- Кишечнополостные как один из типов животных #20
- Общая характеристика и отличительные черты
- Симметрия и размеры кишечнополостных
- Жизненные формы типа кишечнополостные
- Клетки слоев тела
- Клетка эктодермы
- Клетка энтодермы:
- Движение, раздражение и пищеварение кишечнополостных
- Значение, размножение, дыхание и регенерация
- Пресноводный полип гидра
- Морские кишечнополостные
- Гидроидные полипы
- Сцифоидные медузы
- Коралловые полипы
- Технологическая карта урока. Тема: «Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы»
- МБОУ «СШ №37» города Смоленска
- Задание «Характеристика кишечнополостных»
Кишечнополостные как один из типов животных #20
Общая характеристика и отличительные черты
Известно около 10000 видов кишечнополостных, которые образуют три класса: Гидроидные, Сцифоидные (сцифомедузы) и Коралловые полипы. Среда обитания – морские водоемы(за исключением нескольких пресноводных видов). Образ жизни – Свободноживущие (Свободноживущие или прикрепленные формы).
Двухслойные животные – в онтогенезе у них формируется только два зародышевых листка эктодерма и энтодерма.
Отличительные признаки типа: радиальная симметрия тела, двухслойные, две жизненные формы в цикле развития (полип и медуза), дифференцировка клеток и образование тканей, стрекательные клетки, нервная система диффузного типа, полостное пищеварение в кишечной (гастральной) полости.
Симметрия и размеры кишечнополостных
Кишечнополостные имеют радиальную симметрию – через их тело можно провести несколько плоскостей, каждая из которых делит его на две симметричные части. В зависимости от количества таких возможных плоскостей различают четырех-‚ шести- или восмилучевую симметрии. Радиальная симметрия – результат прикрепленного образа жизни.
Размеры тела колеблются от 1 мм до 2 м и более. Тело взрослой формы, как и у зародыша‚ состоит из двух пластов клеток – наружного (эктодерма) и внутреннего (энтодерма), который ограничивает кишечную (гастральную) полость. Эта особенность предопределила одно из названий типа – Кишечнополостные. Гастральная полость сообщается с внешней средой ртом, который окружен щупальцами. Между слоями клеток находится неклеточное студневидное вещество – мезоглея (у медуз и гидроидных полипов) или опорная пластинка, выполняющая функцию внутреннего скелета (у восьмилучевых кораллов). Шестилучевые кораллы и Колониальные гидроидные имеют известковый или роговой наружный скелет.
Жизненные формы типа кишечнополостные
Большинство кишечнополостных в своем цикле развития имеют две жизненные формы: полип и медуза.
Полип – прикрепленная форма, имеющая вид вытянутого мешка. Задний конец тела полипа постоянно или временно фиксируется к субстрату. Кишечная полость у полипа простая, неразветвленная.
Схема строения гидры: А — продольный разрез; Б — участок среза на большом увеличении; В — стрекательные клетки; 1 — щупальца; 2 — рот; 3 — подошва; 4 — эктодерма; 5 — энтодерма; 6 — гастральная полость; 7 — почка; 8 — яйцеклетка; 9 — ядро стрекательной клетки; 10 — свернутая и выброшенная стрекательной нить; 11 — стрекательной капсула; 12 — стрекательной клетка; 13 — железистая клетка; 14 — эпителиально-мускульная клетка энтодермы; 15 — нервная клетка; 16 — эпителиально-мускульная клетка эктодерма; 17 — промежуточные клетки.
Прикрепленные формы могут быть как одиночные (гидра), так и колониальные (морские гидроидные и коралловые полипы). Размножаются полипы как бесполым, так и половым путем.
Медуза – свободноплавающая стадия, имеет форму колокола, зонтика или блюдца, под сводом которого расположен рот, окруженный ротовыми лопастями. По краю купола располагаются щупальца. Плавающие формы всегда одиночные, размножаются только половым путем. Кишечная полость сложная, представлена ветвящимися каналами и полостями.
Клетки слоев тела
Клетки слоев тела дифференцированы по выполняемой функции.
Клетка эктодермы
Эпителлиально-мускульные клетки формируют покровы тела, содержат мышечные волокна, расположенные параллельно продольной оси тела. Выполняют покровную и двигательную функцию.
Пигментные клетки обусловливают окраску тела.
