- Урок по теме: «Табличное решение логических задач» 5 класс план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Решение логических задач табличным способом для 5 кл
- Просмотр содержимого документа «Решение логических задач табличным способом для 5 кл»
- «Табличное решение логических задач» (занятие по внеурочной деятельности, 5 класс)
Урок по теме: «Табличное решение логических задач» 5 класс
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
Цели урока:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;
- закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц;
Ход урока
- Организационный момент.
На предыдущем уроке мы с вами уже решали логические задачи с помощью построения таблиц. Сегодня мы продолжаем изучение этой темы. Но вначале сверим ответы к задачам из домашнего задания и разберем решение этих задач.
- Проверка домашнего задания.
- Закрепление материала. Решение задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tabl_reschenie_zadach.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Табличное решение логических задач»
5 класс (второй урок)
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;
- закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц;
На предыдущем уроке мы с вами уже решали логические задачи с помощью построения таблиц. Сегодня мы продолжаем изучение этой темы. Но вначале сверим ответы к задачам из домашнего задания и разберем решение этих задач.
- Проверка домашнего задания.
- Закрепление материала. Решение задач.
- Разминка (у каждого ученика на столе карточки с задачами, демонстрируется 2 – 7 слайды презентации)
Задача1 . Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос имеет каждый из беседующих?
Ответ: Белокуров — рыжий, Чернов — белокурый, Рыжов — брюнет
Задача2 . Александр, Борис, Виктор и Григорий – друзья. Один из них – врач, другой – журналист, третий – спортсмен, а четвёртый – строитель. Журналист написал статьи об Александре и Григории. Спортсмен и журналист вместе с Борисом ходили в поход. Александр и Борис были на приёме у врача. У кого какая профессия?
Ответ: Александр — спортсмен, Борис — строитель, Виктор – журналист, Григорий – врач.
Задача3 . В кругу сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей. Известно, что:
- Иванов не Алексей и не Андрей;
- Сергей сидит между Марковым и Тимофеем;
- Карпов не Сергей и не Алексей;
- Петров сидит между Карповым и Андреем.
Назовите имя и фамилию каждого.
Ответ: Андрей Марков, Сергей Иванов, Тимофей Карпов, Алексей Петров
Задача 4 . На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Ася, Катя, Галя и Нина. Девочка в зелёном платье (не Ася и не Катя) стоит между девочкой в голубом платье и Ниной. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Катей. Какого цвета платье было надето на каждой из девочек?
Ответ: Галя – в зелёном, Катя – в голубом, Ася – в белом, Нина – в розовом.
Задача 5 . Учащиеся школы решили организовать инструментальный ансамбль. Михаил играет на саксофоне. Пианист учится в 9 классе. Ударника зовут не Валерием, а ученика 10 класса зовут не Леонидом. Михаил учится не в 11 классе. Андрей – не пианист и не ученик 8 класса. Валерий учится не в 9 классе, ударник — не в 11. Леонид играет не на контрабасе. На каком инструменте играет Валерий и в каком классе он учится?
Ответ: Валерий играет на контрабасе и учится в 11 классе.
- Решение задач. Самостоятельная работа. (у каждого ученика на столе карточки с задачами, демонстрируется 8 – 12 слайды презентации. Первый, кто верно решил задачу получает 1 логик за задачу)
В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофёр старше Сергея; Николай и слесарь занимаются боксом; электрик – младший из друзей; по вечерам Антон и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессию каждого из друзей.
Источник
Решение логических задач табличным способом для 5 кл
Разработка содержит 7 логических задач разного уровня сложности, приведены ответы
Просмотр содержимого документа
«Решение логических задач табличным способом для 5 кл»
Решите логические задачи табличным способом
Три девочки — Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов.Какие цветы вырастила каждая из девочек?
Ответ: Роза выращивает анютины глазки, Маргарита — розы, Анюта — маргаритки.
Задача 2. Определите профессию
В отделении Сбербанка работают: кассир, контролер и заведующий. Их фамилии: Борисов, Иванов и Сидоров. Кассир не имеет ни братьев, ни сестер и меньше всех ростом. Сидоров женат на сестре Борисова и ростом выше контролера. Назовите фамилии кассира, контролера и заведующего.
Ответ: Борисов — контролер, Иванов — кассир, Сидоров — заведующий.
В туристический лагерь приехали три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов; отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. У кого какая фамилия?
