- ГДЗ история нового времени 9 класс Загладин, Белоусов Русское Слово 2020-2021 Задание: § 11 Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке
- № 2. Подготовьте сообщение об одном из идеологов либерального движения в странах Европы в XIX в. (по выбору).
- Конспект урока по всеобщей истории для 9 класса на тему «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство»
ГДЗ история нового времени 9 класс Загладин, Белоусов Русское Слово 2020-2021 Задание: § 11 Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке
Стр. 87. Ключевые вопросы
В чём состояла суть основных идейных течений, сложившихся в европейском обществе в Новое время? Какое организационное оформление они имели к концу XIX в.?
Основными идейными течениями XIX века были консервативное, либеральное и социалистическое.
Консервативное течение.
— идеал общественного устройства — в порядках прошлого;
— человеку от природы присущи зло и порочность, только религия и власть короля защищают от них(Жозеф де Местр) ;
— последствия промышленного переворота разрушительны для общества (Жан де Сисмонди).
Идей консерватизма придерживалась старая знать, крупные землевладельцы, недовольные индустриализацией крестьяне. В Великобритании эти взгляды разделяла партия тори.
Одновременно консерваторы поддерживали развитие благотворительности, связанной с предоставлением бесплатного жилья, организацией питания и образования для бедных детей.
Либеральное течение.
— свободная конкуренция, неприкосновенность частной собственности, невмешательство государства в экономику (Адам Смит);
— равенство граждан перед законом;
— отмена сословных привилегий.
Либералов поддерживали предприниматели, выступавшие за личную инициативу и преодоление пережитков феодализма. В парламенте идеи либерализма разделяла партия вигов.
Социалистическое течение.
— идея социалистического общества, где все люди равны;
— товарищества трудящихся, обменивающихся необходимой продукцией (Роберт Оуэн);
— введение всеобщего и равного избирательного права, представительство трудящихся в парламенте (Луи Блан);
— анархия (безвластие) — идеальный тип общественного устройства (Жозеф Прудон).
Стр. 94. Итоговые вопросы.
№ 1. Систематизируйте информацию об основных идейных течениях XIX в. в таблице.
Консерваторы | Либералы | Социалисты | |
---|---|---|---|
Социальная база | Представители старой знати, крупные землевладельцы, аристократия, крестьяне, недовольные развитием индустриализации | Предприниматели, банкиры | Рабочий класс |
Основные ценности | Идеал общественного устройства — в порядках прошлого. Отрицание идеалов Просвещения | Личная инициатива, преодоление пережитков феодализма, равенство перед законом | Справедливое социалистическое общество, в котором не будет ни бедных, ни богатых. |
Соотношение интересов личности и общества (государства) | Интересы общества на первом месте. | На первом месте интересы личности | Интересы общества на первом месте. |
Способы совершенствования общества | Активная благотворительность: бесплатное жильё, питание и образование. | Свободная конкуренция, неприкосновенность частной собственности, невмешательство государства в экономику. Выступали за реформы, но допускали революцию | Создание товариществ рабочих, переход управления предприятиями в руки государства |
Партии, идеологи | Тори. Жозеф де Местр, Жан Шарль Симонд де Сисмонди | Виги. Адам Смит, Давид Рикардо, Вильгельм Гумбольдт, Алексис Токвиль, Анри Сен-Симон | Роберт Оуэн, Шарль Фурье, Луи Блан, Жозеф Прудон, Карл Маркс, Фридрих Энгельс |
№ 2. Подготовьте сообщение об одном из идеологов либерального движения в странах Европы в XIX в. (по выбору).
Давид Рикардо родился в 1772 году в Лондоне. В возрасте 14 лет стал работать на Лондонской фондовой бирже у своего отца, маклера Абрахама Рикардо, позднее начал самостоятельную карьеру. В 1799 году увлёкся экономической теорией, прочитав книгу Адама Смита «Богатство народов». В 1814 году Рикардо прекратил активную деятельность и занялся исследованиями в области экономической теории. Главная его работа — «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817). В 1819 году избран членом Палаты общин, в которой поддерживал либерализацию экономики, свободу торговли, сокращение государственного долга. Умер в 1823 году от ушной инфекции.