Нервные клетки располагаются под эпителиально-мускульными, имеют звездчатую форму и отростки. Их совокупность образует примитивную нервную систему диффузного типа (нервная сеть). На щупальцах у гидроидных и по краю зонтика у медуз нервные клетки образуют скопления – ганглии.
Стрекательные клетки постоянно обновляются за счет промежуточных клеток. Они содержат капсулу с ядовитой жидкостью, внутри капсулы находится стрекательная нить, на поверхности -чувствительный волосок. Стрекательные клетки отличаются строением стрекательной нити и выполняемой функцией: пробивание покровов, опутывание жертвы, удерживание добычи. Наличие стрекательных нитей у всех кишечнополостных определило другое название типа – Стрекающие.
Промежуточные – мелкие, малодифференцированные клетки, расположены между основаниями более крупных эпителиально-мускульных клеток, участвуют в размножении и регенерации, так как из них могут образовываться любые клетки тела.
Половые (у гидроидных) – яйцеклетки и сперматозоиды. Развиваются в определенные периоды жизненного цикла из промежуточных клеток и обеспечивают половое размножение.
Клетка энтодермы:
Эпителиально-мускульные пищеварительные клетки имеют 2 – 5 жгутиков, способны образовывать ложноножки 1, их мышечные волокна, располагаются перпендикулярно к продольной оси тела. Функции: выстилают гастральную полость, обеспечивают движение тела и внутриклеточное пищеварение.
Железистые клетки вырабатывают и выделяют в кишечную полость пищеварительные ферменты, которые обеспечивают полостное пищеварение.
Нервные. Промежуточные. Половые (у сцифомедуз).
Движение, раздражение и пищеварение кишечнополостных
Движение происходит благодаря сокращению мышечных элементов эпителиально-мускульных клеток наружного и внутреннего слоев тела. Сокращение продольных мышечных волокон клеток эктодермы приводит к укорочению тела и щупалец, сокращение поперечных волокон клеток энтодермы вытягивает тело в длину. У прикрепленных форм наиболее подвижны щупальца, одиночные полипы (гидра) передвигаются «кувырканием», для медуз характерен реактивный способ движения.
Раздражимость обусловлена примитивной нервной системой диффузного типа и осуществляется в виде элементарных рефлексов (в ответ на укол иглой все тело гидры сжимается). Прикрепленные формы кишечнополостных не имеют развитых органов чувств, за исключением осязания. У подвижных форм есть органы зрения (глаза) и равновесия (статоцисты).
Пищеварение. Большинство кишечнополостных активно захватывают пищу щупальцами. Для нападения используют стрекательные клетки, которые парализуют и удерживают жертву. Пища через рот попадает в пищеварительную (гастральную) полость, где и происходит ее переваривание. У медуз рот ведет в «желудок», от которого отходят 4 или 8 радиальных каналов, впадающих в кольцевой канал, расположенный по краю зонтика. Выделение непереваренных остатков пищи происходит через рот. Различают два вида пищеварения: внутриклеточное (за счет эпителиально-мускульных пищеварительных клеток, имеющих жгутики и ложноножки, захватывающие пищевые частицы) и полостное (благодаря ферментам, выделяемым в гастральную полость железистыми клетками).
Значение, размножение, дыхание и регенерация
Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.
Регенерация – восстановление утраченных или поврежденных частей тела – возможна благодаря делению и дифференцировке промежуточных клеток.
Размножение. Большинство представителей раздельнополые, некоторые гидроидные – гермафродиты. Характерно чередование бесполого (почкование и стробиляция) и полового размножения. У примитивных гидроидных оплодотворение яйцеклетки происходит на материнском организме. Развитие прямое. У сцифоидных и морских гидроидных половые клетки выделяются в воду, где и происходит оплодотворение. Развитие с метаморфозом, планктонная подвижная личинка – планула.
- кишечнополостные – компонент пищевой сети мирового океана, они активно участвуют в очищении морской воды;
- коралловые полипы являются основой для формирования уникальных биогеоценозов коралловых рифов, в их «зарослях» поселяются иглокожие, моллюски, черви, рыбы;
- скелет кораллов образует месторождения извести (строительный материал), их используют для изготовления украшений (красный благородный коралл), рифы затрудняют прохождение судов, образуют атоллы (острова);
- медузы объект промысла как пищевой продукт («хрустальное мясо» медузы корнерот)‚ некоторые из них – ядовитые животные (крестовичок, физалия, цианея и др.).