Ответ: Миша Иванов, Володя Семёнов, Петя Герасимов
В течение последних четырех лет Алексеев, Фомин, Дементьев и Иванов получали очередной отпуск в мае, июне, июле или в августе. Причем, если один из них отдыхал в мае, то другой — в июне, третий – в июле, а четвертый – в августе. Каждый их них получал отпуск в эти четыре года в разные месяцы. Так в первый год Дементьев отдыхал в июле, во второй год – в августе. Алексеев во второй год отдыхал в мае, Иванов в третий год – в июне, а Фомин в четвертый год – в июле.
Кто в каком месяце отдыхал в каждом из этих четырех лет?
Три друга – спортсмена — Алеша, Вася и Сережа – учились в одном классе. Каждый из них увлекался двумя видами спорта из следующих шести: футбол, волейбол, баскетбол, теннис, плавание и велоспорт. Известно, что:
все трое – Сережа, теннисист и пловец ходят из школы домой вместе,
пловец и футболист – соседи по дому,
Алеша самый старший из троих, а теннисист старше велосипедиста,
Наиболее интересные спортивные передачи по телевизору все трое – Алеша, велосипедист и волейболист – смотрят вместе.
Выясните, кто каким спортом увлекается.
Алеша – баскетбол и плавание,
Вася – волейбол и теннис,
Сережа – футбол и велоспорт.
После традиционного вечера встречи с бывшими выпускниками школы в стенгазете появилась заметка о трех бывших учениках школы. В этой заметке было написано, что Иван, Борис и Андрей стали учителями. Теперь они преподают разные дисциплины: один – математику, второй – физику, третий – химию. Живут они тоже в разных городах: Минске, Витебске и Харькове. В заметке было еще написано, что первоначальные их планы осуществились не полностью: Иван работает не в Минске, Андрей – не в Витебске; житель Минска преподает не математику, Андрей преподает не физику. Повезло только жителю Витебска: он преподает любимую им химию. Кто есть кто?
Иван – химик — Витебск
Борис — физик — Минск
Андрей — математик – Харьков
Арташ, Отар, Гурам и Сурен занимаются в разных спортивных секциях. Один из них играет в баскетбол, другой – в волейбол, третий – в футбол, четвертый – в теннис. У них различные увлечения: один из них любит кино, другой – театр, третий – эстраду, а четвертый – цирк. Арташ не играет ни в волейбол, ни в баскетбол. Отар играет в футбол и любит театр. Сурен не играет в волейбол. Тот из ребят, кто играет в волейбол, любит ходить в кино, а тот, кто играет в баскетбол, не любит цирк. Какое у каждого из них увлечение, и каким видом спорта занимается каждый?
Ответ: Арташ – теннис – цирк, Отар – футбол – театр,
Гурам – волейбол – кино, Сурен – баскетбол – эстрада.
На математическую олимпиаду в город Киров поехало четыре девятиклассника: Лева, Коля, Миша и Петя. В первый день они решили позавтракать в разных местах: один пошел в кафе, другой – в столовую, третий – в закусочную, четвертый – в буфет. После завтрака они снова собрались вместе. Разговор, естественно, зашел о том, кто как позавтракал. Выяснилось, что все они пили разные напитки, так как в каждом из этих мест, где они завтракали, оказалось в наличии только по одному напитку: в одном месте – только кофе, в другом – только молоко, в третьем – только ряженка, в четвертом – только чай. В буфете, например, было только молоко, а в столовой не было ряженки. Петя рассказал, что он был в столовой, но пил там не чай. Лева рассказал, что он пил ряженку, а Миша сказал, что он не был ни в закусочной, ни в буфете. Выяснит,е кто из ребят, где завтракал и что пил?
Источник
«Табличное решение логических задач» (занятие по внеурочной деятельности, 5 класс)
Выбранный для просмотра документ Задачи для решения в группах2.docx
Задача 1.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании. На вопрос, какие места они заняли, они ответили:
1) «Коля не занял ни первое, ни четвертое места».
2) “Боря занял второе место”.
3) “Вова не был последним”.
Какое место занял каждый мальчик?
Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай». Помоги Ивану – царевичу разобраться, где какая жидкость.
Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой — физиком, а третий — юристом. Один увлекся туризмом, другой — бегом, третий — регби.
1. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист.
2. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
3. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия?