№ 3. Объясните, кто такие социалисты-утописты. Как соотносились их идеи и социальные эксперименты, проводившиеся в первой половине XIX в.?
Социалистов начала XIX века называют утопистами, поскольку их идеи в то время не могли воплотиться на практике.
Роберт Оуэн, крупный фабрикант, улучшивший условия труда и быта своих рабочих, пришёл к выводу, что основными источниками социальных проблем являются рыночная экономика и частная собственность. Он стремился к обществу, в котором трудящиеся работали бы для удовлетворения своих нужд, обмениваясь необходимыми товарами. Попытки воплотить эти идеи в Великобритании и США привели к разорению Оуэна.
Подобные представления были и у французского мыслителя Шарля Фурье, который верил, что люди в будущем станут образовывать коммуны-фаланги, выбирая работу по вкусу. В центре каждого участка должны находиться огромные дворцы, в которых члены фаланги могли бы трудиться и отдыхать.
№ 4. Охарактеризуйте марксизм как идеологию и политическое движение (предпосылки и время возникновения; социальная база; программные установки; тактика движения). Дайте оценку роли основоположников этого движения.
Развитой версией утопического социализма стал марксизм, разработанный в конце 1840-х годов Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Возникновение марксизма определяется как экономическими и социально-политическими предпосылками, так и теоретическими источниками. Наиболее полно идеи марксизма были описаны в труде «Капитал» Маркса (первый том был издан в 1867 году). Маркс пришел к выводу, что обогащение промышленников сопровождаются ростом бедности пролетариев.
История виделась марксистам в категориях восхождения от первобытно-общинной и рабовладельческой формаций к коммунистической, лишённой внутренних противоречий, социальных и межнациональных конфликтов, войн между народами.
Идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса оказали роль на будущие революционные движения и на ход мировой истории в целом.
№ 5. Объясните, почему стало возможным и какое значение имело создание международных рабочих организаций (Интернационалов) в XIX в.
Для реализации своих идей Маркс и Энгельс занялись политической деятельностью. В 1864 году был создан I Интернационал, установивший связи с профсоюзным движением. Под его влиянием в промышленных странах сложились группы социал-демократов и социалистов, принявших марксистскую теорию. После разгрома Парижской коммуны I Интернационал был запрещён, а в 1876 году распущен в большинстве стран Европы.
В 1889 году был учрежден II Интернационал, ставший координационным центром различных социал-демократических групп. Во многих индустриальных странах появились партии рабочего класса: в Германии (1869), США (1901), Франции (1905), Великобритании (1906).
Социалисты и социал-демократы были избраны в парламенты Германии, Великобритании и Франции, получив возможность легально отстаивать интересы трудящихся.
№ 6. Проведите обсуждение на тему «Пути развития социалистического движения на рубеже XIX—ХХ вв.». В чём заключалось различие взглядов социал-демократов на задачи и тактику борьбы?
1) социалисты-утописты. Задача: построение справедливого общества, в котором не будет богатых и бедных. Тактика: создание коммун или общин, в которых люди смогут заниматься любимым делом и обмениваться необходимой продукцией.
2) анархисты. Задача: устранение государственной власти. Тактика: террор.
3) марксисты. Задача: установление власти и переход к коммунизму. Тактика: законным путем отстаивать интересы трудящихся.
№ 7*. Рассмотрите проблему. Как соотносились национальные идеи и проявления интернационализации в европейском общественном движении во второй половине XIX в.? Кто и в каких ситуациях поддерживал одну или другую тенденцию? Приведите примеры.
Национальные идеи в Европе широко распространились в эпоху Наполеоновских войн. Немецкие мыслители Гердер и Фихте в начале XIX века выдвинули идею об особом германском национальном духе, праве немцев самостоятельно творить свою историю. В крупнейшей колониальной империи Великобритании популярной была идея господства белого человека, изложенная писателем Киплингом. В США сложилось убеждение, что призвание Америки — распространять идеалы свободы и демократии. Однако сторонникам национальных идей не удалось создать свои политические партии.