Пресноводный полип гидра
Пресноводный полип гидра обитает в прибрежных зонах пресных водоемов, длина тела около 1 см. Одиночный прикрепленный полип, медузоидная форма и чередование поколений отсутствует. Тело мешковидное, фиксируется к субстрату подошвой. Рот окружен 5 — 12 щупальцами, которые используются для захвата жертвы (гидра – хищник). Тело состоит из двух слоев клеток (эктодермы и энтодермы) и опорной (базальной) мембраны. Клетки эктодермы: эпителиально-мускульные, пигментные, нервные, стрекательные, промежуточные, половые. Клетки энтодермы: эпителиально-мускульные, железистые и нервные. Нервная система диффузного типа, органы чувств – осязание. Гастральная полость не имеет перегородок и каналов, пищеварение полостное и внутриклеточное. Бесполое размножение (почкование) происходит летом (почка состоит из клеток эктодермы и энтодермы). Половое размножение происходит осенью, при наступлении неблагоприятных условий, в эктодерме формируются половые железы, где образуются гаметы (сперматозоиды со жгутиками и амебоидная яйцеклетка), оплолотворение происходит на теле материнской Гидры. При наступлении зимы материнская особь погибает, а весной из оплодотворенной яйцеклетки развивается молодая гидра, развитие прямое.
Морские кишечнополостные
Гидроидные полипы
Гидроидные полипы (обелия). Характерно чередование бесполого и полового поколений. Бесполое поколение (полипы) образует коленки в виде дерева или кустика, прикрепленные к подводным предметам. На ветках колоний нахоцятся отдельные особи (гидранты), они образуются почкованием‚ но не отделяются от общего ствола и ветвей. Пищеварительные полости гидрантов объединяются в общий канал, проходящий через весь ствол и ветви колонии. Все особи колонии покрыты защитной оболочкой ( в виде колпачков), которая образуется эктодермой.
Внешнее строение гидроида и сцифомедузы: А — гидроид обелия; Б — медуза корнерот; 1 — гидрант; 2 — почка; 3 — щупальца; 4 — зонтик; 5 — ротовые лопасти.
Полипы размножаются бесполым путем (отделением частей колонии). Половое поколение – гидроидные медузы –образуются путем почкования как части колонии, а в дальнейшем отделяются от нее и некоторое время ведут свободный образ жизни. Гидроидные медузы похожи на сцифоицных, но имеют более мелкие размеры (до 1 см), более просто устроенные пищеварительные каналы (они не разветвлены). Для них характерны адаптации к активному движению: органы чувств (глазки и статоцисты) и парус – складка эктодермы по краю зонтика, способная к сокращению. Размножение у гидроидных медуз половое (гонады располагаются на нижней поверхности зонтика). Осеменение наружное (половые клетки выделяются в воду), развитие с метаморфозом (личинка – планула).
Сцифоидные медузы
Сцифоидные медузы (корнерот, гонионема, цианея). Обитают только в морях. Форма тела в виде зонтика или купола. На вогнутой поверхности зонтика расположен рот, окруженный ротовыми лопастями, по краю зонтика расположены щупальца. Основную массу тела составляет мезоглея (содержит до 98% воды). Кишечная полость представлена системой сообщающихся каналов (4-8 радиальных ветвящихся и 1 кольцевой). На ротовых лопастях и щупальцах имеется множество стрекательные клеток. По краю зонтика расположены скопления нервных клеток в виде краевого нервного кольца и восьми ганглиев. Характерны органы чувств (равновесия – статоцисты, зрения – глаза), расположенные в видоизмененных щупальцах зонтика – роппалиях. Движение осуществляется реактивным способом за счет выталкивания воды из-под купола при сокращении стенок зонтика.
В жизненном цикле характерно чередование поколений, преобладает половое (медузоидное) поколение, а стадия полипа кратковременная. Медузоидные формы раздельнополые, половые клетки образуются в энтодерме, после оплодотворения образуется зигота, которая превращается в подвижную личинку планулу, из которой формируется полип. Размножение полипа происхолит стробиляцией (упорядоченное поперечное деление полипа на несколько частей), образующиеся эфиры (молодые особи) растут и превращаются в медуз.