Задача:
В пещере старый пират разложил свои сокровища в 3 цветных сундука, стоящих вдоль стены: в один — драгоценные камни, а в другой — золотые монеты, а в третий — оружие. Он помнит, что:
— красный сундук правее, чем драгоценные камни
— оружие правее, чем красный сундук.
В сундуке какого цвета лежит оружие, если зелёный сундук стоит левее, чем синий?
Задача:
В пещере старый пират разложил свои сокровища в 3 цветных сундука, стоящих вдоль стены: в один — драгоценные камни, а в другой — золотые монеты, а в третий — оружие. Он помнит, что:
— красный сундук правее, чем драгоценные камни
— оружие правее, чем красный сундук.
В сундуке какого цвета лежит оружие, если зелёный сундук стоит левее, чем синий?
Задача:
В пещере старый пират разложил свои сокровища в 3 цветных сундука, стоящих вдоль стены: в один — драгоценные камни, а в другой — золотые монеты, а в третий — оружие. Он помнит, что:
— красный сундук правее, чем драгоценные камни
— оружие правее, чем красный сундук.
В сундуке какого цвета лежит оружие, если зелёный сундук стоит левее, чем синий?
Задача:
В пещере старый пират разложил свои сокровища в 3 цветных сундука, стоящих вдоль стены: в один — драгоценные камни, а в другой — золотые монеты, а в третий — оружие. Он помнит, что:
— красный сундук правее, чем драгоценные камни
— оружие правее, чем красный сундук.
В сундуке какого цвета лежит оружие, если зелёный сундук стоит левее, чем синий?
Выбранный для просмотра документ Презентация3.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Решите анаграммы ЦАТИБАЛ ЧААДАЗ КИГОЛА
Вставьте недостающее число 12 15 16 11 8 10 7 ?
Расскажи о таблицах, которые ты часто используешь
Что общего у всех этих таблиц? Как они устроены? Заголовок Ячейка Строки Столбцы
Решение задач с помощью таблицы Таблицу целесообразно использовать,если в процессе решения необходимо установить соответствие между элементами двух или нескольких различных множеств. (смотрим фильм)
Табличное решение логических задач муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38 г.Томска Томск 2015 учитель информатики Рычкалова Татьяна Александровна
Итак, можно выделить Пять простых шагов на пути поиска решения логических задач. 1. Составляйте таблицу, так как в таблице удаётся учесть все возможные варианты. 2. Внимательно читайте каждое утверждение, так как в каждом содержится что-то такое, что позволит вам исключить хотя бы один из вариантов. 3. Старайтесь отыскать ключевое утверждение, оно поможет развязать весь клубок. 4. После того как вы сравнили все утверждения и исключили из них те, невероятность которых была на поверхности, сравните утверждения между собой, установите связи и противоречия. 5. Решение можно найти простым методом последовательных исключений. Чем больше будете тренироваться, тем лучше у вас это будет получаться. А теперь за дело.
Задача Три клоуна Бим, Бам и Бом вышли на арену в красной, зеленой и синей рубашках. Их туфли были тех же цветов. У Бима цвета рубашки и туфель совпадали. У Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зеленых туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны?
Решение: Составим таблицу, в столбцах которой отметим возможные цвета рубашек и туфель клоунов (буквами К, З и С обозначены красный, зеленый и синий цвета). Будем заполнять таблицу, используя условия задачи. Туфли Бама зеленые, а рубашка не является зеленой. Ставим знак + в клетку 2-й строки и 5-го столбца, и знак — в клетку 2-й строки и 2-го столбца. Следовательно, у Бима и Бома туфли уже не могут быть зелеными, так же как не могут быть туфли Бама синими или красными. Далее, туфли и рубашка Бома не являются красными, отметим соответствующие ячейки таблицы знаком – . Из таблицы, заполненной на этом этапе, видим, что красные туфли могут быть только у Бима, а, следовательно, туфли Бома — синие. рубашка рубашка рубашка туфли туфли туфли Бим + — — Бам — — + — Бом — — — + к з с к з с
Цвет рубашки Бима совпадает с цветом его туфель и является красным. Теперь легко устанавливается владелец зеленой рубашки — Бом. Бам, в таком случае, одет в рубашку синего цвета. Мы полностью заполнили таблицу, в которой однозначно устанавливаются цвета туфель и рубашек клоунов (см. табл. 2): Бим одет в красную рубашку и красные туфли, Бам в синей рубашке и зеленых туфлях, Бом в зеленой рубашке и туфлях синего цвета. Бим одет в красную рубашку и красные туфли, Бам в синей рубашке и зеленых туфлях, Бом в зеленой рубашке и туфлях синего цвета. Ответ: рубашка рубашка рубашка туфли туфли туфли Бим + — — + — — Бам — — + — + — Бом — + — — — + к з с к з с
Работа в группах
Компьютерный практикум: Электронная тетрадь по информатике, раздел задания 150-155
Рефлексия Я МЫ ДЕЛО
Спасибо За Урок! Молодцы!