В отличие от национализации интернационализация ставила на первое место единство рабочих-пролетариев Европы. Под влиянием идей Маркса и Энгельса в Германии, США, Франции и Великобритании появляются партии рабочего класса. Социалисты и социал-демократы были избраны в парламент Германии, Великобритании и Франции.
Раздел IV ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА В СЕРЕДИНЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ В.
Источник
Конспект урока по всеобщей истории для 9 класса на тему «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство»
Конспект учителя истории и обществознания
МОУ СОШ с УИОП № 18 г.о. Орехово-Зуево
Раздел: Всеобщая история 9 класс
Тема: Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство
Тип занятия: изучение и освоение нового материала
Цель занятия: способствовать изучению основных направлений общественной мысли XIX в.
1. Создать условия для рассмотрения специфических черт интеллектуальной жизни Европы XIX в. и определения основных идеологических направлений европейской политики XIX в.
2. Развивать у учащихся способность осмысливать теоретический материал, систематизировать его, выделяя главное, оценивать и сравнивать взгляды представителей разных идейно-политических направлений; развивать умение работать с учебником, с дополнительными источниками, готовить сообщение, составлять таблицы.
3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, патриотических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.
Методическое оснащение занятия: учебник «Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2014. – 304 с., [16] л. ил., карты.; проектор; мультимедийная презентация.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый метод.
Форма организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная.
Форма организации деятельности детей: рассказ, обсуждение, ответы на вопросы, работа с текстом и презентацией.
Новые термины: либерализм, консерватизм, социализм, утопический социализм, марксизм, анархизм.
I. Организационный момент (2 мин.):
— приветствие: Добрый день.
— проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?
(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);
— проверка готовности обучающихся к занятию: Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек на парте;
— настрой обучающихся на работу: Повторяем домашнее задание.
II. Актуализация опорных знаний (15 мин.)
Учитель: На прошлой неделе мы с вами познакомились с представителями искусства XIX в., их творчеством и их ролью в развитии Мировой культуры. А сейчас, давайте проверим ваши знания при помощи презентации. На слайдах презентации вы познакомитесь с заданиями, к которым будут прикреплены знакомые вам с прошлого урока иллюстрации. Ваша задача – ответить на 14 вопросов.
Один из учащихся раздает тетради для проверочных и самостоятельных работ.
Письменный опрос домашнего задания:
(Слайд 3) Задание 1.
Напишите имя автора данных работ: «Портрет королевской семьи Карлоса IV» (1800-1801), «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.» (1814).
Ответ: Франсиско Гойя.
(Слайд 4) Задание 2.
Напишите имя автора данных работ: «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» (1812), «Плот «Медузы»» (1819).
Ответ: Теодор Жерико.
(Слайд 5) Задание 3.
Напишите имя автора данных работ: «Резня на Хиосе» (1824), «Свобода, ведущая народ» (1830).
Ответ: Эжен Делакруа.
(Слайд 6) Задание 4.
Напишите имя этого художника. «Представитель критического реализма в живописи. Он начал как карикатурист, делал для журналов сатирические зарисовки политических деятелей и самого «короля лавочников» Луи Филиппа с головой, похожей на грушу».
Ответ: Оноре Домье.
(Слайд 7) Задание 5.
Напишите имя художника, считавшего целью своей жизни борьбу за новое реалистическое искусство. Его высказывание: «Надо омужичить искусство!». Его работы:
«Дробильщики камней» (1849), «Веяльщицы» (1853).
Ответ: Гюстав Курбе.
(Слайд 8) Задание 6.
Напишите название картины художника Жана Милле (1814-1875). Год ее создания 1857.
Ответ: Сборщицы (собирательницы) колосьев.
(Слайд 9) Задание 7.
Напишите название выставки, организованной по распоряжению Наполена III, где картина Эдуарда Мане (1832-1883) «Завтрак на траве» была осмеяна публикой и обругана газетчиками.
Ответ: выставка «Салон отверженных».
(Слайд 10) Задание 8.
Название картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» послужило поводом к названию нового направления в живописи в 70-х гг. XIX в. Напишите название данного направления в живописи.
(Слайд 11) Задание 9.
Напишите название картины художника Камиля Писсарро, посвященную оживленной жизни в Париже.