Коралловые полипы
Коралловые полипы (актиния, роговой коралл, красный благородный коралл). Обитают в тропической части Мирового океана (при температуре не ниже 20 °С и солености 3,5 %). Имеют крупные размеры. Редко одиночные (актиния), чаще колониальные формы. Рот окружен либо восьмью щупальцами (восьмилучевые кораллы), либо числом щупальцев, кратным шести (шестилучевые кораллы). Кишечная полость разделена перегородками (септы). Мышечные клетки обособляются, образуя сплошной слой. У большинства видов хорошо развит скелет (роговой или известковый): наружный, образующийся за счет клеток эктодермы, или внутренний, образующийся в мезоглее. В цикле развития отсутствует медузоидная форма и чередование поколений. Размножение бесполое (почкование) и половое. Раздельнополые, половые клетки образуются в энтодерме, развитие прямое или с метаморфозом (личинка – планула). Колониальные формы являются рифообразователями, образуют береговые рифы, которые со временем могут превращаться в барьерные и кольцевые рифы (атоллы – коралловые острова с лагуной внутри).
Источник
Технологическая карта урока. Тема: «Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы»
Технологическая карта урока. Тема: «Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы».
Горчанинова Л.Ф., учитель биологии
МБОУ «СШ №37» города Смоленска
Аннотация. Технологическая карта разработана для 7 класса. Включает в себя групповую, парную и индивидуальную работу обучающихся, с последующим представлением результата работы перед одноклассниками.
Цель: изучение внешнего и внутреннего строения, систематики кишечнополостных животных.
познакомить обучающихся с общей характеристикой типа Кишечнополостные;
изучить особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных; показать особенности строения клеток эктодермы (наружного слоя) и энтодермы (внутреннего слоя);
познакомиться с систематикой кишечнополостных;
сформировать понятие о лучевой симметрии.
выявить общие черты организации; на примере гидроидных и сцифоидных рассмотреть особенности размножения; доказать родство одноклеточных и многоклеточных.
развитие познавательного интереса
развитие памяти и мышления;
развитие творческих способностей.
формировать научного мировоззрения;
воспитывать трудолюбие и дисциплинированность;
воспитывать самостоятельность в принятии решения проблемы, умение отстаивать свои взгляды;
воспитание бережного отношения к природе;
Планируемые результаты обучения:
— формирование целостных представлений о живой природе и роли живых организмов в ней;
— формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности кишечнополостных на примере гидры;
— освоение навыков использования методов биологического исследования — наблюдение и описание мест обитания гидры, образ жизни, внешнее и внутреннее строение, питание, передвижение, дыхания, размножения;
— определение клеток и их функций внешнего и внутреннего слоя тела гидры;
— знание свойств кишечнополостных: раздражимость и регенерация;
— сформировать умение понимать смысл биологических терминов: кишечнополостные, кишечная полость, лучевая симметрия, эктодерма, энтодерма, мезоглея, клетки: эпителиально-мускульные, нервные, промежуточные, стрекательные, железистые, пищеварительно-мускульные, почкование, половые клетки, регенерация, раздражимость.
— анализировать полученную информацию о кишечнополостных
— развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее;
— развитие навыков самостоятельного приобретения знаний;
— преобразовывать информацию из одной формы в другую.
— развитие мотивации к обучению и познанию;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности.
— осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов;
— осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов;
— формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
— сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
— сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
— с формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат
— сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);
— с формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
— сформировать умение слушать и понимать речь других людей;
— сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Тип урока: у рок изучение нового материала и первичного закрепления знаний;
Средства обучения: проектор, компьютер, видеофильм, магнитная доска, схема строения гидры, опорные слова.
Влажный препарат «медуза», скелеты коралловых полипов, лупы, таблицы «Тип кишечнополостные», «Морские губки и кишечнополостные». Видеофильм «Многообразие кишечнополостных и размножение кораллов».
Микроскоп, препараты гидры, карточки индивидуальных заданий, физическая карта с изображением Большого Барьерного рифа, компьютер.
Приветствие учителя, организация рабочего места и настрой на учебную деятельность. Подают дневник посещаемости
Приветствие и наблюдение за обучающимися.
Проверяет готовность ребят к уроку, создает позитивную атмосферу. Отмечает отсутствующих
Личностные: осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности.
Регулятивные: умение организовать свою деятельность.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.
Актуализация. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели урока.
На прошлых уроках мы познакомились с представителями подцарства Простейшие, а сегодня на уроке мы продолжим изучать царство животных и познакомимся уже с представителями подцарства Многоклеточные. Для того чтобы выяснить, каких животных мы будем изучать, вам нужно разгадать разгадайте ребус или кроссенс
Работаем в паре. 1 ряд решает ребус. 2-й ряд- кроссенс, 3-й выбирает 1 или 2 задание.