Сравнение текстовой и табличной форм представления информации Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат был найден в Индии в XVII веке. «Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке Самые крупные алмазы «Куллинан» «Эксцельсиор» «Звезда Сьерра-Леоне» «Великий Могол» «Алмаз Победы»
Список использованной литературы: Информатика. Учебник для 5 класса, Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, М.: Бином, Лаборатория знаний, 2014 2. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса, Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, М.: Бином, Лаборатория знаний, 2014 3. Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы. Т.Б. Анфимова, М.: Илекса, 2015 4. Занятия математического кружка, 5 класс. Е.Л.Мардахаева, М.: Мнемозина, 2012
Выбранный для просмотра документ Ур. Табличное решение логических задач.docx
Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 5 класс. ФГОС.
Табличное решение логических задач.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных умений, информационно-коммуникационные, групповой работы.
Планируемые образовательные результаты:
Освоить табличный способ решения логических задач
Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осознавать уровень и качество усвоения результата.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и выводы, строить логические цепочки рассуждений, сравнивать, анализировать, делать выводы, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
предметные – умение представлять информацию в табличной форме;
метапредметные – формирование основ ИКТ — компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;
личностные – воспитание чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Решаемые учебные задачи:
1) акцентировать внимание учащихся на достоинствах табличной формы представления информации;
2) дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;
3) формировать умение решать логические задачи с помощью таблиц.
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
— формирование навыков самоорганизации
— формирование навыков письма
— Расскажи о таблицах, которые ты часто используешь.
— Как устроена таблица?
-Сравни текстовую и табличную форму представления информации. Какая нагляднее? Объясни. Задание 121 стр. 96 преобразование текстовой информации в табличную. Выводы.
— вспоминают таблицу умножения, таблицу погоды, таблицы по русскому языку и другие;
— смотрят на рисунок, называют основные элементы таблицы;
— сравнивают текст и таблицу, делают вывод о том, что таблица нагляднее т.к. содержит много информации в сжатом виде.
— развитие грамотной речи, памяти
Формулирование темы и целей урока
— Реши математическую задачу. Запиши решение по действиям ( работа с интерактивной доской): садовнику нужно огородить прямоугольную клумбу с помощью 42 – х метрового мотка проволоки. Есть 2 варианта:
длина клумбы 17 м, ширина 5 м
длина клумбы 11 м, а ширина 10 м.
Какой из этих вариантов должен выбрать садовник, чтобы ему хватило проволоки?
— Математические задачи можно легко решить по действиям. А как решать логические задачи?
— учитель подсказывает: а может использовать таблицу?
— Если мы будем решать логическую задачу с помощью таблицы, то и темой нашего урока будет:
— Назови цель урока:
— вычисляют периметры прямоугольников
1) (17 +5) * 2 = 44 м.
— видят, что периметр второго прямоугольника равен 42 метрам и делают вывод, что садовник выберет 2 вариант.
— дети затрудняются ответить;
— «Табличное решение логических задач»
— научиться решать логические задачи с помощью таблиц.
— развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка
— развитие логического мышления
— формирование представлений о способах решения логических задач с помощью таблиц
-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления.
Практическая работа по решению логической задачи табличным методом
Задача на слайде
Рисуют таблицы, анализируют, заполняют
Работа с таблицей, анализ данных
Закрепление материала через работу в группах, проверка.
Рисуют таблицы, анализируют, заполняют
— умение работать в группах,
— развитие диалогической речи
— формирование умений преобразовывать текстовую форму в табличную, при этом, решая логические задачи.
Выполни задание на компьютере
Работа с файлом «Логические рассуждения»
Итоги урока, рефлексия
Можете ли вы назвать тему урока?
— Вам было легко или были трудности?
— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
— Какое задание было самым интересным и почему?
Источник