Ответ: «Бульвар Монмартр в Париже».
(Слайд 12) Задание 10.
Напишите имя художника данных работ, о котором знаменитый торговец картинами Амбруаз Воллар писал: «Всю жизнь живопись была его единственным удовольствием, единственным вдохновением». Названия картин: «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877), «Девушка с веером» (1881).
Ответ: Огюст Ренуар.
(Слайд 13) Задание 11.
Что связывает художников-постимпрессионистов Сезанна (1839-1906) и Гогена (1848-1903)?
(Слайд 14) Задание 12.
Напишите имя автора данных работ: «Автопортрет. Как художник» (1888), «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889).
Ответ: Винсент Ван Гог.
(Слайд 15) Задание 13.
Напишите имена известных композиторов XIX века.
Ответ: Франц Шуберт, Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси.
(Слайд 16) Задание 14.
Что прославило братьев Огюста и Луи Люмьер?
Ответ: изобретение кино.
Учащиеся сдают тетради для самостоятельных и проверочных работ.
III. Мотивационно-целевой этап (2 мин.)
Учитель: Философов-мыслителей XIX в., как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Куда движется история? Они искали ответы и на проблемы, возникшие с развитием индустриального общества: какими должны быть отношения между государством и личностью, между личностью и церковью, между новыми классами – промышленной буржуазией и наемными работниками, каково отношение к собственности и многие другие.
Почти до конца XIX в. европейские государства не вели войну с бедностью, не проводили социальные реформы, низшие классы не имели своих представителей в парламентах.
В XIX в. в Западной Европе оформились три основных социальных учения. А какие именно, вот об этом мы с вами и поговорим на уроке.
Тема нашего урока «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство»
VI. Изучение нового материала (20 мин.)
Учитель: (Слайд 17) Важными направлениями, благодаря которым, мы познакомимся с социальными учениями XIX в., будут:
1. Определение социального учения.
2. Основные принципы учения.
3. Роль государства в экономической сфере.
4. Роль государства в социальной сфере.
5. Пути решения социально-экономических вопросов.
Начнем мы с социального учения, которое получило название либерализм.
Учитель: ваша задача заключается в том, чтобы, поработав с информацией учебника на стр. 79-80, ответить на эти вопросы и записать ваши ответы в тетради.
Учащиеся работают с учебником, анализируя и записывая нужную информацию.
Учитель: давайте начнем с определения. Что означает термин либерализм?
Учащиеся: Либерализм в переводе с латинского «свободный». Это учение появилось в эпоху Просвещения. В XIX в. идеи либерализма получили дальнейшее развитие, как в теории, так и в практической деятельности ряда политиков.
Учитель: В чем заключаются основные принципы либерализма?
Учащиеся: Главные принципы либерализма – право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел.
Учитель: В чем заключалась роль государства в экономической сфере по мнению либералов?
Ученики: От государства требуется обеспечение свободы частного предпринимательства, минимальное вмешательство в рыночные отношения. Государство должно выполнять роль «ночного сторожа», охраняющего собственность.
Учитель: А должно ли государство, по учению либералов, вмешиваться в социальную сферу общества?
Учащиеся: Нет, не должно. Либералы, отстаивая принцип свободы личности, утверждали, что каждый несет ответственность за собственное благосостояние.
Учитель: давайте обсудим плюсы и минусы данного положения либералов.
Обсуждение в классе данного положения. Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Учитель: А как либералы предлагали решать социально-экономические вопросы?
Учащиеся: Только путем реформ и ни в коем случае — не революций.
Учитель: А чем революция отличается от реформы/реформ?
Учащиеся: Революция (от поздне лат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Реформа (фр. reforme, от лат. reformare — преобразовывать) — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений) при сохранении основ существующего строя.
Учитель: Теперь давайте поговорим о следующем социальном учении – консерватизме. Для этого вам нужно будет поработать с информацией учебника на стр. 80-81. Ответить кратко на те же вопросы.
Учащиеся работают с учебником, анализируя и записывая нужную информацию.
Учитель: Дайте определение термину консерватизм.
Учащиеся: Консерватизм – (от лат. conservatism – охранять, сохранять) – это учение возникло еще в XVIII в.