Задание: 1) 1 и 2; 2)Уменьшительное слово 3,4,5
3)1и2 буква; 4) что изображено
Итак, мы определили с вами каких животных будем изучать.
В тетрадь записываем:
Тема урока : «Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность кишечнополостных».
Давайте определим цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных, познакомиться с разнообразием кишечнополостных.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока и задачи урока.
Проводит беседу по смысловому значению темы урока с постановкой проблемных вопросов. Задавая вопросы обеспечивает повторение изученного материала и устанавливает связь с новой темой. Выводит класс на формулирование темы, цели урока и постановку учебных задач.
Личностные: положительное отношение к процессу познания, желание изучать новое.
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цель и задачи.
Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Коммуникативные: построение речевых высказываний.
Изучение нового материала
На доске план изучения темы:
3.Систематика (работа по группам)
5).Сообщение о Трамбле
По 1-2 вопросу видео сюжет с последующим обсуждением
Вопросы для обсуждения:
местообитания (пресноводные водоемы, моря, океаны)
размеры, форма тела, симметрия тела (1мм-30м), цилиндрическая, лучевая
способ питания (захват пищи щупальцами)
образ жизни (малоподвижный, прикрепленный, хищники)
По 1-2 вопросу учебник стр25-26
Индивидуальная работа по изучению строения гидры.
Задание: озаглавьте таблицу, составьте и заполните графы.
Обсуждение результатов фронтально.
5. Особенности жизнедеятельности гидры
Обсуждение результатов (фронтально и записать в тетрадь)
1) Питание: внутриполостное и внутриклеточное;
2) Выделение: непереваренные части удаляются через рот;
3) Дыхание: всей поверхностью тела растворенным в воде кислородом — сходство с простейшими ;
4) Размножение: бесполое (почкование), половое (с помощью половых клеток); гермафродиты — организмы, совмещающие в себе признаки и женского и мужского пола.
По 3 вопросу работаем в группах по 5 человек
Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.
(Выступление ученика о работах А. Трамбле) — о чем идет речь?
Характерные особенности кишечнополостных
— 2 слоя клеток (эктодерма, энтодерма)
-клетки тела специализированы
— размножение: бесполое и половое
— высокая регенеративная способность
-дыхание осуществляется всей поверхностью тела
1. Затрудняют судоходство
2. Образуют известь
3. Строительный материал
4. Шлифовка и полировка изделий
6. Ювелирные изделия
7. Употребляют в пищу
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют и преобразуют полученную информацию, составляют таблицу, оформляют результаты работы. Работают в группах, обсуждают вопросы, которые возникли в ходе выполнения задания. Делают выводы.
Проводит беседу с постановкой проблемных вопросов, консультирует, проводит обобщение. Организует работу в группах, контролирует правильность выполнения заданий, организует обсуждение результатов работы, отмечает активность работы обучающихся.
Личностные: выполнение предложенной работы ее представление, личная ответственность за общий результат; самоопределение и мотивация к сотрудничеству, понятие ответственности за результат работы. Оценка личных результатов работы.
Регулятивные: удерживание цели деятельности до получения ее результата, оценка весомости приводимых рассуждений, восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи, планирование решения учебной задачи, выстраивание алгоритма действий, корректировка и оценка личных и коллективных результатов.
Познавательные: актуализация и анализ знаний для связи с новым, расширение биологических знаний, воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, презентация информации, интерпретация учебного материала, развитие грамотной монологической речи.
Коммуникативные: распределение обязанностей в группах, планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, выступление перед классной аудиторией, вступление в диалог, постановка вопросов.
У пресноводной гидры, медузы и кораллового полипа
1)тело состоит из двух слоев клеток
2)каждая клетка выполняет все функции живого организма
4) тело имеет лучевую симметрию
5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки
6 ) во внутреннем слое располагаются стрекательные клетки.
Задание 2.(Самостоятельно). Смотри приложение
Задание 3.( Самостоятельно). Смотри приложение
Задание 4 .Взаимопроверка.
Оценивают работу, соотнося цели урока и его результат.
Проводит анализ достижений целей урока, дает оценку успешности работы. Оценивает результаты работы обучающихся, выставляет оценки.
Личностные: рефлексия собственных результатов, осознание себя как члена коллектива.
Регулятивные: оценка и сравнение результатов работы, итоговый контроль деятельности, оценка собственной учебной деятельности.
