
2) Ряд исследований позволяет заключить, что многие открытые пространства, саванны и совсем безлесные области – плод разрушительного обращения древнего человека с огнем.
3) Из всех лесных обитателей индейцы акурио, живущие на охотничье-собирательской стадии, несомненно, ближе всего к первобытности.
Взрослый акурио никому не подчинен, им никто не управляет, понятие «вождь» отсутствует у южноамериканских охотничье-собирательских племен.
Можно кого-то увлечь за собой на охоту или рыбную ловлю, но приказать нельзя.
Каждый мужчина делает то, что считает нужным. Женщина, пожалуй, не так свободна в своих действиях, но сама выбирает себе партнера и отца своих детей.
Суровые условия жизни акурио давали о себе знать: мужчины редко достигали пятидесятилетнего возраста, женщины доживали в лучшем случае до сорока.
Все племя акурио насчитывало семь десятков человек. Племя было разбито на группы по 15–20 человек, включавшие мужчин, женщин и детей. Каждая группа располагала для охоты очень большим ареалом.
Охота требует великого искусства и основательного знания повадок каждого вида, на изучение которых уходит вся жизнь индейца.
Для акурио само собой разумеется, что его добыча идет в общий котел. Да иначе и не может быть, когда кому-то удается подстрелить тапира весом 200 кг. Столько не съесть ни самому охотнику, ни его семье. Мясо делится между всеми поровну. В следующий раз поделится другой удачливый член группы.
Орудие охотника и рыболова – лук со стрелами. Чтобы срубить дерево, используют каменный топор.
Женщина должна готовить пищу и поддерживать огонь в очаге, рожать и вскармливать детей, искать вместе с детьми растительную пищу.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 12–16; выполнить задания 6, 7 в рабочей тетради на с. 7–8.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе на тему эволюция человека»
Конспект урока в 8 классе на тему ЭВОЛЮЦИЯ человека
Цели: углубление знаний учащихся о происхождении человека; этапах его эволюции. Формировать умения: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему. Вступительное слово учителя.
Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки человека, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека…
История возникновения человека сложна и противоречива, много в ней «белых пятен» и неразрешенных вопросов…
Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» – собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Первоначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число представителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля составляло 275 млн человек, в 1900 – 16,6 млрд, в начале 1988 – 5 млрд человек…
Ни один вид животного мира не способен генетически перестроиться за столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.
Давайте рассмотрим узловые моменты истории Homo sapiens.
Эволюция приматов началась примерно 60 млн лет назад. Группа высших обезьян – дриопитеков – дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид – Человек разумный. Опираясь на факты, которые изложены в учебнике, попытаемся воспроизвести этапы эволюции этого удивительного, уникального вида.
1) ознакомимся с материалом учебника на с. 12–16;
2) распределим информацию по колонкам таблицы «Этапы эволюции человека».
III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Этапы эволюции человека».
Источник