Учитель: В чем заключались основные принципы данного учения?
Учащиеся: Основные принципы – стремление сохранить старые порядки и традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и т.д.
Учитель: В чем консерваторы видели роль государства в экономической сфере?
Ученики: Консерваторы считали, что государство должно регулировать экономику, если это необходимо для сохранения традиционных ценностей (но без покушения на святое право собственности).
Учитель: А должно ли государство, по мнению консерваторов, вмешиваться в социальную сферу общества?
Учащиеся: В отличие от либералов консерваторы признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, признавали возможность проведения «охранительных» социальных реформ, но только в случае крайней необходимости.
Учитель: А как консерваторы предлагали решать социально-экономические вопросы?
Учащиеся: Консерваторы, так же как и либералы, отрицали революции, но в отличие от них, к реформам относились, как к самой крайней мере.
Учитель: Теперь давайте поговорим о следующем социальном учении – социализме. Для этого вам нужно будет поработать с информацией учебника на стр. 81-85. Ответить кратко на те же вопросы.
Учащиеся работают с учебником, анализируя и записывая нужную информацию.
Учитель: Давайте теперь перейдем к следующему учению – к социализму.
Учащиеся: Социализм — (от лат. socialis — общественный, фр. socialisme) — это учение, ставящее перед собой цель свержения капитализма, построения совершенного общества на идеях справедливости, свободы и равенства.
Учитель: В чем заключались основные принципы данного учения?
Учащиеся: Основные принципы: отмена частной собственности, защита общественных интересов и идей уравнительного коммунизма.
Учитель: Социалисты считали, что государство должно регулировать экономику. Отсутствие частной собственности обязывает государство брать бразды правления экономической сферой в свои руки.
Также сферой влияния государства должна стать и социальная сфера. По мнению социалистов, государство должно обеспечивать предоставление социальных прав всем гражданам.
Социалисты, в отличие от либералов и консерваторов, считали, что преобразования в обществе должны совершаться путем революций.
Учащиеся кратко записывают информацию данную учителем о социализме.
Учитель: (Слайд 18) Обратите внимание на слайд и запишите в тетрадь информацию.
На слайде показаны социалистические течения:
а) учения мыслителей XIX в. (Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн);
б) марксизм (Карл Маркс и Фридрих Энгельс);
в) анархизм (Пьер Жозеф Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин).
Учащиеся записывают информацию со слайда, учитель кратко объясняет значения данных социалистических течений.
а) Учение мыслителей XIX в.
В начале XIX в. возникли учения Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна. Эти мыслители были обеспокоены судьбой разорявшихся ремесленников и рабочих. Они пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, нищеты и вражды между членами общества, где человек будет защищен и уважаем. Их учения называют утопическим социализмом или критическим социализмом. Авторы утопических учений не всегда знали, как изменить общество, но их заслуга заключалась в том, что они подвергали резкой критике старый мир.
Под влиянием социалистических идей и противоречий в обществе Маркс и Энгельс создали новое философское учение об устройстве и о развитии общества, получившее название марксизм. Главные принципы: установление политических свобод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают, обязанность государства регулировать экономику с целью обеспечения социальных прав всех граждан. Учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабочего класса как «могильщика буржуазии», составляет основу марксизма.
Анархизм (от греч. anarchia – безвластие) – одна из разновидностей социализма. Особенности анархизма: вера в хорошие стороны человеческой природы, в возможность общения между людьми, основанного не на насилии и принуждении, а на свободном и любовном отношении друг к другу; убеждение в необходимости уничтожения государственной власти, осуществляющей насилие над личностью.
V. Рефлексия (2 мин.)
Учитель: Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1. Что нового вы узнали на этом уроке?
2. Какое социальное учение и чем вас заинтересовало?
3. Какой материал был трудным, непонятным?
4. Понравился ли вам урок?
5. Что еще нового по этой теме вы хотели бы узнать?
VI. Подведение итогов (2 мин.)
Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.
VII. Домашнее задание (2 мин.): параграф № 9-10, вопросы на стр. 86, ответить на вопросы к историческим источникам на стр. 87-88, по желанию подготовить сообщение о любом представителе социалистического учения.
Источник