Познавательные: осознание метода построения нового знания, анализ, сравнение, сопоставление, умение аргументировать результаты работы.
Коммуникативные: комментирование выступления других людей, построение речевых высказываний.
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: саморегуляция; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Наше путешествие в страну кишечнополостных животных подходит к концу. Давайте теперь ответим на вопросы, которые были заданы в начале урока? (ответы учащихся).
— Достигнуты ли цель и задачи урока?
Продолжите любое высказвание:
— Я узнал (а)…
— Меня удивило…
— Работая в группе, я …
— Мне трудно представить, что…
Самооценка работы на уроке.
Оценивает работу всего класса. Организует и проводит рефлексию.
Анализируют выполнение цели и задач урока
Спасибо за активную работу на уроке!
2.Составить «Синквейн» слова гидра 1 строка – 1 существительное (тема)
2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка – предложение (отношение к теме)
строка – 1 слово-резюме (синоним темы)
3. пройти онлайн тестирование
Записывают домашнее задание
Объясняет алгоритм выполнения домашнего задания
Таблица. Заполняют обучающиеся
В основании клетки располагается сократительное мускульное волоконце.
Защита от повреждений, изменение положения тела
Имеют чувствительный волосок, стрекательную капсулу с ядом, спирально свернутую стрекательную нить.
Защита от хищников.
Звездчатой формы, с отростками, образуют нервную сеть.
Передача возбуждения к кожно-мускульным и другим клеткам.
Способны к делению и превращению в другие виды клеток. Участие в процессе регенерации.
Крупные, вытянутые, имеют мускульные волоконца, жгутики, образуют ложноножки.
Перемещение пищи в кишечной полости, внутриклеточное переваривание пищевых частиц.
Выделяют пищеварительный сок в кишечную полость.
Задание «Характеристика кишечнополостных»
Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных –
Кишечнополостные относятся к подцарству Простейшие.
Кишечнополостные относятся к подцарству Многоклеточные .
Имеют двустороннюю симметрию тела.
Имеют радиальную симметрию тела.
Исключительно водные животные.
Есть сухопутные виды.
Имеют эктодерму, энтодерму и неклеточную мезоглею.
Имеют эктодерму, энтодерму и мезодерму.
Появляется нервная система диффузного типа.
Появляется нервная система лестничного типа.
Появляется дыхательная система.
Появляется выделительная система.
Имеют кишечную полость.
В пищеварительной системе только ротовое отверстие.
В пищеварительной системе ротовое и анальное отверстие.
Появилось кишечнополостное пищеварение.
Сохранилось внутриклеточное пищеварение.
Характерно наличие стрекательных клеток.
Есть колониальные формы.
Для большинства характерны две основные жизненные формы: полип и медуза.
Ответы. Задание 4. 1 – нет. 2 – да. 3 – нет. 4 – да. 5 – да. 6 – нет. 7 – да. 8 – нет. 9 – да. 10 – нет. 11 – да. 12 – нет. 13 – нет. 14 – нет. 15 – да. 16 – да. 17 – нет. 18 – да. 19 – да. 20 – да. 21 – да. 22 – да.
Приложение №3. Вопросы по фильму
1. К каким классам относятся животные, которых вы увидели в этой части фильма?
2. На какой стороне тела находится у медузы рот?
3. Каким образом передвигаются медузы?
1) выбрасывают воду из кишечной полости через ротовое отверстие
2) выбрасывают воду из-под купола колоколообразного тела
3) благодаря движениям щупалец, расположенных по краям тела
4. Как называют способ передвижения медузы?
5. Назовите класс, к которому относят колониальный полип физалию — «португальский кораблик».
3) коралловые полипы
6. Какие типы экологических взаимоотношений существуют между живыми организмами? Привести примеры.
7. Какие клетки кишечнополостных убивают свою жертву?
8. Что общего вы увидели в размножении представителей двух классов?
9. Какой самый большой коралловый риф?
10. Какие существуют способы размножения кораллов?
11. Назовите геометрическую фигуру, на которую по своей форме похожи атоллы — острова, образованные колониальными рифами:
12. Какие условия необходимы для размножения и развития кораллов?
13. Каковы особенности строения актинии, позволяющие ей добывать пищу?
14. В чем сходны среды обитания актинии, коралловых полипов, медуз и в чем их отличие?
15. Какие признаки доказывают, что все эти животные, которых вы увидели кишечнополостные?
Источник